Автор: Черепанова Ольга Петровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ДСОВ№31
Населённый пункт: П.Новый Приморский край
Наименование материала: Статья
Тема: " Роль книги в развитии детей среднего возраста".
Раздел: дошкольное образование
«РОЛЬ КНИГИ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ»
Детские книги играют большую роль в речевом
развитии детей. Дошкольный возраст – это период
активного усвоения ребёнком разговорного языка,
становления развития всех сторон речи : фонетической,
лексической, грамматической. Из книги ребенок узнает
много новых слов, образных выражений, его речь
обогащается эмоциональной и поэтической лексикой.
Литература помогает детям излагать свое отношение к
прослушанному тексту, используя сравнения, метафоры,
эпитеты и другие средства образной выразительности.
К сожалению, в настоящее время наблюдается массовое
явление, связанное с низким уровнем речевого развития
детей, это обусловлено серьезными причинами:
- Компьютер широко вошел в нашу повседневную жизнь.
Дети мало общаются друг с другом и с взрослыми,
их речевой опыт ограничен, языковые средства
несовершенны. Разговорная речь бедна, малословна. Резко
снизился интерес детей к чтению.
- Социальные проблемы общества не позволяют
родителям уделять достаточно внимания
всестороннему развитию своих детей, в том числе и чтению
художественной литературы.
В Федеральном государственном образовательном
стандарте дошкольного образования выделена основная
образовательная область «Речевое развитие». Речь
является основанием для развития всех остальных
видов детской деятельности : общения, познания,
познавательно-исследовательской деятельности. В этой
связи развитие речи ребенка становится одной из
актуальных проблем в деятельности воспитателя ДОУ.
Русские ученые – педагоги говорили о роли книги в
речевом развитии ребенка :
«Если с детства у ребенка не воспитана любовь к книге,
если чтение не стало его духовной потребностью на всю
жизнь — в годы отрочества душа подростка будет пустой, на
свет "божий" выползает как будто неизвестно откуда
взявшееся плохое» (В. А. Сухомлинский)
«Люди перестают мыслить, когда перестают
читать» (Дидро)
«То, чему мы привыкли в детстве удивляться и
сочувствовать, оставляет в нем глубокие следы, и не для
одного человека любимый герой детства сделался потом
невидимым руководителем жизни» (К. Д. Ушинский)
«Чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный,
думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка». (В.
А. Сухомлинский)
С развитием речи связано формирование как личности в
целом, так и всех основных психических процессов:
мышление, воображение, памяти, речевого общения,
эмоций.
Чтение вслух вызывает у детей бурные эмоции,
у ребенка начинает работать воображение. Процесс
формирования правильного звукопроизношения у детей
начинается с младшего дошкольного
возраста. Развитию точной артикуляции помогает
воспитание у детей привычки смотреть во время речи на
собеседника и таким образом следить за движением губ,
языка. Нельзя монотонно произносить текст, его нужно
обыгрывать, не торопиться, создавать голосом образы
героев. Читать ярко и выразительно, соблюдать ритм,
следить за реакцией ребенка.
Речь родителей должна служить образцом для
подражания, быть фонетически правильно оформленной,
эмоционально окрашенной. Попробуйте произнести фразы из
сказок, подражая тембру голоса сказочного героя:
Конкурс пародистов.
Выбираются желающие, которые должны произнести
предложенные фразы, подражая тембру голоса героя.
Баба-яга: "Фу, фу, фу! Русским духом пахнет! Зачем
пришел, молодец, — дело пытаешь или от дела лытаешь?";
Царевна Лебедь: "Здравствуй, князь ты мой прекрасный.
Что ты тих, как день ненастный?"
Кот Матроскин: "Корову заведем, молоко пить будем";
Галчонок: "Кто там? Кто там?"
Волк: "Ну, заяц, погоди!";
Черепаха: "Я на солнышке лежу и на солнышко гляжу. Все
лежу и лежу, и на солнышко гляжу".
Детская литература разнообразна и включает в себя
потешки, сказки, повести, рассказы, стихи,
энциклопедии, учебно-развивающие пособия.
Книги нужно выбирать согласно возрасту детей.
