Автор: Хабибулина Мария Александровна
Должность: Учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад "Лучик"
Населённый пункт: Смоленская область г.Гагарин
Наименование материала: Статья
Тема: "Применение ЛЕГО – конструктора на логопедических занятиях"
Раздел: дошкольное образование
1
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Лучик»
«
Применение ЛЕГО – конструктора
на логопедических занятиях
»
Учитель-логопед:
Хабибулина М.А
2
Введение Федерального
Государственного
стандарта дошкольного
образования
предполагает
использование
новых
развивающих
педагогических
технологий. Одной из которых является ЛЕГО-технология. Отличительной особенностью
стандарта нового поколения является системно-деятельностный подход, предполагающий
чередование
практических
и
умственных
действий
ребёнка.
Такой
подход
легко
реализовать
в
образовательной
среде
ЛЕГО,
так
как
конструкторы
ЛЕГО позволяют
ребёнку думать, фантазировать и действовать, не боясь ошибиться.
Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры
головного мозга, а, следовательно, и на развитие речи. Это дает возможность формировать
у детей с ОНР как речевую, так и связанные с ней неречевые виды деятельности. Поэтому
применение
ЛЕГО-
технологий,
являются
незаменимыми
в
коррекционно-
логопедической работе.
Наборы «ЛЕГО» зарекомендовали себя во всём мире как образовательные продукты,
удовлетворяющие самым высоким требованиям гигиеничности, эстетики, прочности и
долговечности. В силу своей педагогической универсальности они оказываются наиболее
предпочтительными наглядными пособиями и развивающими игрушками.
Учитывая,
что
основными
видами
в
дошкольном
возрасте
являются
игровая
и
конструктивная деятельности, большое внимание отводится разработке и внедрению таких
педагогических технологий, которые имеют ярко выраженный моделирующий характер.
Перспективность
применения
данных
методов
и
приёмов
находится
в прямой
зависимости от разработки должного методического оснащения, без которого они не
могут полноценно использоваться в образовательном процессе.
Работая с детьми с ОНР и сталкиваясь с проблемами в их обучении, приходится
искать вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие
процесс усвоения детьми знаний.
Применение ЛЕГО на логопедических занятиях позитивно отражается на качестве
коррекции и обучения, так как способствует:
-
развитию лексико-грамматических средств речи в рамках определенных тем;
-
формированию грамматической
составляющей
речи
(обрабатыванию
навыков
согласования числительных с существительными, прилагательных с существительными в
роде,
числе
и
падеже,
формообразованию
существительных
с
предлогами
и
без,
словообразованию глаголов с использованием различных приставок, а так же образование
сложных слов);
-
формированию и развитию правильного длительного выдоха.
Возможность совершения самостоятельных действий с элементами конструктора,
3
их
описания
и
сравнения
способствуют
формированию
взаимосвязанного
комплекса
семантических, звуковых, морфологических и ритмических операций, осуществляющих
поиск слова, что даёт возможность, помимо увеличения лексического запаса, перевести
слова из пассивного словаря в активный. Конструирование фигур животных помогает
детям научиться выделять части целого и отработке падежных окончаний (котёнок без
чего? — без хвоста). Составление частей разных животных помогает развивать понимание
образование
сложных
слов
(игра
«Волшебный
зоопарк»,
где
соединяется
голова
крокодила и туловище тигра и получается
«крокотигр»).
Используя
в
работе конструкторы ЛЕГО, живее и интереснее проходят этапы
по
постановке
и
автоматизации
звуков:
выстраивание
«волшебных» ступенек, лесенок, дорожек, по которым ребенок «проходит»,
называя соответствующие слоги и слова; формированию графического образа букв при
обучении грамоте, а также развитию тактильных ощущений, играя с закрытыми глазами
на ощупь; овладению звуко-буквенным анализом и слоговым составом слов (применяются
кубики с традиционным цветовым обозначением гласных, твердых и мягких согласных);
формированию
пространственной
ориентации
и
схемы
собственного
тела
-
это
классическая профилактика нарушений письма; развитию и совершенствованию высших
психических
функций
(памяти,
внимания,
мышления);
тренировке
тонких
дифференцированных движений пальцев и кистей рук (ЛЕГО оказывает стимулирующее
влияние на развитие речедвигательных зон коры головного мозга, что в свою очередь
стимулирует развитие речи).
