Автор: Волосникова Ксения Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ"Детский сад№443"
Населённый пункт: город Челябинск
Наименование материала: Статья
Тема: "Адаптация детей"
Раздел: дошкольное образование
Консультация для родителей
Составила воспитатель
первой квалификационной категории
Волосникова К.В
.
Адаптация детей к детскому саду
Эмоции играют важную роль в жизни
детей.
Они
помогают
ребенку
приспособиться
к
той
или
иной
ситуации.
Адаптация
–
это
приспособление
организма к новой обстановке. Именно
такой
новой
обстановкой
является
детский сад. Каждый ребенок привыкает
к детскому саду по-своему. Практически
не один нормальный ребенок в возрасте
до 3 лет не может быстро адаптироваться к яслям, поскольку сильно
привязан
к
маме
и
ее
исчезновение
вызывает
бурный
протест,
особенно
если
ребенок
впечатлительный
и
эмоционально
чувствительный. Дети 2-3 лет испытывают страхи перед незнакомыми
людьми и новыми ситуациями общения, что и проявляется в полной
мере в яслях. Нередко это приводит к тому, что ребенок становится
более возбудимым, ранимым, плаксивым и обидчивым.
И, помимо внешних изменений в условиях жизни, процесс адаптации
влечет за собой большое число преимущественно негативных сдвигов
в организме крохи. Эти изменения происходят на всех уровнях, и во
всех системах. Мы же замечаем обычно только верхушку айсберга –
нарушения поведения малыша. А на самом деле в душе и в организме
крохи в этот период происходят радикальные изменения – малыш
постоянно находится в сильном нервном напряжении, он ощущает
сильный стресс или на грани стресса. Кроме того, часто наблюдаются
такие нарушения:
Нарушения сна. Кроха может отказываться засыпать в одиночку, или
просыпаться по ночам.
1.
Снижение или потеря аппетита.
2.
Регрессия
речи
–
порой
малыш,
уже
прекрасно
умеющий
говорить сложными предложениями, вдруг снова погружается в
младенчество,
начинает
употреблять
облегченные
слова
и
односложные предложения.
3.
Потеря
навыков
самообслуживания.
Так
же
внезапно
оказывается, что кроха «не умеет» самостоятельно одеваться,
раздеваться,
умываться,
кушать,
пользоваться
носовым
платочком. И это притом, что ранее он со всем этим легко
справлялся.
4.
Изменение двигательной активности. Ранее веселый и активный
малыш вдруг может стать «заторможенным», медлительным,
неуверенным
в
себе.
Или,
наоборот,
ребенок
становится
неуправляемым,
гиперактивным,
чего
раньше
за
ним
не
наблюдалось.
5.
Утрата интереса к новому. Вы можете наблюдать, что ваш ранее
любопытный
«почемучка» перестает
интересоваться
новыми
игрушками,
не
хочет
знакомиться
с
другими
детками.
Он
словно
впадает
в
зимнюю
спячку,
и
его
познавательная
активность угасает.
6.
Снижение социальной активности. Малыш может отказываться
идти
на
контакт
с
ровесниками
и
воспитателем.
Даже
оптимистичные и общительные детки становятся замкнутыми,
напряженными, неконтактными, беспокойными.
7.
Смена эмоционального фона. В первые дни посещения садика у
ребенка
обычно
сильнее
выражены
негативные
эмоции:
хныканье, плач – как «за компанию», так и приступообразный,
страх (идти в садик, боязнь воспитателя, переживания, что мама
не
придет
за
ним),
гнев,
агрессия.
Может
создаваться
впечатление, что у ребенка вообще нет эмоций. А вот позитива
от крохи вряд ли придется ждать: улыбка может возникнуть
только в ответ на новый яркий стимул (нестандартная игрушка,
веселая игра).
8.
Снижение
иммунитета.
В
период
адаптации
падает
сопротивляемость организма инфекциям, вследствие чего кроха
может заболеть в первые недели и даже дни посещения садика.
Родители
должны
понимать,
что
все
эти
изменения
–
не
каприз
ребенка, а вполне объективные реакции на изменяющуюся среду, не
зависящие от воли крохи. И, как только адаптация закончится, все эти
негативные сдвиги уйдут.
Консультация для родителей
Составила воспитатель
первой квалификационной категории
Волосникова К.В
.
