Напоминание

"В стране правильной речи"


Автор: Мельник Наталья Владимировна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБОУ "Школа №1 имени В.И. Муравленко"
Населённый пункт: город Муравленко
Наименование материала: Программа внеурочной деятельности
Тема: "В стране правильной речи"
Раздел: начальное образование





Назад




МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Программа внеурочной деятельности

«В стране правильной речи»

1-4 класс

МБОУ «Школа №1 имени В.И. Муравленко»

Учитель-логопед: Мельник Н.В.

2019-2020 учебный год

Программа внеурочной деятельности

«В стране правильной речи»

Направление программы: общеинтеллектуальное.

По учебному плану МБОУ «Школа №1 имени В.И. Муравленко» на изучение программа

внеурочной деятельности «В стране правильной речи» в 1-4 классе отводится 4 часа в неделю

(33 часа в год в 1 классе, 34 часа во 2, 3, 4 классах). Программа рассчитана на 4 года занятий с

детьми 6,5-11 лет.

Целью данной программы является создание условий и предпосылок для успешного

обучения в начальной школе.

Основные задачи курса:

1)

поддерживать и развивать интерес к русскому языку, используя для этого яркий

эмоциональный материал, разнообразные формы и приёмы работы;

2)

активизировать и закреплять программный материал, создавая для этого новые

ситуации общения;

3)

создавать во внеклассной работе условия для слушания правильной русской речи;

4)

обогащать

память

учащихся

новыми

словами,

грамматическими

формами

конструкциями;

5)

формировать

навыки

внеклассного

чтения,

подготавливая

учащихся

к

самостоятельному чтению русских книг;

6)

осуществлять

идейное,

нравственное,

эстетическое

воспитание

младших

школьников в разнообразных внеклассных мероприятиях, будить их творческое

воображение.

Педагогические принципы, обеспечивающие реализацию программы:

использование привычных форм деятельности (игровых), доступность обучающих задач

и постепенный характер их усложнения;

поддержание доброжелательного психологического климата на занятиях;

личностно-деятельный подход к организации занятий;

оптимальное сочетание форм занятий – индивидуальной, парной, групповой в рамках

фронтальной.

Методы занятий игровой, репродуктивный с постепенным смещением акцентов в

сторону творческого продуктивного метода.

Виды деятельности: игровая, познавательная, проблемно-целостное общение.

Методическое обеспечение программы состоит в основном из готовых игровых пособий,

обладающие целым рядом несомненных достоинств, позволяющих широко применять

данный материал в практике педагога.

I. Пояснительная записка

Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы

невозможно без интереса детей к учебе. Строгие рамки урока и насыщенность программы

не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство русского языка,

раскрыть многие его “тайны”. В этом случае на помощь приходит программа внеурочной

деятельности «В стране правильной речи», являющийся закономерным продолжением

урока, его дополнением. Программа курса составлена в соответствии с требованиями

Федерального

государственного

образовательного

стандарта

начального

общего

образования.

Включение элементов занимательности является обязательным для занятий с младшими

школьниками. Вместе с тем широкое привлечение игровых элементов не должно снижать

обучающей, развивающей, воспитывающей роли занятий по программе «В стране

правильной речи».

В отборе материала к занятиям необходимо ориентироваться на связи с программным

материалом, учитывая необходимость осуществления преемственности между начальным

и средним звеном.

Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен,

неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для

формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В

процессе изучения грамматики школьники могут увидеть “волшебство знакомых слов”;

понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к курсу

«В стране правильной речи», должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои

знания, совершенствовать свою речь.

Знание создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего

владения, словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое

внимание на занятиях «В стране правильной речи», следует обращать на задания,

направленные на развитие устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них

чувства языка. Воспитательные возможности учебного предмета будут реализованы в

большей мере, если усилить работу по воспитанию у младших школьников этических

норм речевого поведения.

