Автор: Жукоцкая Наталия Валентиновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 61
Населённый пункт: г.Новочеркасск Ростовская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: «КИНЕЗИОЛОГИЯ В РАЗВИТИИ РЕЧИ» ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 61 «Ивушка»
семинар-практикум
для родителей
«КИНЕЗИОЛОГИЯ В РАЗВИТИИ РЕЧИ» ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА
Подготовила:
Жукоцкая Н.В.-воспитатель.
Кинезиология - наука о движении. Это достаточно новое и
малоизвестное направление, которое возникло в 60-е годы
20 века. Основателем данной науки является американский
исследователь и ученый Джордж Гудхард, установивший
связь между состоянием мышечного тонуса и его
психическим и физическим здоровьем.
На основе прикладной кинезиологии в 70-годы прошлого
века другой американский врач Пол Дениссон создал
систему быстрых, простых и специфических упражнений,
которые назвал «Гимнастикой мозга». Гимнастика мозга
стала основой образовательной кинезиологии - науки о
развитии головного мозга через движение. Образовательная
кинезиология выявляет скрытые способности человека и
расширяет границы возможностей деятельности его мозга.
Требования и реальности нашего времени активизируют
вопросы, связанные с подготовкой подрастающего поколения
к самостоятельной жизни, в том числе детей с
ограниченными возможностями здоровья. Актуальным также
становится поиск новых направлений по оказанию
коррекционной помощи детям с выраженными речевыми и
интеллектуальными нарушениями. Одним из таких
направлений является применение кинезиологических
упражнений - системы специфических двигательных
навыков, способных выявить скрытые возможности
человека, поднять его познавательную активность,
стимулировать процессы развития памяти, внимания,
мышления, речи.
Применение кинезиологических упражнений в
логопедической работе с детьми должно соответствовать
определенным требованиям - быть доступным по
содержанию, вызывать положительный эмоциональный
настрой, активизировать внимание. Задача логопеда
(учителя, воспитателя, коррекционного педагога) -
превратить выполнение упражнений по речевому и
интеллектуальному развитию в увлекательную и интересную
игру для детей, активизировать их способности и желание
учиться. Предлагаемые комплексы упражнений излагаются в
стихотворной форме в порядке постепенного усложнения и
рекомендуются к использованию, как игровой фрагмент
урока длительностью 5- 10 минут.
Применение метода кинезиологии
позволяет улучшить:
Речь
Внимание
Снижает
утомляемость
Моторику
Повышает
познавательные
способности
Повышает
интеллектуальные
способности
Цель: использование активных форм
взаимодействия с родителями как средства
формирования полноценной речи у детей с ОВЗ
в дошкольном возрасте.
Задачи:
1. создание альбома «Шаги к успеху» совместно с
родителями.
2. Формирование лексико-грамматических
категорий в коррекционной работе с детьми.
3. Стимулирование активного участия
коррекционных педагогов в использовании
практико-ориентированных форм работы с
родителями.
объединение педагогов:
- учитель-логопед;
- воспитатели групп
компенсирующей
направленности
для детей с ОНР;
- родители воспитанников;
- приглашенные участники
(в зависимости от темы
заседания).
Альбом «Шаги к успеху» - развивающее
пособие для детей и родителей, созданное
своими руками
Творческая группа -
Целевая аудитория:
Учитель-
логопед
Ребёнок
Родители
Этапы работы с родителями над созданием альбома
«Шаги к успеху»
Коррекционные
педагоги
Подготовительный
Основной
Заключительный
Математическое
Знаковое
Речевое
Логическое
Аналитическое
Слуховая
информация
Постановка целей
и программ
Гуманитарное
Образное
Творческое
Координация
движений
Пространственное
Зрительное
Кинестическое
восприятие
Левое
полушарие
Правое
полушарие
Степень новизны
В период внедрения ФГОС дошкольного образования, когда
каждый педагог ищет новые подходы, идеи организации
коррекционно - развивающей работы, новизна опыта
состоит в том что рассматривается целостный
педагогический процесс интеллектуального и
психофизического развития детей старшего дошкольного
возраста.
Применение кинезиологических упражнений может
использоваться в более широком смысле.
Раскрыто противоречие между недостаточной
информацией этой проблемы в теоретическом плане и
потребностью педагогической практики в системе
речевого развития с использованием кинезиологических
упражнений.
