Напоминание

"Развитие памяти детей посредством мнемотехники""


Автор: Хубракова Санжидма Галшиевна
Должность: воспитатель ДОУ
Учебное заведение: МБОУ "Баянгольская СОШ"
Населённый пункт: Республика Бурятия, Баргузинский район, село Баянгол
Наименование материала: Проект
Тема: "Развитие памяти детей посредством мнемотехники""
Раздел: дошкольное образование





Назад




Мастер – класс

Тема: Мнемотехника как средство развития памяти детей дошкольного возраста

1. СЛАЙД Актуальность. Наше дошкольное учреждение реализует программу

«От рождения до школы» под ред. Н.В..Вераксы (Приказ МОиН РФ от 17.10.2013 №1155

«Об утверждении ФГОС ДО» (с 01.01. 2014)).

В старшей дошкольной группе целенаправленно готовим детей к обучению в

школе, ежегодно проводится диагностика готовности детей к школе, мы проводим

большую работу с детьми на занятиях и вне занятий, частенько выходные дни даем

детям небольшие стишки для заучивания наизусть, стараемся дать детям много

интересной информации, а результаты оставляют желать лучшего.

Анализ интеллектуальной готовности детей к школе за прошлый учебный год

показал,

что

одной

из

важнейших

составляющих

данной

проблемы

является

неспособность детей к запоминанию.

У дошкольников память носит непроизвольный характер. В начале этого учебного

года мы проводили диагностику памяти дошкольников. Результаты показывали, что

основная масса детей имеет средний и низкий уровень развития природной памяти.

Проанализировав полученные результаты, мы поставили цель

– совершенствовать

процесс запоминания у старших дошкольников средствами мнемотехники, т.е. развивать

разные виды памяти.

2 СЛАЙД Мнемотехника: что это такое и как её использовать? (или по-другому

мнемоника (др.-греч.- искусство запоминания)) – это система методов и приемов,

обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в

своем воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту

взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации

мозг воспроизводит все ранее соединенные образы. Большой вклад в развитие памяти

дошкольников средствами мнемотехники внесла Т.В. Большева.

Существует много приемов мнемотехники, но приемлемыми для дошкольников

являются следующие:

группировка;

классификация;

ассоциации;

поиск основного пункта;

схематизация;

достраивание материала;

структурирование материала.

Эти приемы хороши тем, что уменьшают нагрузку на память ровно во столько раз,

на сколько частей или классов разделен необходимый для запоминания материал.

Психика человека так устроена, что любая новая информация помимо нашей воли

цепляет, как то затрагивает уже известную . Эти процессы, присущие абсолютно всем

людям, называют ассоциациями, способ – ассоциативным. Для того чтобы использовать

эту способность для запоминания, достаточно задать ребенку вопрос: что напоминает тебе

это слово, эта цифра?

Любая информация всегда содержит нечто, что может стать опорой для

запоминания. Такой прием называется поиском опорного пункта. Например, для

запоминания рассказа, сказки необходимо использовать несколько опорных пунктов. Это

своего рода план припоминания или мнемический план.

В ряде случаев дети легче запоминают материал, если его основное содержание

изображается в виде схем. Этот прием называют схематизацией.

Разрозненную информацию легче запомнить, придумывая какие – либо связки,

посредники, добавляя к запоминаемому что-то от себя. Данный прием называется

достраиванием материала.

Нельзя не сказать о структурировании материала, при котором устанавливаются

связи внутри материала, благодаря чему его воспринимают как целое. Этот прием

позволяет ребенку хорошо запоминать, сохранять и воспроизводить любую информацию.

3 СЛАЙД Мнемодорожка « Осень». Использование условных обозначений,

характерных для каждого времени года: дождь, ветер, снег, тучи, тепло, почки, трава, тает

снег, прилетают/улетают птицы, солнце светит, деревья без листьев и т.п. позволяет

составить мнемодорожку о времени года и рассказ по ней.

4 СЛАЙД Мнемосхема «Цветы», «Деревья», «Птицы». Овладение приемами

работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно

решает задачи, направленные на развитие основных психических процессов: памяти,

внимания, образного мышления, перекодирование информации, т.е. из абстрактных

символов в образы; развитие мелкой моторики рук при частичном графическом

воспроизведении.