Адаптация детей к детскому саду
Типичные ошибки родителей
К сожалению, иногда родители
совершают серьезные ошибки, которые
затрудняют адаптацию ребенка к
детскому саду. Чего нельзя делать ни в
коем случае:
· Нельзя наказывать или сердиться
на малыша за то, что он плачет при
расставании или дома при упоминании
необходимости идти в сад! Помните, он
имеет право на такую реакцию. Строгое
напоминание о том, что «он обещал не
плакать», — тоже абсолютно не эффективно. Дети этого возраста еще
не умеют «держать слово». Лучше еще раз скажите, что вы его очень
любите и обязательно придете за ним.
· Стоит избегать разговоров о слёзах малыша с другими членами
семьи в его присутствии. Кажется, что сын или дочь ещё очень
маленькие и не понимают взрослых разговоров. Но дети на тонком
душевном уровне чувствуют обеспокоенность мамы, и это ещё
больше усиливает детскую тревогу.
· Нельзя пугать детским садом («Вот будешь себя плохо вести,
опять в детский сад пойдешь!»). Место, которым пугают, никогда не
станет ни любимым, ни безопасным.
· Нельзя плохо отзываться о воспитателях и саде при ребенке. Это
наводит малыша на мысль, что сад — это нехорошее место и его
окружают плохие люди. Тогда тревога не пройдет вообще.
· Нельзя обманывать ребенка, говоря, что вы придете очень скоро,
если малышу, например, предстоит оставаться в садике полдня или
даже полный день. Пусть лучше он знает, что мама придет не скоро,
чем будет ждать ее целый день и может потерять доверие к самому
близкому человеку.
Помощь нужна еще и родителям!
Когда речь идет об адаптации ребенка к саду, часто говорят о том, как
трудно малышу и какая ему нужна помощь. Но «за кадром» почти
всегда остаются родители, которые находится в не меньшем стрессе и
переживаниях! Они тоже остро нуждаются в помощи и почти никогда
ее не получают. Часто мамы и папы не понимают, что с ними
происходит, и пытаются игнорировать свои эмоции. Но не стоит этого
делать. Вы имеете право на все свои чувства, и в данном случае они
являются естественными. Поступление в сад — это момент отделения
ребенка от родителей, и это испытание для всех. У мамы и папы тоже
«рвется» сердце, когда они видит, как переживает малыш, а ведь в
первое время он может заплакать только при одном упоминании, что
завтра придется идти в сад.
Чтобы помочь себе, нужно:
· быть уверенными, что посещение сада действительно нужно
семье. Например, когда маме просто необходимо работать, чтобы
вносить свой вклад (порой единственный) в доход семьи. Иногда
мамы отдают ребенка в сад раньше, чем выходят на работу, чтобы
помочь ему адаптироваться, забирая пораньше, если это будет нужно.
Чем меньше сомнений в целесообразности посещения сада, тем
больше уверенности, что ребенок рано или поздно обязательно
справится. И малыш, реагируя именно на эту уверенную позицию,
адаптируется гораздо быстрее.
· поверить, что малыш на самом деле вовсе не «слабое»
создание. Адаптационная система ребенка достаточно сильна, чтобы
это испытание выдержать, даже если слезы текут рекой.
Парадоксально, но факт: хорошо, что ребёнок плачет! Поверьте, у
него настоящее горе, ведь он расстается с самым дорогим человеком
— с мамой! Он пока не знает, что вы обязательно придете, еще не
установился режим. Но вы-то знаете, что происходит, и уверены, что
заберете малыша из сада. Хуже, когда ребенок настолько зажат
тисками стресса, и у него не получается плакать. Плач — это
помощник нервной системы, он не дает ей перегружаться. Поэтому не
бойтесь детского плача, не сердитесь на ребенка за «нытье». Конечно,
детские слезы заставляют вас переживать, но вы тоже обязательно
справитесь.
· воспользоваться помощью. В детском саду есть психолог. Этот
специалист предлагает помощь не только (и не столько!) ребенку,
сколько его родителям, рассказав о том, как проходит адаптация, и
уверив, что в саду действительно работают люди, внимательные к
детям. Иногда родителям очень нужно знать, что ребенок быстро
успокаивается после ее ухода, и такую информацию даёт психолог,
наблюдающий за детьми в процессе адаптации, и воспитатели.
