Автор: Свободина Светлана Геннадьевна
Должность: преподаватель фортепиано
Учебное заведение: МБУ ДО Детская школа искусств МР Стерлитамакский район
Населённый пункт: с.Наумовка
Наименование материала: план-конспект открытого урока
Тема: "Работа над полифоническим произведением в младших классах ДМШ"
Раздел: дополнительное образование
МБУ ДО Детская школа искусств
ципального района Стерлитамакский район РБ
филиал с. Новая Отрадовка
РАБОТА НАД ПОЛИФОНИЧЕСКИМ ПРОИЗВЕДЕНИЕМ
В МЛАДШИХ КЛАССАХ ДМШ, ДШИ
План- конспект открытого урока по учебному предмету «Фортепиано»
Разработала и провела
преподаватель по классу
фортепиано
Свободина С.Г.
2020 г.
Дата урока:
Преподаватель: Свободина С. Г.
Учащаяся:
Тема урока: «Работа над полифоническим произведением в младших классах ДМШ»
Цель урока: систематизация и обобщение знаний о полифонии и более глубокое их
осмысление; методико- исполнительский анализ полифонического произведения на
примере «Маленькой прелюдии» № 10 (Менуэт- трио) И.С. Баха.
Задачи урока.
Образовательные:
- знакомство с творчеством И.С. Баха
- формирование представления об особенностях исполнения полифонического
произведения
Развивающие:
- расширение кругозора по теме « полифония»
- развитие навыков полифонического мышления
- развитие музыкально- слуховых представлений
Воспитательные:
- воспитание коммуникативной культуры поведения и общения
- воспитание музыкально- эстетического и художественного вкуса
- воспитание уважения к классическому музыкальному наследию
Здоровьесберегающие:
-создание комфортной, доверительной атмосферы на уроке
-чередование различных видов учебной деятельности с игровыми моментами и
слушанием музыки
Межпредметные связи:
-сольфеджио, музыкальная литература
Методы реализации поставленных задач:
- словестно-пояснительный
- наглядно-иллюстративный
- метод сравнения
Тип урока: урок- совершенствование полученных знаний и умений.
Оборудование: фортепиано ,синтезатор, музыкальный центр, портрет И.С. Баха,
фломастеры, иллюстрации клавесина, клавикорда ,органа.
План урока:
1.Организационный момент:
- приветствие
- сообщение о теме урока
2.Основная часть:
- разминка ( гаммы , упражнения )
- теоретическая часть
- прослушивание произведения в записи
- работа над голосоведением
- игровой момент (работа с фломастерами)
- закрепление пройденного материала
3.Заключительная часть:
- оценка
- домашнее задание
- завершение урока
Ход урока.
1.Организационный момент.
Здравствуйте! Начинаем открытый урок с ученицей 3 класса Галеевой Азалией.
Педагог приветствует ученицу, интересуется ее настроением и успешностью выполнения
домашнего задания,
мобилизует ее внимание и психологически настраивает на
предстоящую работу.
П : Тема нашего урока «Работа над полифоническим произведением» и сегодня мы будем
говорить об особенностях исполнения многоголосного произведения.
2.Основная часть.
Начинают урок с гамм. Ученица играет гамму соль мажор двумя руками в прямом и
расходящемся движении . В работе обращаем внимание на положение локтя, который
«ведет» кисть, на динамические оттенки (вверх- крещендо, вниз- диминуэндо), на
пульсацию
по
4 звука.
В
аккордах
вслушиваемся в ансамбль рук,
добиваясь
одновременного взятия и снятия правой и левой руки, следим за чередованием 2 и 3
пальцев , за высоким «куполом» кисти. В арпеджио «круговые движения» кисти помогают
5 пальцу, замах 1 пальца дает опору на первый звук каждого звена арпеджио. В
хроматической гамме следует убрать лишние движения пальцами, сделать их более
близкими, «экономными», 1и 3 пальцы надо собрать в «кольцо».
Следующее упражнение закрепляет знание квинтового круга тональностей. Играем
диезные гаммы до 5 знаков, чередуя звукоряд
с тоническим трезвучием. Тоника
следующей тональности находится на 5 ступени предыдущей, а 4 палец повышает
седьмую ступень в каждой новой гамме, добавляя ключевой знак.
П: На прошлых уроках мы с тобой работали над «Маленькой прелюдией» И.С. Баха.
Какое это произведение?
У: Полифоническое, «поли» - много, «фон» - голос.
П: Верно. В отличие от гомофонного склада, в полифонии несколько равноправных
голосов. Поэтому каждый из трех голосов мы сначала проучили отдельно, а затем
соединили их вместе. Сыграй, пожалуйста, произведение целиком, внимательно слушай
свое исполнение, а потом мы поговорим о нем.
Ученица исполняет прелюдию целиком. Педагог озвучивает прежде всего достоинства
исполнения – это хорошо, уверенно выученный текст и, поддерживая положительный
тонус урока, высоко оценивает домашнюю работу ученицы.
П: Я хочу рассказать тебе историю написания этого произведения. Оно было написано
Бахом примерно в 1720 году для старшего из сыновей – 9- летнего Вильгельма Фридемана
и входило
в «Нотную тетрадь
Вильгельма Фридемана Баха». Надо заметить, что
изначально это произведение не было самостоятельным, а было досочинено Бахом, как
трио к менуэту из партиты И. Г. Штельцеля. В своих рукописях Бах ограничился записью
нот и украшений и не оставил почти никаких указаний относительно динамики,
фразировки, аппликатуры. Как ты думаешь, почему?
