Автор: Давыденко Наталья Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 24 "Колокольчик" муниципального образования Выселковский район
Населённый пункт: станица Березанская
Наименование материала: статья
Тема: Использование подвижных игр с элементами соревнования в развитии физических качеств детей старшего дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
Использование подвижных игр с элементами соревнования в
развитии физических качеств детей старшего дошкольного возраста.
В последнее время отмечается значительный рост количества детей,
испытывающих
различные
трудности
в
обучении,
социализации
и
нуждающихся в особом внимании, своевременной квалифицированной
помощи педагогов и специалистов.
Именно в дошкольном возрастном периоде закладываются основы
здоровья,
развиваются
физические
качества,
формируется
интерес
к
физической культуре (О.В. Ивасёва, Н И. Дворкина, Э.Я. Степаненкова,
А.В. Котелевская и др.).
Федеральный государственный стандарт
дошкольного образования
обозначил следующие задачи физического развития дошкольников:
охрана и укрепление физического и психического здоровья детей (в
том числе их эмоционального благополучия);
формирование
основ
собственной
безопасности
и
безопасности
окружающего мира;
овладение элементарными нормами и правилами здорового образа
жизни (в питании, двигательном режиме, закаливании, формировании
полезных привычек);
приобретение
опыта
в
двигательной
деятельности
(основных
движениях, спортивных упражнениях, подвижных играх).
Современные дети часто соматически ослаблены, физически невыносливы,
быстро утомляются. Поэтому необходимо уделять серьезное внимание их
физической культуре, повышая
их двигательную активность, развивая
физические качества.
Одним из важнейших педагогических средств развития физических качеств
дошкольников является подвижная игра. Во время подвижных игр у детей
совершенствуются движения, развиваются такие качества, как инициатива и
самостоятельность,
уверенность
и
настойчивость.
Они
приучаются
согласовывать свои действия и соблюдать определенные правила.
Одно из средств активизации двигательной активности детей, развития
их физических качеств являются, игры с элементами соревнований и игры-
эстафеты.
В играх с элементами соревнований для старших дошкольников
должны преобладать следующие виды движений и их сочетания:
бег с метанием;
бег с подлезанием под различные снаряды и с перелезанием через
препятствия;
бег с впрыгиванием на предметы или перепрыгиванием препятствий;
ходьба с сохранением равновесия на различных снарядах (узкая рейка
гимнастической скамейки);
бег с переносом предметов;
бег с ведением мяча одной рукой и забрасыванием в баскетбольное
кольцо;
бег с ползанием и лазаньем по гимнастическим снарядам;
бег «змейкой» между предметами.
В игры с элементами соревнований не рекомендуется включать:
акробатические кувырки вперед и назад (можно боком);
бег по узкому буму или узкой рейке гимнастической скамейки
(возможна быстрая ходьба с подстраховкой);
лазанье по канату (во время быстрого спуска могут поранить ладони);
бег до стены и ее касание (при неумении затормозить движение
возможны удары о стену).
Образовательные и воспитательные функции игры с элементами
соревнований могут быть успешно осуществлены только при умелом
руководстве ею, которое предусматривает управление двигательным и
нравственным поведением детей.
Детей старшего дошкольного возраста целесообразнее знакомить с
содержанием и правилами игры в процессе самой игры-эстафеты. При
проведении уже знакомых детям игр, нужно напомнить их правила.
Чтобы подвижные игры с элементами соревнований способствовали
успешному развитию физических качеств детей важно правильно подбирать
движения и двигательные задания.
Для
развития
скоростных
качеств
необходимо
использовать
упражнения в быстром и медленном беге: чередование бега в максимальном
темпе на короткие дистанции с переходом не более спокойный темп.
Ловкость
возрастает
при
овладении
новыми
разнообразными
движениями. Поэтому важно включать элемент новизны и в те движения,
которыми дети владеют.
Работу по развитию выносливости нужно строить при соблюдении
общих
дидактических
принципов:
постепенности,
доступности,
в
соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей.
В
процессе
игры
педагог
должен
следить
за
правильностью
выполнения старшими дошкольниками движений, соблюдением правил
игры, нагрузкой и взаимоотношениями детей.
При оценке игры воспитатель отмечает ее положительные стороны,
называет
детей,
проявивших
смелость,
выдержку,
товарищескую
взаимопомощь, и наоборот, порицает нарушение правил, и связанные с этим
действия детей.
Применение подвижных игр с элементами соревнований способствует
эффективному
развитию
физических
качеств
старших
дошкольников
вследствие необходимости выполнять двигательные действия с высокой
быстротой и точностью, непредсказуемости изменения условий двигательной
деятельности и поиска оптимальных путей решения двигательных заданий.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Стандарт
1.
ФГОС ДО утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от
17 октября 2013 г. № 1155
Книги одного автора
2.
Бернштейн Н.А. О ловкости и ее развитии /Н.А. Бернштейн. — М.:
Просвещение, 2001.
3.
Вавилова Е.Н. Развивайте у дошкольников ловкость, силу, выносливость /
Е.Н. Вавилова.- М.: Просвещение, 2001.
4.
Дворкина Н.И. Методика сопряженного развития физических качеств и
психических процессов у детей 3 – 6 лет на основе подвижных игр/Н.И.
Дворкина.– М.: Советский спорт, 2005.
Статьи из сборников
5.
Карасев Д.Ю. Развитие физических и личностных качеств дошкольников
средствами физической культуры /Д.Ю. Карасев //Вектор науки ТГУ.
Серия: Педагогика, психология, 2013. - № 4