Напоминание

Навыки общения взрослых с детьми


Автор: Белова Елена Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад № 226"
Населённый пункт: город Ярославль
Наименование материала: консультация для педагогов
Тема: Навыки общения взрослых с детьми
Раздел: дошкольное образование





Назад




Творческая работа
Навыки общения взрослых с детьми
Педагог: Белова елена Николаевна МДОУ «Детский сад № 226»
Навыки общения взрослых с детьми

Общение – играет особую роль в приобретении ребенком всех навыков поведения и познания. Оно является важнейшим источником психического развития и необходимым условием общественного существования человека. Развиваясь, ребенок активно усваивает социальный опыт. Потребность общения со взрослым возникает у ребенка уже с первых дней в ситуации контакта, направленного на удовлетворение биологических потребностей (в тепле, пище и т.п.). Но если эта потребность в достаточной мере удовлетворяется, она вскоре теряет центральное значение, уступая место потребностям в получении впечатлений, в движении, в общении со взрослым. По мере того, как формируются новые потребности, складывается первый вид ведущей деятельности – общение со взрослым, которое в начале имеет непосредственно – эмоциональный характер. Уже на втором месяце обращение взрослого, его улыбка и слова вызывают положительные ответные реакции – ребенок замирает и сосредотачивает взгляд на лице взрослого. Спустя какое-то время он улыбается, вскоре появляется двигательное оживление и гуление, а затем и характерные реакции, включающие все эти компоненты, так называемый «комплекс оживления». Осуществляя непосредственно – эмоциональное общение, взрослый способствует развитию ориентировочной активности детей. Благодаря взрослому «комплекс оживления» быстро приобретает характер активной деятельности ребенка. Активность младенца обнаруживается и в том, что он начинает проявлять инициативу, «стремясь» показать взрослому весь положительный «репертуар» своих умений. Очень важной составляющей является реакция ребенка на отношение к нему взрослого. Младенец чувствителен к настроению взрослого, прикосновению его рук, эмоциональным проявлениям. Отношение взрослого обнаруживается в уходе за ребенком, в занятиях с ним, в повседневном общении и поэтому является причиной его первых радостей и огорчений. Когда малыш начинает овладевать элементарными действиями с предметами, двигательными навыками и некоторыми речевыми реакциями. Его бодрствование следует организовать с учетом выполнения посильных игр и упражнений, в выполнении которых взрослый выступает не только в качестве организатора, но и активного партнера, знающего, чего он должен добиваться от ребенка, чему его научить. После месяцев общение принимает форму совместной деятельности, в ходе которой взрослый постепенно знакомит ребенка с окружающей действительностью. Постепенно потребность детей в общении со взрослым усложняется.
Не менее важный фактор – стремление ребенка к самостоятельности, которая, в свою очередь, развивается с ростом его жизненного опыта, обогащением возможностей. Ребенка конца первого года жизни уже не устраивает прежнее положение, когда все для него делал взрослый – умывал, одевал, кормил. Но в этот период жизни он не овладел еще рядом навыков и умений, и обойтись без помощи взрослого не может. Эти противоречия между потребностями и возможностями ребенка может и должен разрешить взрослый. Он должен перестроить свои отношения с малышом, организовать их на новом качественном уровне. Теперь он не делает за ребенка, он выполняет что – либо совместно с ним. В начале второго года ребенок начинает овладевать важнейшими способностями – ходьбой и речью. Он тянется ко всему неизведанному, и нередко попадает в «сложные» ситуации в результате неадекватных действий с предметами, которые сопровождаются далеко не всегда приятными ощущениями (например, он может схватить, если взрослый вовремя не оградит его, горячий или острый предмет; что-то уронит и разобьет и т.д.). В поведении ребенка начала второго года жизни наблюдаются противоположные действия: желание осваивать близлежащее пространство и боязнь нового. Не случайно педагоги отмечают, что это наиболее трудный период адаптации ребенка, поэтому в общении с ребенком рекомендуется следующее: 1. Взрослый должен удовлетворять развивающуюся у ребенка потребность в освоении окружающего, прежде всего обеспечить ему достаточную двигательную активность, т.е. продумать и организовать окружающую среду, осуществить методически правильный подбор предметов, игрушек 2. Взрослый должен проявлять к ребенку исключительную чуткость, развивая постепенно его возможности в освоении окружающего, приучая к преодолению посильных трудностей, что бы он испытывал радость от достижения цели 3. Необходимо постепенно обогащать малыша впечатлениями при общении с посторонними людьми, другими детьми, давая образец доброго, внимательного взаимодействия с ними 4. Стремиться вносить новое в жизнь ребенка на фоне частично знакомого или находящегося в сочетании с ним. В ранний период жизни ребенок, не владея знаниями сущности вещей и отношений, чутко реагирует на отношение взрослого ко всему окружающему. Не зная многого, маленький ребенок определяет по выражению лица
