Автор: Чумак Надежда Константиновна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: БДОУ МО Динской район "Детский сад № 56"
Населённый пункт: село Красносельское
Наименование материала: статья
Тема: "Использование проблемных ситуаций в социально - коммуникативном развитии детей"
Раздел: дошкольное образование
Использование проблемных ситуаций в социально-
коммуникативном развитии детей.
Для активизации общения детей, их инициативных высказываний, мы в
своей работе используем такую форму работы с детьми, как моделирование
игровых проблемных ситуаций, направленных на формирование у детей
компетентности в общении, способности находить адекватные способы
разрешения конфликтов. В процессе совместной деятельности по решению
поставленной проблемы учим детей применять всевозможные варианты,
вести беседы, обсуждать решения. Игровые проблемные ситуации – это
полноценная, но специально организованная игра.
В своей работе мы используем существующие четыре уровня
проблемности в обучении:
1) воспитатель сам ставит проблему (задачу) и сам решает ее при активном
слушании и обсуждении детьми.
Например: Я говорю: «Ребята, скоро 23 февраля. Я предлагаю их
поздравить. Что мы можем сделать для них своими руками? На чем мы
остановимся? Где нам взять для этого материал?
Совместно с детьми мы находим способы разрешения проблем: смешиваем
краски, чтобы получить нужный цвет; делим пластилин на всех; подклеиваем
картинки на шкафчиках.
2) воспитатель ставит проблему, дети самостоятельно или под его
руководством находят решение. Воспитатель направляет ребенка на
самостоятельные поиски путей решения (частично-поисковый метод).
Например: После выходных дети пришли в детский сад, а в уголке
«Природа» стоит бальзамин с завядшими листьями. Задаю вопрос детям:
«Что произошло с бальзамином? Как ему можно помочь?»
Мой знакомый мальчик спрашивает: "Стоит ли мне возвращать игру другу,
если я брал ее давно и забыл вернуть? Друг о ней уже не вспоминает". Как вы
думаете, что мне посоветовать мальчику?
3) ребенок сам ставит проблему, воспитатель помогает ее решить. У ребенка
воспитывается способность самостоятельно формулировать проблему.
Например: Приходит малыш в группу и рассказывает о том, что вчера, по
дороге домой из д\с, ему с мамой пришлось переходить дорогу. Он
предложил маме перейти в том месте, где нет пешеходного перехода, машин
ведь на дороге не было. Но мама запретила. Почему?
4) ребенок сам ставит проблему и сам ее решает. Воспитатель даже не
указывает на проблему: ребенок должен увидеть ее самостоятельно, а увидев,
сформулировать и исследовать возможности и способы ее решения.
Например: Когда мы учили детей самостоятельно раздеваться и одеваться, то
возникла проблема с выворачиванием одежды. Одна девочка придумала, как
снимать кофту, чтобы ее потом не выворачивать и поделилась идеей с
друзьями.
Любое решения проблемных ситуаций проходит в несколько этапов:
1) поиск средств анализа условий проблемы с помощью наводящих
вопросов: «что нам надо вспомнить для решения нашего вопроса?», « что мы
можем использовать из известного нам для решения проблемы?»
2) процесс решения проблемы. Выдвижение гипотез, поиска ключа, идеи
решения. Ребенок ищет решения «во внешних условиях», в различных
источниках знаний.
3) доказательство и проверка гипотезы, реализация идей найденного
решения. Это означает выполнение некоторых операций, связанных с
практической деятельностью.
В своей работе мы не стремимся переубедить ребенка и навязать новое
знание. В этом принципиальное отличие проблемного обучения.
- Мы внимательно выслушиваем все возражения
- Поощряем самостоятельность суждений, активность в обсуждении, что
очень важно: выслушиваем все предположения детей, благодарим за
активное участие и постепенно подводим к мысли «Что же можно сделать,
чтобы убедиться в этом?»
