Напоминание

"Страна птиц"


Автор: Пантелеева Елена Павловна
Должность: воспитатель группы продленного дня
Учебное заведение: МОУ ООШ № 1 п. Спирово
Населённый пункт: п. Спирово Тверской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Страна птиц"
Раздел: начальное образование





Назад




Ход занятия.

I. Эмоциональный настрой.

- Здравствуйте, ребята! Сегодня к нам на занятие пришли гости. Давайте

повернёмся и поприветствуем их поклоном головы. Садитесь.

II. Организационный момент.

музыка

- Давайте, ребята, отправимся с вами за чудесами! Да, да, за чудесами! Даже

взрослые - и те встречаются с неведомым, таинственным, удивительным. А

уж вы, ребята! Что ни шаг, то для вас новое чудо! (выбегает

подготовленный ученик)

(инсценировка)

Снится ночью пауку

Чудо-юдо на суку:

Длинный клюв и два крыла

Прилетит - плохи дела.

А кого паук боится?

Угадали? Это... (птица).

III. Сообщение темы занятия.

- Да, ребята, верно, и значит, о чем мы будем говорить сегодня? (о птицах)

- Какова тема нашего занятия? (Страна птиц) слайд

- Я приглашаю вас в путешествие по этой удивительной стране.

- Птицы везде - над вами, вокруг вас, вдали, рядом. Встретить их можно и в

лесу, и в поле, и на речке, и в горах. Птиц в природе очень много. Только в

России их насчитывается более 760 видов. Чтобы только посмотреть на всех

птиц, целой жизни не хватит. Но тех, которые живут в лесу или в парке

неподалеку от вашего дома надо знать.

- Попасть в гости к ним не очень просто, нужно выполнить сложные, но

очень интересные задания.

IV. Представление команд и жюри.

-

Вижу, вы разделились на 3 команды.

1 команда ваше представление. (Наша команда: «Снегири». Наш девиз: «И

пусть сильней кипит борьба, сильней соревнованья. Успех решает не судьба,

а только наши знания». Капитан команды: Володкин Артем).

2 команда ваше представление. (Наша команда: «Голуби». Наш девиз: «Мы

голуби - народ боевой, друг за друга стоим мы горой». Капитан команды:

Зайцева Лиза)

3 команда ваше представление. (Наша команда: «Синички». Наш девиз:

«Мы отвечаем дружно, и здесь сомненья нет. Сегодня будет дружба

владычицей побед». Капитан команды: Калинина Елизавета).

- Кто быстрее попадет в птичью страну, определит жюри. Это наши гости.

(Представление гостей)

В путь, друзья!

V. Конкурсы.

1 задание. Загадки.

- За правильный ответ 1 балл.

Загадки команде «Снегири»

1. Далеко мой стук слышится вокруг.

Червякам я враг, а деревьям друг. (Дятел)

2. У неё глаза большие,

Хищный клюв - всегда крючком.

По ночам она летает,

Спит на дереве лишь днём. (Сова.)

3. Гнездо свое он в поле вьет,

Где тянутся растения.

Его и песни, и полет

Вошли в стихотворения!

Хочет - прямо полетит,

Хочет - в воздухе висит,

Камнем падает с высот

И в полях поёт, поёт. (Жаворонок.)

Загадки команде «Голуби».

1. Эта птица никогда

Для птенцов не вьет гнезда.

Сядет где-то на суку

И кричит: «Ку-ку! Ку-ку!» (Кукушка)

2. Спинка зеленоватая,

Животиком желтоватая,

Чёрненькая шапочка

И полоска галстучка. (Синица.)

3. Кто там прыгает, шуршит,

Клювом шишки потрошит?

Голоском речистый,

Кле! Кле! Кле! - поет со свистом. (Клест.)

Загадки команде «Синички».

1. Он прилетает каждый год

Туда, где домик его ждет.

Чужие песни петь умеет,

А все же голос свой имеет. (Скворец.)

2. Прилетел к нам, наконец

Лучший наш певец.

Дни и ночи напролет

Он поет, поет, поет. (Соловей.)

3. Сероспинный, красногрудый,

В зимних рощах обитает,

Не боится он простуды,

С первым снегом прилетает. (Снегирь.)

- Вижу, вы хорошо знаете птиц, а сможете вы их узнать по голосу?

Будьте внимательны.

Шумят, галдят, кричат с утра до вечера. Разговаривают пернатые друг с

другом и с нами. Давайте прислушаемся.

2 задание. Птичьи трели.

За правильный ответ 1 балл.

1-ый голос для команды «Снегири», 2-ой голос слушаем

1-ый голосок для команды «Голуби», 2-ой голос слушаем

1-ый голос для команды «Синички», 2-ой голос слушаем

3 задание. Зимующие - перелётные.

