Авторы: Сапожникова Анна Николаевна, Кулагина Людмила Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБОУ НОШ "Детство без границ"
Населённый пункт: Краснодарский край город Усть-Лабинск
Наименование материала: конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста
Тема: " Как мы помогали Федоре посуду возвращать" (по сказке "Федорино горе")
Раздел: дошкольное образование
ТЕМА:
«Федорино горе»
ЗАДАЧИ
:
расширять, уточнять, актуализировать словарь по теме «Посуда».
совершенствовать грамматический строй речи (употребление
существительных в форме родительного падежа).
развивать память, мышление, зрительное восприятие.
развивать координацию речи с движением.
развивать творческое воображение.
воспитывать
навыки
сотрудничества,
отзывчивости,
умения
сопереживать бережного отношения к предметам, сделанным людьми.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Организационный момент
В группу заходят дети вместе с воспитателем и видят на столах
разбросанную посуду (реальная и игрушечная)
Воспитатель: Что здесь произошло? Откуда столько посуды?
(ответы детей)
Давайте ее красиво расставим!
(Дети аккуратно расставляют посуду)
II. Основная часть
На интерактивной доске включить отрывок из мультфильма «Федорино
горе».
А бедная баба одна,
И плачет, и плачет она.
Села бы баба за стол,
Да стол за ворота ушёл.
Сварила бы баба щи,
Да кастрюлю, поди, поищи!
И чашки ушли, и стаканы,
Остались одни тараканы.
Воспитатель: Ребята, я кажется догадалась откуда вся эта посуда? А вы
узнали эту бабушку?
(ответы детей)
А почему посуда ушла от Федоры?
(ответы детей - она её не мыла и не чистила, не прибиралась дома)
Воспитатель:
Правильно, ребята, бабушка не ухаживала за посудой, не
готовила, вот посуда и обиделась на хозяйку. Ушла в лес и не захотела
возвращаться. «Ох, горе Федоре, горе!»
Воспитатель: Чем же мы можем помочь бабушке?
(Ответы детей - убраться в доме, приготовить обед, помыть посуду и т. д.)
Далее педагог предлагает им помочь навести порядок – всю посуду
разложить на свои места и даёт установку: «Ребятки, хотелось бы, чтобы
посуда стояла на своих местах в соответствии с ориентирами».
Игра «Все на места»
Перед детьми лежит разбросанная посуда: столовые приборы, чайные
приборы, кастрюля и сковорода.
На столик мы поставим ту посуду, которая нам понадобится для чаепития
(чашки, блюдца, кофейник), в коробку уберем столовые приборы (ложки,
вилки, ножи), на полку поставим ту посуду, которая нам нудна, чтобы
приготовить пищу (сковорода, кастрюля, чайник).
Сейчас каждый по
очереди берет предмет и ставит его на нужное место.
По окончании выполнения задания дети садятся на стульчики и
рассказывают, как они разложили предметы, перечисляют их, называют
обобщающее слово, назначение.
Воспитатель: Какие предметы вы разложили на столе? Назовите их.
Для чего эти предметы нужны бабушке?
(ответы детей)
Воспитатель: Ребята, смотрите, бабушка Федора не знает какую посуду
можно поставить на стол, чтобы встретить гостей, а в какой посуде нужно
готовить? Что же делать?
(ответы детей)
Игра «Лишний предмет»
Каждому ребёнку выдается свой рисунок.
Задание: отгадай какая посуда лишняя и раскрась её (н-р кастрюля,
сковородка, сахарница, ковшик)
Беседа с детьми:
А зачем нужна посуда людям?
Как Федора относилась к посуде?
(ответы детей)
Давайте научим Федору жалеть посуду. Для этого будем называть ее
ласково.
Д/ и «Назови ласково»
На экране появляется посуда, задача ребёнка назвать её ласково.
(Ложка - ложечка, тарелка – тарелочка, кружка – кружечка и т д.)
