Напоминание

"Смысловая направленность профессиональной деятельности преподавателей медицинского вуза"


Автор: Утробина Валерия Геннадиевна
Должность: доцент, кандидат психологических наук
Учебное заведение: ФГБОУ ВО РНИМУ им. Н.И.Пирогова Минздрава России
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: статья
Тема: "Смысловая направленность профессиональной деятельности преподавателей медицинского вуза"
Раздел: высшее образование





Назад




Утробина Валерия Геннадиевна,

Доцент, кандидат психологических наук

ФГБОУ ВО РНИМУ им. Н.И.Пирогова Минздрава России

Cмысловая направленность

профессиональной деятельности преподавателей медицинского

вуза.

В философии понятие смысла рассматривается как суть, основная идея,

основной закон, определяющий назначение любой вещи, события или

явления. Смыслом принято считать именно то значение, которое предметам,

событиям и явлениям придает сам человек — в зависимости от степени его

собственного понимания, осознания и от того, какую важность имеет для

него это событие или этот предмет.

Анализ подходов к исследованию смыслов показал, что осознание

смысла качественным образом меняет деятельность, процессы социализации

личности, а также вносит изменения в структуру личности. Под смысловой

направленностью в своей работе мы понимаем смысловой вектор, смысловую

ориентацию в профессиональной деятельности.

Обучаясь медицинской профессии, студент овладевает знаниями и

умениями,

необходимыми

для

успешного

выполнения

будущей

профессиональной

деятельности.

Смысловая

направленность

личности

будущего врача ориентирована на образ профессионального врача. Мало кто

из студентов думает о том, что ему , возможно, придется преподавать в вузе.

Когнитивная

составляющая

профессионального

образа

врача

хорошо

представлена

в

субъективной

картине

будущих

врачей.

Однако,

образ

профессионального

педагога,

преподавателя

в

вузе-

отсутствует.

Соответственно, в когнитивной картине будущих педагогов медицинского

вуза

отсутствует

смысловая

и

психологическая

составляющая

профессии

преподавателя вуза. Каковы смыслы преподавательской деятельности? Зачем

быть педагогом, если я уже хороший врач? Какими личностными качествами

и профессиональными знаниями и умениями должен владеть педагог вуза. В

медицинском вузе, формирование психолого-педагогической компетентности

происходит уже на этапе повышения квалификации. Вместе с тем, познание

своих

личностных

особенностей,

а

именно

осознание

смыслов

своей

педагогической деятельности, позволяет врачам- педагогам сформировать

осознанную

личностную

мотивацию

их

педагогической

деятельности,

назначение

их

педагогического

труда,

профессиональные

менталитеты,

взаимосвязь

с

врачебной

деятельностью,

правила

профессиональной

педагогической этики. Время – важный фактор в этом процессе. Осознание и

формулировка

смыслов

своей

педагогической

деятельности

(смысловая

направленность),

качественным

образом

влияет

на

процесс

обучения:

на

эмоциональный фон отношений «преподаватель-студент», на выбор методов

и

технологий

обучения,

на

формирование

мотивации

самопознания

и

саморазвития в педагогической и андрагогической деятельности. Работая на

факультете

повышения

квалификации

врачей

более

15

лет,

изучая

эмпирически эту тему: « Ноологический (смысловой) аспект педагогической

деятельности

врача»,

я

открыла

свои

субъективные

«смыслы»

обучения

врачей, которые изменили мою мотивацию и позволили расширить поле

взаимодействия

с

коллегами.

Результаты

многолетних

исследований

показали

наличие

качественных

изменений

в

педагогическом

и

учебном

процессе

в

связи

с

осознанием

личностных

смыслов

педагогической

деятельности врачами-преподавателями. Обмен собственными инсайтами с

коллегами, приводили к следующим качественным изменениям: во-первых,

менялось отношение врачей к собственной педагогической деятельности с

нейтрального на позитивное и значимое, во-вторых, повышалась творческая

активность в поиске креативных методов и методик организации учебного

процесса, в-третьих, повышалась внутренняя мотивация на самопознание и

саморазвития себя как педагога и андрагога. Вот примеры из эссе врачей-

педагогов на тему «Зачем я преподаватель?»: «Когда я объясняю другим- я

лучше

понимаю

сам

как

в

процессе

долгого

поиска

формировались

концепции

точных

наук»;

«На

ранних

стадиях

своей

педагогической

деятельности

я

ощущала

себя

актрисой

на

сцене,

а

теперь,

я

помогаю

студентам учиться, направляя их, формируя мотивацию на познание – так, я

чувствую себя более уверенно в профессии преподавателя». Рефлексивная

работа

над

смыслами

в

своей

педагогической

деятельности,

открывает

перспективы развития себя как личности.

Смыслы в преподавательской деятельности педагога вуза являются

основой

для

формирования

мотивов

профессиональной

деятельности,

профессиональной

направленности,

профессиональной

позиции.

В

профессиональной позиции выделяются две основные характеристики:

-психологическое пространство,

-психологическое время.

Психологическое пространство строится на отношении человека к своей

профессиональной

жизни.

Кроме

того,

в

структуру

психологического

пространства включается Другой человек (студент, слушатель, пациент).

