Автор: Леонтьева Ирина Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад 181" г.о. Самара
Населённый пункт: город Самара, Самарская область
Наименование материала: статья
Тема: Преодоление страхов как одно из условий успешной социализации и личностного развития ребёнка
Раздел: дошкольное образование
КАК ПОМОЧЬ РЕБЁНКУ ПРЕОДОЛЕТЬ СТРАХ?
Страх
является
одним
из
важнейших
биологических
механизмов
самосохранения, который дарован нам самой природой. Каждый человек в
определённых ситуациях испытывал это эмоциональное переживание.
Например, боимся мы за здоровье детей, за безопасность близких, потерять
работу и т.п.
Страх, беспокойство, тревога – это нормальный эмоциональные
проявления психики человека, как и радость, печаль, глеев, восторг.
Именно страх позволяет нам защититься от опасности. Наш мозг при
возникновении у нас чувства страха подаёт тревожный сигнал о том, что нам
что-то угрожает. Страх гонит нас подальше от источника угрозы или беды.
Например, от пламени или разбушевавшейся стихии. В других ситуациях,
наоборот, страх удерживает нас от необдуманных поступков. Например,
оказавшись рядом со злой собакой, мы боимся бежать из-за того, что она
может нас укусить. Эти страхи присутствуют в жизни каждого человека, они
нужны ему для гармоничного развития.
Для каждого возрастного периода характерны определённые виды
страхов. Так, малыши до одного года боятся громких, неожиданных звуков и
незнакомых людей, а многие двухлетние дети чаще всего боятся врачей.
Ребенок старше 3-х лет боится темноты и замкнутого пространства, а с 5-ти
летнего возраста многие дети боятся смерти и сказочных персонажей. Для
младших школьников нет ничего страшнее, чем опоздать в школу, зайти
одному в лифт и потерять любовь родителей.
Нам важно отличить «возрастной» страх ребёнка, что является одной
из сторон его развития, от хронического затяжного переживания или от
переживания
сверхсильной
интенсивности.
В
этом
случае
страх
сопровождает
ребёнка
во
всех
жизненных
обстоятельствах,
у
него
развивается тревожно-мнительное отношение к окружающим и любое
событие он воспринимает как опасное и неблагоприятное. Тогда страх
приобретает негативную окраску и мешает гармоничному развитию ребёнка.
Это
может
проявиться
в
неспецифическом
поведении
ребёнка,
например, малыш при возникновении чувства страха может подмаргивать,
подпрыгивать, подкашливать и т.п. В особо тяжёлых случаях может
появиться заикание, энурез, сосание пальца, раскачивание ног, привычка
грызть ногти или другие аналогичные движения. Постепенно у ребёнка
занижается самооценка и затрудняется его общение с окружающими.
Для того чтобы помочь ребёнку справиться со страхом и научить его не
бояться, родители должны выяснить причину возникновения детского
страха.
Основными
причинами
детских
страхов
являются
следующие
обстоятельства:
1.
Постоянные ссоры, скандалы, оскорбления в адрес друг друга
родителей в присутствии ребёнка.
2.
Чрезмерная строгость и требовательность родителей, наказание
ребёнка за каждую провинность.
3.
Избыточная мнительность и боязнь родителей, когда они боятся за
жизнь и здоровье своего ребёнка и чрезмерно опекают его.
4.
Недостаточная активность ребёнка и его необщительность. В
основном боятся замкнутые и стеснительные дети.
5.
Тревожная беременность матери и неблагоприятная обстановка в
семье во время беременности.
6.
Врождённые патологии нервной системы у ребёнка
7.
Наиболее частой причиной детского страха является запугивание со
стороны родителей или раздражитель, которого, испугавшись
однажды,
ребёнок
боится
постоянно.
Например,
некоторые
родители запугивают детей сказочными персонажами : «придёт волк
из леса и заберёт тебя, если не будешь спать».
8.
Дети более боязливы, если в семье отец не имеет авторитета.
Так как же воспитатель может помочь ребёнку справиться со страхом?
Для начала страх нужно выявить, диагностировать в процессе изучения
семейных от ношений, бесед с ребёнком, а также в ходе наблюдения за ним
в процессе коммуникативного взаимодействия и сюжетно-ролевых игр со
сверстниками. Для уточнения можно предложить ребёнку нарисовать то,
чего он боится. В ходе анализа рисунка можно сделать вывод о том, что
является объектом страха у ребёнка и насколько страх интенсивен.
Большое значение имеет установление контакта с родителями, создание у
них заинтересованности в гармонизации эмоционального состояния ребёнка.
Важно с пониманием отнестись к чувствам ребёнка, принять его реальность.
Если ребёнок боится оставаться в своей комнате, потому что там сидит
монстр, то ни в коем случае нельзя убеждать его в обратном, стыдить или
винить. Этим родители только отдалят ребёнка от себя, лишаться его
доверия.
