Напоминание

Причины социальной дезадаптации воспитанников школ-интернатов


Автор: Ларина Наталия Викторовна
Должность: учитель
Учебное заведение: ОКОУ "Новопоселёновская школа-интернат"
Населённый пункт: Курская область, д.1е-Цветово
Наименование материала: статья
Тема: Причины социальной дезадаптации воспитанников школ-интернатов
Раздел: среднее образование





Назад




Причины социальной дезадаптации воспитанников

школ-интернатов

Термин социальная дезадаптация – широкое понятие, включающее в себя:

нарушение приспособления личности школьника к сложным меняющимся

условиям обучения в школе-интернате, т.е. нарушение приспособляемости к

обучению;

нарушение

поведения,

при

котором

дети,

страдающие

психическими нарушениями, отказываются от обучения. Или по-другому

дезадаптация — это невозможность для ребёнка найти в пространстве

школьного обучения своё место, на котором он может быть принят таким,

каков он есть, сохраняя и развивая свою идентичность, возможности для

самореализации и самоактуализации.

Социальная дезадаптация переросла в проблему, которую призваны

решать педагоги, психологи, психиатры, дефектологи, социологи. Острота и

актуальность проблемы лежит уже в том, что несёт в себе дезадаптация,

каковы её последствия для личности в целом.

Определенная категория детей в школе-интернате достаточно быстро

преодолевает состояние дезадаптации, с которым они сталкиваются. Особых

трудностей в процессе естественной адаптации к условиям новой среды у

них не возникает. Однако следует подчеркнуть, что несмотря на то, что дети,

достаточно динамичные в адаптации к различным условиям, нередко

испытывают при этом большие трудности, которые серьезно сказываются на

дезадаптированных

детях,

их

последующей

самореализации,

самосовершенствовании. Такие дети нуждаются в помощи и поддержке на

этапе адаптации. Отсутствие таковых может иметь для них серьезные

негативные последствия.

Социальная дезадаптация — это полная или частичная потеря субъектом

способности адаптироваться к условиям социума. То есть это нарушение

взаимосвязей

человека

со

средой,

которое

характеризуется

неосуществимостью

им

своей

положительной

социальной

роли

в

определенных социальных условиях, соответственной его потенциалу.

В нахождении путей преодоления социальной дезадаптации важно

вначале выделить причины возникновения состояний дезадаптации:

1. Недостаточное психоэмоциональное развитие ребёнка в дошкольный

период.

Отсутствует эмоционально-волевая готовность: умение взять на себя

ответственность, найти выход из сложной ситуации, умение обращаться к

взрослым за помощью для разрешения своих проблем. Недостаточно высокая

самооценка, самоуверенность, самосознание своего места в ситуации.

Затруднено общение, недостаточна коммуникабельность. В познавательной

деятельности

недостаточно

сформированы

мотивации,

установки

к

самостоятельному усвоению знаний, т.к. недостаёт произвольности в

запоминании, сосредоточение внимания и т. п.

2.Органические и психосоматические заболевания.

Заболевания мозга, нервной системы и др. существенно мешают и

ограничивают возможности социальной адаптации. Существует замкнутый

круг: переживания вызывают психосоматическое заболевание, оно же в свою

очередь обостряет психосоматику. С этим необходимо считаться, помогать

таким детям, знать особенности их здоровья.

3.Социальная среда.

Эта та действительность, которая формирует или вызывает дезадаптивное

состояние или поведение, особенно у детей с неустойчивым характером.

4.Эмоционально – стрессовые переживания.

Включают внутренний и внешний межличностный конфликт. Дети тяжело

переживают отрицательную оценку их взрослыми и сверстниками. Они не

могут своевременно и адекватно реагировать на психотравмирующую

ситуацию, что вызывает ранние детские неврозы, дезадаптивное поведение.

Таким образом, говоря о проблемах социальной дезадаптации,

подразумевается

изменение

внутренних

и

внешних

обстоятельств

социализации. Т.е. социальная дезадаптация ребенка в школе-интернате – это

сравнительно кратковременное ситуативное состояние, которое является

следствием

влияния

новых,

непривычных

раздражающих

факторов

изменившейся

среды

и

сигнализирует

о

нарушении

баланса

между

требованиями среды и психической деятельностью. Ее можно определить в

качестве затруднения, осложненного какими-либо приспособительными

факторами к

трансформирующимся условиям,

которое

выражается в

неадекватных реакциях и поведении субъекта. Она является важнейшим

процессом социализации индивида.

Социальная дезадаптация личности не является врожденным процессом

и никогда не возникает спонтанно или неожиданно. Ее образованию

предшествует целый поэтапный комплекс отрицательных новообразований

личности.

Также

различают

5

значимых

причин,

влияющих

на

возникновение дезадаптационного нарушения. К таким причинам относят:

социальные,

биологические,

психологические,

возрастные,

социально-

экономические.

