Напоминание

"Формирование экологической культуры учащихся на уроках изобразительного искусства"


Автор: Титова Ольга Владимировна
Должность: учитель изобразительного искусства
Учебное заведение: МБОУ "СШ № 39"
Населённый пункт: города Смоленска
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование экологической культуры учащихся на уроках изобразительного искусства"
Раздел: среднее образование





Назад




Формирование экологической культуры учащихся

на уроках изобразительного искусства

Известно, что существует более 120 определений экологии.

Что же такое "экология"?

Классическая

формула,

приводимая

во

всех

научных

и

популярных

изданиях:

"Экология

-

наука

о

взаимоотношениях

организмов

со

средой

обитания".

И

это

подтверждается

этимологией

данного

слова.

"Экос"

переводится с греческого как "жилище", "логос" – наука. Т. е. экология - наука о

"жилищных

условиях"

обитания

организмов.

В

идеале

экология

стремится

раскрыть и понять все многообразие взаимосвязей между населяющими нашу

планету животными, растениями и средой их обитания.

На

первый

взгляд

познанием

экологии

должна

заниматься

исключительно наука, но никак не искусство.

Существуют две взаимодополняющие формы познания и освоения мира,

связанных

с

мышлением

человека:

рационально-логическая

(научная)

и

эмоционально-образная (художественная).

Два пути (две сферы) познания

Сфера познания

Рационально-логическая

(теоретическая научная)

Эмоционально-образная

(художественная,

интуитивная)

Предмет познания

Реальность

Отношение к реальности

(эмоционально-ценностное)

Инструмент познания

Понятие

(объективная форма)

Художественных образ

(субъективная форма)

Пути освоения опыта

Изучение содержания

Проживание содержания

(переживание)

Итоги познания

Знание (миропонимание).

Понимание связи явлений,

закономерностей в

обществе и природе

Желание (мироотношение).

Эмоционально-ценностные

предпочтения в

жизнедеятельности,

интуиция

Итоги развития

Научно-теоретическое

мышление

Эмоционально-образное

мышление

Преимущественная

сфера проявления

Естественные

науки

Гуманитарные

науки

Искусства

Именно

чувства, эмоциональное

отношение

человека

к

реальности

являются предметом познания искусства в целом и изобразительного искусства

в частности. В этом основное отличие искусства от науки, предметом познания

которой является сама реальность.

Итоги

познания

человеческого

опыта

в

научной

и

художественной

формах

мышления

не

могут

быть

идентичными.

Итогом

рационально-

логического

(научного)

познания

будет знание,

а

значит

понимание

закономерностей

природы

и

общества,

способность

использовать

их

для

достижения

определенных

целей

свете

темы

данного

реферата

-

экологически оправданного поведения). Знания, переведенные в убеждения,

формируют экологическое сознание, определяющее поведение.

Итогом

эмоционально-образного

(художественного)

мышления

становится не просто знание, не просто понимание отношения человечества к

миру. Подлинный результат только один – личное желание,

личное отношение

ко

всем

явлениям

мира,

критерии

подсознания,

критерии

собственных

поступков (эмоциональные предпочтения). Это то, что руководит помимо и до

логических рассуждений, нашими поступками, т.е. желания и есть подлинное

содержание нашего жизнеотношения. И все высочайшие знания и умения, даже

глубочайшее понимание явлений здесь только материал. Куда наши эмоции

направят эти знания, это понимание явлений, там они и будут использованы».

«Сегодня

для

нашего

общества

может

быть,

и

для

всего

человечества)

искусства в общем образовании необходимы ради своей основной, ведущей

функции – функции формирования эмоциональных критериев личности как

стимула действий, т.е. ощущения смысла жизни».

Экологические знания, полученные учащимися на уроках окружающего

мира,

природоведения,

биологии,

экологии

могут

так

навсегда

и

остаться

невостребованными

знаниями

без

эмоциональных

предпочтений,

эмоциональных критериев личности как стимула действий, подсознательных

желаний свойственных экологически культурной личности.

В основу программы «Изобразительное искусство и художественный

труд», разработанной под руководством Б.М.Неменского, положен принцип «от

родного

порога

в

мир

общечеловеческой

культуры».

Россия

часть

многообразного

и

целостного

мира.

Ребенок

шаг

за

шагом

открывает

многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех

людей

планеты.

Природа

и

жизнь

являются

базисом

формируемого

мироотношения.