Таким образом, используя ЛЕГО-технологии в логопедическом процессе, даёт
возможность педагогам и детям осуществлять коррекцию с наибольшим психологическим
комфортом.
Направления коррекционной работы
Конструкторы
ЛЕГО
используются
в
коррекционной
работе
разнообразной
направленности:
-
диагностика
(свободная
конструктивно-игровая
деятельность
позволяет
не
только быстрее установить контакт между педагогом и детьми, но и полнее раскрыть
некоторые особенности ребенка с точки зрения сформированности эмоционально-волевой
и
двигательной
сфер,
выявить
речевые
возможности
ребенка,
установить
уровень
коммуникативности);
-
коррекционная деятельность с ребёнком (на основе описанных дидактических
игр педагог может разработать различные пособия и использовать их для проведения
упражнений с
целью развития и коррекции речи
и
психических процессов
у детей,
4
развития интереса к обучению, формирования коммуникативной функции);
-
театрализованная
игра, в
ходе
которой
у ребенка
появляется возможность
создать
собственного героя
и
наделить свой
персонаж теми качествами, которыми он
хочет. Посредством героев сказки, выполненных своими руками, ребенку легче раскрыть
свои индивидуальные особенности.
ЛЕГО-игры
помогают
развивать
интеллектуальные
качества:
внимание,
память,
особенно
зрительную;
умение
находить
зависимости
и
закономерности,
классифицировать и систематизировать материал; способность к комбинированию, то
есть
умение создавать новые
комбинации из
имеющихся элементов,
деталей; умение
находить
ошибки
и
недостатки;
а
также
способность
предвидеть
результаты
своих
действий.
Отечественные логопеды и зарубежные педагоги однозначно отмечают, что
использование в работе с детьми конструкторов ЛЕГО позволяет за более короткое время
достичь устойчивых положительных результатов в коррекции нарушений речи. Оно также
направлено
на предупреждение вторичных
дефектов,
что
способствует
становлению
ребенка как личности (Т. В. Лусс).
М.М. Кольцова, Е. И. Исенина и др. авторы отмечают, что уровень развития речи
находится
в
прямой
зависимости
от
степени
сформированности
мелкой
моторики.
Использование в
коррекционной работе конструкторов ЛЕГО способствует развитию
мелкой
моторики
рук,
активизирует
различные
отделы
коры
больших
полушарий
головного
мозга,
тем
самым
способствует
развитию
и
гибкости
артикуляционного
аппарата, у детей улучшается звукопроизношение.
В игре с конструктором, при выполнении задания, дошкольники выполняют
задачи, требующие выделения и использования связей и отношений между предметами,
явлениям, действиями. Дети не просто выполняет заученные действия, они видоизменяют
их,
получая
новые
результаты.
Развивающееся
мышление
даёт
возможность
заранее
предусматривать результаты своих действий, планировать их. А развитие зрительного
предметного восприятия подготавливает базу для перехода к формированию языковых и
речевых
средств,
к
оречевлению
предметного мира, к
связи
«предмет
–
слово».
В
постройках из ЛЕГО-конструкторов
наглядность представлена объёмными предметами и воспринимается со всех сторон. На
основе такого восприятия предмета в сознании дошкольника формируется образ. Стараясь
как можно
точнее
передать форму, ребёнок
активно
работает пальцами, происходит
мощное воздействие на тактильные рецепторы, а это, способствует развитию речи.
Таким образом, использование ЛЕГО-конструирования в коррекционной работе с
5
дошкольниками
с
ОНР,
позволяет
поднять
на
более
высокий
уровень
развитие
познавательной активности, способствует развитию психических процессов, обогащению
активного
словаря,
развитию
связной,
грамматически
правильной
монологической
и
диалогической
речи,
развитию
фонематических
процессов
и
владению
речью
как
средством общения и культуры, развитию инициативы и творческих способностей на
основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками, что соответствует ФГОС ДО.
