Напоминание

Преодоление страхов как одно из условий успешной социализации и личностного развития ребёнка


Автор: Леонтьева Ирина Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад 181" г.о. Самара
Населённый пункт: город Самара, Самарская область
Наименование материала: статья
Тема: Преодоление страхов как одно из условий успешной социализации и личностного развития ребёнка
Раздел: дошкольное образование





Назад




КАК ПОМОЧЬ РЕБЁНКУ ПРЕОДОЛЕТЬ СТРАХ?

Страх

является

одним

из

важнейших

биологических

механизмов

самосохранения, который дарован нам самой природой. Каждый человек в

определённых ситуациях испытывал это эмоциональное переживание.

Например, боимся мы за здоровье детей, за безопасность близких, потерять

работу и т.п.

Страх, беспокойство, тревога – это нормальный эмоциональные

проявления психики человека, как и радость, печаль, глеев, восторг.

Именно страх позволяет нам защититься от опасности. Наш мозг при

возникновении у нас чувства страха подаёт тревожный сигнал о том, что нам

что-то угрожает. Страх гонит нас подальше от источника угрозы или беды.

Например, от пламени или разбушевавшейся стихии. В других ситуациях,

наоборот, страх удерживает нас от необдуманных поступков. Например,

оказавшись рядом со злой собакой, мы боимся бежать из-за того, что она

может нас укусить. Эти страхи присутствуют в жизни каждого человека, они

нужны ему для гармоничного развития.

Для каждого возрастного периода характерны определённые виды

страхов. Так, малыши до одного года боятся громких, неожиданных звуков и

незнакомых людей, а многие двухлетние дети чаще всего боятся врачей.

Ребенок старше 3-х лет боится темноты и замкнутого пространства, а с 5-ти

летнего возраста многие дети боятся смерти и сказочных персонажей. Для

младших школьников нет ничего страшнее, чем опоздать в школу, зайти

одному в лифт и потерять любовь родителей.

Нам важно отличить «возрастной» страх ребёнка, что является одной

из сторон его развития, от хронического затяжного переживания или от

переживания

сверхсильной

интенсивности.

В

этом

случае

страх

сопровождает

ребёнка

во

всех

жизненных

обстоятельствах,

у

него

развивается тревожно-мнительное отношение к окружающим и любое

событие он воспринимает как опасное и неблагоприятное. Тогда страх

приобретает негативную окраску и мешает гармоничному развитию ребёнка.

Это

может

проявиться

в

неспецифическом

поведении

ребёнка,

например, малыш при возникновении чувства страха может подмаргивать,

подпрыгивать, подкашливать и т.п. В особо тяжёлых случаях может

появиться заикание, энурез, сосание пальца, раскачивание ног, привычка

грызть ногти или другие аналогичные движения. Постепенно у ребёнка

занижается самооценка и затрудняется его общение с окружающими.

Для того чтобы помочь ребёнку справиться со страхом и научить его не

бояться, родители должны выяснить причину возникновения детского

страха.

Основными

причинами

детских

страхов

являются

следующие

обстоятельства:

1.

Постоянные ссоры, скандалы, оскорбления в адрес друг друга

родителей в присутствии ребёнка.

2.

Чрезмерная строгость и требовательность родителей, наказание

ребёнка за каждую провинность.

3.

Избыточная мнительность и боязнь родителей, когда они боятся за

жизнь и здоровье своего ребёнка и чрезмерно опекают его.

4.

Недостаточная активность ребёнка и его необщительность. В

основном боятся замкнутые и стеснительные дети.

5.

Тревожная беременность матери и неблагоприятная обстановка в

семье во время беременности.

6.

Врождённые патологии нервной системы у ребёнка

7.

Наиболее частой причиной детского страха является запугивание со

стороны родителей или раздражитель, которого, испугавшись

однажды,

ребёнок

боится

постоянно.

Например,

некоторые

родители запугивают детей сказочными персонажами : «придёт волк

из леса и заберёт тебя, если не будешь спать».

8.

Дети более боязливы, если в семье отец не имеет авторитета.

Так как же воспитатель может помочь ребёнку справиться со страхом?

Для начала страх нужно выявить, диагностировать в процессе изучения

семейных от ношений, бесед с ребёнком, а также в ходе наблюдения за ним

в процессе коммуникативного взаимодействия и сюжетно-ролевых игр со

сверстниками. Для уточнения можно предложить ребёнку нарисовать то,

чего он боится. В ходе анализа рисунка можно сделать вывод о том, что

является объектом страха у ребёнка и насколько страх интенсивен.

Большое значение имеет установление контакта с родителями, создание у

них заинтересованности в гармонизации эмоционального состояния ребёнка.

Важно с пониманием отнестись к чувствам ребёнка, принять его реальность.

Если ребёнок боится оставаться в своей комнате, потому что там сидит

монстр, то ни в коем случае нельзя убеждать его в обратном, стыдить или

винить. Этим родители только отдалят ребёнка от себя, лишаться его

доверия.

