Автор: Мельникова Надежда Николаевна
Должность: преподаватель по классу фортепиано
Учебное заведение: МАОУ ДО "Детская музыкальная школа №2"
Населённый пункт: города Альметьевска, республики Татарстан
Наименование материала: методическое сообщение
Тема: ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ НА САМОМ РАННЕМ ЭТАПЕ ВОСПИТАНИЯ ПИАНИСТА
Раздел: дополнительное образование
Министерство культуры РТ
Управление культуры г.Альметьевск
МАОУ ДО «Детская музыкальная школа №2»
Фортепианное отделение
Методическое сообщение
«Формы и методы преподавания на самом раннем
этапе воспитания пианиста»
Выполнила преподаватель
высшей категории
отделения «Фортепиано»
Мельникова Н.Н.
г. Альметьевск 2022г.
Формы и методы преподавания на самом раннем этапе воспитания
пианиста
Педагоги музыкальных школ несут особую миссию. Они, как и их коллеги из
других сфер огромного мира искусства, приобщают детей к прекрасному,
доброму, вечному. Главная цель их деятельности - научить своих учеников
полюбить музыку по-настоящему, чтобы от общения с ней ребенок
становился лучше, милосерднее, грамотнее, добрее. Знакомство человека с
произведениями искусства должно начинаться с первых лет его жизни, так
как период дошкольного детства и младшего школьного возраста –
определяющий этап в развитии человеческой личности.
Анализ большого количества лет, отработанных в музыкальной школе в
качестве преподавателя по классу фортепиано, позволяет мне утверждать,
что ни один выпускник нашего отделения не свернул на «скользкий» путь.
Естественно не все стали преподавателями музыки, композиторами,
артистами оркестров и т.д., но все выросли хорошо образованными людьми,
достойными членами нашего общества. Музыка воспитывает и лечит!
Начинаем мы растить музыканта с шести, семи или даже с пяти лет. Они
такие разные наши дети: шустрые и медлительные, с хорошими
музыкальными данными и не очень, послушные и (не побоюсь этого слова)
хулиганы. Как же их увлечь учебным процессом, да еще и удержать на
долгом пути к цели в наш мобильный век, когда вокруг так много соблазнов?
Гениальный Леонардо да Винчи говорил: «Все люди делятся на три
категории: одни видят, другим нужно показать, чтобы они увидели, а третьи
– не видят». В работе с начинающими опираться на показ, «чтобы увидели» -
самая действенная мера воздействия, способствующая приобретению
базовых знаний, умений и навыков.
Младшие школьники более эффективно воспринимают информацию через
музыкальные игрушки, дидактические игры, наглядные пособия, устное
народное творчество и т.д. Одним словом - задача педагога взволновать
детей известными ему способами, захватить их воображение, поднять все
душевные силы ребенка на новую ступень. Рождающаяся при таких методах
работы фантазия, побуждает желание петь, играть, сопереживать. Это ли не
творчество!
Мир звуков и красок окружает человека с рождения, поэтому в работе надо
опираться именно на этот фактор.
1. Язык народных песенок, потешек, лаконичен, образен и богат такими
звуковыми сопоставлениями, которые помогают детям уловить их различия.
Гениальный творец языка и величайший педагог – народ создал такие
произведения художественного слова, которые ведут ребенка по всем
ступеням его эмоционального и нравственного развития. Своевременное
развитие фонематического слуха, формирование способностей улавливать
тонкие звуковые различия подготавливают ребенка к овладению правильным
звукопроизношением, а это напрямую связано с умением правильно
извлекать инструментальный звук.
У многих детей есть дома книжки с народными прибаутками, короткими
стихами. Очень любят дети так называемые книжки – малышки. В них яркие
картинки и легко запоминающиеся слова. Большинство песенок, потешек,
прибауток создавалось в процессе труда на природе, в быту. Отсюда их
четкость, ритмичность, краткость и выразительность. В донотный период
обучения именно на этот материал я опираюсь в своей работе с
начинающими и при игре с рук, и при подборе по слуху, и при освоении
клавиатуры, ритма, тембра и т. д.
2. Все знают, что малыши не любят черно-белые иллюстрации, поэтому
желательно в работе их не применять. Очень хорошо зарекомендовал себя
метод, при котором изучение семи нот нотной азбуки, а также клавиш всех
октав фортепианной клавиатуры, ассоциируется с семью цветами радуги.
Ученик должен, опираясь на слова: «каждый охотник желает знать где
сидит фазан», раскрасить соответствующим цветом клавиши на черно-белой
иллюстрации, которую можно назвать «клавиатура в миниатюре», где не
только изображены все октавы, но еще под каждой из них нарисовано
животное с голосом соответствующего тембра. Предварительно ученику
надо сказать, что первая буква предложенных слов является первой буквой
какого-то цвета.