Области применения ЛЕГО-конструирования, в соответствии с целевыми
ориентирами ФГОС ДО.
Социально-коммуникативное
развитие:
создание
совместных
построек,
объединенных
одной идеей, одним проектом развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и
сверстниками
формирование готовности
к совместной
деятельности
со
сверстниками
формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.
Познавательное развитие: техническое конструирование - воплощение замысла из деталей
ЛЕГО - конструктора, формирование первичных представлений о себе, других людях,
объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира.
Речевое
развитие:
работа
с
логопедом
при развитии
фонетического
слуха,
понятие
синтаксис,
словообразование
развитие
звуковой
и
интонационной
культуры
речи,
фонематического слуха формирование звуковой аналитико- синтетической активности как
предпосылки обучения грамоте.
Художественно-эстетическое развитие: Творческое конструирование - создание замысла
из деталей ЛЕГО-конструктора, реализация самостоятельной творческой деятельности
детей.
Физическое развитие: координация движения, крупной и мелкой моторики обеих рук.
Вывод:
работа
по
развитию
речи
с
применением
ЛЕГО-технологий
сделала
коррекционный
логопедический
процесс
более
результативным.
Дети
воспринимают
занятия как игру, она не вызывает у них негативизма, приучала детей к внимательности,
усидчивости,
точному
выполнению инструкций.
Это
помогает
лучшему
усвоению
коррекционного материала.
Уверена, что чем разнообразнее будут приёмы логопедического воздействия
на детей с ОНР, тем более успешным будет формирование речи.
6
КАРТОТЕКА ИГР и ИГРОВЫХ
УПРАЖНЕНИЙ С ПРИМЕНЕНИЕМ
ЛЕГО – КОНСТРУКТОРОВ
7
Игры
для развития звукопроизношения и
фонетического слуха
«Произнеси звук кратко и протяжно»
Предварительная работа: выложить на плато детали конструктора, чередуя короткие и
длинные элементы.
Цель: Развивать правильное звукопроизношение (изолированный звук)
Предложить детям послушать, как звучит насос: «с-с-с». Обратить внимание, что
он может издавать протяжный звук: «с-с-с-с» и краткий звук:
«с». Затем мы превращаемся в насосы и начинаем работу. Работаем по очереди, по
схеме, которую выложили на плато.
Далее
предложить
названному
ребенку
указать
пальцем
на
первый,
выложенный на плато элемент конструктора и произнести звук [С]. Если элемент
длинный – звук произносится протяжно, если короткий – кратко.
«Продолжи узор и произнеси слоги»
Предварительная работа: выложить на плато ряд из красного, желтого и зеленого
элементов.
Цель: Развивать правильное звукопроизношение (в слогах)
Вспомнить с детьми, что наш веселый насос любит разные песенки. Но иногда он
путает слова этих песенок. Предложить ему помочь.
Договариваемся, что красная деталь – это слог «СА», желтая – слог «СО», зеленая – слог
«СУ». Стараемся не перепутать и пропеть песенку правильно. Попросить ребенка указывать
пальчиком на элементы ряда и произносить слоги в зависимости от его цвета.
8
«Собираем чемодан»
Предварительная работа: выложить на плато квадрат. Каждому ребенку раздается
набор картинок с изображением различных предметов, одежды и обуви.
Цель: Развивать правильное звукопроизношение (в словах); Закреплять умение
дифференцировать звуки.
Рассказать детям, что наш веселый насос собрался в путешествие – мир посмотреть.
Предложить помочь ему собрать вещи. На наших плато – чемодан. В него надо положить
только те картинки, название которых начинается на звук [С].
«Заведи мотор»
Цель: закрепить
правильное
изолированное
произношение
звука
«Р»; развивать
мышление,
воображение,
фонематический
слух, мелкую
моторику пальцев рук.
