Напоминание

"Работа над полифоническим произведением в младших классах ДМШ"


Автор: Свободина Светлана Геннадьевна
Должность: преподаватель фортепиано
Учебное заведение: МБУ ДО Детская школа искусств МР Стерлитамакский район
Населённый пункт: с.Наумовка
Наименование материала: план-конспект открытого урока
Тема: "Работа над полифоническим произведением в младших классах ДМШ"
Раздел: дополнительное образование





Назад




МБУ ДО Детская школа искусств

ципального района Стерлитамакский район РБ

филиал с. Новая Отрадовка

РАБОТА НАД ПОЛИФОНИЧЕСКИМ ПРОИЗВЕДЕНИЕМ

В МЛАДШИХ КЛАССАХ ДМШ, ДШИ

План- конспект открытого урока по учебному предмету «Фортепиано»

Разработала и провела

преподаватель по классу

фортепиано

Свободина С.Г.

2020 г.

Дата урока:

Преподаватель: Свободина С. Г.

Учащаяся:

Тема урока: «Работа над полифоническим произведением в младших классах ДМШ»

Цель урока: систематизация и обобщение знаний о полифонии и более глубокое их

осмысление; методико- исполнительский анализ полифонического произведения на

примере «Маленькой прелюдии» № 10 (Менуэт- трио) И.С. Баха.

Задачи урока.

Образовательные:

- знакомство с творчеством И.С. Баха

- формирование представления об особенностях исполнения полифонического

произведения

Развивающие:

- расширение кругозора по теме « полифония»

- развитие навыков полифонического мышления

- развитие музыкально- слуховых представлений

Воспитательные:

- воспитание коммуникативной культуры поведения и общения

- воспитание музыкально- эстетического и художественного вкуса

- воспитание уважения к классическому музыкальному наследию

Здоровьесберегающие:

-создание комфортной, доверительной атмосферы на уроке

-чередование различных видов учебной деятельности с игровыми моментами и

слушанием музыки

Межпредметные связи:

-сольфеджио, музыкальная литература

Методы реализации поставленных задач:

- словестно-пояснительный

- наглядно-иллюстративный

- метод сравнения

Тип урока: урок- совершенствование полученных знаний и умений.

Оборудование: фортепиано ,синтезатор, музыкальный центр, портрет И.С. Баха,

фломастеры, иллюстрации клавесина, клавикорда ,органа.

План урока:

1.Организационный момент:

- приветствие

- сообщение о теме урока

2.Основная часть:

- разминка ( гаммы , упражнения )

- теоретическая часть

- прослушивание произведения в записи

- работа над голосоведением

- игровой момент (работа с фломастерами)

- закрепление пройденного материала

3.Заключительная часть:

- оценка

- домашнее задание

- завершение урока

Ход урока.

1.Организационный момент.

Здравствуйте! Начинаем открытый урок с ученицей 3 класса Галеевой Азалией.

Педагог приветствует ученицу, интересуется ее настроением и успешностью выполнения

домашнего задания,

мобилизует ее внимание и психологически настраивает на

предстоящую работу.

П : Тема нашего урока «Работа над полифоническим произведением» и сегодня мы будем

говорить об особенностях исполнения многоголосного произведения.

2.Основная часть.

Начинают урок с гамм. Ученица играет гамму соль мажор двумя руками в прямом и

расходящемся движении . В работе обращаем внимание на положение локтя, который

«ведет» кисть, на динамические оттенки (вверх- крещендо, вниз- диминуэндо), на

пульсацию

по

4 звука.

В

аккордах

вслушиваемся в ансамбль рук,

добиваясь

одновременного взятия и снятия правой и левой руки, следим за чередованием 2 и 3

пальцев , за высоким «куполом» кисти. В арпеджио «круговые движения» кисти помогают

5 пальцу, замах 1 пальца дает опору на первый звук каждого звена арпеджио. В

хроматической гамме следует убрать лишние движения пальцами, сделать их более

близкими, «экономными», 1и 3 пальцы надо собрать в «кольцо».

Следующее упражнение закрепляет знание квинтового круга тональностей. Играем

диезные гаммы до 5 знаков, чередуя звукоряд

с тоническим трезвучием. Тоника

следующей тональности находится на 5 ступени предыдущей, а 4 палец повышает

седьмую ступень в каждой новой гамме, добавляя ключевой знак.

П: На прошлых уроках мы с тобой работали над «Маленькой прелюдией» И.С. Баха.

Какое это произведение?

У: Полифоническое, «поли» - много, «фон» - голос.

П: Верно. В отличие от гомофонного склада, в полифонии несколько равноправных

голосов. Поэтому каждый из трех голосов мы сначала проучили отдельно, а затем

соединили их вместе. Сыграй, пожалуйста, произведение целиком, внимательно слушай

свое исполнение, а потом мы поговорим о нем.

Ученица исполняет прелюдию целиком. Педагог озвучивает прежде всего достоинства

исполнения – это хорошо, уверенно выученный текст и, поддерживая положительный

тонус урока, высоко оценивает домашнюю работу ученицы.

П: Я хочу рассказать тебе историю написания этого произведения. Оно было написано

Бахом примерно в 1720 году для старшего из сыновей – 9- летнего Вильгельма Фридемана

и входило

в «Нотную тетрадь

Вильгельма Фридемана Баха». Надо заметить, что

изначально это произведение не было самостоятельным, а было досочинено Бахом, как

трио к менуэту из партиты И. Г. Штельцеля. В своих рукописях Бах ограничился записью

нот и украшений и не оставил почти никаких указаний относительно динамики,

фразировки, аппликатуры. Как ты думаешь, почему?