Очень важно, чтобы книги, с которыми знакомят детей,
были доступны не только по тематике, содержанию, но и по
форме изложения. Для малышей полезно, когда текст
сопровождается движениями, его проще понять и легче
запомнить. Это потешки и стишки, с использованием
пальчиковых игр. Движения пальцев рук очень хорошо
стимулирует головной мозг, особенно ту его часть, которая
отвечает за речь.
В возрасте 2-3 лет нужны книжки с картинками и не
загруженные текстом. Это могут быть стихи А. Барто,
Маршака или Чуковского, сказки про «Колобка», «Курочку
Рябу», «Репку», обязательно сопровожденные цветными
картинками. Русские народные сказки являются прекрасным
материалом обучению пересказу.
К четырем годам словарный запас уже достаточно широк.
В этом возрасте интересны фольклорные произведения,
былины, различные сказочные истории. Ребёнок уже может
вполне провести четкую границу между правдой и вымыслом.
Сам может выдумать продолжение, что развивает его
связную речь.
В 5-6 летнем возрасте ребёнок уже в состоянии
представить себе практически любую деталь, и ему не
потребуются для этого картинки. Они хорошо фантазируют и
составляют интересные рассказы. Хорошим примером для
данного вида работы являются «Сказки» Сутеева.
Рекомендации при выборе детской книги :
- Никакой пахнущей краски, расслаивающихся страниц;
- Убедитесь, что в книжке нет злых героев, драк, слез и
прочих негативных моментов – как в тексте, так и на
рисунках. Особенно в четырехлетнем возрасте
закладывается основной костяк фобий и страхов, причиной
которых являются как раз всякого вида пугалки и страшилки;
- Убедитесь, что текст написан грамотно в нормах
литературного языка;.
- Иллюстрации в книгах, как в художественных, так и в
обучающих, должны быть цветными, понятными, поскольку
черно - белое изображение не позволит знакомить детей с
окраской предмета, а это обеднит речевые средства и
знания.
- Поскольку дети воспринимают предмет в сопоставлении
его с другими предметами по разным признакам, при подборе
предметных картинок для одновременного показа
необходимо обращать внимание на их соотношении по
величине. При неправильном подборе картинок у детей
формируется искаженное представление о величине
предмета, что непременно отразится на формировании
понятий и развития речевых средств.
Семья, в которой книга сопровождает ребенка с момента
его рождения - это предпосылка грамотности
и «чутья» родного языка. При отсутствии доброй традиции
семейного чтения ребенок практически никогда не
берет книгу сам. Он должен ощущать, что жизнь его
родителей немыслима без чтения, тогда книги войдут и в его
жизнь. Рекомендации родителям по развитию читательского
интереса у детей:
- Прививайте ребенку интерес к чтению с раннего детства.
- Покупайте книги, выбирайте книги яркие по оформлению
и интересные по содержанию.
- Систематически читайте ребенку. Это сформирует у него
привычку ежедневного общения с книгой.
- Обсуждайте прочитанную книгу среди членов своей
семьи.
- Рассказывайте ребенку об авторе прочитанной книги.
- Если вы читаете ребенку книгу, старайтесь прервать
чтение на самом увлекательном эпизоде.
- Вспоминая с ребенком содержание ранее прочитанного,
намеренно его искажайте, чтобы проверить, как он запомнил
ранее прочитанный текст.
- Рекомендуйте своему ребенку книги своего детства,
делитесь своими детскими впечатлениями от чтения той или
иной книги, сопоставляйте ваши и его впечатления.
- Устраивайте дома дискуссии по прочитанным книгам.
- Покупайте, по возможности, книги полюбившихся
ребенку авторов, оформляйте его личную библиотеку.
- Воспитывайте бережное отношение к книге,
демонстрируя книжные реликвии своей семьи.
- Дарите книги ребенку с дарственной надписью, теплыми
пожеланиями. Спустя годы это станет счастливым
напоминанием о родном доме, его традициях, дорогих и
близких людях.
Таким образом, можно сделать вывод, что художественная
литература, детская книга, служит могучим, действенным
средством умственного, нравственного и эстетического
воспитания детей, она оказывает огромное влияние
на развитие и обогащение детской речи и
всестороннего развития ребенка.