Лучше воспользоваться техникой активного слушания и поговорить с
ребёнком по душам о том, чего он боится. Хорошо бы сказать, что он не
одинок в своих страхах и вы тоже чего-то боялись в детстве. Это поможет
ребёнку почувствовать, что он не одинок в своих переживаниях, что с ним
всё в порядке, и вы его прекрасно понимаете. Иногда бывает достаточно
активного слушания, чтобы найти способ победить страх (ребёнок сам может
его предложить).
Когда понимание между ребёнком и взрослым достигнуто, можно
использовать некоторые техники преодоления страхов:
1.
Придумайте совместно с ребёнком оберег от пугающего объекта.
Можно рассказать малышу, что самое надёжное средство от
чудовищ – волшебный фонарик. Стоит им только посветить – и
чудовище сразу каменеет. А каменная статуя не может никому
причинить никакого вреда.
Оберегом может быть что угодно.
Исходите из своих фантазий и возможностей (волшебная верёвочка
на руку, записка под подушку, фраза «чур меня», волшебная
палочка и др.). Придумайте историю и волшебные слова для
амулета. Пусть всё это превратится в увлекательную игру. Оберег
наделяет ребёнка символическими ресурсами, которых у него
изначально нет, и помогает справляться со страхом.
2.
Можно
попросить
ребёнка
нарисовать
свой
страх,
а
затем
предложить изменить рисунок так, чтобы он стал смешным,
красивым, добрым. Трансформировать картинку можно как угодно,
главное, чтобы конечный образ не вызвал у ребёнка страха.
Однажды я попросила девочку, боящуюся смерти, нарисовать свой
страх. Она нарисовала чёрную старуху с косой. Затем я предложила
ей что-нибудь изменить, дорисовать, чтобы рисунок стал смешным.
Она немного подумала и нарисовала ловушку перед старухой, а
сзади пририсовала вилы. Таким образом, чёрная старуха оказалась в
ловушке. Настроение девочки улучшилось, и она призналась, что
теперь совсем не страшно.
3.
Можно придумать для ребёнка сказку о его страхе, которая хорошо
заканчивается. Пусть ситуация в этой сказке напоминает его
собственную. Малыш может идентифицироваться с героем и
принять на себя его способности справляться со страхами.
4.
Со страхами можно дружить. Для этого расскажите ребёнку о том,
что в жизни злые те, кому чего-то не хватает. И спросите, как он
думает, чему не хватает тому, кто его пугает. Возможно, он одинок,
хочет конфет, болен. Может быть, его страх сам чего-то боится.
Предложите
ребёнку
мысленно
поговорить
с
чудовищем,
посмотреть ему в глаза и предложить дружбу, или конфет, или
защиту. Опять же, сюжет развития дружбы со страхом вы можете
придумать любой.
В работе важно понимать, что внутренний мир ребёнка богат и
уникален. Дети живут в своих невероятных, подчас не
поддающихся
законам нашей, взрослой логики, переживаниях Рациональные, взрослые
методы не всегда эффективны, а вот игра, сказка, воображение помогают
отлично!
Описанные в данной статье методы работы со страхами, надеемся,
будут полезны в работе воспитателя, а также могут легко применяться
родителями для помощи своим детям.
Список литературы:
1.
Бердникова Ю. Мир ребенка. Развитие психики, страхи,
социальная адаптация, ин-терпретация детского рисунка. – СПб.: Наука
и Техника, 2007. – 288 с.
2.
Бехтерев В.М. Охрана детского здоровья // Проблемы развития и
воспитания челове-ка: Избранные психологические труды. М.;
Воронеж, 1997.
3.
Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – СПб:
Питер, 2009, 400 с.
4.
Боулби Дж. Создание и разрушение эмоциональных связей / Пер. с
англ. В В Старовойтова – 2е изд. – М.: Академический Проект, 2006. –
232 с.
5.
Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное
руководство. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 160 с.
6.
Винникотт Д.В. Разговор с родителями. – М., «Класс», 2011 – 93 с.
7.
Дилео Дж. Детский рисунок: диагностика и интерпретация / Пер. с
англ. Е.Фатюшиной. – 3-е изд. – М.: Апрель Пресс, Психотерапия, 2009
. – 256 с.
8.
Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. – СПб.: Речь, 2010 –
310 с.
9.
Захаров А.И. Как помочь нашим детям избавиться от страха. СПб.,
1995
10.Зеньковский В.В. Психология детства. Лейпциг, 1924
11.Зобов А.С. Особенности волевой регуляции поведения в эмоциогенных
условиях: Автореф. дисс. … канд. наук. Л., 1983
12.Лебедева Л.Д., Никонорова Ю.В., Тараканова Н.А. Энциклопедия
признаков и интерпретаций в проективном рисовании и арт-терапии. –
СПб.: Речь, 2006 – 332 с.
13.Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития,
детство, отрочество: Учебник для студ. ВУЗов. - 4-е изд., стереотип. -
М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 456 с.