Напоминание

" Роль книги в развитии детей среднего возраста".


Автор: Черепанова Ольга Петровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ДСОВ№31
Населённый пункт: П.Новый Приморский край
Наименование материала: Статья
Тема: " Роль книги в развитии детей среднего возраста".
Раздел: дошкольное образование





Назад




«РОЛЬ КНИГИ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ»

Детские книги играют большую роль в речевом

развитии детей. Дошкольный возраст – это период

активного усвоения ребёнком разговорного языка,

становления развития всех сторон речи : фонетической,

лексической, грамматической. Из книги ребенок узнает

много новых слов, образных выражений, его речь

обогащается эмоциональной и поэтической лексикой.

Литература помогает детям излагать свое отношение к

прослушанному тексту, используя сравнения, метафоры,

эпитеты и другие средства образной выразительности.

К сожалению, в настоящее время наблюдается массовое

явление, связанное с низким уровнем речевого развития

детей, это обусловлено серьезными причинами:

- Компьютер широко вошел в нашу повседневную жизнь.

Дети мало общаются друг с другом и с взрослыми,

их речевой опыт ограничен, языковые средства

несовершенны. Разговорная речь бедна, малословна. Резко

снизился интерес детей к чтению.

- Социальные проблемы общества не позволяют

родителям уделять достаточно внимания

всестороннему развитию своих детей, в том числе и чтению

художественной литературы.

В Федеральном государственном образовательном

стандарте дошкольного образования выделена основная

образовательная область «Речевое развитие». Речь

является основанием для развития всех остальных

видов детской деятельности : общения, познания,

познавательно-исследовательской деятельности. В этой

связи развитие речи ребенка становится одной из

актуальных проблем в деятельности воспитателя ДОУ.

Русские ученые – педагоги говорили о роли книги в

речевом развитии ребенка :

«Если с детства у ребенка не воспитана любовь к книге,

если чтение не стало его духовной потребностью на всю

жизнь — в годы отрочества душа подростка будет пустой, на

свет "божий" выползает как будто неизвестно откуда

взявшееся плохое» (В. А. Сухомлинский)

«Люди перестают мыслить, когда перестают

читать» (Дидро)

«То, чему мы привыкли в детстве удивляться и

сочувствовать, оставляет в нем глубокие следы, и не для

одного человека любимый герой детства сделался потом

невидимым руководителем жизни» (К. Д. Ушинский)

«Чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный,

думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка». (В.

А. Сухомлинский)

С развитием речи связано формирование как личности в

целом, так и всех основных психических процессов:

мышление, воображение, памяти, речевого общения,

эмоций.

Чтение вслух вызывает у детей бурные эмоции,

у ребенка начинает работать воображение. Процесс

формирования правильного звукопроизношения у детей

начинается с младшего дошкольного

возраста. Развитию точной артикуляции помогает

воспитание у детей привычки смотреть во время речи на

собеседника и таким образом следить за движением губ,

языка. Нельзя монотонно произносить текст, его нужно

обыгрывать, не торопиться, создавать голосом образы

героев. Читать ярко и выразительно, соблюдать ритм,

следить за реакцией ребенка.

Речь родителей должна служить образцом для

подражания, быть фонетически правильно оформленной,

эмоционально окрашенной. Попробуйте произнести фразы из

сказок, подражая тембру голоса сказочного героя:

Конкурс пародистов.

Выбираются желающие, которые должны произнести

предложенные фразы, подражая тембру голоса героя.

Баба-яга: "Фу, фу, фу! Русским духом пахнет! Зачем

пришел, молодец, — дело пытаешь или от дела лытаешь?";

Царевна Лебедь: "Здравствуй, князь ты мой прекрасный.

Что ты тих, как день ненастный?"

Кот Матроскин: "Корову заведем, молоко пить будем";

Галчонок: "Кто там? Кто там?"

Волк: "Ну, заяц, погоди!";

Черепаха: "Я на солнышке лежу и на солнышко гляжу. Все

лежу и лежу, и на солнышко гляжу".

Детская литература разнообразна и включает в себя

потешки, сказки, повести, рассказы, стихи,

энциклопедии, учебно-развивающие пособия.

Книги нужно выбирать согласно возрасту детей.

