Автор: Ларина Наталия Викторовна
Должность: учитель
Учебное заведение: ОКОУ "Новопоселёновская школа-интернат"
Населённый пункт: Курская область, д.1е-Цветово
Наименование материала: статья
Тема: Причины социальной дезадаптации воспитанников школ-интернатов
Раздел: среднее образование
Причины социальной дезадаптации воспитанников
школ-интернатов
Термин социальная дезадаптация – широкое понятие, включающее в себя:
нарушение приспособления личности школьника к сложным меняющимся
условиям обучения в школе-интернате, т.е. нарушение приспособляемости к
обучению;
нарушение
поведения,
при
котором
дети,
страдающие
психическими нарушениями, отказываются от обучения. Или по-другому
дезадаптация — это невозможность для ребёнка найти в пространстве
школьного обучения своё место, на котором он может быть принят таким,
каков он есть, сохраняя и развивая свою идентичность, возможности для
самореализации и самоактуализации.
Социальная дезадаптация переросла в проблему, которую призваны
решать педагоги, психологи, психиатры, дефектологи, социологи. Острота и
актуальность проблемы лежит уже в том, что несёт в себе дезадаптация,
каковы её последствия для личности в целом.
Определенная категория детей в школе-интернате достаточно быстро
преодолевает состояние дезадаптации, с которым они сталкиваются. Особых
трудностей в процессе естественной адаптации к условиям новой среды у
них не возникает. Однако следует подчеркнуть, что несмотря на то, что дети,
достаточно динамичные в адаптации к различным условиям, нередко
испытывают при этом большие трудности, которые серьезно сказываются на
дезадаптированных
детях,
их
последующей
самореализации,
самосовершенствовании. Такие дети нуждаются в помощи и поддержке на
этапе адаптации. Отсутствие таковых может иметь для них серьезные
негативные последствия.
Социальная дезадаптация — это полная или частичная потеря субъектом
способности адаптироваться к условиям социума. То есть это нарушение
взаимосвязей
человека
со
средой,
которое
характеризуется
неосуществимостью
им
своей
положительной
социальной
роли
в
определенных социальных условиях, соответственной его потенциалу.
В нахождении путей преодоления социальной дезадаптации важно
вначале выделить причины возникновения состояний дезадаптации:
1. Недостаточное психоэмоциональное развитие ребёнка в дошкольный
период.
Отсутствует эмоционально-волевая готовность: умение взять на себя
ответственность, найти выход из сложной ситуации, умение обращаться к
взрослым за помощью для разрешения своих проблем. Недостаточно высокая
самооценка, самоуверенность, самосознание своего места в ситуации.
Затруднено общение, недостаточна коммуникабельность. В познавательной
деятельности
недостаточно
сформированы
мотивации,
установки
к
самостоятельному усвоению знаний, т.к. недостаёт произвольности в
запоминании, сосредоточение внимания и т. п.
2.Органические и психосоматические заболевания.
Заболевания мозга, нервной системы и др. существенно мешают и
ограничивают возможности социальной адаптации. Существует замкнутый
круг: переживания вызывают психосоматическое заболевание, оно же в свою
очередь обостряет психосоматику. С этим необходимо считаться, помогать
таким детям, знать особенности их здоровья.
3.Социальная среда.
Эта та действительность, которая формирует или вызывает дезадаптивное
состояние или поведение, особенно у детей с неустойчивым характером.
4.Эмоционально – стрессовые переживания.
Включают внутренний и внешний межличностный конфликт. Дети тяжело
переживают отрицательную оценку их взрослыми и сверстниками. Они не
могут своевременно и адекватно реагировать на психотравмирующую
ситуацию, что вызывает ранние детские неврозы, дезадаптивное поведение.
Таким образом, говоря о проблемах социальной дезадаптации,
подразумевается
изменение
внутренних
и
внешних
обстоятельств
социализации. Т.е. социальная дезадаптация ребенка в школе-интернате – это
сравнительно кратковременное ситуативное состояние, которое является
следствием
влияния
новых,
непривычных
раздражающих
факторов
изменившейся
среды
и
сигнализирует
о
нарушении
баланса
между
требованиями среды и психической деятельностью. Ее можно определить в
качестве затруднения, осложненного какими-либо приспособительными
факторами к
трансформирующимся условиям,
которое
выражается в
неадекватных реакциях и поведении субъекта. Она является важнейшим
процессом социализации индивида.
Социальная дезадаптация личности не является врожденным процессом
и никогда не возникает спонтанно или неожиданно. Ее образованию
предшествует целый поэтапный комплекс отрицательных новообразований
личности.
Также
различают
5
значимых
причин,
влияющих
на
возникновение дезадаптационного нарушения. К таким причинам относят:
социальные,
биологические,
психологические,
возрастные,
социально-
экономические.
