Автор: Андреенкова Любовь Павловна
Должность: преподаватель по классу аккордеона, баяна
Учебное заведение: МБУ ДО "Детская школа искусств Починковского района"
Населённый пункт: пос. Шаталово-1
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Развитие чувства ритма учащихся"
Раздел: дополнительное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ
ПОЧИНКОВСКОГО РАЙОНА»
(МБУ ДО «ДШИ Починковского района»)
Методическая разработка
на тему:
Развитие чувства ритма учащихся
Андреенкова Л. П. –
преподаватель I квалификационной категории
Починок 2017г.
План
1. Введение
2. Глава I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ
РИТМИЧЕСКОГО СЛУХА ОБУЧАЮЩИХСЯ.
2.1 Теоретический аспект развития ритмического слуха.
2.2. Речевые игры и упражнения.
3. Глава II. МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ РАЗВИТИЯ
МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ.
3. 1 Применение музыкально – речевых и координационно – подвижных игр.
3. 2 Методы и приемы, используемые в педагогическом опыте.
4. Заключение
5. Список литературы
« Без творчества немыслимо познание человеком своих сил,
способностей, наклонностей… »
В. А. Сухомлинский
1.
ВВЕДЕНИЕ.
Чувство ритма - это одна из музыкальных способностей, без которой музыкальная
деятельность практически невозможна. Ритм – один из центральных, основополагающих
элементов музыки. Формирование чувства ритма - важнейшая задача педагога.
Каждому
музыканту,
помимо
знания
музыкальной
теории,
нотной
грамоты
и
техники игры на своем инструменте обязательно нужно владеть чувством ритма. Ритм
лежит в основе любого музыкального произведения, и только умение чувствовать
и
воспроизводить
его
в
игре
поможет
учащимся
освоить
тонкости
музыкального
мастерства.
ЭМИЛЬ
ЖАК
-
ДАЛЬКРОЗ
(1865-1950)
–
швейцарский
педагог,
композитор,
органист и пианист, автор системы, которая получила название ритмическая гимнастика.
Около
18
лет
Эмиль
Жак
-
Далькроз
преподавал
музыкально-теоретические
и
практические дисциплины в Женевской консерватории. На занятиях по сольфеджио он
заинтересовался феноменом ритма, подчинив его исследованию свою преподавательскую
деятельность. Его называли «пророком ритма», «музыкальным Песталоцци».
Во время пребывания в Алжире Далькроз был поражен свойственной коренным
жителям страны великолепной координацией и их блестящим исполнением изощренных
ритмических построений. Эти впечатления стимулировали поиски рациональных методов
обучения сольфеджио (простукивание, прохлопывание ритмических рисунков).
В 1910 году Жак - Далькроз создает Институт ритма. Посещать занятия могли все
желающие, взрослые и дети. В учебный план входили такие дисциплины как ритмическая
гимнастика, сольфеджио, импровизация, дыхание, анатомия, гимнастика, хор, танец или
пластика.
Активным пропагандистом новой системы в России стал князь С. М. Волконский.
Он
читал
лекции
о
ритмической
гимнастике
в
художественных,
театральных
и
музыкальных
учебных
заведениях,
различных
кружках
и
обществах,
неоднократно
выступал со статьями в прессе. Считая, что система Жака - Далькроза должна занять
центральное место в воспитании, Волконский в начале 1910-х годов открывает курсы
гимнастики
в
Петербурге,
обозначенные
как
филиал
Института
ритма.
Вслед
за
Петербургом курсы ритмической гимнастики открылись в Москве, Саратове, Риге, Киеве.
Первая мировая война на время приостановила внедрение новой системы в России.
Но, как ни парадоксально, возрождение популярности ритмической гимнастики в России
приходится
на
первые
послереволюционные
годы.
Идея
формирования
нового,
гармонично развитого поколения посредством ритма была востребована пролетарским
государством. В 1919 году был открыт Институт ритма в Москве, и, чуть позже, Школа
ритма в Петрограде.
В начале 20-х годов психологическая лаборатория при Петроградской
школе
ритма, работавшая в тесном контакте с выдающимся психоневрологом академиком В. М.