Работу по воспитанию этики общения целесообразно вести с младшими школьниками,

начиная с первого года обучения. Для этого на занятиях необходимо использовать

ролевые игры. Работу по воспитанию правильного речевого поведения целесообразно

проводить на всех занятиях. Кроме того, программа «В стране правильной речи»,

позволяет работать не только над фонемами, частями речи, но и развитием правильной

речи.

Содержание и методы обучения программы «В стране правильной речи», содействуют

приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на

уроках, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения.

Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые

элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки,

физкультминутки,

рифмовки,

считалки,

ребусы,

кроссворды,

головоломки,

грамматические сказки. Дидактический материал в большинстве своем дается в

стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию. Все

это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной

язык.

Особенности программы «В стране правильной речи»:

1 класс - «Путешествия по Стране Слов»;

2 класс - «Секреты орфографии»;

3 класс - «Занимательное словообразование»;

4 класс - «Занимательная лингвистика».

Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих

принципах:

занимательность;

научность;

сознательность и активность;

наглядность;

доступность;

связь теории с практикой;

индивидуальный подход к учащимся.

Программа позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому

школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и

жизненные интересы учащихся. В отличие от классных занятий, на внеклассных учащиеся

мало пишут и много говорят.

Формы проведения занятий

лекции;

практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и

раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов,

кроссвордов, головоломок, сказок.

анализ и просмотр текстов;

самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными

словарями;

Интерес

учащихся

поддерживается

внесением

творческого

элемента

в

занятия:

самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.

В каждом занятии прослеживаются три части:

игровая;

теоретическая;

практическая.

Основные методы и технологии

технология разноуровневого обучения;

развивающее обучение;

технология обучения в сотрудничестве;

коммуникативная технология.

Выбор

технологий

и

методик

обусловлен

необходимостью

дифференциации

и

индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и

личностных качеств школьника.

Планируемые результаты.

1-й класс

Личностные результаты:

осознавать роль языка и речи в жизни людей;

эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;

учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;

учиться работать по предложенному учителем плану

Познавательные УУД:

находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

Коммуникативные УУД:

оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или

небольшого текста);

слушать и понимать речь других;

учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

2-й класс

Личностные результаты:

осознавать роль языка и речи в жизни людей;

эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других

людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или

многоточие, точка или восклицательный знак).

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;

7

учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;

учиться работать по предложенному учителем плану

Познавательные УУД:

находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

преобразовывать информацию

из

одной

формы

в

другую:

подробно пересказывать небольшие тексты.

Коммуникативные УУД:

оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или

небольшого текста);

слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать

тему (заголовок), ключевые слова;

выразительно читать и пересказывать текст;

договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и

общения оценки и самооценки и следовать им;

учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

3-4-й классы

Личностные результаты

эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

эмпатия

умение осознавать и определять эмоции

людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

других

чувство

прекрасного

умение чувствовать красоту

и

выразительность

речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

интерес к изучению языка;

осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

самостоятельно формулировать тему и цели урока;

составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою

деятельность;

8

в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень

успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую

(составлять план, таблицу, схему);

пользоваться словарями, справочниками;

осуществлять анализ и синтез;

устанавливать причинно-следственные связи;

строить рассуждения;

Коммуникативные УУД:

адекватно использовать речевые средства для решения различных

коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

высказывать и обосновывать свою точку зрения;

слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым

корректировать свою точку зрения;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

задавать вопросы.

Календарно-тематическое планирование и содержание занятий

Календарно-тематическое планирование - 1 класс

Тема занятия

Кол-во

Дата

п/п

часов

План

Факт

1

В мире безмолвия и неведомых звуков.

1

2

В страну слов. Первые встречи.

1

3

К тайнам волшебных слов.

1

4

К тайнам волшебных слов.

1

5

Выбор друзей в Стране Слов.

1

6

К несметным сокровищам Страны Слов.

1

7

Чудесные превращения слов.

1

8

В гости к Алфавиту.