взрослого происходящее, поступки окружающих, отношение воспитателя или родителей к его поведению. В этом возрасте малыш способен реагировать не только на слова взрослого «можно», «нельзя», но и на слово «нужно». Выражение лица взрослого является для него фактором, определяющим его отношение к происходящему, выбор действий. В ситуации новизны у детей возникает определенное ориентировочное действие – «взор на лицо взрослого»: в неясной ситуации малыш сразу поворачивается к взрослому и вглядывается в его лицо. При этом, как правило, дети выбирают наиболее знакомого, близкого человека, так как его эмоциональные реакции наиболее понятны, легко «считываются». Особую роль начинает играть целенаправленные обучения ребенка на занятиях. Общение взрослого с ребенком на занятиях подчинено определенным задачам в выполнении программных требований, что и обеспечивает его и развивающее воздействие. Воспитатель в процессе общения с ребенком развивает познавательную активность малыша, ставит его в ситуацию активных действий, посильной самостоятельности, побуждает к целенаправленности в достижении конкретного результата. Важно учитывать, что процесс выполнения и результат действия эмоционально переживается ребенком. Возможности ребенка второго года невелики, поэтому необходимо исключать ситуации, в которых он постоянно выступал бы в роли неудачника. Это требование обеспечивается следующими приемами: 1. Воспитатель подбирает материал, доступный по содержанию и соответствующий практическим возможностям детей 2. Учитывает физиологические возможности возраста: утомляемость, эмоциональность и т.п. 3. Воспитатель строит общение на занятиях, используя игровые методы и приемы. Он практикует эмоционально – положительную форму общения во всех ситуациях, даже если у малыша что-то не получается, ориентирует ребенка на положительный результат, давая оценку его действиям, стремится вызвать активное подражание. Воспитатель строит общение с ребенком на занятии таким образом, чтоб малыш почувствовал себя в качестве «деятеля», подводит его к получению положительного результата при проявлении посильной самостоятельности в его достижении. В раннем детстве ребенок как бы слит с ситуацией. Только постепенно, в процессе общения со взрослыми и усложняющимися формами взаимодействия, он начинает отделять себя от собственных действий и от условий, в которых они осуществляются. Именно поэтому общение с
ребенком в ранний период его жизни представляет столь специфическую область педагогической работы. Часто самые светлые воспоминания детства – игры. Но игра это не только развлечение, вызывающее массу положительных эмоций, игра – это умение весело и непринужденно учится. Учится видеть и понимать мир вокруг, учится общаться со взрослыми и детьми, учится говорить и что-то делать, учится мыслить, творить. В настоящей игре всегда присутствует одушевленные предметы, одухотворение природы – это приходит к ребенку от взрослых. Игра приходит в мир ребенка от любящих родителей. Познание мира предметов, их свойства преобразований продолжается всю жизнь. В раннем детстве у малыша есть время не спеша изучить предметы быта, насладиться игрой с игрушками. С раннего возраста, общаясь с близкими, ребенок практически познает мир: как они действуют с предметами, как относятся к животным, друг другу, как проявляют заботу и внимание. Ребенок, играя, начинает воспроизводить отдельные, наиболее значительные и понятные ему события из настоящей жизни, но он не копирует их, а многое делает «понарошку», «как будто». Малыш счастлив от того, что он создатель и творец своей игры. Во что играют наши дети? Если внимательно присмотреться к играм дошкольников, становится ясным, что играют они в «настоящую жизнь».Чтобы обогатить игру ребенка, необходимо постоянно расширять его кругозор, учить наблюдать за окружающим, привлекать его к постоянному участию во всех домашних делах, читать и рассказывать ему сказки, рассказы, стихи, рассматривать вместе с ним картины, слушать музыку. Малыш играет в то, что его по-настоящему заинтересовало, удивило, обрадовало, а иногда и огорчило. С возрастом увеличивается возможность детей отражать в игре разные события: поездку на море, поход в лес, строительство дома и т.д. В игру приводятся фантастические и необычные элементы; игра становится продолжительнее, в ней воспроизводится больше жизненных эпизодов. Игры становятся богаче по содержанию, в них проявляется много фантазии. Дошкольник, самостоятельно играя с игрушками, любит, что бы при этом присутствовали взрослые: ему уютно, он чувствует не только защищенность, но и внутреннюю поддержку. Возникает эмоциональный комфорт, нужный не только ребенку, но и взрослому. Овладеть выразительными движениями, мимикой, интонацией малышу помогут такие игры, в которых он подражает животных: мышка бежит бесшумно, на носочках, зайчик высоко и легко прыгает.
В семьях, где царят доверие друг к другу, внимание, это проявляется в поведении, выразительности речи взрослых. Дети из таких семей легче вступают в деловой и игровой контакт с товарищами, любят совместные игры, в игру вносят шутку, юмор, избегают конфликтов, легко идут на компромисс, не унижая себя и других. Игра – хороший помощник взрослым в воспитании детей. Родители, взрослые, общающиеся с ребенком раннего возраста, должны понимать, что этот возраст требует большого терпения, больших духовных сил, педагогического такта, вдумчивого руководства, ответственности. Любовь к ребенку в сочетании с обоснованными педагогическими требованиями – вот факторы, позволяющие воспитывать ребенка и сердцем и разумом.


В раздел образования