Чтобы понять, как экологическое воспитание реализуется на уроках

изобразительного искусства, рассмотрим ряд уроков из программы. Проследим,

как

из

класса

в

класс

усложняется

отношение

учащихся

к

природе,

как

постепенно формируется ответственное отношение учащихся к окружающей

среде.

Начальная школа. Первые шаги ребенка в искусстве. Тема первого года

обучения «Ты и искусство» - важнейшая для начальной школы. Она содержит

основополагающие

темы,

необходимые

для

первичного

приобщения

к

искусству как культуре.

Тема

1

четверти

«Чем

и

как

работают

художники».

Знакомясь

с

различными материалами, ребенок, любуясь, пристально вглядывается в мир

природы.

Учитель

помогает

детям

остановиться

и

обратить

внимание

на

многообразие окружающего мира – мира природы. Цветы, деревья, животные

разные

-

они

не

похожи

друг

на

друга,

но

каждый

по-своему

красив,

выразителен и прекрасен. В природе, окружающей ребенка все гармонично, нет

ничего безобразного.

Тема 2 четверти «Реальность и фантазия». Пробуя свои силы вместе с

Братьями-Мастерами в трех основных видах художественной

деятельности

изображение, украшение, постройка, ребенок опять обращает свой взгляд к

окружающему его миру растений и животных. С удивлением находит в этом

мире мастеров построек и украшений и учится у них при помощи фантазии

создавать свои изображения, украшения и постройки. Именно природа и есть

самый искусный, талантливый, творческий, изобретательный мастер построек и

украшений.

Фантазия

маленького

художника

превращает

капельку

росы

на

паутинке в бусы. Снежинку, паутинку, рисунок Деда Мороза на стекле – в

удивительное

кружево.

И

даже

Злодей

(по

сказке

Чуковского)

Паук

традиционный

объект

неприязни

и

брезгливого

отношения со стороны человека - предстает перед

детьми не Злодеем, а трудягой, создающим красоту.

Разве можно обидеть своего коллегу? Это любование

частичками

природы

помогает полюбить

э т и

прекрасные

нежные

и

такие

хрупкие

творения

матушки природы.

Тема 3 четверти «О чем говорит искусство» - это центральная тема года.

Основной задачей является освоение того, что в искусстве ничего и никогда не

изображается,

не

украшается

и

не

строиться

просто

так,

только

ради

искусности Братья-Мастера, т.е. искусство, выражает человеческие чувства и

мысли, отношение к тому, что люди изображают, кого или что украшают.

Постройкой также выражают отношение к тому, для кого и для чего строят. До

этого

вопрос

выражения

должен

был

выражаться

детьми

только

на

эмоциональном уровне. Теперь для детей должно все это перейти на уровень

осознания, стать важнейшим открытием.

Тема 4 четверти «Как говорит искусство» В этой четверти учащиеся

знакомятся

со

средствами

образной

выразительности

в

изобразительном

искусстве. Начиная с этой четверти, внимание детей постоянно обращается на

выразительность образных средств: ты хочешь это выразить? А как, чем?

К концу года дети понимают, что природа живая, изменчивая, в ней все

имеет свой характер, свое настроение, И дети выражают характер и настроение

природы, животных, деревьев,… Сознание ребенка в этом возрасте способно

воспринять

цельный

образ

природы,

частичкой

которого

является

и

сам

человек.

Следующий 3 класс. Тема года «Искусство вокруг нас». Обучение в

этом классе строится на приобщении детей к миру искусства через познание

окружающего предметного мира, его художественного смысла.

Тема 1 четверти «Искусство в твоем доме». Человек стремиться внести

частички природы в свое окружение, в свой дом. Он делает это не варварски,

срывая живые цветы, а украшая растительными и животными орнаментами

вещи, предметы и стены своего дома.

Тема 2 четверти «Искусство на улицах твоего города». Выходя на улицу,

художник и здесь старается не оторваться от мира природы. Даже в шумных

городах находится место для парков и скверов. Создавая транспорт, ребенок

задумывается, что сделать, чтобы он не загрязнял воздух.

В конце года в 4 четверти «Художник и музеи» ребенок видит, что

художники часто создают станковые произведения с изображением природы –

пейзажи.

Он

понимает

важность

природы

для

человека

ее

изображение

достойно храниться в музее.