Лучше воспользоваться техникой активного слушания и поговорить с

ребёнком по душам о том, чего он боится. Хорошо бы сказать, что он не

одинок в своих страхах и вы тоже чего-то боялись в детстве. Это поможет

ребёнку почувствовать, что он не одинок в своих переживаниях, что с ним

всё в порядке, и вы его прекрасно понимаете. Иногда бывает достаточно

активного слушания, чтобы найти способ победить страх (ребёнок сам может

его предложить).

Когда понимание между ребёнком и взрослым достигнуто, можно

использовать некоторые техники преодоления страхов:

1.

Придумайте совместно с ребёнком оберег от пугающего объекта.

Можно рассказать малышу, что самое надёжное средство от

чудовищ – волшебный фонарик. Стоит им только посветить – и

чудовище сразу каменеет. А каменная статуя не может никому

причинить никакого вреда.

Оберегом может быть что угодно.

Исходите из своих фантазий и возможностей (волшебная верёвочка

на руку, записка под подушку, фраза «чур меня», волшебная

палочка и др.). Придумайте историю и волшебные слова для

амулета. Пусть всё это превратится в увлекательную игру. Оберег

наделяет ребёнка символическими ресурсами, которых у него

изначально нет, и помогает справляться со страхом.

2.

Можно

попросить

ребёнка

нарисовать

свой

страх,

а

затем

предложить изменить рисунок так, чтобы он стал смешным,

красивым, добрым. Трансформировать картинку можно как угодно,

главное, чтобы конечный образ не вызвал у ребёнка страха.

Однажды я попросила девочку, боящуюся смерти, нарисовать свой

страх. Она нарисовала чёрную старуху с косой. Затем я предложила

ей что-нибудь изменить, дорисовать, чтобы рисунок стал смешным.

Она немного подумала и нарисовала ловушку перед старухой, а

сзади пририсовала вилы. Таким образом, чёрная старуха оказалась в

ловушке. Настроение девочки улучшилось, и она призналась, что

теперь совсем не страшно.

3.

Можно придумать для ребёнка сказку о его страхе, которая хорошо

заканчивается. Пусть ситуация в этой сказке напоминает его

собственную. Малыш может идентифицироваться с героем и

принять на себя его способности справляться со страхами.

4.

Со страхами можно дружить. Для этого расскажите ребёнку о том,

что в жизни злые те, кому чего-то не хватает. И спросите, как он

думает, чему не хватает тому, кто его пугает. Возможно, он одинок,

хочет конфет, болен. Может быть, его страх сам чего-то боится.

Предложите

ребёнку

мысленно

поговорить

с

чудовищем,

посмотреть ему в глаза и предложить дружбу, или конфет, или

защиту. Опять же, сюжет развития дружбы со страхом вы можете

придумать любой.

В работе важно понимать, что внутренний мир ребёнка богат и

уникален. Дети живут в своих невероятных, подчас не

поддающихся

законам нашей, взрослой логики, переживаниях Рациональные, взрослые

методы не всегда эффективны, а вот игра, сказка, воображение помогают

отлично!

Описанные в данной статье методы работы со страхами, надеемся,

будут полезны в работе воспитателя, а также могут легко применяться

родителями для помощи своим детям.

Список литературы:

1.

Бердникова Ю. Мир ребенка. Развитие психики, страхи,

социальная адаптация, ин-терпретация детского рисунка. – СПб.: Наука

и Техника, 2007. – 288 с.

2.

Бехтерев В.М. Охрана детского здоровья // Проблемы развития и

воспитания челове-ка: Избранные психологические труды. М.;

Воронеж, 1997.

3.

Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – СПб:

Питер, 2009, 400 с.

4.

Боулби Дж. Создание и разрушение эмоциональных связей / Пер. с

англ. В В Старовойтова – 2е изд. – М.: Академический Проект, 2006. –

232 с.

5.

Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное

руководство. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 160 с.

6.

Винникотт Д.В. Разговор с родителями. – М., «Класс», 2011 – 93 с.

7.

Дилео Дж. Детский рисунок: диагностика и интерпретация / Пер. с

англ. Е.Фатюшиной. – 3-е изд. – М.: Апрель Пресс, Психотерапия, 2009

. – 256 с.

8.

Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. – СПб.: Речь, 2010 –

310 с.

9.

Захаров А.И. Как помочь нашим детям избавиться от страха. СПб.,

1995

10.Зеньковский В.В. Психология детства. Лейпциг, 1924

11.Зобов А.С. Особенности волевой регуляции поведения в эмоциогенных

условиях: Автореф. дисс. … канд. наук. Л., 1983

12.Лебедева Л.Д., Никонорова Ю.В., Тараканова Н.А. Энциклопедия

признаков и интерпретаций в проективном рисовании и арт-терапии. –

СПб.: Речь, 2006 – 332 с.

13.Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития,

детство, отрочество: Учебник для студ. ВУЗов. - 4-е изд., стереотип. -

М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 456 с.



В раздел образования