Материал: конструктор ЛЕГО.
Ребенок
конструирует
ЛЕГО-машину.
После
того,
как
ребенок
сконструировал
машину,
взрослый
рассказывает
небольшую
сказку,
чтобы
заинтриговать
ребенка.
Например: «У Королевы красивой Речи сломалась ее любимая машина, а ей обязательно
нужно вернуться в свое королевство. Помоги ей! Чтобы завести ее машину, нужно завести
моторчик. Машина сказочная. Ты ее собрал из ЛЕГО, поэтому нужно завести
каждый
кирпичик». Ребенок, нажимая на каждый кирпичик, произносит изолированно звук «Р».
«Строители»
Цель: закрепление правильного произношения звука «Л» в словах; дифференциация
звуков «Л» «Р» в словах; развитие фонематического слуха и восприятия, мелкой моторики
пальцев рук.
Материал: предметные картинки на конструкторе ЛЕГО прямоугольной формы
(«кирпичики») 10-14 штук и «крыша» треугольной формы, игрушка кукла.
1
вариант «Построй домик для Лолы»
Игрок выбирает «кирпичики» с картинками, где слышится звук «Л». Из них он строит
домик для куклы Лолы.
2
вариант «Построй домики для Лолы и Раи»
9
Игрок строит домик для куклы Лолы выбирая «кирпичики» с картинками, где
слышится звук «Л», а для куклы Раи «кирпичики» с картинками, где слышится звук
«Р».
3
вариант «Домики для Лолы и Лили» (без предметных картинок) Взрослый называет
слова со звуками «Л» и «Ль». Первый игрок строит дом для Лолы из синих кирпичиков.
Второй игрок строит дом для Лили из зеленых кирпичиков.
«Поймай звук»
Предварительная работа: выложить на плато длинную деталь конструктора.
Цель: закрепление правильного произношения звука в словах; дифференциация
звуков
в словах; развитие фонематического слуха и
восприятия, мелкой моторики пальцев рук.
Рассказать детям, что у нашего веселого насоса дома есть красивая полочка, такая
же, как на ваших плато. Насос любит складывать туда разные звуки. Предложить
детям
на свои полочки положить больше звуков [С].
Педагогом произносятся разные звуки, если ребенок слышит звук
[С] -
прикрепляет на свою полочку деталь конструктора.
«Различаем звуки»
Предварительная работа: выложить горизонтально на плато две длинные детали
конструктора.
Цель: закрепление правильного произношения звука в словах; дифференциация
звуков
в словах; развитие фонематического слуха и
восприятия, мелкой моторики пальцев рук.
Предложить детям разложить звуки на две полочки. На полочку слева будем
складывать звуки [С], а на полочку справа – звуки [Ш].
Педагог называет звуки, если ребенок слышит звук [С] - прикрепляет на левую полочку
деталь конструктора, а если слышит звук [Ш] - прикрепляет на правую полочку деталь
конструктора.
«Где находится звук?»
Предварительная работа: выложить на плато цепочку из трех одинаковых деталей
конструктора.
Цель: Развивать фонематический слух и восприятие; формировать способность
осуществлять сложные формы звукового анализа.
Вспомнить с детьми, что у каждого слова есть начало, конец и середина, так же,
как у наших схем на плато. Предлагаю показать деталь в начале схемы, в конце схемы, в
середине схемы.
10
Показать детям картинки, в названиях которых звук [С] в различных позициях. Дети
называют слово и определяют позицию звука в слове. Позиция звука в слове отмечается
детьми на своих плато закреплением над соответствующей деталью элемента другого
цвета.
«Подбери слова к схемам»
Предварительная работа: выложить на плато два горизонтальных ряда одинаковых
деталей: первый ряд – из трех элементов, второй ряд – из четырех элементов.
Цель:
Развивать
фонематический
слух
и
восприятие;
формировать
способность осуществлять сложные формы звукового анализа.
Вспомнить с детьми, что каждое слово состоит из определенного количества
звуков. Договариваемся, что левый ряд деталей на плато – это схема слова, состоящего из
трех звуков, а правый ряд – схема слова из четырех звуков.
