Напоминание

«КИНЕЗИОЛОГИЯ В РАЗВИТИИ РЕЧИ» ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА


Автор: Жукоцкая Наталия Валентиновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 61
Населённый пункт: г.Новочеркасск Ростовская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: «КИНЕЗИОЛОГИЯ В РАЗВИТИИ РЕЧИ» ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 61 «Ивушка»

семинар-практикум

для родителей

«КИНЕЗИОЛОГИЯ В РАЗВИТИИ РЕЧИ» ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО

ВОЗРАСТА

Подготовила:

Жукоцкая Н.В.-воспитатель.

Кинезиология - наука о движении. Это достаточно новое и

малоизвестное направление, которое возникло в 60-е годы

20 века. Основателем данной науки является американский

исследователь и ученый Джордж Гудхард, установивший

связь между состоянием мышечного тонуса и его

психическим и физическим здоровьем.

На основе прикладной кинезиологии в 70-годы прошлого

века другой американский врач Пол Дениссон создал

систему быстрых, простых и специфических упражнений,

которые назвал «Гимнастикой мозга». Гимнастика мозга

стала основой образовательной кинезиологии - науки о

развитии головного мозга через движение. Образовательная

кинезиология выявляет скрытые способности человека и

расширяет границы возможностей деятельности его мозга.

Требования и реальности нашего времени активизируют

вопросы, связанные с подготовкой подрастающего поколения

к самостоятельной жизни, в том числе детей с

ограниченными возможностями здоровья. Актуальным также

становится поиск новых направлений по оказанию

коррекционной помощи детям с выраженными речевыми и

интеллектуальными нарушениями. Одним из таких

направлений является применение кинезиологических

упражнений - системы специфических двигательных

навыков, способных выявить скрытые возможности

человека, поднять его познавательную активность,

стимулировать процессы развития памяти, внимания,

мышления, речи.

Применение кинезиологических упражнений в

логопедической работе с детьми должно соответствовать

определенным требованиям - быть доступным по

содержанию, вызывать положительный эмоциональный

настрой, активизировать внимание. Задача логопеда

(учителя, воспитателя, коррекционного педагога) -

превратить выполнение упражнений по речевому и

интеллектуальному развитию в увлекательную и интересную

игру для детей, активизировать их способности и желание

учиться. Предлагаемые комплексы упражнений излагаются в

стихотворной форме в порядке постепенного усложнения и

рекомендуются к использованию, как игровой фрагмент

урока длительностью 5- 10 минут.

Применение метода кинезиологии

позволяет улучшить:

Речь

Внимание

Снижает

утомляемость

Моторику

Повышает

познавательные

способности

Повышает

интеллектуальные

способности

Цель: использование активных форм

взаимодействия с родителями как средства

формирования полноценной речи у детей с ОВЗ

в дошкольном возрасте.

Задачи:

1. создание альбома «Шаги к успеху» совместно с

родителями.

2. Формирование лексико-грамматических

категорий в коррекционной работе с детьми.

3. Стимулирование активного участия

коррекционных педагогов в использовании

практико-ориентированных форм работы с

родителями.

объединение педагогов:

- учитель-логопед;

- воспитатели групп

компенсирующей

направленности

для детей с ОНР;

- родители воспитанников;

- приглашенные участники

(в зависимости от темы

заседания).

Альбом «Шаги к успеху» - развивающее

пособие для детей и родителей, созданное

своими руками

Творческая группа -

Целевая аудитория:

Учитель-

логопед

Ребёнок

Родители

Этапы работы с родителями над созданием альбома

«Шаги к успеху»

Коррекционные

педагоги

Подготовительный

Основной

Заключительный

Математическое

Знаковое

Речевое

Логическое

Аналитическое

Слуховая

информация

Постановка целей

и программ

Гуманитарное

Образное

Творческое

Координация

движений

Пространственное

Зрительное

Кинестическое

восприятие

Левое

полушарие

Правое

полушарие

Степень новизны

В период внедрения ФГОС дошкольного образования, когда

каждый педагог ищет новые подходы, идеи организации

коррекционно - развивающей работы, новизна опыта

состоит в том что рассматривается целостный

педагогический процесс интеллектуального и

психофизического развития детей старшего дошкольного

возраста.

Применение кинезиологических упражнений может

использоваться в более широком смысле.

Раскрыто противоречие между недостаточной

информацией этой проблемы в теоретическом плане и

потребностью педагогической практики в системе

речевого развития с использованием кинезиологических

упражнений.