Бехтеревым, дала положительное заключение о воздействии ритмической гимнастики на
психологию и физиологию человека. В. М. Бехтерев считал, что музыка и ритмическая
гимнастика
положительно влияют на дыхание, кровообращение, устраняют растущую
усталость
и
придают
физическую
бодрость.
Были
созданы
научно-художественная
лаборатория
для
разработки
вопроса
о
месте
ритмического
воспитания
в
научной
организации труда и секция по изучению психофизиологического воздействия ритма на
детей.
Открытия швейцарского теоретика сохраняют свою несомненную ценность и в
настоящее
время.
В
основу
системы
Далькроза
положено
понятие
ритма
как
универсального начала.
В музыкальной педагогике очень распространено убеждение в том, что чувство
ритма мало поддается воспитанию. Большинство педагогов склонно в этом отношении
проводить различие между музыкальным слухом и чувством ритма, считая, что последнее
развивается
гораздо
труднее,
чем
музыкальный
слух.
Это
широко
распространенное
мнение нашло отражение в книге Баренбойма, где написано: «В то время как развитие
чувства музыкального ритма, как показали и психологические опыты, и педагогическая
практика, чрезвычайно ограничено в своих пределах, музыкальный слух поддается почти
безграничному совершенствованию».
Чувство ритма у учащихся необходимо развивать и воспитывать на занятиях, но,
безусловно, для музыкальной педагогики эта задача исключительно сложна.
2. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ РИТМИЧЕСКОГО
СЛУХА ОБУЧАЮЩИХСЯ.
2.1 Теоретический аспект развития ритмического слуха.
Своеобразие ритма заключается в том, что он является выразительным средством не
только музыки, но и других искусств. Мало того, ритм встречается и вне искусства,
являясь, следовательно, не только художественной категорией. Поэтому наряду с понятием
«музыкально ритмического чувства» выступает понятие «ритмического чувства вообще».
Выдающийся русский ученый-физиолог Павлов И. П. писал, что в жизни человеческого
организма
нет
ничего
важнее,
чем
устойчивость
и
стабильность
жизненных
ритмов
человека: пульса, дыхания, моторики движения.
Понятие
«чувство
ритма»
в
философской,
музыкально-педагогической,
музыковедческой и психолого-педагогической литературе достаточно широко освещено.
Ритмическая организация природы, Планеты, Вселенной, искусства и социальной жизни
затрагивались известными учеными, такими как Н. А. Бердяев, П. А. Флоренский, В. И.
Вернадский. В трудах Б. В. Асафьева, Е. В. Назайкинского, Б. М. Теплова мы находим
теоретические изучения чувства ритма в процессе восприятия музыки. Ритм формирует
тело и дух человека, избавляет от физических и психологических комплексов, помогает
осознать свои силы и обрести радость жизни через творчество.
Исследования ученых все чаще напоминают, что человек по своей природе творец.
Как правило, его творческие возможности находятся в скрытом состоянии и реализуются
лишь в малой степени. Создавая условия, побуждающие человека к занятиям искусством,
можно разбудить эти дремлющие до поры, до времени человеческие наклонности.
Творчество требует от человека координации всех сил, и этот всплеск активности
благотворно действует на психику человека, а значит, и на его физическое здоровье, т.е.
творческий процесс исцеляет, музыкально-ритмическое развитие способствует развитию
умственных
способностей,
психических
процессов
-
мышления,
памяти,
внимания,
слухового
восприятия,
ассоциативной
фантазии,
развития
мелкой
моторики,
двигательной
реакции, что очень важно для
учащихся. Но без развития музыкально-
ритмических
способностей
дальнейшее
музыкальное
развитие
становится
очень
ограниченным. Перед
ребенком
встает
стена
непонимания.
Ему
трудно
проявлять
музыкально-творческое мышление и ассоциативную фантазию.
Развивая
и
формируя
чувства
ритма
через
метро
-
ритмические
упражнения
и
музыкально-речевые игры мы, педагоги, ставим перед собой задачи:
1.