«Описание цветов»-

1. Название растения

2. Где растет (лес, луг, река, сад, парк, комната)

3. Строение (стебель, листья, лепестки, серединка)

4. Форма цветка, листьев (округлая, ромбовидная, треугольная, клиновидная,

овальная, колючки)

5. Цвет серединки, лепестков, листьев

6. Значение в жизни человека, природы

5. СЛАЙД « Описание деревьев»

1.

Название дерева, его вид

2.

Где растет?

3.

Строение

4.

Толщина ствола. Высота ствола

5.

Форма листьев

6.

Цвет листьев

7.

Какие изменения происходят с деревом в разные времена года

8.

Название плода

9.

Какое значение имеет в жизни человека, в природе

«Описание птицы»

1.

Название птицы

2.

Где живет (в лесу, возле реки (дикие); рядом с человеком (домашние))

3.

Размер (большой ил маленький)

4.

Цвет перьев

5.

Чем питается?

6.

Значение в жизни человека, природы

6-10 СЛАЙДЫ Вашему вниманию предлагаю игру. При воспроизведении сказок

основной упор делают на изображение главных героев. Детям задаю вопросы «Какая

сказка спряталась в таблице? О ком эта сказка?»

6

СЛАЙД «Бычок, смоляной бочок»

7

СЛАЙД «Гуси –лебеди»

8

СЛАЙД «Курочка Ряба»

9

СЛАЙД «Зимовье зверей»

10 СЛАЙД «Три медведя»

11 СЛАЙД Также можно использовать мнемотаблицы при отгадывании загадок.

Здесь уместно использовать анимации.

12 – 13 СЛАЙДЫ Сейчас разделитесь на группы. Предлагаю вам мнемотаблицы

по известным произведениям русских поэтов. (Здесь показываю слайды,

рассказываю – Монголия)

А.Плещеев

Осень наступила,

Высохли цветы,

И глядят уныло

Голые кусты.

Вянет и желтеет

Травка на лугах.

Только зеленеет

Озимь на полях.

Туча небо кроет,

Солнце не блестит.

Ветер в поле воет,

Дождик моросит.

Воды зашумели

Быстрого ручья.

Птички улетел

В теплые края.

А.Плещеев

Сельская песенка

Травка зеленеет,

Солнышко блестит;

Ласточка с весною

В сени к нам летит.

С нею солнце краше

И весна милей…

Прощебечь с дороги

Нам привет скорей!

Дам тебе я зерен,

А ты песню спой.

Что из стран далеких

Принесла с собой…

А.С. Пушкин

Руслан и Людмила

В сокращении

Пролог

У лукоморья дуб зеленый;

Златая цепь на дубе том:

И днем и ночью кот ученый

Все ходит по цепи кругом;

Идет направо – песнь заводит,

Налево – сказку говорит.

Там чудеса: там леший бродит,

Русалка на ветвях сидит;

Там на неведомых дорожках

Следы невиданных зверей,

Избушка там на курьих ножках

Стоит без окон, без дверей;

Там лес дол видений полны;

Там о заре прихлынут волны

На брег песчаный и пустой,

И тридцать витязей прекрасных

Чредой из вод выходят ясных,

И с ними дядька их морской;

Там королевич мимоходом

Пленяет грозного царя;

Там в облаках перед народом

Через леса, через моря

Колдун несет богатыря;

В темнице там царевна тужит,

А бурый волк ей верно служит;

Там ступа с Бабою Ягой

Идет, бредет сама собой;

Там царь Кащей над златом чахнет;

Там

русский

дух…там

Русью

пахнет!...

И.А.Крылов

Ворона и Лисица

Вороне где-то бог послал кусочек сыру;

На ель Ворона взгромоздясь,

Позавтракать было совсем уж собралась,

Да позадумалась, а сыр во рту держала.

На ту беду Лиса близёхонько бежала;

Вдруг сырный дух Лису остановил;

Лисица видит сыр – Лисицу сыр пленил.

Плутовка к дереву на цыпочках подходит;

Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит

И говорит так сладко, чуть дыша:

«Голубушка, как хороша!

Ну, что за шейка, что за глазки!

Рассказывать, так, право, сказки!

Какие перышки! Какой носок!

И, верно, ангельский быть должен голосок!

Спой, светик, не стыдись! Что ежели, сестрица,

При красоте такой и петь ты мастерица,

Ведь ты у нас была царь-птица!»

Вещуньина с похвал вскружилась голова.

От радости в зобу дыханье спёрло-

И на приветливы Лисицыны слова

Ворона каркнула во всё воронье горло:

Сыр выпал – с ним была плутовка такова.



В раздел образования