Автор: Коковина Светлана Павловна
Должность: воспитатель доу
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №129 города Челябинска"
Населённый пункт: г. Челябинск, Челябинская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Предметно- развивающая среда, как фактор формирования личности ребёнка"
Раздел: дошкольное образование
«Предметно- развивающая среда, как
фактор формирования личности
ребёнка»
«Воспитатель, который не сковывает, а освобождает, не подавляет, а возносит, не комкает, а
формирует, не диктует, а учит, не требует, а спрашивает, переживает вместе с ребёнком много
вдохновенных минут, не раз следя увлажнённым взором за борьбой ангела с сатаною, где светлый
ангел побеждает».
Я. Корчак
Детский сад- микросреда, которая должна составлять первые моменты знакомства с миром
ребёнка.
Личностно-ориентированная модель:
-В центре внимания- личность
-Надёжная диагностика воспитания
-Сотрудничество, сотворчество
-Физическое и эмоциональное благополучие
-Приспособление к возможностям ребёнка
-Стимулирование развития
«Не рядом, не над, а вместе!»
Цель данного положения- содействовать становлению ребёнка как личности
Задачи:
-Обеспечить чувство психологической защищённости- доверие ребёнка к миру
-Радости существования (психологическое здоровье)
-Формирование начал личности
-Развитие индивидуальности ребёнка
-Знания, умения, навыки рассматриваются не как цель, как средство полноценного развития
личности.
Модель отношений
Воспитатель Воспитанник
Понимание
Свободный, активный
Признание
Уважающий себя и других
Принятие
Открытый, дружелюбный
Инициативный, независимый
Тактика общения
Сотрудничество
Создание и использование
Динамика стилей
ситуаций, требующих от детей
общения с ребёнком
проявления интеллектуальной
и нравственной активности
Игровое пространство даёт простор открытиям, изобретательству. Необходимы ясные ориентиры
в выборе развивающих игр и пособий для создания развивающей среды. Предметно-
развивающая среда, отвечая закономерностям развития деятельности и педагогическим задачам
воспитания детей различных возрастов, в диапазоне от рождения до семи лет жизни,
представляет собой систему предметных сред, насыщенных играми, игрушками, пособиями и
оборудованием, материалами для организации самостоятельной творческой деятельности.
Комплексно, научно обоснованное проектирование её базовых и содержательно-составляющих
компонентов обеспечит необходимые условия для обогащения всех сторон развития ребенка и
образовательного процесса, обеспечивающего это развитие.
Таким образом, построение развивающей среды дает ребенку чувство психологической
защищенности, помогает развитию личности, способностей, овладению разными способами
деятельности.
Список использованной литературы:
Абрамова Ю.Г. Психология среды: истоки и направления : Абрамова Ю.Г.
Карабанова О. А. Организация развивающей предметно пространственной среды в соответствии с
федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.
Методические 49 рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных
организаций и родителей детей дошкольного возраста О. А. Карабанова, Э. Ф. Алиева, О. Р.
Родионова, П. Д. Рабинович, Е. М. Марич.