Воспитатель: Послушайте, ребята, что случилось с посудой на улице, когда
она
убежала
от
Федоры
-
отрывок
мультфильма:
«Утюги
бегут,
покрякивают, Через лужи, через лужи перескакивают. А за ними блюдца,
блюдца- Дзынь – ля-ля, дзынь – ля-ля! Вдоль по улице несутся – Дзынь – ля-
ля, дзынь – ля-ля! На стаканы – дзынь! – натыкаются. И стаканы – дзынь! –
разбиваются.
Давайте вспомним и изобразим посуду, которая убегала от Федоры.
Физминутка «Посуда»
Когда я говорю: «Блюдца «дзынь-ля-ля» -бежим на носочках; когда:
«Чашки да ложки скачут по дорожке» - прыгаем на двух ногах; когда:
«Самоварище сидит и товарищам кричит, и в железную трубу «бу-бу-бу»», -
идем и приседаем».
Воспитатель:
Ребята, а ещё давайте расскажем
Федоре,
из какого
материала делают посуду.
Игра « Что из чего»
Ложка из дерева – деревянная. Стакан из стекла – стеклянный, горшочек из
глины – глиняный, кастрюля из железа – железная, чашка из фарфора –
фарфоровая.
Воспитатель: А всегда ли мы с вами бережём посуду в детском саду и
дома? (ответы детей)
А вы знаете, оказывается, в нашем детском саду не все дети бережно
относятся к посуде. Посмотрите, сколько много разбитой посуды я
собрала. .
Поможете мне ее склеить?
Д и «Собери посуду из частей» (пазлы)
Пазлы собирают команды
После того, как дети «починят посуду» на экране включить отрывок из
мультфильма: «Уж не буду. Уж не буду
Я посуду обижать,
Буду, буду я посуду
И любить и обижать!»
Воспитатель: Ребята, а давайте поможем Федоре помыть посуду. Ведь её
столько много.
Пальчиковая гимнастика.
Раз, два, три, четыре (удар кулачками друг о друга)
Мы посуду перемыли (протирание ладошек)
Чайник, чашку, ковшик, ложку
И большую поварешку.
Мы посуду перемыли
Краник дружно мы закрыли.
Ну вот и потренировались, а теперь за дело! (Дети проходят за столы, где
лежат картинки с изображением посуды, закрашенные простым карандашом,
имитирующие грязь).
Игра на развитие мелкой моторики рук «Волшебный ластик»
(ребята ластиком стирают карандаш, тем самым как бы моя посуду, она
становится белой, чистой).
Воспитатель: А чтобы нам сделать, чтобы посуда была яркой, красивой?
(ответы детей)
Давайте тогда её раскрасим и она станет красивой, а помогут нам восковые
мелки. Федоре очень понравится.
(дети раскрашивают посуду по своему желанию, используя восковые мелки).
Воспитатель: «Да, была у Федоры посуда,
Да обращалась она с ней худо.
Но без посуды ей беда
И ни туда и не сюда.
Но стала, ребята, благодаря вам Федора добрей, Что- то случилось с ней.
Стала посуду мыть, ухаживать и любить.
III. Итог занятия
Какой Федора была в начале сказки?
Ответы детей (Ленивая, неряшливая)
– Какой Бабушка Федора стала в конце сказки? Ответы детей (Заботливой)
– Чем закончилась сказка?
Ответы детей (Бабушка Федора исправилась, и посуда к ней вернулась)
- Чему нас учит эта сказка?
Ответы детей
Как надо обращаться с посудой, чтобы у вас не получилась такая ситуация
как у бабушки Федоры?
Воспитатель: Сказка учит добро понимать.
О поступках людей рассуждать.
Ребята, мы сегодня сделали доброе дело. Если вам понравилось, тогда
улыбнитесь, а если нет, то погрустите.
Рефлексия «Настроение»
дети выражают свои эмоции.