Показать детям картинку, название которой состоит из трех звуков. Произнести
название картинки. Попросить детей посчитать количество звуков в слове и определить
подходящую схему. То же с картинками, в названиях которых четыре звука.
«Составь звуковую схему»
Цель:
Развивать
фонематический
слух
и
восприятие;
формировать
способность осуществлять сложные формы звукового анализа.
Предложить детям на своих плато составить звуковую схему к заданному слову при
помощи цветных деталей.
«Путешественники»
Цель:
Развивать
фонематический
слух
и
восприятие;
формировать способность
осуществлять
сложные
формы
звукового
анализа.
Оборудование: вагончики с составленными на них звуковыми схемами из
кубиков
Лего2х2,
фигурки
животных,
станция
ж.д.
вокзла.
К станции прибыл поезд, рассадите фигурки животных в соответствии
со
звуковыми
схемами
на
его
вагончиках.
Дети рассаживают животных, объясняя контролёру (педагогу) свой выбор
11
Игры
для развития
слоговой структуры слова
«Оркестр»
Произвести с помощью музыкальных инструментов звуки, различные по времени
звучания.
Задача детей – с помощью коротких и длинных деталей конструктора выложить на своих
плато заданный ритмический рисунок.
«Посчитай слоги»
Произнести определенное количество слогов.
Цель: закрепить у детей умение делить слово на слоги в зависимости от количества
гласных звуков, тренировать их в делении слов на слоги с помощью хлопков.
Взрослый произносит слово, а ребенок сосчитать слоги и выложить на своих плато
соответствующее количество элементов конструктора. А затем сказать, сколько слогов он
насчитал.
12
«Гусеница»
Цель: закрепить умения придумывать слова на заданный звук; развитие фонематического
восприятия, мелкой моторики пальцев рук.
Дети
придумывая
слова
на
заданный
звук
конструируют
из
ЛЕГО-
элементов
гусеницу. Один кирпичик - одно слово. Выигрывает тот, у кого будет длиннее гусеница.
«Рассели животных по домам»
Предварительная работа: дети из элементов конструктора строят одно- и
двухэтажный дома.
Цель: закреплять умение определять количество слогов в словах.
Каждому
ребенку
раздается
набор
картинок
с
изображениями
животных, названия которых состоят из одного и двух слогов. Задача детей -
«расселить животных» в соответствии с количеством слогов.
13
Игры
для развития связной речи
Использование
ЛЕГО-технологий
в
процессе
формирования
связной
речи
даёт
возможность осуществлять обучение с наибольшим психологическим комфортом. Работа
над пересказом, рассказом, диалогом становится более эффективной. Пересказ рассказа
не по сюжетной картинке, а по объёмному образу декораций из конструктора, помогает
ребёнку лучше осознать сюжет, что делает пересказ более развёрнутым и логичным. При
этом
работа
над
связной
речью
ведётся
в
порядке
возрастающей
сложности,
с
постепенным убыванием наглядности.
Цель: Закрепить умение детей ориентироваться в видах транспорта с помощью описания
его признаков. Развивать наблюдательность, внимание. Описание игры:
Дети встают в круг, ведущий находится в центре круга. Ведущий загадывает игрокам
загадку об «умных машинах», кто первым отгадает загадку, отправляется на поиски
отгадки (вид транспорта, изготовленный из конструктора “Лего») по групповой комнате.
Победителем в игре считается тот, у кого окажется больше всех отгадок.
«Умные машины»
14
«Опиши деталь»
Цель: развитие внимания, связной речи, умение описывать предмет.
Перед ребенком находится несколько деталей конструктора Лего. Воспитатель
показывает деталь, ребёнок должен описать эту деталь. ( какая она? какого цвета? какой
формы? на что или кого похожа?)
«Построим сказку»
Предложите детям на трёх пластинах построить рассказанную педагогом сказку. Каждая
группа (из 2-3 человек) строит свою часть сказки. Затем дети по своим опорным
постройкам сами пересказывают сюжет.
