Автор: Ошанина Ольга Владимировна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: ГОБУ школа №565
Населённый пункт: САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
Наименование материала: Статья
Тема: «Ручной труд, как средство коррекции недостатков развития детей с ОВЗ».
Раздел: начальное образование
«Ручной труд, как средство коррекции недостатков
развития детей с ОВЗ».
Материал подготовила:
Ошанина О.В.
Воспитатель СПб ГБОУ школа № 565
Кировского района.
Санкт-Петербурга.
Вопрос о роли труда в обучении и развитии детей с ограниченными
возможностями здоровья приобретает в настоящее время особо важное
значение в связи с трудностью в подготовке учащихся к практической
деятельности.
Важным средством всестороннего развития учащихся и весьма эффективным
способом коррекции отклонений в развитии у детей с ОВЗ является ручной
труд, он в значительной степени способствует воспитанию положительных
качеств личности детей.
Трудовая деятельность позволяет включать учащихся в процессы, которые
оказывают благотворное влияние на весь организм. У них воспитываются
необходимые навыки личной гигиены, привычка следить за чистотой
помещения. Включение школьников в разнообразный труд позволяет также
постигнуть его красоту, получить удовлетворение от его результатов.
В работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья применяют
различные виды трудовой деятельности, которую можно подразделить на
четыре
вида:
самообслуживающий,
хозяйственно-бытовой
труд,
труд
по уходу за растениями и животными, ручной труд. Но разделение это
условно, так как чёткой границы между ними нет. Например, застилая свою
постель, ребёнок, с одной стороны, занимается самообслуживанием, а, с
другой стороны, помогает навести порядок в доме.
Особое внимание уделяется ручному труду, поскольку ручной труд развивает
конструкторские умения и навыки, играет большую роль в умственном и
эстетическом воспитании ребёнка, развитии его творческих и технических
способностей. Ручной труд направлен на обучение работе с различными
материалами: бумагой, тканью, нитками, природным материалом, бисером.
На занятиях ручным трудом воспитанники овладевают элементарными
приёмами
работы
с
различными
материалами
и
инструментами.
Изготовление поделок требует от ребёнка ловких движений, и в процессе
систематического труда, рука приобретает уверенность, точность, а пальцы
становятся гибкими.
Ручной труд способствует развитию сенсомоторики - согласованности в
работе глаза и руки, совершенствовании координации движений, гибкости,
точности в выполнении действий. В процессе обучения постепенно
формируется система специальных умений и навыков.
Ручной труд, как вид декоративно - прикладного искусства ,развивает
моторику, координацию движений, формирует трудовые навыки, приобщает
к культуре и искусству народа, расширяет кругозор и речевой запас.
Планируя занятия и внеурочную работу по ручному труду, необходимо
учитывать особенности детей с ограниченными возможностями здоровья,
поэтому:
Детям должно быть доступно то, чему я хочу их научить.
Вся работа должна вестись в системе и последовательно от простого к
сложному.
Обучение должно быть связано с жизнью, то есть дети должны
понимать, для чего они делают ту или иную вещь, поделку.
Вся работа должна строиться по принципу коррекции, то есть
исправлению имеющихся недостатков.
Детям обязательно должен быть представлен образец изделия или хотя
бы фрагмент, по которому воспитанники могли бы понять, что им
предстоит сделать.
В работе использовать индивидуальный подход к каждому ученику.
Итак, проводимая работа по разным видам ручного труда способствует
коррекции
психофизических
особенностей
детей
с
ограниченными
возможностями здоровья. У детей развиваются творческие способности,
формируется эстетический вкус. Дети приобщаются к культуре и искусству
народа, расширяется их кругозор, речевой запас, тренируется память,
формируются трудовые умения и навыки. А самое главное ,ребята понимают
значимость своего труда, так как видят , что их изделия нравятся людям,
доставляют им радость.