· заручиться поддержкой. Вокруг вас родители, переживающие
те же чувства в этот период. Поддерживайте друг друга, узнайте,
какие «ноу-хау» есть у каждого из вас в деле помощи малышу. Вместе
отмечайте и радуйтесь успехам детей и самих себя.
Консультация для родителей
Составила воспитатель
первой квалификационной категории
Волосникова К.В
.
Адаптация детей к детскому саду
Первый день в детском саду:
Есть
несколько
рекомендаций
для
того,
чтобы этот день прошел более успешно:
1. Не нервничайте сами и тем более не показывайте свою тревогу
ребёнку. ПОМНИТЕ! Тревога и беспокойство родителей передается
детям.
2. Отправить в детский сад ребенка можно лишь при условии, что он
полностью здоров.
3. Расскажите воспитателю об индивидуальных особенностях вашего
ребенка, что ему нравится, что нет, каковы его умения и навыки, в
какой помощи он нуждается и т.д.
4.
Целесообразно
в
первые
дни
приводить
ребенка
только
на
прогулку, где условия напоминают условия домашнего двора
5. В привыкании к новым условиям важную роль играет создание
«домашней» обстановки в детском саду. Для этого пусть ваш малыш
возьмёт с собой свои игрушки. Любимая игрушка овладеет вниманием
ребёнка и поможет ему отвлечься от расставания с родителем. Пусть
игрушка
ходит
вместе
с
ребёнком
в
садик
ежедневно,
а
вы
расспрашивайте
малыша
о
том,
что
с
игрушкой
происходило
в
детском саду: кто с ней дружил, кто обижал, не было ли ей грустно?
Таким образом, вы узнаете много интересного о том, как вашему
ребёнку удается привыкать к садику.
6. Все время показывайте и говорите ребенку о том, насколько сильно
вы его любите.
Консультация для родителей
Составила воспитатель
первой квалификационной категории
Волосникова К.В
.
Адаптация детей к детскому саду
Первая неделя в детском саду.
Первая
неделя
проходит
очень
эмоционально
для
ребенка,
поэтому
взрослым
нужно
запастись
терпением.
Возможно вам покажется, что поведение ребенка становится более
капризным,
по
вечерам
вас
могут
ждать
неожиданные
истерики,
скандалы с криком и плачем. Причин такого поведения ребёнка может
быть несколько:
Во-первых, действительно, адаптация к садику - большой стресс для
ребенка, его нервы напряжены и им требуется разрядка.
Во-вторых,
в
окружении
посторонних
ребенок
часто
старается
сдерживать негативные эмоции, поэтому выплескиваются они только
вечером дома…
В первую неделю следуйте таким рекомендациям:
1.
создайте спокойный, бесконфликтный климат
в
семье.
Щадите
нервную систему ребенка: на время прекратить походы в цирк, театр,
в гости. Максимально сократите просмотр телевизионных передач!!!
2. Не реагируйте на выходки ребёнка и не наказывайте за капризы.
Когда
ребёнок
«остынет»,
скажите
ему,
что
расстроены
его
поведением. Когда ребёнок попросит прощения, крепко обнимите его
и поцелуйте. Скажите ему «Я люблю тебя всегда, а когда ты себя
хорошо ведёшь – ещё больше!»
3. Когда вы оставляете ребёнка в детском саду, то расставайтесь с ним
легко и быстро. Долгие прощания с обеспокоенным выражением лица
вызовут
у
малыша
ненужную
тревогу:
«Раз
мама
так
волнуется,
значит здесь со мной может что-то случиться, здесь небезопасно!», и
поэтому ребёнок долго не будет отпускать вас…
4. Если ребенок с трудом расстается с матерью, то желательно, чтобы
первые несколько недель в садик ребёнка водил ОТЕЦ.
5. Если у ребёнка нет сильных проявлений стресса (кошмары каждую
ночь, повышение температуры, понос на нервной почве и т.д.), то
старайтесь
не
делать
перерывов
в
посещении
садика.
Вариант
«сегодня мы в садик не пойдём – что-то дочка капризничает» только
замедлит процесс адаптации вашего ребёнка к садику и подскажет ему
способ симулирования («если капризничать и «болеть», то мама в
садик не поведёт…»).
Признак успешной адаптации к садику.
Когда
малыш
весело
начинает
говорить
о
садике,
читать
стихи,
пересказывать события, случившиеся за день, - это верный признак
того, что он освоился и адаптация к детсаду завершена.