Значимость проблем социальной дезадаптации детей определяется
сложившейся ситуацией в социуме. Современную ситуацию, которая
сложилась в обществе, следует рассматривать как критическую. Последние
исследования показывают резкий рост среди детей таких негативных
проявлений,
как
педагогическая
запущенность,
отсутствие
желания
обучаться, задержка психического развития, быстрая утомляемость, плохое
настроение, истощение, чрезмерная активность и подвижность, отсутствие
целенаправленности в умственной деятельности, проблемы с концентрацией
внимания, ранняя наркотизация и алкоголизация.
Очевидно,
что
на
образование
перечисленных
проявлений
непосредственно воздействуют биологические и социальные обстоятельства,
тесно
взаимосвязанные
и
обусловленные,
в
первую
очередь,
трансформирующимися условиями жизнедеятельности детей и взрослых.
Дезадаптированный ребенок – это ребенок, который отличается от своих
сверстников по причинам проблем с адаптацией в жизненной среде,
отразившихся на его развитии, процессах социализации, способности
находить решения естественным для его возраста задачам.
Основными причинами нарушения в социальной адаптации детей, их
конфликтности могут быть особенности личности или психики, такие как:
отсутствие элементарных коммуникационных навыков;
неадекватность в оценивании себя в процессах общения;
завышенные требования к людям, которые их окружают. Это проявляется
особенно остро в тех случаях, когда ребенок интеллектуально развит и
характеризуется умственным развитием выше среднего в группе;
эмоциональная нестабильность;
преобладание
установок,
которые
препятствуют
коммуникативным
процессам.
Например,
унижение
собеседника,
проявление
своего
превосходства, что превращает общение в соревновательный процесс;
боязнь общения и тревожные состояния;
замкнутость.
Социальная дезадаптация часто может проявляться в агрессии ребенка.
Признаки социальной дезадаптации: заниженная самооценка наряду с
завышенными требованиями к сверстникам и взрослым, отсутствие желания
общаться и боязнь общения, неуравновешенность, проявляющаяся в резкой
смене настроения, демонстрации эмоций «на людях», замкнутость.
Дезадаптация довольно опасна для детей, так как она может привести к
следующим негативным последствиям: личностным деформациям, задержке
физического и психического развития, возможным дисфункциям мозга,
типичным
расстройствам
нервной
системы
(подавленности,
заторможенности или возбудимости, агрессивности), одиночеству либо
самоотчуждению, проблемам во взаимоотношениях со сверстниками и
другими людьми, к подавлению инстинкта самосохранения, суициду.
В детском возрасте основными направленностями коррекции
социальной
дезадаптации
личности
должны
быть:
развитие
коммуникационных навыков, гармонизация межличностного общения в
коллективах сверстников, корректировка некоторых свойств личности,
препятствующих общению или трансформация проявлений свойств таким
образом, чтобы в дальнейшем они не могли негативно воздействовать на
коммуникационную
сферу,
корректировка
самооценки
детей
для
приближения ее к нормальной.
В настоящее время особой популярностью в коррекции социальной
дезадаптации пользуются тренинги: психотехнические игры, направленные
на
развитие
различных
функций
психики,
которые
связаны
с
трансформациями
в
сознании,
и ролевой
социально-психологический
тренинг.
Работа по профилактике социальной дезадаптации, среди детей нашей
школы проводится в тесном сотрудничестве с администрацией, психологом и
социальным педагогом. В группах созданы условия нормального воспитания
и развития личности ребенка: гуманный стиль отношений между всеми
участниками
воспитательного
процесса;
демократические
принципы
нахождения в одном коллективе, разумная дисциплина и порядок как
условия защищенности ребенка и взрослого, возможность проявления
детских инициатив и их поддержка со стороны взрослых. По профилактике
дезадаптации проводятся различные мероприятия: трудовые десанты, работа
спортивных секций, большую роль отводится патриотическому воспитанию,
организовываются вечера отдыха, праздничные программы, где ребята могут
показать свои таланты.
Воспитанникам требуется педагогическая поддержка, причем не только в
учебной деятельности, но и в самоутверждении в коллективе сверстников, в
реализации своих творческих способностей, в преодолении сугубо личных
проблем.
Единство требований учителя и воспитателя, слаженная работа педагогов,
отработанная система помогают добиваться желаемых результатов.
Cоциальная адаптация является важнейшим механизмом социализации. Но
если
«социализация»
представляет
собой
постепенный
процесс
формирования личности в определенных социальных условиях, то понятие
«социальная
адаптация»
подчеркивает,
что
в
относительно
короткий
промежуток времени
личность или группа
активно осваивает новую
социальную среду, которая возникает либо в результате социального или
территориального перемещения, либо при изменении социальных условий.
Успешность процесса социализации определяется во многом наличием
сформированного поведения привязанности, развитием интеллекта, которые
изначально не развиты у воспитанников детских домов из-за отсутствия
семьи.
Жизнь детей в детском доме ограничивает их контакты с внешним миром и
обедняет условия для приобретения собственного опыта. Дефицитарность
опыта
обусловливает
низкий
уровень
социальной
компетентности,
свойственный воспитанникам-сиротам, что впоследствии нарушает процесс
их включения в жизнь общества, снижает возможности усвоения принятой
системы ценностей, норм, знаний и представлений.