1

9

В гости к Алфавиту.

1

10

К тайнам звуков и букв.

1

11

Встреча с Радугой.

1

12

В Страну Говорящих Скал.

1

13

В глубь веков на Машине времени.

1

14

В Королевстве ошибок.

1

15

В Страну Слогов.

1

16

Неожиданная остановка в пути.

1

17

В удивительном городе Неслове.

1

18

Чудеса в Стране Слов.

1

19

Чудеса в Стране Слов.

1

20

К словам разнообразным, одинаковым, но

1

разным.

21

На карнавале слов.

1

22

На карнавале слов.

1

23

В Театре близнецов.

1

24

Конкурс знающих.

1

25

Новое представление.

1

26

Необычный урок.

1

27

Следопыты развлекают гостей.

1

28

В Клубе весёлых человечков.

1

29

К словам – родственникам. Почему их так

1

назвали?

30

К словам – родственникам. Почему их так

1

назвали?

31

Экскурсия в прошлое.

1

32

Полёт в будущее.

1

33

Итоговое занятие.

1

Итого:

33

Календарно-тематическое планирование - 2 класс

№ п/п

Тема занятия

Кол-во

Дата

часов

План

Факт

1

Как обходились без письма?

1

2

Древние письмена.

1

3

Как возникла наша письменность?

1

4

Меня зовут Фонема.

1

5

Меня зовут Фонема.

1

6

Для всех ли фонем есть буквы?

1

7

Для всех ли фонем есть буквы?

1

8

Для всех ли фонем есть буквы?

1

9

«Ошибкоопасные» места.

1

10

Тайны фонемы.

1

11

Опасные согласные.

1

12

Опасные согласные.

1

13

На сцене гласные.

1

14

«Фонемы повелевают буквами».

1

15

Когда ь пишется, а когда не пишется?

1

16

Ваши старые знакомые.

1

17

Правила о непроизносимых согласных.

1

18

Правила о непроизносимых согласных.

1

19

Волшебное средство – «самоинструкция».

1

20

Волшебное средство – «самоинструкция».

1

21

Строительная работа морфем.

1

22

Где же хранятся слова?

1

23

Где же хранятся слова?

1

24

Поговорим о всех приставках сразу.

1

25

Поговорим о всех приставках сразу.

1

26

Слова – «родственники».

1

27

Слова – «родственники».

1

28

Кто командует корнями?

1

29

Кто командует корнями?

1

30

Кто командует корнями?

1

31

«Не лезьте за словом в карман!»

1

32

«Не лезьте за словом в карман!»

1

33

«Пересаженные» корни.

1

34

Итоговое занятие.

1

Итого:

34

14

Календарно-тематическое планирование - 3 класс

№ п/п

Тема занятия

Кол-во

Дата

часов

План

Факт

1

Сказочное царство слов.

1

2

Путешествие в страну Слов.

1

3

Путешествие в страну Слов.

1

4

Чудесные превращения слов.

1

5

Чудесные превращения слов.

1

6

В гостях у слов.

1

7

В гостях у слов.

1

8

Добрые слова.

1

9

Добрые слова.

1

10

Экскурсия в прошлое. Устаревшие слова.

1

11

Новые слова в русском языке.

1

12

Новые слова в русском языке.

1

13

Встреча с зарубежными друзьями.

1

14

Синонимы в русском языке.

1

15

Синонимы в русском языке.

1

16

Слова-антонимы.

1

17

Слова-омонимы.

1

18

Крылатые слова.

1

19

В королевстве ошибок.

1

20

В королевстве ошибок.

1

21

В стране Сочинителей.

1

22

В стране Сочинителей.

1

23

Искусство красноречия.

1

24

Искусство красноречия.

1

25

Праздник творчества и игры.

1

26

Трудные слова.

1

27

Трудные слова.

1

28

Анаграммы и метаграммы.

1

29

Анаграммы и метаграммы.

1

30

Шарады и логогрифы.

1

31

Шарады и логогрифы.