У: …(затрудняется ответить)

П: Бах писал этот сборник для своих детей и сам с ними занимался. Кто же проставил все

указания в нотах? Ферруччо Бузони много лет посвятил изучению музыки Баха. Этот

выдающийся музыкант – исполнитель дал большие сопроводительные пояснительные

тексты, где много внимания уделил анализу формы и структуре каждого произведения.

Постепенно в работу будут включаться новые музыкальные задачи. Одна из них – поиск

нужного соотношения всех голосов в их одновременном звучании. Эта задача стоит и

перед нами.

Давай послушаем это произведение в исполнении Ирины Николаевны Тудоровской,

известного музыканта – педагога. Слушай и следи по нотам.

Звучит произведение в записи.

П: Сколько голосов ты услышала? Как звучал верхний голос? А средний и нижний?

У: Три голоса звучат по –разному. Верхний- ясно, звонко, средний- более приглушенно.

Нижний голос более густой, сочный, солидный и благородный.

П: Нижний голос надо играть портаменто (с итал. - переносить), что усилит его

выразительность, еще больше отличит его от верхних голосов. Сыграй, пожалуйста,

каждый голос отдельно и постарайся показать у каждого голоса свой тембр, слушай себя

очень внимательно, играй «чуткими» пальцами.

А теперь обратим внимание на пару верхних голосов. Они звучат дуэтом в правой руке

очень близко друг к другу. Очень важно, чтобы они не слились, «не смешались». Это

довольно сложно. Попробуй сыграть эту пару голосов, перенеся верхний голос на октаву

вверх. И еще один прием, который поможет тебе показать объемность в звучании этих

голосов. Надо распределить их между руками : верхний сыграть правой рукой, а средний-

левой. Послушай, как это надо сделать (педагог играет, ученица старается повторить).

Вернемся к тексту. Играем правой рукой два голоса. Чувствуй вес руки на верхних нотах .

Надо показать разную окраску мелодии каждого голоса, услышать их разговор, их

диалог .Такие переклички в музыке называются имитацией (с итал. – подражание).

Элементы имитации встречаются в тактах 5-6 первой части и…?

У: В тактах 13-14 во второй части.

П: Молодец! Сыграй, начиная с 4 такта. Обрати внимание на половинную ноту с точкой

в 6 такте. Пока средний голос отвечает верхнему, она не должна прерваться. Длинные

ноты – это не остановка, а продолжение мелодической линии. Поэтому очень важно

выдерживать пальцем и слухом длинные ноты, не нарушая голосоведения. Задержание

является одной из основ всей баховской полифонии. Сыграй эти такты, удерживай

пальцем половинные ноты, дослушивай их. В этих же тактах(5-6) слышится большой

заряд внутренней энергии, который поднимает мелодию до самых напряженных высот.

Как мы можем показать кульминацию каждой части?

У: Сделать крещендо.

П : Правильно, с помощью динамики. Сыграй первую часть, постарайся показать все, о

чем мы с тобой сейчас говорили.

С чем можно сравнить звучание полифонии?

У: С голосами -детским, женским и мужским. С тортом, в котором каждый слой имеет

свой вкус.

П: А давай раскрасим мелодическую линию каждого голоса в разные цвета. Возьми

фломастеры и копию нотного текста. Какой цвет подходит для верхнего голоса? Для

среднего? Для нижнего?

Получились три

разноцветные ленты, идущие параллельно друг другу, так и три

мелодические линии в этом произведении соединяются в удивительные созвучия.

Сыграем еще раз первую часть , вслушаемся, как вплетается каждый голос в музыкальную

ткань своим тембром, своей краской, дослушаем каждую длинную ноту, покажи ярче

кульминацию.

Подобную работу мы проведем с тобой и во второй части, закрепив пройденное. Это

произведение двухчастное. Во второй части перед нами стоят те же задачи, о которых мы

говорили. Играют вторую часть, продолжая работу над голосоведением. Педагог

обращает внимание ученицы на необходимость постоянного слухового контроля.

П: А сейчас вспомни, для каких инструментов писал Бах свои произведения?

У: Для клавесина, органа.

П: Посмотри, как выглядели эти инструменты.(показывает картинки с изображением

клавесина, клавикорда, органа). Используем возможности современного инструмента –

синтезатора и послушаем , как бы прозвучало это произведение в исполнении органа.

Преподаватель играет «Маленькую прелюдию» на синтезаторе.

П: Понравилось тебе такое звучание? В чем отличие в исполнении на органе и на

фортепиано?

У: В тембре, в окраске звука. Звучание органа более певучее, полнозвучное, насыщенное.

Мне очень понравилось.

П: Сыграем произведение с начала до конца, постарайся выполнить все, над чем мы

работали на уроке, слушай себя внимательно.

Педагог слушает исполнение, а затем вместе с ученицей анализируют успехи и

недостатки.

3. Заключительная часть.

П.: Сегодня мы говорили об особенностях исполнения полифонических произведений –

это умение слышать и воспроизводить на инструменте одновременно несколько

равноправных мелодических голосов, добиваясь определенного колорита для каждого

голоса, дослушивать длинные ноты, не нарушая голосоведения.

Работу над полифонией мы продолжим и на следующих уроках, потому что это только

начальный этап работы над огромным музыкальным наследием Баха, раскрывающий мир

глубоких, содержательных, музыкальных образов.

А сегодня ты проявила трудолюбие, внимание, терпение. Дома самостоятельно применяй

все способы разучивания полифонических произведений: играй по голосам, парами

голосов, пару верхних голосов- двумя руками, не теряй окраску, тембр каждого голоса,

додерживай длинные ноты.

Думай, слушай, чувствуй! Наш урок закончен!

Спасибо за работу!



В раздел образования