15
«Построй конец истории»
Начать
рассказывать
детям
историю, затем предложить
построить
её
конец в
зависимости
от
литературного
жанра:
с
фантастическим
концом,
драматическим,
юмористическим, и т.п.
Обсудить с детьми, какими наречиями мы пользуемся при составлении рассказа:
«вдруг», «и тогда», «потом» и др. Попросите детей использовать именно эти слова для
совместного строительства своего рассказа.
Предложите детям
построить
другой
вариант
окончания
рассказа.
Объяснить, как этот новый конец повлияет на персонажей.
«Построй по иллюстрации»
Подберите книгу и попросите детей построить историю на основе иллюстраций.
Можно разделить на команды, тогда каждая команда строит свою иллюстрацию, а потом
поэтапно по своим постройкам пересказывают содержание по очереди каждая команда.
«Совместная история»
Попросите детей работать в парах. Используя одну строительную пластину. После
согласования фона и персонажей попросите их по очереди говорить по одному
предложению из истории.
16
«Расскажи что получилось».
Детям предлагается сконструировать из лего любую поделку (или поделку по
заданной теме Например.: «Космос» (смастерить необычный космический корабль).
Затем рассказать всем детям о ней (придумать небольшой связный рассказ по ней из
5 - 6 предложений).
Материал: конструктор
Цель: приобщать детей к русским народным сказкам. Развивать умение описывать игрушку
животного, последовательно рассказывать сказку. Развивать мелкую моторику,
конструктивные навыки.
Описание игры: воспитатель предлагает вместе с детьми построить героев к сказке
«Теремок» и рассказать сказку. Дети, выполняя постройку, рассказывают о герое,
взрослый управляет работой детей, при затруднении задает вопросы.
«Теремок»
17
Список литературы:
1.
Конструируем:
играем
и
учимся
Lego
Dacta
—
материалы
развивающего
обучения
дошкольников.
ИНТ.
М.,1997.
9.
Комарова
Л.Г.
Строим из LEGO — М., ЛИНКА-ПРЕСС, 2001.
2.
Комарова
Л.
Г.
Строим
из
LEGO
(моделирование
логических
отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO). —
М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2011.
3.
Лусс
Т.В.
Использование
ЛЕГО
ДАКТА
с
детьми,
имеющими
отклонения в развитии/ Современные проблемы изучения и воспитания детей
с
отклонениями
в
развитии:
Межвуз.
сб.
научи.-
метод.,
тр
Выпуск
3.
Мордовский гос. Пед. ин-т; Под ред. И.В. Чумаковой, Е.Л. Шиловой, Н.Н
Морозовой. — Саранск, 2000. — С. 162-165.
4.
Лусс Т.В. Сформированность предпосылок к обучению чтению с
ЛЕГО конструктором у детей, имеющих речевые нарушения, и у умственно
отсталых
учеников.
/Материалы
секции
«Актуальные
проблемы
научных
исследований аспирантов и соискателей МГЛУ», Отв. Ред — Н.М. Чалов.-
М., 2001. — С 68-71.
5.
Лусс .Т. В. Леготерапия /Сост. И.М. Минаев.-М. «Сопричастность».
— М. 2002. — С. 316-318.
6.
Лусс
Т.В.
Лего-игра
как
средство
диагностики
различных
отклонений в развитии. /Основы специальной психологии: Учебное пособие
для студентов сред. пед. уч. заведений/ Под ред. Л.В. Кузнецовой. — М.
«Академия», 2002. — С. 425 — 438.
7.
Парамонова
Л.
А.
Конструирование
как
средство
развития
творческих
способностей
детей
старшего
дошкольного
возраста:
учебно-
методическое пособие. - М.: Академия, 2010. - 80 с.
8.
Парамонова Л. А. Теория и методика творческого конструирования
в детском саду. – М.: Академия, 2014. – 97 с.
9.
Фешина Е. В. «Лего-конструирование в детском саду». Издательство
Сфера,2012 год.