1

32

Откуда пришли наши имена.

1

33

Занимательное словообразование.

1

34

КВН по русскому языку.

1

Итого:

34

Календарно-тематическое планирование - 4 класс

№ п/п

Тема занятия

Кол-во

Дата

часов

План

Факт

1

Что такое орфоэпия?

1

2

Что такое фонография или звукозапись?

1

3

Звуки не буквы!

1

4

Звучащая строка.

1

5

Банты и шарфы.

1

6

«Пигмалион» учит орфоэпии.

1

7

Кис-кис!Мяу!,илиКое-чтоо

1

звукоподражаниях.

8

Имена вещей.

1

9

О

словарях

энциклопедических

и

1

лингвистических.

10

В царстве смыслов много дорог.

1

11

Как и почему появляются новые слова?

1

12

Многозначность слова.

1

13

«Откуда катится каракатица?» О словарях,

1

которые рассказывают об истории слов.

14

Об одном и том же - разными словами.

1

15

Как возникают названия.

1

16

Слова – антиподы.

1

17

Фразеологические обороты.

1

18

Словари «чужих» слов.

1

19

Капитан и капуста.

1

20

«Он весь свободы торжество».

1

21

Мы говорим его стихами.

1

22

Слова, придуманные писателями.

1

23

Слова уходящие и слова – новички.

1

24

Словарь языка Пушкина.

1

25

Смуглая Чернавка.

1

26

Паронимы, или «ошибкоопасные слова».

1

27

Ошибка

Колумба.

«Ложные

друзья

1

переводчика».

28

Какой словарь поможет избежать ошибок?

1

29

Словарь- грамотей.

1

30

Научная этимология.

1

31

Какие бывают имена?

1

32

Древнерусские имена.

1

33

Отчество и фамилия.

1

34

Надо ли останавливаться перед зеброй?

1

Средства, необходимые для реализации программы:

наличие лингвистических словарей;

наличие карточек с играми и заданиями;

наличие текстов для работы на занятиях.

Список литературы:

1.

Волина В. В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995 г.

2.

Волина В. В. Занимательное азбуковедение. М.: Просвещение, 1991 г.

3.

Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург ТОО. Издательство

“АРГО”, 1996

4.

Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. Москва “АСТ”, 1996 г.

5.

Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Секреты орфографии. Москва

“Просвещение”, 1991 г.

6.

Занимательная грамматика. Сост. Бурлака Е. Г., Прокопенко И. Н. Донецк. ПКФ

“БАО”, 1997 г.

7.

Журналы: “Начальная школа”, “Веселые картинки”, “Мурзилка”.

8.

Канакина В. П. Работа над трудными словами в начальных классах. Москва

“Просвещение”, 1991 г.

9.

Левушкина О. Н. Словарная работа в начальных классах. (1-4) Москва “ВЛАДОС”,

2003 г.

10. Маршак С. Веселая азбука. Веселый счет. Ростов-на-Дону кн. изд-во, 1991 г.

11. Полякова А. В. Творческие учебные задания по русскому языку для учащихся 1-4

классов. Самара. Издательство “Сам Вен”, 1997 г.

12. Превращения слов. Учебное пособие. Сост. Полякова А. В. Москва

“Просвещение”, 1991 г

13. Рик Т. Г. Доброе утро, Имя Прилагательное! М.: РИО “Самовар”, 1994 г.

14. Рик Т. Г. Здравствуйте, Имя Существительное! М.: РИО “Самовар”, 1994 г.

Рик Т. Г. Здравствуй, дядюшка Глагол! М.: РИО “Самовар”, 1995 г.

15. Тоцкий П. С. Орфография без правил. Начальная школа. Москва “Просвещение”,

1991 г.

16. Сборник загадок. Сост. М. Т. Карпенко. М., 1988 г.

17. Одинцов В. В. Школьный словарь иностранных слов /под ред. В. В. Иванова - М :

Просвещение 1984.

28



В раздел образования