Автор: Зайкин Виталий Валерьевич
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО "Центр внешкольной работы"
Населённый пункт: город Норильск
Наименование материала: Конспект занятия
Тема: "Линейный мат. Мат в два хода"
Раздел: дополнительное образование
Конспект занятия
по обучению игре в шахматы
педагога д/о высшей квалификационной категории МБУ ДО «Центр внешкольной работы»
Зайкина Виталия Валерьевича.
Дата:
Время:
Тема: «Линейный мат. Мат в два хода»
Форма проведения: познавательно-игровое занятие.
Тип занятия: закрепление новых знаний.
Участники: учащиеся 1 года обучения по ДООП «В мире шахматных фигур».
Время проведения: 45 минут.
Цель: Обучение детей постановке линейного мата по плану.
Задачи:
1.
Образовательные:
-
Закрепить плановые действия постановки мата;
-
активизировать и систематизировать знания о шахматной нотации;
-
учить использовать полученные знания на практике.
2.
Воспитательные:
-
воспитывать интерес к шахматной игре; усидчивость.
3.
Развивающие:
-
развивать логику, внимание, мышление, память учащихся.
Материально-техническое оснащение: демонстрационная шахматная доска, комплекты шахмат,
компьютер.
Дидактические материалы: карты-задания.
План занятия
1.
Организационный этап (2 мин.)
2.
Подготовка учащихся к активной учебно-практической деятельности на основном этапе
занятия (5 мин.)
3.
Основной этап (35 мин.)
3.1.
Закрепление нового материала (устная работа) (10 мин.)
3.2. Закрепление знаний учащихся (практика)(25 мин.):
3.2.1. Контроль усвоения материала
3.2.2. Отработка полученных знаний при решении задач разной сложности
Заключительный этап (3 мин.) Подведение итогов занятия. Оценка деятельности.
№
п/п
Этап занятия
Методические
основы
деятельности
Деятельность педагога
Деятельность детей
Формируемые УУД
Материалы
1.
Организационный этап (2 мин.)
1.1.
Встреча
детей.
Приветствие
детей
Активизация
внимания
Приводит детей в кабинет.
Предлагает занять места за
шахматными столами.
Вход в кабинет, определение
места за шахматными
столами.
Коммуникатив
ные:
-
закреплять правила
невербального
поведения
1.2.
Создание
условий для
формулиро-
вания
цели
занятия
Мотивация
деятельности
Рефлексия
прошлого
занятия.
Подведение
к
теме.
Здравствуйте, дети! Садитесь!
Вспомните,
пожалуйста,
как
проводить
одинокую
пешку
a
ферзи.
Что для это нужно знать и каким
приемом владеть?
Что такое оппозиция?
Внимательно
слушают
педагога,
отвечают
на
вопросы.
Коммуникативные:
слушать вопросы и
отвечать на них,
следовать правилам
общения и
поведения в группе.
2.
Подготовка учащихся к активной учебно-практической деятельности (5 мин.)
2.1.
Актуализация
имеющихся
знаний
Фронтальный
опрос
Проблемные
задания:
- Прежде, чем мы с вами займемся
позициями, давайте вспомним, в
какой части доски мы обычно
ставим мат. (В середине
шахматной доски или на краю
доски, а может в углу.)
- Почему?
- Сколько полей у короля в углу
доски, а сколько в центре?
- Как вы думаете, чем можно
ставить мат? (любой фигурой и
пешкой кроме короля)
Дети отвечают на вопросы и
показывают требуемое на
демонстрационной доске.
Коммуникатив
ные:
участвовать в
диалоге и
строить
монологически
е
высказывания;
слушать и
понимать речь
других.
Познавательн
ые: осознавать
познавательну
ю задачу;
Регулятивные:
Демонстрац
ионная
доска, набор
шахмат на
магнитах.
осознание
цели
деятельности,
волевая
саморегуляция
3.
Основной этап (35 мин.)
3.1.
Закреплен
ие нового
материал
а (устная
работа)
(10 мин.)