Помочь
учащимся
через
метро
-
ритмические
упражнения
и
музыкально-речевые
игры
войти
в
мир
музыки,
ощутить
и
пережить её чувственно.
2.
Развитие
у
учеников
звуковысотного,
ладового
чувства, динамического, тембрового слуха, чувства ритма и метроритмического
чувства в процессе занятий.
3.
Развитие рече - двигательной координации.
4.
Развитие
навыков
элементарного
импровизационного
движения.
Чувство
ритма
–
это
способность
ощущать
музыкальное
время
и
улавливать
события, которые в этом отрезке времени происходят. Элементарное чувство ритма
складывается из трех составляющих элементов:
- темпа;
- метра;
- соотношения длительностей во времени, или ритмический рисунок.
Чувство ритма можно тренировать и воспитывать в процессе музыкальных занятий
при помощи специальных упражнений и приемов.
1.
Основное упражнение, которое должно войти в привычку – это игра с метрономом.
Первое время она покажется ученику сложной, так как метроном будет призывать
играть, не сбиваясь с основного ритмического рисунка.
2.
Настройки метронома можно изменять, увеличивая или уменьшая темп ритма, что
позволяет учащемуся еще больше совершенствовать свои навыки.
3.
Начинать тренироваться необходимо
на
медленных темпах и постепенно
увеличивать их скорость. Через некоторое время у ребенка появится внутренняя
пульсация, игра станет ровнее.
4.
Учащемуся следует предлагать разнообразные ритмические упражнения.
5.
Если
есть
возможность,
записать
исполнение
учащегося
на
видео,
а
затем
прослушать, чтобы понять со стороны, насколько ритмично звучит произведение.
6.
Игра в ансамбле позволяет ученику чувствовать общий ритм, и поддерживать его
не замедляя и не ускоряя.
2.2. Речевые игры и упражнения.
Применять музыкально-ритмические упражнения и музыкально-речевые игры
целесообразно на начальном этапе обучения. Речевые игры с использованием звучащих
жестов (хлопки, шлепки,
притопы, щелчки пальцами и др.) развивают мышечные и
тактильные
ощущения.
В
речевых
упражнениях
восприятие
детей
происходит
через
зрение, слух, ощущение.
Ритм – это последовательность звуков различной длительности. Выполнение речевых
упражнений: произношение имен, ряда слов, состоящих из названий деревьев и цветов,
потешек,
небольших
четверостиший,
речевых
и
пальчиковых
игр
–
позволяет
детям
хорошо ориентироваться в соотношении звуков по длительности и перенести эти навыки в
исполнительство. Выполняя упражнение с пением дети учатся выразительности, умению
распределять
дыхание
и
координировать
его
с
речевой
фразой,
у
них
развивается
ритмическое чувство и музыкальный слух.
Кроме того,
логоритмическая гимнастика является одной из форм активного
отдыха,
наиболее
благоприятного
для
снятия
напряжения
после
долгого
сидения.
Двигательные
паузы
просто
жизненно
необходимы
для
детей
младшего
школьного
возраста. Ребенок еще не привык долго учиться, а однообразная продолжительная работа
связана с возбуждением отдельных участков мозга, которое затем сменяется внутренним
торможением, вследствие чего внимание ученика ослабевает.
Музыкально-ритмические
упражнения
и
музыкально-речевые
игры
выполняют
релаксационную
функцию,
помогают
добиться
эмоциональной
разрядки,
снять
умственную перегрузку и утомление. Ритм, который диктует музыка головному мозгу,
снимает нервное напряжение, улучшая тем самым речь ребенка, дикцию и артикуляцию,
дают учащемуся возможность легко усвоить и осмыслить понятие ритма (ритмического
рисунка), составляющего обязательный элемент мелодического движения.
В логоритмических играх приемы «эхо», «назови свое имя», «ладушки»,
«угадай, кто идет?» дают возможность ученику не только повторять то, что он слышит, но
придумать свой вариант
ритмического рисунка,
свой образ. Речь имеет сходную с
музыкой интонационную природу. Интонация передается с помощью голоса, темпа речи,
акцентов,
пауз
и
т.д.