Следующим этапом работы может быть написание в цвете название
клавиши, которая «спряталась» в слове. Вот пример: дорога, где слог «до»
пишем красным, карета - «ре» оранжевым, камин - «ми» желтым, фартук –
«фа» зеленым, рассольник – «соль» голубым, коляска – «ля» синим, сирень –
«си» фиолетовым, либо сиреневым.
Когда ученик уже знаком с расположением нот на нотном стане, можно
составлять так называемые нотные «бусы», где каждая бусинка-нота имеет
свой цвет.
3.Одна из форм работы – игровая. Очень ценны музыкальные игры, так как
музыка вызывает у любого человека эмоциональную реакцию, способствует
развитию у детей творческой активности, умение слушать, воспринимать,
оценивать свои движения и соотносить их со звучащей музыкой.
Ребенок по своим психологическим возрастным особенностям не может
трудиться как взрослый человек. Наиболее полно свои возможности он
раскрывает в игре. Немаловажную роль, при обучении детей игре на
инструментах, в нашем случае на фортепиано, имеют музыкально-
дидактические игры, которые способствуют формированию умений слушать
музыку, различать высоту, тембр, динамику длительность звука и т.д. В
процессе таких игр у детей формируется чувство товарищества,
ответственности.
Игра «Платочек» направлена на развитие чувства ритма. Участвуют не менее
4х детей. Педагог играет на фортепиано: 1. Л. Филипп «Колыбельная», 2. Н.
Артоболевская «Вальс собачек», С. Прокофьев «Марш». Дети, сидя на
стульчиках, или стоя, передают друг другу платочек на первые (ударные)
доли такта. При этом темп можно ускорять или замедлять. Так мы
знакомимся с пульсом, учимся различать сильные-слабые доли (звуки),
смену темпа.
Музыкально-дидактические игры, в которые включены различные попевки,
текст которых взят из народных песенок, потешек, помогают детям
определить направление мелодии, а также находить в мелодиях короткие и
долгие звуки. Игровым материалом является лесенка из восьми ступенек,
маленькие игрушки, металлофон, деревянные ложки, дудочки, треугольник,
бубен.
Педагог играет на фортепиано или металлофоне удобные для пения попевки,
а ученик определяет куда движется мелодия-вверх, вниз или звучит на одном
звуке и соответственно передвигает игрушку по ступенькам лесенки вверх,
вниз или постукивает ею на одной ступеньке. Второй ученик отстукивает при
этом ритм попевки ложками, либо ударами в бубен. Далее предложите детям
поменяться ролями.
Наглядное пособие из пуговиц, которые ребенок может легко передвигать
вверх или вниз по натянутым вертикально ниточкам, закрепленным на лист
картона или пластика, тоже является замечательным игровым материалом.
4. Появление в практике преподавания в музыкальных школах
электромузыкальных инструментов все больше привлекает внимание
педагогов-музыкантов. Обучаясь игре на синтезаторе учащиеся приобретают
навыки сольного и ансамблевого музицирования, развивают такие
музыкальные способности как ритм, тембровый и гармонический слух,
расширяют свой кругозор, знакомятся с различными компьютерными
музыкальными программами. В практике музицирования важно максимально
эффективно использовать все преимущества современного электронного
инструментария. Компьютерные технологии, необычайно расширяя
художественные возможности этого инструментария и упрощая технику
игры, делают его поистине волшебным средством для введения детей в мир
музыкального творчества. Любимые мелодии, звучащие на синтезаторе,
делают любой концерт ярче и интереснее. Все это делает цифровые
инструменты чрезвычайно ценным средством музыкального обучения.
Современные дети с гаджетами на «ты», поэтому даже первоклашки, разучив
мелодию пьесы Г.Эрнесакса «Паровоз», с большим удовольствием играют ее
с сопровождением, т.е. двумя руками одновременно. Задача педагога
подобрать соответствующий стиль и тембр, установить доступный темп.
Сопровождение простое – тоника, субдоминанта, доминанта, а как звучит! У
ребенка повышается самооценка, желание узнать о возможностях
инструмента все больше и больше.
Список использованной литературы:
1.
Важов С. Школа игры на синтезаторе. - М.: Орфей, 1999.
2.
Королева Е. А. Музыка в сказках, стихах и картинках. - М.:
Просвещение, 1994.
3.
Кононова Н. Г. Обучение дошкольников игре на детских музыкальных
инструментах. - М.: Просвещение, 1990.
4.
Кургузов С. Школа игры на синтезаторе. - Ростов-на-Дону.: Феникс,
2009.
5.
Пилипенко Л. Азбука ритмов. - М.: Издательство В. Катанского, 2004.