Ребята, а на какие 2 группы можно разделить птиц? (Зимующие и

перелетные)

Что значит зимующие? (Зимуют с нами)

Что значит перелетные? (Улетают в теплые края)

Хорошо ли вы знаете зимующих и перелетных птиц, проверим во время

игры.

- Перед вами на доске кормушка, а на столах карточки с изображением птиц.

В командах обсудить и посадить в кормушку только зимующих птиц.

- Легко ли в зимнее время птицам? А что страшнее для них холод или голод?

- Как вы помогаете птицам?

- На слайде корм для птиц. Ребята, чем мы будем угощать птиц. Выберите

правильный корм для птиц.

Физкультминутка «Птицы»

- Я буду называть не только птиц, и если вы услышите, что появилось что-то

другое, дайте мне знать: вы можете и хлопать, и топать. Итак, слушайте

внимательно!

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Аисты, вороны,

Галки, макароны... (дети топают).

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Мухи и стрижи... (дети топают).

- Что, неправильно? А мухи - это кто? Правильно, насекомые!

И ещё раз

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Чибисы, чижи.

Галки и стрижи,

Комары, кукушки... (дети топают).

Даже совы - сплюшки,

Лебеди и утки -

И спасибо шутке!

4 задание. Домашнее задание «Инсценировки»

Сценка 1. "Разговор Скворца с Синицей".

Синица. Здравствуйте, дорогой Скворец! Поздравляю вас с благополучным

возвращением на родину.

Скворец. Спасибо! Я сам очень рад.

Синица. Довольны ли вы новой квартирой?

Скворец. Сейчас я её осмотрю. Хорошо, что ребята не стругали ту сторону

доски, которая обращена вовнутрь. Птицам по шершавой доске удобней

выбираться из гнезда. Приятно, что дом снаружи выкрашен темной краской.

Синица. Проверьте, крепко ли забиты гвозди, хорошо ли проконопачены

щели.

Скворец. Вы правы! Ужасно, когда квартира качается из стороны в сторону,

но на этот раз все в порядке.

Синица. Вас не огорчает отсутствие жердей?

Скворец. Да что вы! Они нужны только кошкам!

Синица. Где и когда вы дадите свой первый концерт?

Скворец. Сегодня на крыше скворечни. Вы знаете, у меня особый дар:

перенимать чужие голоса и звуки. Я могу квакать, как лягушка, скрипеть, как

телега, свистеть, как дрозд.

Сценка 2. «Ласточка»

- Ласточка, ласточка, что над водой летаешь?

- Комаров кусачих хватаю!

- А что за стадом порхаешь?

- Коров от мух охраняю.

- Ласточка – касаточка, что к облакам взмываешь?

- Ясные деньки высматриваю!

- А что над землёй скользишь?

- О дожде – непогоде предупреждаю!

Сценка 3. «Воробей – Синица»

Воробей: Я — Воробей. У меня вопрос к Синице.

Синица: Пожалуйста.

Воробей: Что ты, Синица, перья носом перебираешь?

Чистишь их — что ли?

Синица: Не чищу, Воробей, пересчитываю. С осени 3 тысячи было, сейчас 2

тысячи 500 осталось. Полтысячи перьев за зиму потеряла!

Воробей: Эка беда – полтысячи за зиму! Я весной за одну драку по полсотни

сразу теряю! Что их жалеть? Были бы кости целы, перья нарастут!

VI. Мастер - класс

- Ещё в старину проходили обряды, связанные с прилётом птиц. Так 22 марта

на Руси пекли фигурки жаворонков, встречая этих птиц, а с ними и весну.

В этот день пекли из теста фигурки птиц (куличиков, жаворонков),

вкладывали внутрь конопляные семечки, а вместо глаз - изюминки.

- На прошлом занятии мы с вами вылепили из солёного теста фигурки

жаворонков, а сегодня нам предстоит раскрасить их.

VII. Подведение итогов.

- Что интересного вы узнали о птицах? Что запомнили? Наблюдайте за

пернатыми, слушайте, их, помогайте им. Птицы приносят огромную пользу и

радость всем. Трудно и скучно было бы жить на свете без птиц!

Дерево, цветок, трава и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

Нор звериных, птичьего гнезда

Разорять не будем никогда.

Пусть птенцам и маленьким зверятам

Хорошо живется с нами рядом

Не пугайте резвых птичек!

Пусть они вокруг порхают,

Крылья их при ярком свете,

Словно радуга сверкают.

Вы послушайте их песни,

Что поют они на воле!

Пусть певуньи украшают

Нам леса, сады и поле.

И сады, и нивы наши

Нам они оберегают,

Не пугайте ж резвых птичек!

Пусть они вокруг летают!

-Наше занятие подошло к концу, спасибо всем за работу!



В раздел образования