Вид работы Где реализуется

Растяжки

Дыхательные

упражнения

Глазодвигательные

упражнения

Телесные

упражнения

Упражнения для

мелкой моторики

Релаксационные

упражнения

Биоэнергопластика

Использование

кинезиологических

упражнений на

занятиях

Использование

элементов из

кинезиологических

комплексов в

других видах

деятельности

Свободная

деятельность

Каждый комплекс включает:

Пальчиковую гимнастику

Артикуляционную гимнастику

Упражнения на мышечную релаксацию и

общую моторику

Дыхательную гимнастику

Упражнения на координацию движений

Пальчиковая гимнастика

Плачут овощи на грядке:

«Ой, спасите, здесь сорняк!

Наша грядка не в порядке,

Нам сорняк не друг, а враг!

Нас избавьте, дети,

От таких соседей!

- Раз, два, три, четыре, пять!

– Сорняки спешим убрать.

Большие пальцы на руках поочередно соединяются с

указательными, средними, безымянными и

мизинцами.

Артикуляционная гимнастика

Хрустнет сладкий Стручок гороховый.

Ну, а в нем – малыши-горошины,

Прыгнут в рот, на язык закатятся,

За щекой, за зубами спрячутся.

Выполняем перед зеркалом направленные

движения кончика языка по линии зубов, губ,

по твердому нёбу к нёбной занавеске и

обратно.

Общая моторика

Собираем урожай

– Не ленись и не зевай.

Сколько разных овощей

– Для салатов и для щей.

На лопату налегаем

И картофель накопаем.

Справа – крепкая капуста,

Слева – репа и салат.

Каждый овощ очень вкусный:

Витаминами богат!

Вот корзина с овощами

– Не обнять ее руками!

Медленно разворачиваем корпус, скручивая себя, фиксируем такое

положение несколько секунд, затем разворачиваемся в другую сторону,

раскидываем руки, напрягая ладони, и опускаем руки вниз

Дыхание + релаксация

- Ох, устали, утомились

И присели отдохнуть…

Наши головы склонились,

Задремали мы чуть-чуть…

Дышим ровно, глубоко,

Нам приятно и легко…

Дышим глубоко и спокойно, плечи расправлены, глаза

закрыты, медленно опускаем голову вперед.

Координация движений «Художники»

Нарисуем облака.

Ох, работа нелегка!

Быстро по небу плывут,

Были там, теперь уж тут!

На арбуз, на дом похожи

И на цифру «8» тоже.

Нарисуем вместе с вами

Облака двумя руками.

Рисуем в воздухе в горизонтальной плоскости цифру 8

сначала правой рукой, затем – левой.

Упражнение повторяется три раза.

Координация «Вершки и корешки»

Знаем мы c тобой, дружок,

Где вершок, где корешок:

Здесь вершки на грядке в ряд

– И капуста, и салат.

Корешки сидят в земле,

Но нужны нам на столе

– Лук, чеснок, морковь, картошка

– Вот и полное лукошко!

Размещаем на листе бумаги

предметные картинки

с овощами, координируя

свои движения на плоскости.

Координация движений «Кулак, ребро, ладонь»

Кулачок, ребро, ладошка

Домик, солнышко, окошко!

Все движенья вместе с нами

Выполняй двумя руками.

Пальцы рук собираем в кулачки; ставим ладони на

ребро, раскрывая их; кладем раскрытые ладони на

стол; делаем пальцами крышу «домика», затем,

соединяя подушечки пальцев, образуем ладонями

круглое «солнышко» и «окошко», соединяя

указательные и большие пальцы обеих рук.

Координация движений «Комарики»

Звенит струна высокая

средь утренней росы.

Умыли сладким соком

мы и щеки, и носы.

Комарики кусаются

и в нос, и в бровь, и в глаз!

Поют, гудят, стараются

с полянки выгнать нас.

Левой рукой беремся за кончик носа, а правой - за

левое ухо, три громких хлопка и меняем положение

рук.

Острый нос

Уткнули ловко

В землю крепкие

МОРКОВКИ.

Их оранжевый наряд

Так полезен

Для ребят.

ПОМИДОР

Уже созрел

И на солнце

Покраснел.

Щеки толстые

Надул,

Чуб зеленый

Развернул.

От болезней и от мук

Нас спасает

горький

лук.

И его дружок-

ЧЕСНОК,

он к болезням

очень строг.

Список литературы:

Сиротюк А.Л. Обучение детей сучетом

психофизиологии: Практическое пособие для

учителей и родителей.- М.:ТЦ Сфера 2001-128с.

Сиротюк А.Л. Упражнения для психомоторного

развития дошкольников: Практическое

пособие.-М.:АРКТИ,2008.60с.

Сиротюк А.Л. Коррекция развития интеллекта

дошкольников— М: ТЦ Сфера, 2001. - 48 с.

Деннисон П.Деннисон Г. Программа

«Гимнастика мозга»(перевод

Мангутовой,1997г.)



В раздел образования