Рассуждающий
диалог
Проблемные
задания
и
вопросы
- Действительно, мат можно
поставить любой фигурой и даже
пешкой. Но самый лёгкий мат —
это мат двумя ладьями. И на
прошлом занятии вы в этом
убедились. Он у некоторых из вас
уже неплохо получается. И сегодня
мы продолжим наш разговор о
линейном мате с рассмотрения
различных позиций.
Педагог разбирает различные
позиции из учебных примеров
Во время рассмотрения позиций
педагог задаёт вопросы типа:
Какой бы ход вы сделали
Как продолжить? И др.
Дети
внимательно
слушают
объяснение педагога по новой
теме;
отвечают на вопросы,
возникающие по ходу разбора
партий.
Дети внимательно следят за
показом ходов и выражают
своё мнение.
Познавательные:
находить ответы на
вопросы,
информацию,
полученную от
педагога.
Коммуникатив
ные:
- слушать и
понимать речь
педагога;
- вступать в учебный
диалог с педагогом.
Регулятивные:
контролировать
процесс и
результаты
деятельности;
учиться отличать
верно выполненное
задание от
неверного.
Экран,
проектор,
компьютер.
3.2.
3.2.1.
3.2.2.
закрепление
знаний
учащихся –
практическая
часть (25 мин.)
Контроль
усвоения
материала
Отработк
а
Активизация
мыследеятель-
ности
Игровые
проблемные
ситуации
Проблемный
метод
Усложнение
задачного ряда
-Молодцы! А сейчас предлагаю
вам применить полученные знания
на практике.
Педагог ставит контрольные
задачи (1-2) на доске.
- В данной позиции необходимо
найти правильный ход для победы
и записать 2 хода.
- сравните свои записи с верным
решением
(демонстрационная
доска)
Педагог
предлагает
учащимся
набор
заданий
для
отработки
Действия детей:
Рассматривают позицию и
делают записи на листах.
По окончании работы дети
сверяют свои записи с
верными на доске.
Действия детей:
Решают задачи, показывают
результат педагогу, получают
Экран,
проектор,
компьютер.
полученн
ых
знаний
при
решении
задач
разной
сложност
и
полученных знаний. На первом
этапе
все
дети
получают
одинаковые задания.
По
мере
выполнения
педагог
предлагает задания повышенной
сложности по изучаемой теме.
второй вариант и т.д.
Познавательные:
уметь применять на
практике
информацию,
полученную от
педагога.
Листы с
набором
заданий по
теме
4.
Заключительный этап (3 мин.)
4.1.
Подведение
итогов
Обобщение,
оценка
деятельности,
выстраивание
перспектив
-
Итак,
вы
познакомились
с
линейным матом. Убедились на
практике
в
многообразии
вариантов
постановки
данного
мата.
Успешно
применили
полученные знания на практике
при решении задач.
На
следующем
занятии
мы
познакомимся с более сложным
матом королем и ферзём.
Перед
тем,
как
вы
покинете
кабинет, предлагаю вам убрать
свои рабочие места. Всего доброго!
Дети убирают рабочие места и
покидают кабинет.
Л
ичностные
соблюдение
элементарных
общепринятых норм;
положительное
отношение к
деятельности,
желание участвовать
в игровом процессе
Регулятивные:
самоконтроль.
Линейный мат. Мат в 2 хода.
Дидактическое задание «Поставь мат в два хода».
1._____________________
2._____________________
1._____________________
2._____________________
1._____________________
2._____________________
1._____________________
2._____________________
1._____________________
2._____________________
Линейный мат. Мат в 2 хода.
1._____________________
2._____________________
Линейный мат. Мат в 2 хода.
Дидактическое задание «Поставь мат в два хода».
1._____________________
2._____________________
1._____________________
2._____________________
1._____________________
2._____________________
1._____________________
2._____________________
1._____________________
2._____________________
Линейный мат. Мат в 2 хода.
1._____________________
2._____________________