Напоминание

"Использование проблемных ситуаций в социально - коммуникативном развитии детей"


Автор: Чумак Надежда Константиновна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: БДОУ МО Динской район "Детский сад № 56"
Населённый пункт: село Красносельское
Наименование материала: статья
Тема: "Использование проблемных ситуаций в социально - коммуникативном развитии детей"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Использование проблемных ситуаций в социально-

коммуникативном развитии детей.

Для активизации общения детей, их инициативных высказываний, мы в

своей работе используем такую форму работы с детьми, как моделирование

игровых проблемных ситуаций, направленных на формирование у детей

компетентности в общении, способности находить адекватные способы

разрешения конфликтов. В процессе совместной деятельности по решению

поставленной проблемы учим детей применять всевозможные варианты,

вести беседы, обсуждать решения. Игровые проблемные ситуации – это

полноценная, но специально организованная игра.

В своей работе мы используем существующие четыре уровня

проблемности в обучении:

1) воспитатель сам ставит проблему (задачу) и сам решает ее при активном

слушании и обсуждении детьми.

Например: Я говорю: «Ребята, скоро 23 февраля. Я предлагаю их

поздравить. Что мы можем сделать для них своими руками? На чем мы

остановимся? Где нам взять для этого материал?

Совместно с детьми мы находим способы разрешения проблем: смешиваем

краски, чтобы получить нужный цвет; делим пластилин на всех; подклеиваем

картинки на шкафчиках.

2) воспитатель ставит проблему, дети самостоятельно или под его

руководством находят решение. Воспитатель направляет ребенка на

самостоятельные поиски путей решения (частично-поисковый метод).

Например: После выходных дети пришли в детский сад, а в уголке

«Природа» стоит бальзамин с завядшими листьями. Задаю вопрос детям:

«Что произошло с бальзамином? Как ему можно помочь?»

Мой знакомый мальчик спрашивает: "Стоит ли мне возвращать игру другу,

если я брал ее давно и забыл вернуть? Друг о ней уже не вспоминает". Как вы

думаете, что мне посоветовать мальчику?

3) ребенок сам ставит проблему, воспитатель помогает ее решить. У ребенка

воспитывается способность самостоятельно формулировать проблему.

Например: Приходит малыш в группу и рассказывает о том, что вчера, по

дороге домой из д\с, ему с мамой пришлось переходить дорогу. Он

предложил маме перейти в том месте, где нет пешеходного перехода, машин

ведь на дороге не было. Но мама запретила. Почему?

4) ребенок сам ставит проблему и сам ее решает. Воспитатель даже не

указывает на проблему: ребенок должен увидеть ее самостоятельно, а увидев,

сформулировать и исследовать возможности и способы ее решения.

Например: Когда мы учили детей самостоятельно раздеваться и одеваться, то

возникла проблема с выворачиванием одежды. Одна девочка придумала, как

снимать кофту, чтобы ее потом не выворачивать и поделилась идеей с

друзьями.

Любое решения проблемных ситуаций проходит в несколько этапов:

1) поиск средств анализа условий проблемы с помощью наводящих

вопросов: «что нам надо вспомнить для решения нашего вопроса?», « что мы

можем использовать из известного нам для решения проблемы?»

2) процесс решения проблемы. Выдвижение гипотез, поиска ключа, идеи

решения. Ребенок ищет решения «во внешних условиях», в различных

источниках знаний.

3) доказательство и проверка гипотезы, реализация идей найденного

решения. Это означает выполнение некоторых операций, связанных с

практической деятельностью.

В своей работе мы не стремимся переубедить ребенка и навязать новое

знание. В этом принципиальное отличие проблемного обучения.

- Мы внимательно выслушиваем все возражения

- Поощряем самостоятельность суждений, активность в обсуждении, что

очень важно: выслушиваем все предположения детей, благодарим за

активное участие и постепенно подводим к мысли «Что же можно сделать,

чтобы убедиться в этом?»