Очень важно, чтобы книги, с которыми знакомят детей,

были доступны не только по тематике, содержанию, но и по

форме изложения. Для малышей полезно, когда текст

сопровождается движениями, его проще понять и легче

запомнить. Это потешки и стишки, с использованием

пальчиковых игр. Движения пальцев рук очень хорошо

стимулирует головной мозг, особенно ту его часть, которая

отвечает за речь.

В возрасте 2-3 лет нужны книжки с картинками и не

загруженные текстом. Это могут быть стихи А. Барто,

Маршака или Чуковского, сказки про «Колобка», «Курочку

Рябу», «Репку», обязательно сопровожденные цветными

картинками. Русские народные сказки являются прекрасным

материалом обучению пересказу.

К четырем годам словарный запас уже достаточно широк.

В этом возрасте интересны фольклорные произведения,

былины, различные сказочные истории. Ребёнок уже может

вполне провести четкую границу между правдой и вымыслом.

Сам может выдумать продолжение, что развивает его

связную речь.

В 5-6 летнем возрасте ребёнок уже в состоянии

представить себе практически любую деталь, и ему не

потребуются для этого картинки. Они хорошо фантазируют и

составляют интересные рассказы. Хорошим примером для

данного вида работы являются «Сказки» Сутеева.

Рекомендации при выборе детской книги :

- Никакой пахнущей краски, расслаивающихся страниц;

- Убедитесь, что в книжке нет злых героев, драк, слез и

прочих негативных моментов – как в тексте, так и на

рисунках. Особенно в четырехлетнем возрасте

закладывается основной костяк фобий и страхов, причиной

которых являются как раз всякого вида пугалки и страшилки;

- Убедитесь, что текст написан грамотно в нормах

литературного языка;.

- Иллюстрации в книгах, как в художественных, так и в

обучающих, должны быть цветными, понятными, поскольку

черно - белое изображение не позволит знакомить детей с

окраской предмета, а это обеднит речевые средства и

знания.

- Поскольку дети воспринимают предмет в сопоставлении

его с другими предметами по разным признакам, при подборе

предметных картинок для одновременного показа

необходимо обращать внимание на их соотношении по

величине. При неправильном подборе картинок у детей

формируется искаженное представление о величине

предмета, что непременно отразится на формировании

понятий и развития речевых средств.

Семья, в которой книга сопровождает ребенка с момента

его рождения - это предпосылка грамотности

и «чутья» родного языка. При отсутствии доброй традиции

семейного чтения ребенок практически никогда не

берет книгу сам. Он должен ощущать, что жизнь его

родителей немыслима без чтения, тогда книги войдут и в его

жизнь. Рекомендации родителям по развитию читательского

интереса у детей:

- Прививайте ребенку интерес к чтению с раннего детства.

- Покупайте книги, выбирайте книги яркие по оформлению

и интересные по содержанию.

- Систематически читайте ребенку. Это сформирует у него

привычку ежедневного общения с книгой.

- Обсуждайте прочитанную книгу среди членов своей

семьи.

- Рассказывайте ребенку об авторе прочитанной книги.

- Если вы читаете ребенку книгу, старайтесь прервать

чтение на самом увлекательном эпизоде.

- Вспоминая с ребенком содержание ранее прочитанного,

намеренно его искажайте, чтобы проверить, как он запомнил

ранее прочитанный текст.

- Рекомендуйте своему ребенку книги своего детства,

делитесь своими детскими впечатлениями от чтения той или

иной книги, сопоставляйте ваши и его впечатления.

- Устраивайте дома дискуссии по прочитанным книгам.

- Покупайте, по возможности, книги полюбившихся

ребенку авторов, оформляйте его личную библиотеку.

- Воспитывайте бережное отношение к книге,

демонстрируя книжные реликвии своей семьи.

- Дарите книги ребенку с дарственной надписью, теплыми

пожеланиями. Спустя годы это станет счастливым

напоминанием о родном доме, его традициях, дорогих и

близких людях.

Таким образом, можно сделать вывод, что художественная

литература, детская книга, служит могучим, действенным

средством умственного, нравственного и эстетического

воспитания детей, она оказывает огромное влияние

на развитие и обогащение детской речи и

всестороннего развития ребенка.



В раздел образования