Психологическое время представляет собой динамику индивидуальной

жизни профессионала, изменения в его судьбе, сохранение потенциала для

развития,

познания.

Проблема

смысловой

динамики

представляет

собой

проблему изменения осознанности своих смыслов и изменения поля своей

профессиональной деятельности в связи с этим. Смысловая направленность

поможет

профессионалу–

врачу

и

педагогу

адекватно

реагировать

на

социальные

изменения

и

успешно

проходить

профессиональную

социализацию в изменяющихся условиях.

Таким

образом,

профессиональная

смысловая

направленность

преподавателя вуза успешно формируется при условиях:

- осознанного восприятия своей деятельности и педагогической рефлексии;

- формирования личностного смысла в профессии педагога (врача);

- ориентации на Другого, как на равного партнера в процессе обучения или

лечения (пациент).

Профессиональную компетентность преподавателя мы рассматриваем через

осознание и создание у педагога вуза личностных смыслов, выступающих

мотивами их педагогической деятельности.

А.Р.Фонарев

характеризует

три

модуса

человеческого

бытия,

которые

определяют,

каким

образом

используются,

проявляются

различные

индивидуальные особенности в процессе жизнедеятельности и к чему они

приводят: развитию, стагнации или регрессу, эти модусы отражают также

уровни профессионализма преподавателя вуза и врача.

1) Модус жизнедеятельности (обладания) - это целостная характеристика

взаимодействия

человека

с

миром,

представленная

множеством

взаимосвязанных

друг

с

другом

отношений,

которые

определяют,

каким

образом

структурируется

все

бытие

человека.

Под

его

воздействием

находится

формирование

смысловой

сферы

личности,

ценностей,

потребностей и т.д.

2)

Модус социальных достижений. Этот модус имеет два способа

реализации стремления к превосходству над другими людьми:

первый отражает стремление к социальному статусу, второй характеризуется

устремленностью к достижению собственных профессиональных успехов.

3)

Модус

служения. Человек

предстает

как

целостный

субъект,

эта

целостность

задается

сопричастностью

ко

всему

живому,

основное

жизненное отражение - любовь к людям.

В модусе обладания находит выражение овладение предметом или другим

человеком. Потребности данного типа соотносимы с определенным кругом

благ.

Потребность

обладания

чем-либо,

в

том

числе

другим

человеком,

является отчужденной формой человеческих потребностей. В этом модусе

выделяются

две

линии.

Первая

характерна

для

человека,

начинающего

осваивать профессию. Она имеет два выхода: изменение отношения к своей

деятельности, поиск новых смыслов и переход ко второму модусу, либо отказ

от

поиска

и

«остановка»

на

данном

этапе.

Вторая

линия

становления

личности профессионала заключается в том, что человек уже нашел себя, но

не хочет изменений ни себя, ни своей деятельности. Он относится к ней как к

средству

удовлетворения

своих

потребностей.

Деятельность

лишена

внутренней мотивации. Преподаватель в результате такой

деятельности

подвержен

синдрому

профессионального

эмоционального

выгорания,

с и н д р о м у

х р о н и ч е с ко й

у с т а л о с т и ,

и м е е т

н и з к и й

у р о в е н ь

стрессоустойчивости.

При переходе к модусу социальных достижений имеют место два способа

реализации стремления к превосходству над другими людьми. Первый

отражает

стремление

к

социальному

статусу,

второй

характеризуется

устремленностью к достижению собственных профессиональных успехов. В

обоих случаях имеют место две линии развития. Одна из них заключается в

том, что

профессионал полностью адаптировался к деятельности и

не

стремится изменить ни свою деятельность, ни себя. Такая линия развития

ведет к регрессу. Вторая линия становления заключается в том, что личность

находит в себе силы изменить жизнь и профессиональную деятельность,

проявляет

высокую

творческую

активность

в

модернизации

своей

профессиональной

деятельности.

При

высочайшей

устремленности

к

достижению

собственных

целей

ведущим

уровнем

специфики

поведения

становится не личностно-смысловой, а индивидуально-психологический, так

как протекание деятельности определяется не смысловыми образованиями, а

характерологическими особенностями человека. Следствием этого является

ослабление

функционирования

регулятивных

механизмов

личностного

уровня. Как результат- снижается активность профессионального поиска.

Для восстановления смыслового уровня регуляции профессиональной

деятельности, врачу-педагогу необходимо осуществление единства бытия и

деятельности с другими людьми, а также осознание новых смыслов своей

профессиональной деятельности. Это возможно при переходе к следующему

этапу личностного становления профессионала - модусу служения. Переход

к

нему

возможен

только

с

изменением

отношения

к

другому

человеку

(слушателю, студенту, пациенту).

С модуса служения начинается духовная жизнь человека. При модусе

служения

профессионал

сам

структурирует

свою

профессиональную

позицию, руководствуясь смыслами своей профессиональной деятельности.

Возрастание значимости непрерывного профессионального образования

придает особую актуальность проблеме формирования смысловой

направленности в деятельности преподавателя медицинского вуза. Осознание

смыслов своей профессиональной деятельности, их структурированность и

принятие, позволит сформировать устойчивость к стрессам, а также

расширить поле рефлексивного профессионального мышления

развивающегося преподавателя медицинского вуза.



В раздел образования