Автор: Титова Ольга Владимировна
Должность: учитель изобразительного искусства
Учебное заведение: МБОУ "СШ № 39"
Населённый пункт: города Смоленска
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование экологической культуры учащихся на уроках изобразительного искусства"
Раздел: среднее образование
Формирование экологической культуры учащихся
на уроках изобразительного искусства
Известно, что существует более 120 определений экологии.
Что же такое "экология"?
Классическая
формула,
приводимая
во
всех
научных
и
популярных
изданиях:
"Экология
-
наука
о
взаимоотношениях
организмов
со
средой
обитания".
И
это
подтверждается
этимологией
данного
слова.
"Экос"
переводится с греческого как "жилище", "логос" – наука. Т. е. экология - наука о
"жилищных
условиях"
обитания
организмов.
В
идеале
экология
стремится
раскрыть и понять все многообразие взаимосвязей между населяющими нашу
планету животными, растениями и средой их обитания.
На
первый
взгляд
познанием
экологии
должна
заниматься
исключительно наука, но никак не искусство.
Существуют две взаимодополняющие формы познания и освоения мира,
связанных
с
мышлением
человека:
рационально-логическая
(научная)
и
эмоционально-образная (художественная).
Два пути (две сферы) познания
Сфера познания
Рационально-логическая
(теоретическая научная)
Эмоционально-образная
(художественная,
интуитивная)
Предмет познания
Реальность
Отношение к реальности
(эмоционально-ценностное)
Инструмент познания
Понятие
(объективная форма)
Художественных образ
(субъективная форма)
Пути освоения опыта
Изучение содержания
Проживание содержания
(переживание)
Итоги познания
Знание (миропонимание).
Понимание связи явлений,
закономерностей в
обществе и природе
Желание (мироотношение).
Эмоционально-ценностные
предпочтения в
жизнедеятельности,
интуиция
Итоги развития
Научно-теоретическое
мышление
Эмоционально-образное
мышление
Преимущественная
сфера проявления
Естественные
науки
Гуманитарные
науки
Искусства
Именно
чувства, эмоциональное
отношение
человека
к
реальности
являются предметом познания искусства в целом и изобразительного искусства
в частности. В этом основное отличие искусства от науки, предметом познания
которой является сама реальность.
Итоги
познания
человеческого
опыта
в
научной
и
художественной
формах
мышления
не
могут
быть
идентичными.
Итогом
рационально-
логического
(научного)
познания
будет знание,
а
значит
понимание
закономерностей
природы
и
общества,
способность
использовать
их
для
достижения
определенных
целей
(в
свете
темы
данного
реферата
-
экологически оправданного поведения). Знания, переведенные в убеждения,
формируют экологическое сознание, определяющее поведение.
Итогом
эмоционально-образного
(художественного)
мышления
становится не просто знание, не просто понимание отношения человечества к
миру. Подлинный результат только один – личное желание,
личное отношение
ко
всем
явлениям
мира,
критерии
подсознания,
критерии
собственных
поступков (эмоциональные предпочтения). Это то, что руководит помимо и до
логических рассуждений, нашими поступками, т.е. желания и есть подлинное
содержание нашего жизнеотношения. И все высочайшие знания и умения, даже
глубочайшее понимание явлений здесь только материал. Куда наши эмоции
направят эти знания, это понимание явлений, там они и будут использованы».
«Сегодня
для
нашего
общества
(а
может
быть,
и
для
всего
человечества)
искусства в общем образовании необходимы ради своей основной, ведущей
функции – функции формирования эмоциональных критериев личности как
стимула действий, т.е. ощущения смысла жизни».
Экологические знания, полученные учащимися на уроках окружающего
мира,
природоведения,
биологии,
экологии
могут
так
навсегда
и
остаться
невостребованными
знаниями
без
эмоциональных
предпочтений,
эмоциональных критериев личности как стимула действий, подсознательных
желаний свойственных экологически культурной личности.
В основу программы «Изобразительное искусство и художественный
труд», разработанной под руководством Б.М.Неменского, положен принцип «от
родного
порога
в
мир
общечеловеческой
культуры».
Россия
–
часть
многообразного
и
целостного
мира.
Ребенок
шаг
за
шагом
открывает
многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех
людей
планеты.
Природа
и
жизнь
являются
базисом
формируемого
мироотношения.
