Автор: Алешина Наталья Валериевна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: ГБОУ СОШ №511
Населённый пункт: ГБОУ СОШ №511
Наименование материала: статья
Тема: Активные формы и методы гражданского воспитания на уроках истории и внеклассной работе.
Раздел: среднее образование
Активные формы и методы гражданского воспитания на уроках истории и внеклассной работе.
В настоящее время актуальной становится идея духовного возрождения российского общества,
которое понимается как условие обеспечения национальной безопасности, залог
жизнеспособности нашего государства и прежде всего духовно- нравственное воспитание
молодежи. Молодые люди зачастую формируют свое мнение под воздействием социальные
сетей, Интернет- сообществ. При недостаточности собственного жизненного опыта подростки не
всегда критично могут оценить как модные блогеры преподносят те или иные темы и жизненные
ситуации, нередко попадая под влияние опасной демагогии.
Каждому преподавателю, учителю необходимо продумать собственные принципы воспитания
чувства любви к Родине. Гражданский долг каждого педагога – найти свой способ увлекательно и
убедительно учить быть преданным своей Родине, доказывать делами и поступками верность
Отечеству. Использование интерактивных технологий, основанных на деятельностном подходе
Способствует формированию у учащихся к положительному и осознанному выбору жизненной
позиции, выполнению гражданского долга, активизации социальной ответственности
школьников.
Необходимо разъяснять детям- чувство патриотизма, сокровенное чувство, его не выставляют
напоказ. Оно проявляет в сопереживании событий, происходящих в стране, гордости за
достижения родины, но главное- содействие благу народа.
Патриотизм предполагает любовь к народу, чувство сопричастности к этому народу, созидающему
совместно с тобою общую историю, материальные блага, духовные ценности, отличные от жизни
других народов, проживающему общие успехи и испытания, беды и радости.
Сокровенное чувство проявляет себя нередко в экстремальных ситуациях, когда Отчеству грозит
опасность, когда усилия каждого играют роль для спасения Родины. Поэтому нередко говоря о
патриотизме, приводят примеры войн, катастроф, международных конфликтов. Учителя
напоминают детям о героической обороне Козельска, Ополчении 1612г, Отечественной войне
1812г., Великой Отечественной войне. При всей важности сохранений исторической памяти,
необходимо также напоминать детям о сопричастности каждого гражданина страны к
сегодняшнему времени.
Необходимо предусмотреть в программе обучения и воспитания темы для тематических
мероприятий.
Например:
«Один эпизод из жизни страны». Выбрать событие свершившиеся за прошедшую неделю стране
для организации осуждения избранного факта, под руководством педагога.
Возможный алгоритм для дискуссии
Что за явление жизни проявляется в данном факте
Как часто это явление происходит в жизни
Насколько его свершение положительно для хода жизни
Если его влияние отрицательно, то каковы способы его предупреждения, нейтрализации пагубных
последствий
Встречался ли я с таким явлением и как себя при этом чувствовал?
В конце занятия подводится итог, что есть благо для страны и как каждый из нас может помочь
своему народу, ближнему окружению, семье и близким людям.
«Бумеранг мнений». Для проведения занятия участникам предлагается социальная ситуация . Они
высказываются о произошедшем с позиции определенной роли (психолога, журналиста, учителя,
родителей, директора, ученика и др.) Участники высказываются в произвольном порядке. На
выступление каждого участника отводится 3- 5 минут. После каждого выступления слушатели
письменно фиксируют роль говорящего и аргументы в защиту его точки зрения. По окончании
коллективно определяется роль каждого выступающего и проблемной ситуации.
Больше положительного или отрицательного было увидено в изучаемом опыте? Подводится итог
о важности законопослушного поведения в обществе.
«Жизнь достойная Человека». Серия кратких докладов.
Дети на примере великой личности на биографическом материале показывают свое понимание
достойной жизни. Слушатели фиксируют аргументы, которые выдвигает докладчик при
квалификации жизни избранной личности как достойной. При подведении итогов выдвигаются
положения- характеристики достойной жизни.
«Календарь жизни» замечательных людей». Изучить биографию избранного человека и выделить
факты и события, имеющие особенное значение для его духовного становления. Главный
принцип отбора материала в нахождении интересных фактов, которые характеризуют
мировозренческую, ценностную сторону жизни героя. Отдельные станицы календаря можно
посвятить встречам с людьми, которые повлияли на становление героя, собятиям личной жизни,
определившим осознанный выбор жизненного пути. Собранный материал представляется в
хронологической последовательности на отдельных страничках перекидного календаря. Затем
организуется творческая презентация проекта.
«Антология патриотической песни». Создание рукописной книги-нахождение среди песенных
строк привлекательных для ребенка высказываний и изречений. Смысловое назначение задания в
самостоятельном отборе содержания самим пользователем. Сборник должен - стать
самоучителем, школой мудрости, эмоционально- ценностного отношения к Родине. Авторы-
составители могут работать индивидуально или в группах. Их задача- от отобрать песенный
материал и оформить его на отдельной страничке будущего сборника. Редакционный совет
устанавливает общие правила оформления сборника. Результаты работы можно представить на
школьной выставке- презентации.
«Моя видеотека» - создание видеоролика топ-из 5 фильмов о Родине, которые должен
посмотреть каждый до 17 лет. Это демонстрация учениками фрагментов фильмов и оценка
данных фильмов автором демонстрации. Во время демонстрации ученик должен пояснить, о чем
этот фильм и объяснить почему он решил его продемонстрировать».
Такой взаимный обмен позициями чрезвычайно важен старшеклассникам, выходящим на
широкие социальные просторы.
Важно помнить, что каждая встреча с детьми дает возможность учителю внести посильный вклад
в воспитание молодого поколения, ведь за плечами всех известных героев, великих
государственных деятелей, стоял учитель, прививший любовь к своей родине,
доброжелательность, сопереживание и уважение к людям.
Литература
1. Захарова С.Н. Гражданином быть обязан. Основы гражданского
образования: Методические пособие / Под науч. ред. О.Л. Жук. – Минск:
Пачатковая школа, 2003. – 96 с.
2. Инновационные методы в гражданском образовании / Величко В.В.,
Карпиевич Д.В., Карпиевич Е.Ф., Кирилюк Л.Г. – Минск: Медисонт, 1999. –
168 с.
3. Ромашкова Е.И. Картотека форм нравственного воспитания учащихся: Методическое пособие -
М. ТЦ. Сфера, 2005г-192с.
4. ЩурокваН.Е.,Мошнина Р.Ш.Яковлев Д.Е. Профессиональный журнал работы классного
руководителя. М.: Центр «Педагогический поиск2, 2008г-288с.