Автор: Елена Викторовна Постнова
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад№ 83
Населённый пункт: Россия, Ульяновск
Наименование материала: статья
Тема: Книжный уголок в детском саду
Раздел: дошкольное образование
Книжный уголок в детском саду
Существенную роль в формировании у дошкольников интереса к
художественной литературе играет уголок книги. Это особое, специально
выделенное место, где ребёнок может самостоятельно, по своему вкусу
выбрать книгу и спокойно рассмотреть, «перечитать» её. Здесь происходит
интимное, личностное общение ребёнка с произведением искусства - книгой
и иллюстрациями.
Во всех группах детского сада должен быть организован уголок книги.
Основной принцип, которого должны придерживаться педагоги при его
организации – удовлетворение разнообразных литературных интересов
детей.
В оформлении уголка книги каждый воспитатель может проявить
индивидуальный вкус и творчество. Однако существуют главные условия,
которые должны быть соблюдены, - это удобство и целесообразность. Кроме
того, уголок книги должен быть уютным, привлекательным, располагающим
ребёнка к неторопливому, сосредоточенному общению с книгой. Подбор
литературы и педагогическая работа, организуемая в уголке книги, должны
соответствовать возрастным особенностям и потребностям детей.
Уголок книги по возможности располагают вдали от мест игр детей, вблизи
окна.
В младших группах воспитатель даёт детям первые уроки
самостоятельного общения с книгой: знакомит с уголком книги, его
устройством и назначением, приучает рассматривать книги и картинки
только там, сообщает правила, которые нужно соблюдать (брать книги
чистыми руками, перелистывать осторожно, не рвать, не мять, не
использовать для игр; после того как посмотрел, всегда класть книгу на
место и др.). Позже, в средней группе, основные умения самостоятельно и
аккуратно рассматривать книги закрепляются, становятся привычкой.
В книжной витрине младшей группы выставляется, как правило, немного
(4-5) книг, особое предпочтение отдаётся книжкам картинкам. Однако у
воспитателя должны быть поблизости в запасе дополнительные экземпляры
этих же книг.
В уголок книги помещают, как правило, издания, уже знакомые детям, с
яркими крупными иллюстрациями, кроме книг здесь могут находиться
отдельные картинки, наклеенные на плотную бумагу.
Содержание книжного уголка старших групп детского сада и
педагогическая работа в нем определяются изменениями в литературном
развитии детей, которые происходят к пяти годам: для старшего
дошкольника становится важной частью духовной жизни, у него появляются
литературные пристрастия, выраженные индивидуальные интересы. Поэтому
на книжную витрину можно помещать одновременно 10-12 разных книг:
- Учитывая особый, постоянный, преобладающий интерес всех
дошкольников к сказкам, обязательно помещаются в уголок книги 2-3
сказочных произведения.
- в уголке книги постоянно должны быть стихи, рассказы, направленные на
формирование гражданских черт личности ребёнка, знакомящие его с
историей нашей родины, с её сегодняшней жизнью.
- Также должны находиться 2-3 книги о жизни природы, о животных,
растениях. Рассматривая иллюстрации природоведческих книг, ребёнок
естественно входит в мир природы, лучше познаёт его тайны и
закономерности.
- На витрине уголка книги должны находиться издания произведений, с
которыми в данное время детей знакомят на занятиях. Рассматривание книги
даёт ребёнку возможность вновь пережить прочитанное, углубить свои
первоначальные представления.
- Особое удовольствие получают дети от разглядывания смешных картинок в
юмористических книгах. Весёлые книги С. Маршака, С. Михалкова, Н.
Носова, В. Драгуновского, Э.Успенского и многих других писателей с
иллюстрациями наших лучших художников обязательно должны быть в
уголке книги. Общение с ними не только приносят детям радость, но и
полезно им, так как развивает необходимую человеку способность-
способность чувствовать и понимать юмор, умение видеть смешное в жизни
и литературе.
- Кроме того, в уголок можно иногда помещать интересные, хорошо
иллюстрированные книги, которые дети приносят из дома, а также «толстые»
книжки,
Срок пребывания книги в уголке определяется интересом детей к этой
книге. В среднем же срок её пребывания в нём составляет 2-2,5 недели. Если
к книге интерес утрачен, можно убрать её с полочки, не дожидаясь
намеченного срока.
Кроме книг, в книжном уголке могут находиться разнообразные альбомы
для рассматривания. Это могут быть и специально созданные художниками
альбомы на определённые темы («Разные звери» Н. Чарушина, «Наша
детвора» А.Пахомова и др.), альбомы, составленные воспитателем вместе с
детьми из отдельных открыток и рисунков о труде, природе в разные времена
года, книгах того или иного писателя и др. В старших группах в книжном
уголке могут устраиваться тематические выставки книг. Их основная цель
– углубить литературные интересы детей, сделать для дошкольников особо
значимой, актуальной ту или иную литературную или общественно важную
тему.