Учащиеся
имеют
разные
природные
данные.
Учитывая
индивидуальные
способности,
можно
произносить
текст
и
соответственно
выполнять
движения в разном темпе. Одни дети – в более сдержанном темпе, а другие – в подвижном.
Важно добиваться, чтобы знакомые песенки или упражнения
исполнялись
в едином
темпе. Ребенок чувствует радость от своего творения, верит в свои силы. Тексты для
упражнений подбираются ритмичные и удобные в произношении.
Перечисленные
разновидности
разнопланово
пронизаны
идеей
координации,
которая выступает в них в роли двигательного «аккомпанемента», стимулирует развитие
ловкости, точности, реакции, ритма, воспитывает ансамблевую слаженность – все то, что
необходимо для развития музыкальности.
В
процессе
работы
следует
обратить
внимание
на
четкость,
выразительность,
эмоциональность произношения текста, что в свою очередь влияет на характер, качество
выполнения движения. Следует следить за метрической стороной произношения текста,
так как это определяет темп выполнения движения. Необходимым компонентом является
единство внутреннего ритма движений с внешним источником ритма, единство ровного
метрического воспроизведения текста и согласованности движений.
Во время работы над ритмическими упражнениями целесообразно использовать
различные
шумовые
и
ударные
инструменты,
которые
дисциплинируют
произвольное
слуховое
внимание,
развивают
творческий
потенциал
и
музыкально-ритмические
способности учащихся.
В результате регулярных музыкально - ритмических упражнений, логоритмической
гимнастики, игры в ансамбле или в оркестре, игры на шумовых и ударных инструментах,
ученики показывают хорошие результаты и достижения – отмечают сильную и слабую
доли, воспроизводят как простой, так и сложный ритмический рисунок.
Все мы знаем, что игра в ансамбле как нельзя лучше дисциплинирует ритмику, а
также доставляет ребёнку огромное удовольствие и радость в большей мере, чем сольное
исполнение. Учит слушать партнёра, учит музыкальному мышлению - это искусство вести
диалог с партнёром, т.е. понимать друг друга, уметь вовремя подавать реплики и вовремя
уступать, воспитывает чувство коллективизма. Ансамблевая игра не только даёт взрослому
возможность диктовать правильный темп, но и формирует у учащихся верное ощущение
темпа,
требует
синхронности исполнения, метроритмической устойчивости, яркости
ритмического воображения, умения представить не только свою партию, но и другую,
слышать друг друга.
Ансамблевое
музицирование
несомненно
обладает
огромными
развивающими
возможностями и позволяет успешно вести работу по развитию ритмического чувства.
3. Глава ΙΙ. ОПИСАНИЕ МЕТОДИК И МЕТОДОВ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В
ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ОПЫТЕ.
3. 1 Применение музыкально – речевых и координационно – подвижных игр.
Методы и приёмы развития музыкально–ритмических способностей декламацией
стихов, пением песен. В
этой деятельности
учащийся проявляет свои ритмические
склонности и развивает ритмические способности. Играющий ребенок
использует
основные ритмические величины (четверти, восьмые, триоли, шестнадцатые). Педагог
может
использовать ритмичность детей и построить на этой основе
сознательную
музыкальную работу.
Развитие метроритмического чувства
Игра «Сильные и слабые»
Изучаем простые размеры 2/4, 3/4, сильные и слабые доли, учимся отличать их друг
от друга. Для этого делю детей на две группы, и мы играем – одна группа становится
сильной долей, и должна одновременно сначала хлопать, а потом играть на сильную долю,
должна выделять её. А вторая группа становится слабой долей, и должна следовать за
сильной,
и
не
выделяться.
Затем
группы
меняются
местами,
чтобы
каждый
мог
попробовать играть и сильные, и слабые доли. Играть аккомпанемент польки, марша и
вальса, чтобы закрепить полученные знания.