Тема года 4 класса «Каждый народ – художник»

Целью художественного воспитания и обучения ребенка в этом классе

является

формирование

представлений

о

многообразии

художественных

культур народов Земли и единстве представлений народов о духовной красоте

человека.

Многообразие

культур

не

случайно

оно

выражает

глубинные

отношения каждого народа с жизнью природы, в среде которой складывается

его жизнь и история. Эти отношения не неподвижны – они живут и развиваются

во времени, связаны с влиянием одной культуры на другую.

Тема 1 четверти «Истоки родного искусства». Знакомство с истоками

родного искусства – это знакомство со своей Родиной. В постройках, предметах

быта,

в

том,

как

люди

одеваются

и

украшают

одежду,

раскрывается

их

представление о красоте человека, о мире и тесной связи человека с этим миром

– миром природы.

Тема 3 четверти «Каждый народ – художник». Братья-Мастера ведут

детей

от

встречи

с

корнями

родной

культуры

к

осознанию

многообразия

художественных культур мира. Для понимания исторически сложившегося лица

культуры того или иного народа большое значение имеет

заложенное в его

сознании отношение человека и природы. Это отношение выражается и по сей

день в духовной сущности национальной культуры, проявляясь в искусстве, в

особой манере понимать явления жизни. Отношения с природой и природные

материалы

определили

характер

национальных

построек

и

предметов

традиционного быта, вид одежды, характер труда, а следовательно весь уклад

жизни.

Представления

о

красоте

и

устройстве

мира,

рожденные

во

взаимодействии

с

природой,

выразились

в

предметном

мире,

созданном

человеком.

В 4 четверти «Искусство объединяет народы» происходит переход от

представлений о великом многообразии к представлению о, едином для всех

народов,

понимании

красоты

и

безобразия

коренных

явлений

жизни.

Дети

видят, что люди, при всей их разности, всегда остаются людьми и есть нечто,

воспринимаемое всеми народами Земли как одинаково прекрасное. Общими

для всех народов являются представления о самых глубинных явлениях жизни.

«Сопереживание – великая тема искусства». И в этой теме дети обращаются к

миру природы, к тому, что близко и понятно их переживаниям, сопереживанию.

Они

выполняют

рисунок

с

драматическим

сюжетом:

больное

животное,

погибшее дерево и т. п.

Тема года в 5 классе «Декоративно-прикладное искусство в жизни

человека». В этом году ребенок познает глубокие корни взаимосвязей жизни

человека и природы. Эти связи проявляются во всем от устройства избы до

образов, украшающих ее и предметы быта. Эти связи находят свое отражение и

в современном ДПИ.

Т е м а

6

к л а с с а «Изобразительное

искусство

в

жизни

человека».

Знакомясь

с

языком изобразительного искусства, ученик опять

обращается к миру природы. Изображая ее, такую

родную

и

близкую,

он

изучает

выразительные

возможности

графики

(линия,

пятно,…)

и

живописи (цвет, колорит,…). После знакомства с

пейзажем

как

само стоятельным

жанром

изобразительного

искусства

у

учеников

возникает

новый

взгляд

на

мир

природы.

Природа

великий

мир,

в

котором

все

объяснимо,

логично,

продуманно и в то же время красиво. Природа и художник два творца. Красота

создана самой природой. Ученик, овладев набором инструментов (знания о

перспективе, планах, колорите и т.д.), создает свой мир красоты, преклоняясь

перед великим Мастером.

Позже осознав, что художник является выразителем

мыслей, идей, проблем общества, проблем своего времени,

ученики обращаются к проблемам современности одна из

которых

экологическая.

Ребенок-художник,

прочувствовав

боль этой проблемы, выразительными средствами плаката

показывает свое отношение к ней. Готовый к действию, он

своим творчеством призывает

к действию и других людей.

Формируемые

искусством нравственные ориентиры и система

ценностей способствуют социальной адаптации

личности ребенка.

Искусство

во

все

века

было

и

остается

эмоционально-ценностной

сферой

деятельности,

то

есть

в

процессе

художественной

деятельности

проживаются, переживаются те или иные явления и проблемы и на основе этих

личностных

переживаний,

чувств

человека.

Именно

искусство

способно

содействовать

формированию

эмоциональных

критериев

личности, как стимула действий. Экологически

оправданные действия ребенка и гражданина

общества

должны

быть

продиктованы

не

только знанием и пониманием необходимости

такого поведения, но и личным желанием, эмоциональным предпочтением.



В раздел образования