У: …(затрудняется ответить)
П: Бах писал этот сборник для своих детей и сам с ними занимался. Кто же проставил все
указания в нотах? Ферруччо Бузони много лет посвятил изучению музыки Баха. Этот
выдающийся музыкант – исполнитель дал большие сопроводительные пояснительные
тексты, где много внимания уделил анализу формы и структуре каждого произведения.
Постепенно в работу будут включаться новые музыкальные задачи. Одна из них – поиск
нужного соотношения всех голосов в их одновременном звучании. Эта задача стоит и
перед нами.
Давай послушаем это произведение в исполнении Ирины Николаевны Тудоровской,
известного музыканта – педагога. Слушай и следи по нотам.
Звучит произведение в записи.
П: Сколько голосов ты услышала? Как звучал верхний голос? А средний и нижний?
У: Три голоса звучат по –разному. Верхний- ясно, звонко, средний- более приглушенно.
Нижний голос более густой, сочный, солидный и благородный.
П: Нижний голос надо играть портаменто (с итал. - переносить), что усилит его
выразительность, еще больше отличит его от верхних голосов. Сыграй, пожалуйста,
каждый голос отдельно и постарайся показать у каждого голоса свой тембр, слушай себя
очень внимательно, играй «чуткими» пальцами.
А теперь обратим внимание на пару верхних голосов. Они звучат дуэтом в правой руке
очень близко друг к другу. Очень важно, чтобы они не слились, «не смешались». Это
довольно сложно. Попробуй сыграть эту пару голосов, перенеся верхний голос на октаву
вверх. И еще один прием, который поможет тебе показать объемность в звучании этих
голосов. Надо распределить их между руками : верхний сыграть правой рукой, а средний-
левой. Послушай, как это надо сделать (педагог играет, ученица старается повторить).
Вернемся к тексту. Играем правой рукой два голоса. Чувствуй вес руки на верхних нотах .
Надо показать разную окраску мелодии каждого голоса, услышать их разговор, их
диалог .Такие переклички в музыке называются имитацией (с итал. – подражание).
Элементы имитации встречаются в тактах 5-6 первой части и…?
У: В тактах 13-14 во второй части.
П: Молодец! Сыграй, начиная с 4 такта. Обрати внимание на половинную ноту с точкой
в 6 такте. Пока средний голос отвечает верхнему, она не должна прерваться. Длинные
ноты – это не остановка, а продолжение мелодической линии. Поэтому очень важно
выдерживать пальцем и слухом длинные ноты, не нарушая голосоведения. Задержание
является одной из основ всей баховской полифонии. Сыграй эти такты, удерживай
пальцем половинные ноты, дослушивай их. В этих же тактах(5-6) слышится большой
заряд внутренней энергии, который поднимает мелодию до самых напряженных высот.
Как мы можем показать кульминацию каждой части?
У: Сделать крещендо.
П : Правильно, с помощью динамики. Сыграй первую часть, постарайся показать все, о
чем мы с тобой сейчас говорили.
С чем можно сравнить звучание полифонии?
У: С голосами -детским, женским и мужским. С тортом, в котором каждый слой имеет
свой вкус.
П: А давай раскрасим мелодическую линию каждого голоса в разные цвета. Возьми
фломастеры и копию нотного текста. Какой цвет подходит для верхнего голоса? Для
среднего? Для нижнего?
Получились три
разноцветные ленты, идущие параллельно друг другу, так и три
мелодические линии в этом произведении соединяются в удивительные созвучия.
Сыграем еще раз первую часть , вслушаемся, как вплетается каждый голос в музыкальную
ткань своим тембром, своей краской, дослушаем каждую длинную ноту, покажи ярче
кульминацию.
Подобную работу мы проведем с тобой и во второй части, закрепив пройденное. Это
произведение двухчастное. Во второй части перед нами стоят те же задачи, о которых мы
говорили. Играют вторую часть, продолжая работу над голосоведением. Педагог
обращает внимание ученицы на необходимость постоянного слухового контроля.
П: А сейчас вспомни, для каких инструментов писал Бах свои произведения?
У: Для клавесина, органа.
П: Посмотри, как выглядели эти инструменты.(показывает картинки с изображением
клавесина, клавикорда, органа). Используем возможности современного инструмента –
синтезатора и послушаем , как бы прозвучало это произведение в исполнении органа.
Преподаватель играет «Маленькую прелюдию» на синтезаторе.
П: Понравилось тебе такое звучание? В чем отличие в исполнении на органе и на
фортепиано?
У: В тембре, в окраске звука. Звучание органа более певучее, полнозвучное, насыщенное.
Мне очень понравилось.
П: Сыграем произведение с начала до конца, постарайся выполнить все, над чем мы
работали на уроке, слушай себя внимательно.
Педагог слушает исполнение, а затем вместе с ученицей анализируют успехи и
недостатки.
3. Заключительная часть.
П.: Сегодня мы говорили об особенностях исполнения полифонических произведений –
это умение слышать и воспроизводить на инструменте одновременно несколько
равноправных мелодических голосов, добиваясь определенного колорита для каждого
голоса, дослушивать длинные ноты, не нарушая голосоведения.
Работу над полифонией мы продолжим и на следующих уроках, потому что это только
начальный этап работы над огромным музыкальным наследием Баха, раскрывающий мир
глубоких, содержательных, музыкальных образов.
А сегодня ты проявила трудолюбие, внимание, терпение. Дома самостоятельно применяй
все способы разучивания полифонических произведений: играй по голосам, парами
голосов, пару верхних голосов- двумя руками, не теряй окраску, тембр каждого голоса,
додерживай длинные ноты.
Думай, слушай, чувствуй! Наш урок закончен!
Спасибо за работу!