Для
развития
чувства
метра
(равного
биения
сильных
и
слабых
долей)
можно
использовать движение. Выбрав песню или попевку, которую учащиеся знают, прошу
их хлопками отмечать сильные доли, затем
воспроизвести ритмический рисунок. В
дальнейшем, определяем, какие инструменты могут звучать в этой песне, на какую долю,
и какой ритмический рисунок следует на них исполнять.
Ритмические упражнения
Пример. Упражнение “Уточки”
Наши уточки с утра:
кря-кря-кря (пропеть)
кря-кря-кря (прохлопать).
Наши гуси у пруда:
га-га-га (пропеть)
га-га-га (прохлопать).
Наши курочки в окно:
ко-ко-ко (пропеть)
ко-ко-ко (прохлопать).
Ознакомившись с текстом, ученик прохлопывает ритм. После того, как
ребенок выполнит задание, можно усложнить ритмическую последовательность этой
попевки, используя восьмые длительности, шестнадцатые и триоли.
Пример. Игра с раздаточным материалом “Определи по ритму”.
Каждый ребёнок загадывает свой образ: капель, часы, гром, самолёт, машина, поезд и
т.д. и передаёт его звучание в определённом ритме на выбранном им самим инструменте.
Другие
дети
отгадывают
эту
загадку,
находя
сам
предмет
или
карточку
с
его
изображением. Выигрывает тот, чьи загадки будут разгаданы.
Использование в работе стихотворного ритма.
Упражнения
по
ритмодекламации,
скороговорки,
речевые
игры
со
звучащими
жестами – вот способы, которые очень помогают в развитии музыкально – ритмических
способностей
учащихся,
в
устранении
дефектов
речи,
развитию
артистических
способностей.
Воспринять и воспроизвести музыкальный ритм можно только на основе чувства
ритма, т.е. на основе эмоционального критерия, опирающегося на моторику.
Музыкально-ритмическое чувство - это способность активно переживать музыку,
чувствовать
эмоциональную
выразительность
музыкального
ритма
и
точно
воспроизводить.
В
младшем школьном возрасте музыкально - ритмическое чувство проявляется в
том,
что
слушание
музыки
непосредственно
сопровождается
теми
или
другими
двигательными реакциями, более или менее точно передающими ритм музыки. Оно лежит
в
основе
всех
тех
проявлений
музыкальности,
которые
связаны
с
восприятием
и
воспроизведением временного хода музыкального движения.
Ритм, пульсация, движение, действие – по сути своей характеристики одного и того
же.
В
течение
не
одного
десятка
лет
педагоги
используют
движение
как
средство
музыкального
развития.
В
прогрессивных
педагогических
системах
музыкального
воспитания движению отводилось особое место, так как музыканты признавали за ним
возможность не только совершенствовать тело, но и развивать духовный мир человека.
Для целостного восприятия музыки необходим ритм. Если у человека с детства не развито
чувство ритма, он будет неполноценно воспринимать музыку, т.е. у него будет страдать
«музыкальная культура».
«Игры с именами» имеют особую ценность для личностного становления детей,
хотя носят и прикладной характер – помогают в развитии чувства ритма, внимания,
способности
к
импровизации
и
т.д. И г р ы с
именами
являются
своеобразными
тренингами,
дающими
возможность
ребенку
представить
себя
в
различных
ролях,
«примерить» на себя эти роли, найти свой образ, свой стиль. В этих играх каждому
ребенку уделяется внимание других участников игры: представленный им образ тут же
копируется другими детьми. Этот прием позволяет ребенку не только увидеть себя со
стороны, но и ощутить свою значимость в коллективе. Кроме этого, звучание собственного
имени
из
уст
окружающих
вызывает
положительные
эмоции
и
настраивает
на
доброжелательные
отношения
с
ними.
Громкое,
четкое
произношение
своего
имени
помогает ребенку справиться с робостью, почувствовать свои силы и уверенность в себе.
Используются различные методы и приемы развития музыкально-творческих
способностей детей:
Ритмичное
декламирование текста,
сопровождаемое звучащими
жестами,
шумовым аккомпанементом, игрой на ДМИ.