Проблемные ситуации характеризуют следующие моменты:

- Ситуация имеет короткий и несложный сюжет, построенный на основе

жизненных событий или сказочного-либо литературного произведения,

которое хорошо знакомо детям;

При использовании ситуаций избегаем прямых аналогий с событиями в

группе, указания конкретных имен и поступков детей (моя знакомая девочка,

мальчик из другого д\с).

Например: Прихожу утром в детский сад и говорю ребятам что,собираясь на

работу, я смотрела мультфильм по телевизору. Там два мальчика не могли

решить, кому первому смотреть новую книгу, которую купила им мама,

поэтому и поссорились. А что бы вы, ребята, могли им предложить? Как

поступить в такой ситуации?

- В содержании игры заложена цель, воспитательная задача, которым

подчинены все её компоненты – сюжет, ролевое взаимодействие персонажей;

Например: Вы в незнакомом городе. Вам нужно пройти к зоопарку, но вы не

знаете дороги. Навстречу идет прохожий. Пусть им будет Саша. Вика,

подойди к прохожему и спроси у него дорогу к зоопарку. Как ты это

сделаешь? (вежливая просьба)

Игру проводит воспитатель: предлагает название и сюжет, распределяет

роли, берет одну роль на себя и исполняет её.

Например: Игра «Добрые волшебники»

Дети сидят в кругу. Воспитатель рассказывает очередную сказку: «В одной

стране жил злодей – грубиян. Он мог заколдовать любого ребёнка, обозвав

его нехорошими словами. Заколдованные дети не могли веселиться и быть

добрыми. Расколдовать таких детей могли только добрые волшебники,

назвав их ласковыми именами. Давайте посмотрим, есть ли у нас такие

«заколдованные дети». Дети поочерёдно исполняют роль доброго

волшебника, подходят к заколдованному сверстнику и пытаются его

расколдовать, называя его ласковым имением.

Игра «Гномики» с усложнением

Для игры нужны колокольчики по числу участников (5-6). Один

колокольчик должен быть испорчен (не звенеть).

Взрослый предлагает детям поиграть в гномиков. У каждого гномика есть

волшебный колокольчик, и, когда он звенит, гномик приобретает волшебную

силу – он может загадать любое желание, которое обязательно когда-нибудь

исполнится. Дети получают колокольчики.

Давайте сначала все вместе позвоним в колокольчики. А теперь, каждый по

очереди будет звенеть, и загадывать своё желание, а мы будем слушать.

Дети по кругу звенят своими колокольчиками, но оказывается, что один из

них молчит.

- Что же делать? У Коли не звенит его колокольчик! Это такое несчастье для

гномика! Он теперь не может загадать желание… Может мы его развеселим?

Или подарим что-нибудь вместо колокольчика? Или попробуем выполнить

его желание? (Дети предлагают свои решения)

- А может кто-нибудь уступит на время свой колокольчик, чтобы Коля мог

позвенеть им и загадать желание?

Примечание: обычно кто-нибудь из детей предлагает свой колокольчик, за

что, естественно, получает благодарность товарища и одобрение взрослого. В

этой игре важно привлечь внимание детей к обделённому сверстнику,

вызвать их сочувствие и желание помочь.

А теперь представим, что желание можно загадать только одно. Как вы

поступите в этой ситуации?

Раскрывая перед детьми то или иное жизненное событие, мы вызываем их на

откровенный разговор, чтобы связать обсуждаемые проблемы с их личным

опытом, вызвать соответствующие чувства, дать правильную оценку.

Наша задача – пробудить определенные эмоциональные переживания,

навеянные обсуждаемой ситуацией, и помочь детям самостоятельно сделать

нужные выводы.

Используя в своей работе с детьми игровые проблемные ситуации, мы

стали замечать, что дети стали более общительными, дружелюбными; они

научились устанавливать и поддерживать контакты, стараются избегать

конфликтных ситуаций; стали более внимательными, наблюдательными.

Итак, применение в образовательном процессе метода решения проблемных

ситуаций помогает нам выполнять одну из важных задач, поставленных

реформой дошкольного образования, – формировать у воспитанников

самостоятельное, активное, творческое мышление.



В раздел образования