Значимость проблем социальной дезадаптации детей определяется

сложившейся ситуацией в социуме. Современную ситуацию, которая

сложилась в обществе, следует рассматривать как критическую. Последние

исследования показывают резкий рост среди детей таких негативных

проявлений,

как

педагогическая

запущенность,

отсутствие

желания

обучаться, задержка психического развития, быстрая утомляемость, плохое

настроение, истощение, чрезмерная активность и подвижность, отсутствие

целенаправленности в умственной деятельности, проблемы с концентрацией

внимания, ранняя наркотизация и алкоголизация.

Очевидно,

что

на

образование

перечисленных

проявлений

непосредственно воздействуют биологические и социальные обстоятельства,

тесно

взаимосвязанные

и

обусловленные,

в

первую

очередь,

трансформирующимися условиями жизнедеятельности детей и взрослых.

Дезадаптированный ребенок – это ребенок, который отличается от своих

сверстников по причинам проблем с адаптацией в жизненной среде,

отразившихся на его развитии, процессах социализации, способности

находить решения естественным для его возраста задачам.

Основными причинами нарушения в социальной адаптации детей, их

конфликтности могут быть особенности личности или психики, такие как:

отсутствие элементарных коммуникационных навыков;

неадекватность в оценивании себя в процессах общения;

завышенные требования к людям, которые их окружают. Это проявляется

особенно остро в тех случаях, когда ребенок интеллектуально развит и

характеризуется умственным развитием выше среднего в группе;

эмоциональная нестабильность;

преобладание

установок,

которые

препятствуют

коммуникативным

процессам.

Например,

унижение

собеседника,

проявление

своего

превосходства, что превращает общение в соревновательный процесс;

боязнь общения и тревожные состояния;

замкнутость.

Социальная дезадаптация часто может проявляться в агрессии ребенка.

Признаки социальной дезадаптации: заниженная самооценка наряду с

завышенными требованиями к сверстникам и взрослым, отсутствие желания

общаться и боязнь общения, неуравновешенность, проявляющаяся в резкой

смене настроения, демонстрации эмоций «на людях», замкнутость.

Дезадаптация довольно опасна для детей, так как она может привести к

следующим негативным последствиям: личностным деформациям, задержке

физического и психического развития, возможным дисфункциям мозга,

типичным

расстройствам

нервной

системы

(подавленности,

заторможенности или возбудимости, агрессивности), одиночеству либо

самоотчуждению, проблемам во взаимоотношениях со сверстниками и

другими людьми, к подавлению инстинкта самосохранения, суициду.

В детском возрасте основными направленностями коррекции

социальной

дезадаптации

личности

должны

быть:

развитие

коммуникационных навыков, гармонизация межличностного общения в

коллективах сверстников, корректировка некоторых свойств личности,

препятствующих общению или трансформация проявлений свойств таким

образом, чтобы в дальнейшем они не могли негативно воздействовать на

коммуникационную

сферу,

корректировка

самооценки

детей

для

приближения ее к нормальной.

В настоящее время особой популярностью в коррекции социальной

дезадаптации пользуются тренинги: психотехнические игры, направленные

на

развитие

различных

функций

психики,

которые

связаны

с

трансформациями

в

сознании,

и ролевой

социально-психологический

тренинг.

Работа по профилактике социальной дезадаптации, среди детей нашей

школы проводится в тесном сотрудничестве с администрацией, психологом и

социальным педагогом. В группах созданы условия нормального воспитания

и развития личности ребенка: гуманный стиль отношений между всеми

участниками

воспитательного

процесса;

демократические

принципы

нахождения в одном коллективе, разумная дисциплина и порядок как

условия защищенности ребенка и взрослого, возможность проявления

детских инициатив и их поддержка со стороны взрослых. По профилактике

дезадаптации проводятся различные мероприятия: трудовые десанты, работа

спортивных секций, большую роль отводится патриотическому воспитанию,

организовываются вечера отдыха, праздничные программы, где ребята могут

показать свои таланты.

Воспитанникам требуется педагогическая поддержка, причем не только в

учебной деятельности, но и в самоутверждении в коллективе сверстников, в

реализации своих творческих способностей, в преодолении сугубо личных

проблем.

Единство требований учителя и воспитателя, слаженная работа педагогов,

отработанная система помогают добиваться желаемых результатов.

Cоциальная адаптация является важнейшим механизмом социализации. Но

если

«социализация»

представляет

собой

постепенный

процесс

формирования личности в определенных социальных условиях, то понятие

«социальная

адаптация»

подчеркивает,

что

в

относительно

короткий

промежуток времени

личность или группа

активно осваивает новую

социальную среду, которая возникает либо в результате социального или

территориального перемещения, либо при изменении социальных условий.

Успешность процесса социализации определяется во многом наличием

сформированного поведения привязанности, развитием интеллекта, которые

изначально не развиты у воспитанников детских домов из-за отсутствия

семьи.

Жизнь детей в детском доме ограничивает их контакты с внешним миром и

обедняет условия для приобретения собственного опыта. Дефицитарность

опыта

обусловливает

низкий

уровень

социальной

компетентности,

свойственный воспитанникам-сиротам, что впоследствии нарушает процесс

их включения в жизнь общества, снижает возможности усвоения принятой

системы ценностей, норм, знаний и представлений.



В раздел образования