Проблемные ситуации характеризуют следующие моменты:
- Ситуация имеет короткий и несложный сюжет, построенный на основе
жизненных событий или сказочного-либо литературного произведения,
которое хорошо знакомо детям;
При использовании ситуаций избегаем прямых аналогий с событиями в
группе, указания конкретных имен и поступков детей (моя знакомая девочка,
мальчик из другого д\с).
Например: Прихожу утром в детский сад и говорю ребятам что,собираясь на
работу, я смотрела мультфильм по телевизору. Там два мальчика не могли
решить, кому первому смотреть новую книгу, которую купила им мама,
поэтому и поссорились. А что бы вы, ребята, могли им предложить? Как
поступить в такой ситуации?
- В содержании игры заложена цель, воспитательная задача, которым
подчинены все её компоненты – сюжет, ролевое взаимодействие персонажей;
Например: Вы в незнакомом городе. Вам нужно пройти к зоопарку, но вы не
знаете дороги. Навстречу идет прохожий. Пусть им будет Саша. Вика,
подойди к прохожему и спроси у него дорогу к зоопарку. Как ты это
сделаешь? (вежливая просьба)
Игру проводит воспитатель: предлагает название и сюжет, распределяет
роли, берет одну роль на себя и исполняет её.
Например: Игра «Добрые волшебники»
Дети сидят в кругу. Воспитатель рассказывает очередную сказку: «В одной
стране жил злодей – грубиян. Он мог заколдовать любого ребёнка, обозвав
его нехорошими словами. Заколдованные дети не могли веселиться и быть
добрыми. Расколдовать таких детей могли только добрые волшебники,
назвав их ласковыми именами. Давайте посмотрим, есть ли у нас такие
«заколдованные дети». Дети поочерёдно исполняют роль доброго
волшебника, подходят к заколдованному сверстнику и пытаются его
расколдовать, называя его ласковым имением.
Игра «Гномики» с усложнением
Для игры нужны колокольчики по числу участников (5-6). Один
колокольчик должен быть испорчен (не звенеть).
Взрослый предлагает детям поиграть в гномиков. У каждого гномика есть
волшебный колокольчик, и, когда он звенит, гномик приобретает волшебную
силу – он может загадать любое желание, которое обязательно когда-нибудь
исполнится. Дети получают колокольчики.
Давайте сначала все вместе позвоним в колокольчики. А теперь, каждый по
очереди будет звенеть, и загадывать своё желание, а мы будем слушать.
Дети по кругу звенят своими колокольчиками, но оказывается, что один из
них молчит.
- Что же делать? У Коли не звенит его колокольчик! Это такое несчастье для
гномика! Он теперь не может загадать желание… Может мы его развеселим?
Или подарим что-нибудь вместо колокольчика? Или попробуем выполнить
его желание? (Дети предлагают свои решения)
- А может кто-нибудь уступит на время свой колокольчик, чтобы Коля мог
позвенеть им и загадать желание?
Примечание: обычно кто-нибудь из детей предлагает свой колокольчик, за
что, естественно, получает благодарность товарища и одобрение взрослого. В
этой игре важно привлечь внимание детей к обделённому сверстнику,
вызвать их сочувствие и желание помочь.
А теперь представим, что желание можно загадать только одно. Как вы
поступите в этой ситуации?
Раскрывая перед детьми то или иное жизненное событие, мы вызываем их на
откровенный разговор, чтобы связать обсуждаемые проблемы с их личным
опытом, вызвать соответствующие чувства, дать правильную оценку.
Наша задача – пробудить определенные эмоциональные переживания,
навеянные обсуждаемой ситуацией, и помочь детям самостоятельно сделать
нужные выводы.
Используя в своей работе с детьми игровые проблемные ситуации, мы
стали замечать, что дети стали более общительными, дружелюбными; они
научились устанавливать и поддерживать контакты, стараются избегать
конфликтных ситуаций; стали более внимательными, наблюдательными.
Итак, применение в образовательном процессе метода решения проблемных
ситуаций помогает нам выполнять одну из важных задач, поставленных
реформой дошкольного образования, – формировать у воспитанников
самостоятельное, активное, творческое мышление.