Напоминание

Книжный уголок в детском саду


Автор: Елена Викторовна Постнова
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад№ 83
Населённый пункт: Россия, Ульяновск
Наименование материала: статья
Тема: Книжный уголок в детском саду
Раздел: дошкольное образование





Назад




Книжный уголок в детском саду

Существенную роль в формировании у дошкольников интереса к

художественной литературе играет уголок книги. Это особое, специально

выделенное место, где ребёнок может самостоятельно, по своему вкусу

выбрать книгу и спокойно рассмотреть, «перечитать» её. Здесь происходит

интимное, личностное общение ребёнка с произведением искусства - книгой

и иллюстрациями.

Во всех группах детского сада должен быть организован уголок книги.

Основной принцип, которого должны придерживаться педагоги при его

организации – удовлетворение разнообразных литературных интересов

детей.

В оформлении уголка книги каждый воспитатель может проявить

индивидуальный вкус и творчество. Однако существуют главные условия,

которые должны быть соблюдены, - это удобство и целесообразность. Кроме

того, уголок книги должен быть уютным, привлекательным, располагающим

ребёнка к неторопливому, сосредоточенному общению с книгой. Подбор

литературы и педагогическая работа, организуемая в уголке книги, должны

соответствовать возрастным особенностям и потребностям детей.

Уголок книги по возможности располагают вдали от мест игр детей, вблизи

окна.

В младших группах воспитатель даёт детям первые уроки

самостоятельного общения с книгой: знакомит с уголком книги, его

устройством и назначением, приучает рассматривать книги и картинки

только там, сообщает правила, которые нужно соблюдать (брать книги

чистыми руками, перелистывать осторожно, не рвать, не мять, не

использовать для игр; после того как посмотрел, всегда класть книгу на

место и др.). Позже, в средней группе, основные умения самостоятельно и

аккуратно рассматривать книги закрепляются, становятся привычкой.

В книжной витрине младшей группы выставляется, как правило, немного

(4-5) книг, особое предпочтение отдаётся книжкам картинкам. Однако у

воспитателя должны быть поблизости в запасе дополнительные экземпляры

этих же книг.

В уголок книги помещают, как правило, издания, уже знакомые детям, с

яркими крупными иллюстрациями, кроме книг здесь могут находиться

отдельные картинки, наклеенные на плотную бумагу.

Содержание книжного уголка старших групп детского сада и

педагогическая работа в нем определяются изменениями в литературном

развитии детей, которые происходят к пяти годам: для старшего

дошкольника становится важной частью духовной жизни, у него появляются

литературные пристрастия, выраженные индивидуальные интересы. Поэтому

на книжную витрину можно помещать одновременно 10-12 разных книг:

- Учитывая особый, постоянный, преобладающий интерес всех

дошкольников к сказкам, обязательно помещаются в уголок книги 2-3

сказочных произведения.

- в уголке книги постоянно должны быть стихи, рассказы, направленные на

формирование гражданских черт личности ребёнка, знакомящие его с

историей нашей родины, с её сегодняшней жизнью.

- Также должны находиться 2-3 книги о жизни природы, о животных,

растениях. Рассматривая иллюстрации природоведческих книг, ребёнок

естественно входит в мир природы, лучше познаёт его тайны и

закономерности.

- На витрине уголка книги должны находиться издания произведений, с

которыми в данное время детей знакомят на занятиях. Рассматривание книги

даёт ребёнку возможность вновь пережить прочитанное, углубить свои

первоначальные представления.

- Особое удовольствие получают дети от разглядывания смешных картинок в

юмористических книгах. Весёлые книги С. Маршака, С. Михалкова, Н.

Носова, В. Драгуновского, Э.Успенского и многих других писателей с

иллюстрациями наших лучших художников обязательно должны быть в

уголке книги. Общение с ними не только приносят детям радость, но и

полезно им, так как развивает необходимую человеку способность-

способность чувствовать и понимать юмор, умение видеть смешное в жизни

и литературе.

- Кроме того, в уголок можно иногда помещать интересные, хорошо

иллюстрированные книги, которые дети приносят из дома, а также «толстые»

книжки,

Срок пребывания книги в уголке определяется интересом детей к этой

книге. В среднем же срок её пребывания в нём составляет 2-2,5 недели. Если

к книге интерес утрачен, можно убрать её с полочки, не дожидаясь

намеченного срока.

Кроме книг, в книжном уголке могут находиться разнообразные альбомы

для рассматривания. Это могут быть и специально созданные художниками

альбомы на определённые темы («Разные звери» Н. Чарушина, «Наша

детвора» А.Пахомова и др.), альбомы, составленные воспитателем вместе с

детьми из отдельных открыток и рисунков о труде, природе в разные времена

года, книгах того или иного писателя и др. В старших группах в книжном

уголке могут устраиваться тематические выставки книг. Их основная цель

– углубить литературные интересы детей, сделать для дошкольников особо

значимой, актуальной ту или иную литературную или общественно важную

тему.



В раздел образования