Вид работы Где реализуется
•
Растяжки
•
Дыхательные
упражнения
•
Глазодвигательные
упражнения
•
Телесные
упражнения
•
Упражнения для
мелкой моторики
•
Релаксационные
упражнения
•
Биоэнергопластика
•
Использование
кинезиологических
упражнений на
занятиях
•
Использование
элементов из
кинезиологических
комплексов в
других видах
деятельности
•
Свободная
деятельность
Каждый комплекс включает:
Пальчиковую гимнастику
Артикуляционную гимнастику
Упражнения на мышечную релаксацию и
общую моторику
Дыхательную гимнастику
Упражнения на координацию движений
Пальчиковая гимнастика
Плачут овощи на грядке:
«Ой, спасите, здесь сорняк!
Наша грядка не в порядке,
Нам сорняк не друг, а враг!
Нас избавьте, дети,
От таких соседей!
- Раз, два, три, четыре, пять!
– Сорняки спешим убрать.
Большие пальцы на руках поочередно соединяются с
указательными, средними, безымянными и
мизинцами.
Артикуляционная гимнастика
Хрустнет сладкий Стручок гороховый.
Ну, а в нем – малыши-горошины,
Прыгнут в рот, на язык закатятся,
За щекой, за зубами спрячутся.
Выполняем перед зеркалом направленные
движения кончика языка по линии зубов, губ,
по твердому нёбу к нёбной занавеске и
обратно.
Общая моторика
Собираем урожай
– Не ленись и не зевай.
Сколько разных овощей
– Для салатов и для щей.
На лопату налегаем
И картофель накопаем.
Справа – крепкая капуста,
Слева – репа и салат.
Каждый овощ очень вкусный:
Витаминами богат!
Вот корзина с овощами
– Не обнять ее руками!
Медленно разворачиваем корпус, скручивая себя, фиксируем такое
положение несколько секунд, затем разворачиваемся в другую сторону,
раскидываем руки, напрягая ладони, и опускаем руки вниз
Дыхание + релаксация
- Ох, устали, утомились
И присели отдохнуть…
Наши головы склонились,
Задремали мы чуть-чуть…
Дышим ровно, глубоко,
Нам приятно и легко…
Дышим глубоко и спокойно, плечи расправлены, глаза
закрыты, медленно опускаем голову вперед.
Координация движений «Художники»
Нарисуем облака.
Ох, работа нелегка!
Быстро по небу плывут,
Были там, теперь уж тут!
На арбуз, на дом похожи
И на цифру «8» тоже.
Нарисуем вместе с вами
Облака двумя руками.
Рисуем в воздухе в горизонтальной плоскости цифру 8
сначала правой рукой, затем – левой.
Упражнение повторяется три раза.
Координация «Вершки и корешки»
Знаем мы c тобой, дружок,
Где вершок, где корешок:
Здесь вершки на грядке в ряд
– И капуста, и салат.
Корешки сидят в земле,
Но нужны нам на столе
– Лук, чеснок, морковь, картошка
– Вот и полное лукошко!
Размещаем на листе бумаги
предметные картинки
с овощами, координируя
свои движения на плоскости.
Координация движений «Кулак, ребро, ладонь»
Кулачок, ребро, ладошка
Домик, солнышко, окошко!
Все движенья вместе с нами
Выполняй двумя руками.
Пальцы рук собираем в кулачки; ставим ладони на
ребро, раскрывая их; кладем раскрытые ладони на
стол; делаем пальцами крышу «домика», затем,
соединяя подушечки пальцев, образуем ладонями
круглое «солнышко» и «окошко», соединяя
указательные и большие пальцы обеих рук.
Координация движений «Комарики»
Звенит струна высокая
средь утренней росы.
Умыли сладким соком
мы и щеки, и носы.
Комарики кусаются
и в нос, и в бровь, и в глаз!
Поют, гудят, стараются
с полянки выгнать нас.
Левой рукой беремся за кончик носа, а правой - за
левое ухо, три громких хлопка и меняем положение
рук.
Острый нос
Уткнули ловко
В землю крепкие
МОРКОВКИ.
Их оранжевый наряд
Так полезен
Для ребят.
ПОМИДОР
Уже созрел
И на солнце
Покраснел.
Щеки толстые
Надул,
Чуб зеленый
Развернул.
От болезней и от мук
Нас спасает
горький
лук.
И его дружок-
ЧЕСНОК,
он к болезням
очень строг.
Список литературы:
Сиротюк А.Л. Обучение детей сучетом
психофизиологии: Практическое пособие для
учителей и родителей.- М.:ТЦ Сфера 2001-128с.
Сиротюк А.Л. Упражнения для психомоторного
развития дошкольников: Практическое
пособие.-М.:АРКТИ,2008.60с.
Сиротюк А.Л. Коррекция развития интеллекта
дошкольников— М: ТЦ Сфера, 2001. - 48 с.
Деннисон П.Деннисон Г. Программа
«Гимнастика мозга»(перевод
Мангутовой,1997г.)