Мимическое и пантомимическое обыгрывание текста в различном тембровом и
фактурном оформлении;
Использование двигательной реакции детей в педагогических целях в освоении
музыкального языка, в развитии звуковысотного, ритмического, ладового слуха,
творческого использования любого музыкального инструмента.
Координационно–подвижные
ком м у н и кат и в н ы е
и г р ы ,
в ы п о л н я ю щ и е
психотерапевтические
задачи
развития
социальной
адаптации
ребенка,
игры
команды; пластико – ритмо - речевой театр.
Импровизации с именами детей, представление их по-новому в жесте, мимике,
интонации под звучащую музыку.
Развивая
музыкально-ритмические
способности
учащихся
целесообразно
выбрать
разделы, которые по сложности соответствуют возможностям детей 6-7 лет.
Ритмодекламация – игры с именами, речевые игры.
Музыкально-речевые игры – развивающие творческие способности.
Музицирование – как при работе в классе, так и во время концертов .
Музыкальные
импровизации –
в о к а л ь н ы е ,
т а н ц е в а л ь н ы е ,
п л а с т и ч е с к и е ,
инструментальные.
1.
«Поиграй на своем инструменте. Изучи, какие в нем живут звуки, постарайся
найти разные»
2.
«Сыграй музыку на инструменте, как ты хочешь» / свободные импровизации.
3.
«Будь дирижером, покажи музыкантам, чтобы они поняли, как сыграть музыку,
какую ты хочешь» / ребенок дирижирует оркестром из 3-4 шумовых инструментов,
которые солируют по очереди/.
4.
«Подумай, какие инструменты подойдут, чтобы сыграть на них «музыку дождя»,
«песню ветра», «танец ежика», «солнечный свет», «твое сегодняшнее настроение»,
«радостную мысль».
5.
«Попробуй
подобрать
инструменты
и
озвучить
стихотворение» /здесь
используется
метод
наложения свободной
в
метроритмическом
отношении
импровизации на структурно и ритмически организованный поэтический текст/.
6.
«Поговори со своим соседом, расскажи ему, что хочешь» - диалоги инструментов,
например, коробочки и маракаса.
4.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
При работе очень важно создать
на уроке
атмосферу комфорта, свободного
выражения
чувств
и
мыслей, поощрять желание
учащихся
быть
непохожими
на
других, развивать их фантазию, попытаться максимально реализовать их способности. Без
развитого
метроритмического
чувства
всестороннее
развитие ограничено.
Уделяя
на
уроке
внимание
развитию
чувства ритма, мы стремимся к поиску качественного,
эффективного, продуктивного взаимодействия с детьми.
Сегодня многие педагоги озабочены поиском нетрадиционных путей в творческом
взаимодействии. Современное понимание проблемы музыкального
образования детей
предполагает
вовлечение
их
в
процесс
общения
с
музыкой
на
основе
музыкально-
ритмической деятельности и музыкально – творческой игры: ребенок во всем принимает
участие, вовлекается педагогом в процесс активных творческих действий.
Музыкально
-
речевые
игры
служат
своеобразным
трамплином
для развития
музыкально-ритмических
способностей.
Чувство
ритма
даёт
возможность
и
шанс
каждому
ученику выразить себя, показать своё отношение к музыке, воспитывает
с
помощью музыки духовно-богатую, творческую, всесторонне-развитую личность.
Действие, умение делать что-либо всегда являлось единственно надежной гарантией
усвоения любого знания. «Я слышу и забываю, я вижу и помню, я делаю и понимаю» -
эта мудрость была известна еще древним китайцам.
Очень
важно
помочь
детям
найти
свое
место
в
нашем
стремительном
мире
и
вырасти в состоявшихся успешных взрослых людей.
5.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1.
Балашова С. С., Шенталинская Т. С. Музыкальный фольклор и школа/ Сост.
Челышева Т. В. – Москва: Просвещение, 1993.
2.
Едунова С. М., Праслова Г. А. Программы по музыке в контексте ведущих
тенденций развития отечественного музыкального образования: история и
современность. – Санкт-Петербург: ГУМП, 2001.
3.
Петрушкин В. И. Музыкальная психотерапия. – Москва: Владос, 2000