Чтобы понять, как экологическое воспитание реализуется на уроках
изобразительного искусства, рассмотрим ряд уроков из программы. Проследим,
как
из
класса
в
класс
усложняется
отношение
учащихся
к
природе,
как
постепенно формируется ответственное отношение учащихся к окружающей
среде.
Начальная школа. Первые шаги ребенка в искусстве. Тема первого года
обучения «Ты и искусство» - важнейшая для начальной школы. Она содержит
основополагающие
темы,
необходимые
для
первичного
приобщения
к
искусству как культуре.
Тема
1
четверти
«Чем
и
как
работают
художники».
Знакомясь
с
различными материалами, ребенок, любуясь, пристально вглядывается в мир
природы.
Учитель
помогает
детям
остановиться
и
обратить
внимание
на
многообразие окружающего мира – мира природы. Цветы, деревья, животные
разные
-
они
не
похожи
друг
на
друга,
но
каждый
по-своему
красив,
выразителен и прекрасен. В природе, окружающей ребенка все гармонично, нет
ничего безобразного.
Тема 2 четверти «Реальность и фантазия». Пробуя свои силы вместе с
Братьями-Мастерами в трех основных видах художественной
деятельности
изображение, украшение, постройка, ребенок опять обращает свой взгляд к
окружающему его миру растений и животных. С удивлением находит в этом
мире мастеров построек и украшений и учится у них при помощи фантазии
создавать свои изображения, украшения и постройки. Именно природа и есть
самый искусный, талантливый, творческий, изобретательный мастер построек и
украшений.
Фантазия
маленького
художника
превращает
капельку
росы
на
паутинке в бусы. Снежинку, паутинку, рисунок Деда Мороза на стекле – в
удивительное
кружево.
И
даже
Злодей
(по
сказке
Чуковского)
Паук
–
традиционный
объект
неприязни
и
брезгливого
отношения со стороны человека - предстает перед
детьми не Злодеем, а трудягой, создающим красоту.
Разве можно обидеть своего коллегу? Это любование
частичками
природы
помогает полюбить
э т и
прекрасные
нежные
и
такие
хрупкие
творения
матушки природы.
Тема 3 четверти «О чем говорит искусство» - это центральная тема года.
Основной задачей является освоение того, что в искусстве ничего и никогда не
изображается,
не
украшается
и
не
строиться
просто
так,
только
ради
искусности Братья-Мастера, т.е. искусство, выражает человеческие чувства и
мысли, отношение к тому, что люди изображают, кого или что украшают.
Постройкой также выражают отношение к тому, для кого и для чего строят. До
этого
вопрос
выражения
должен
был
выражаться
детьми
только
на
эмоциональном уровне. Теперь для детей должно все это перейти на уровень
осознания, стать важнейшим открытием.
Тема 4 четверти «Как говорит искусство» В этой четверти учащиеся
знакомятся
со
средствами
образной
выразительности
в
изобразительном
искусстве. Начиная с этой четверти, внимание детей постоянно обращается на
выразительность образных средств: ты хочешь это выразить? А как, чем?
К концу года дети понимают, что природа живая, изменчивая, в ней все
имеет свой характер, свое настроение, И дети выражают характер и настроение
природы, животных, деревьев,… Сознание ребенка в этом возрасте способно
воспринять
цельный
образ
природы,
частичкой
которого
является
и
сам
человек.
Следующий 3 класс. Тема года «Искусство вокруг нас». Обучение в
этом классе строится на приобщении детей к миру искусства через познание
окружающего предметного мира, его художественного смысла.
Тема 1 четверти «Искусство в твоем доме». Человек стремиться внести
частички природы в свое окружение, в свой дом. Он делает это не варварски,
срывая живые цветы, а украшая растительными и животными орнаментами
вещи, предметы и стены своего дома.
Тема 2 четверти «Искусство на улицах твоего города». Выходя на улицу,
художник и здесь старается не оторваться от мира природы. Даже в шумных
городах находится место для парков и скверов. Создавая транспорт, ребенок
задумывается, что сделать, чтобы он не загрязнял воздух.
В конце года в 4 четверти «Художник и музеи» ребенок видит, что
художники часто создают станковые произведения с изображением природы –
пейзажи.
Он
понимает
важность
природы
для
человека
–
ее
изображение
достойно храниться в музее.
