Напоминание

"Воспитание детей с нарушением слуха"


Автор: Цирельникова Марина Федоровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: КГОБУ Владивостокская специальная (коррекционная)школа- сад ii вида
Населённый пункт: Приморский край г.Владивосток
Наименование материала: консультация
Тема: "Воспитание детей с нарушением слуха"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Консультация для родителей дошкольников

«Воспитание детей с нарушенным слухом в семье»

Родители, имеющие детей с нарушениями слуха, не всегда чувствуют

себя уверенными общаясь и воспитывая ребенка. Убедившись в том, что

ребенок не слышит или очень плохо слышит, родители перестают с ним

общаться речью, тем самым делают очень большую ошибку.

Конечно, воспитание глухого ребенка в семье требует от родителей

большой выдержки, терпения, напряжения, но приводит к положительным

результатам, если они выполняют советы сурдопедагога, учителя –

дефектолога.

Глухой ребенок, как и все дети, имеет потребность общаться с

окружающими, и для того чтобы его поняли, он прибегает к жестам,

сопровождая их непонятными звуками и криками.

Необходимо добиться того, чтобы и глухой ребенок понял, что от него

хочет мама или члены семьи. Задача родителей глухого ребенка использовать

все жесты для того, чтобы дать словесное обозначение просьбы, желания и

мысли ребенка. Нужно приучить глухого ребенка смотреть в лицо, губы

говорящего с ним человека. Никогда словесная речь не будет развиваться у

глухого ребенка, если он не считывает ее с губ окружающих.

Многие родители не делают попыток разговаривать с глухим ребенком,

оправдывают себя тем, что он не слышит, и говорить с ним бесполезно. «Все

равно он ничего не слышит и никогда не поймет», — думают родители. Это

неверно. Глухие дети могут с раннего детства приобретать навык понимания

речи путем чтения с губ. Чем раньше ребенок привыкает смотреть на губы и

узнавать по ним знакомые слова и фразы, тем прочнее будет этот навык в

старшем возрасте, тем легче для него станет общение с окружающими, тем

лучше будет развиваться его речь, т. к. прежде чем научиться говорить, он

должен понимать речь.

Мама, подзывая ребенка жестом, должна медленно, раздельно сказать:

«Иди сюда». Эту фразу и другим членам семьи необходимо произносить

всегда, когда они зовут ребенка. После того, как ребенок ее усвоит, можно

эту фразу расширить: «Саша, иди сюда», «Иди сюда, малыш» и т.п. Давая

что-нибудь малышу, нужно произносить: «Дима, на!» Прося что-нибудь у

него, следует говорить: «Дима, дай».

Необходимо закреплять эти слова в игровой деятельности. При игре в

лото, в игрушки их можно сочетать с лепетными словами для малыша.

Следует дать ребенку звукоподражания животным. Игру можно провести

примерно так: мать предлагает ребенку 2-3 картинки и, подавая, на зывает

каждую: «На ав-ав» (собака). Ребенок смотрит на губы матери и сам

рефлекторно повторяет эти слова.

Предлагая следующие картинки, мать говорит: «На му» (корову), «На

мяу» (кошку). Ребенок повторяет. А потом мать, протягивая руку, говорит:

Дай «му»!

С глухим ребенком следует больше играть в разные игры. В игре у

глухого ребенка будет больше потребности к речи. Он оживится, будет

общительным, радость, удовольствие от игры вызовет у него звонкий,

чистый голос, который так ему нужен для речи.

Когда с ребенком говорят, и он смотрит на губы говорящего с ним

человека, у него самого непроизвольно также складываются губки. Пусть это

будет вначале лепет, ведь и слышащий ребенок сначала лепечет, но при

многократном повторении знакомого слова он научится узнавать его по

губам говорящего и постепенно усвоит, что каждый предмет и действие

имеют свое словесное обозначение, а не обозначаются только жестами.

Родителям нужно знать, что в условиях семьи глухой ребенок может

овладеть произношением слов, фраз, чтением с губ и умением пользоваться

остатками слуха. Если у ребенка имеются остатки слуха, то следует

развивать у него навык слушать. Для этого с ним необходимо говорить

громко, в игре использовать трубочки, барабан, дудочки, погремушки, звонок

и т. д.

Родители должны помнить, что воспитание глухого ребенка и

слабослышащего ребенка в семье требует выдержки, терпения — это

длительная и кропотливая работа. Нельзя бросать начатое дело на половине

пути. Если что то не получается, то необходимо консультироваться у

специалистов. Со временем вы увидите положительный результат Вашей

кропотливой работы. Вам всегда могут оказать помощь врачи сурдологи,

сурдопедагоги, учителя - дефектологи, логопеды, если Вы своевременно

обратитесь за консультацией.



В раздел образования