Тема года 4 класса «Каждый народ – художник»
Целью художественного воспитания и обучения ребенка в этом классе
является
формирование
представлений
о
многообразии
художественных
культур народов Земли и единстве представлений народов о духовной красоте
человека.
Многообразие
культур
не
случайно
–
оно
выражает
глубинные
отношения каждого народа с жизнью природы, в среде которой складывается
его жизнь и история. Эти отношения не неподвижны – они живут и развиваются
во времени, связаны с влиянием одной культуры на другую.
Тема 1 четверти «Истоки родного искусства». Знакомство с истоками
родного искусства – это знакомство со своей Родиной. В постройках, предметах
быта,
в
том,
как
люди
одеваются
и
украшают
одежду,
раскрывается
их
представление о красоте человека, о мире и тесной связи человека с этим миром
– миром природы.
Тема 3 четверти «Каждый народ – художник». Братья-Мастера ведут
детей
от
встречи
с
корнями
родной
культуры
к
осознанию
многообразия
художественных культур мира. Для понимания исторически сложившегося лица
культуры того или иного народа большое значение имеет
заложенное в его
сознании отношение человека и природы. Это отношение выражается и по сей
день в духовной сущности национальной культуры, проявляясь в искусстве, в
особой манере понимать явления жизни. Отношения с природой и природные
материалы
определили
характер
национальных
построек
и
предметов
традиционного быта, вид одежды, характер труда, а следовательно весь уклад
жизни.
Представления
о
красоте
и
устройстве
мира,
рожденные
во
взаимодействии
с
природой,
выразились
в
предметном
мире,
созданном
человеком.
В 4 четверти «Искусство объединяет народы» происходит переход от
представлений о великом многообразии к представлению о, едином для всех
народов,
понимании
красоты
и
безобразия
коренных
явлений
жизни.
Дети
видят, что люди, при всей их разности, всегда остаются людьми и есть нечто,
воспринимаемое всеми народами Земли как одинаково прекрасное. Общими
для всех народов являются представления о самых глубинных явлениях жизни.
«Сопереживание – великая тема искусства». И в этой теме дети обращаются к
миру природы, к тому, что близко и понятно их переживаниям, сопереживанию.
Они
выполняют
рисунок
с
драматическим
сюжетом:
больное
животное,
погибшее дерево и т. п.
Тема года в 5 классе «Декоративно-прикладное искусство в жизни
человека». В этом году ребенок познает глубокие корни взаимосвязей жизни
человека и природы. Эти связи проявляются во всем от устройства избы до
образов, украшающих ее и предметы быта. Эти связи находят свое отражение и
в современном ДПИ.
Т е м а
6
к л а с с а «Изобразительное
искусство
в
жизни
человека».
Знакомясь
с
языком изобразительного искусства, ученик опять
обращается к миру природы. Изображая ее, такую
родную
и
близкую,
он
изучает
выразительные
возможности
графики
(линия,
пятно,…)
и
живописи (цвет, колорит,…). После знакомства с
пейзажем
как
само стоятельным
жанром
изобразительного
искусства
у
учеников
возникает
новый
взгляд
на
мир
природы.
Природа
–
великий
мир,
в
котором
все
объяснимо,
логично,
продуманно и в то же время красиво. Природа и художник два творца. Красота
создана самой природой. Ученик, овладев набором инструментов (знания о
перспективе, планах, колорите и т.д.), создает свой мир красоты, преклоняясь
перед великим Мастером.
Позже осознав, что художник является выразителем
мыслей, идей, проблем общества, проблем своего времени,
ученики обращаются к проблемам современности одна из
которых
экологическая.
Ребенок-художник,
прочувствовав
боль этой проблемы, выразительными средствами плаката
показывает свое отношение к ней. Готовый к действию, он
своим творчеством призывает
к действию и других людей.
Формируемые
искусством нравственные ориентиры и система
ценностей способствуют социальной адаптации
личности ребенка.
Искусство
во
все
века
было
и
остается
эмоционально-ценностной
сферой
деятельности,
то
есть
в
процессе
художественной
деятельности
проживаются, переживаются те или иные явления и проблемы и на основе этих
личностных
переживаний,
чувств
человека.
Именно
искусство
способно
содействовать
формированию
эмоциональных
критериев
личности, как стимула действий. Экологически
оправданные действия ребенка и гражданина
общества
должны
быть
продиктованы
не
только знанием и пониманием необходимости
такого поведения, но и личным желанием, эмоциональным предпочтением.