Автор: Ирина Леонидовна Орлова
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад№8"
Населённый пункт: г.Воткинск Удмуртская Республика
Наименование материала: План по самообразованию
Тема: "Использование игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста".
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
"Детский сад № 8» города Воткинска Удмуртская Республика
План по самообразованию.
:
Тема
«
Использование игровых приемов при формировании элементарных математических
».
представлений у детей старшего дошкольного возраста
Составила: Орлова И.Л.
Воспитатель
2021-2022 учебный год.
Актуальность:
Детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. От того, насколько качественно и своевременно
будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.
Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет математика. Ее изучение
способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал
личности.
Математика - один из наиболее трудных учебных предметов. В математике заложены огромные возможности
для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего возраста. Основы логического мышления
закладываются в дошкольном детстве. Математика вносит большой вклад в развитие логического мышления, воспитание
таких важных качеств научного мышления, как критичность и обобщенность, формирование способности к анализу и
синтезу, умений выдвинуть и сформулировать логически обоснованную гипотезу и т. д. В дошкольном возрасте ведущей
деятельностью ребенка является игра. В связи с этим, учитывая возрастные особенности детей, все виды занятий можно
провести в форме игры или с содержанием игровой ситуации, используя персонаж.
Так же актуальность темы обусловлена тем, что Концепции по дошкольному образованию, ориентиры и требования к
обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьезных требований к
познавательному развитию дошкольников, частью которого является формирование элементарных математических
представлений. В связи с этим меня заинтересовала проблема: как обеспечить математическое развитие детей,
отвечающее современным требованиям ФГОС ДО.
Цель: повышение компетентности и уровня профессионального мастерства по теме формирование элементарных
математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
-Изучение
актуальности
использования
игровых
приёмов
при
формировании
элементарных
математических
представлений у дошкольников.
- Активно воздействовать на всестороннее развитие детей:
- Обогащать новыми представлениями и понятиями; закреплять знания; активизировать мыслительную деятельность
(умение сравнивать, обобщать, классифицировать, анализировать).
Месяц
Направления
работы
Задачи
Способы достижения
Результат
сентябрь
Сбор
информационного
материала
Знакомство с опытом работы педагогов по
данной теме.
Подбор и изучение
методической литературы по
теме.
Методическая
копилка.
октябрь
Составление плана
работы.
Определение целей и задач по теме.
Конспектирование, создание
«банка идей», собеседование со
старшим воспитателем.
Перспективный
план .(Приложение)
В течение года
Повышение
профессиональной
компетенции
Знакомство с опытом других ДОУ.
Посещение ГМО других ДОУ,
слушание вебинаров и мастер-
классов, наблюдение.
Сертификат
участия.
Подготовить
материалы
по
теме
самообразования для публикации в СМИ.
Разработка
НОД,
плана
самообразования.
Свидетельство
о
публикации.
По согласованию
«Делимся опытом»
Подготовка консультации.
Выступление на педчасе перед
педколлективом детского сада.
Памятка.
В течение года
Повышение
профессиональной
компетенции.
Знакомство с опытом других ДОУ.
Посещение ГМО других ДОУ.
Вебинары.
Копилка.
Сентябрь-ноябрь.
Работа с
родителями.
Формирование
банка
данных
об
уровне
родительской компетенции по данной теме.
Мастер-класс для родителей
«Развитие элементарных
математических представлений с
помощью игр ». Папка-
передвижка «Математика в
жизни ребенка».
Пополнение
информационного
стенда для
родителей.
Декабрь - апрель
Практическая
деятельность с
детьми.
Активизация познавательного
интереса дошкольников;
развитие внимания, памяти, речи, воображения,
логического мышления;
формирование элементарных математических
Прямой и обратный счет до
шести. Цифра 7. Измерение
длины предмета с помощью
условной мерки. Ориентировка в
Подбор наглядно-
дидактических
пособий,
демонстрационного
представлений.
пространстве. Ориентировка на
листе бумаги. Дни недели.
Ориентировка во времени.
материала.
май
Отчет на итоговом
педсовете в форме
презентации опыта
работы.
Подготовка доклада и презентации по теме
самообразования.
Выступление на итоговом
педсовете перед
педколлективом детского сада.
Презентация.
Литература:
1. З. А. Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников», М.: Просвещение 1990.
2. Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. — М.: Баласс, 2003 г. — 256 с.
3. Т. А. Фалькович, Л. П. Барылкина «Формирование математических представлений»: Занятия для дошкольников в учреждениях
дополнительного образования. — М.: ВАКО, 2005 г. — 208 с.
4. «Сюжетно – дидактические игры с математическим содержанием» - А. А. Смоленцева.
5. Л. Г. Петерсон, Н. П. Холина «Игралочка». Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. - М.:
Баласс, 2003 г. - 256 с.
6. Л. Г. Петерсон, Н. П. Холина «Игралочка». Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. - М.:
Баласс, 2003 г. - 256 с.
7. Смоленцева А. А., Суворова О. В. Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей. СПб.: Детство-пресс, 2004.
8. Лебеденка, Е. Н. Формирование представлений о времени у дошкольников: Система занятий и игр для детей среднего и старшего
дошкольного возраста / Е. Н. Лебеденко. -СПб.: Детство-Пресс, 2003 г.
9. Носова, Е. А. Логика и математика для дошкольников / Е. А. Носова, Р. Л. Непомнящая. - СПб.: Детство-Пресс, 1996 г.
10. Математика от трёх до шести: учеб. -метод, пособие для воспитателей детских садов / сост. 3. А. Михайлова, Э. Н. Иоффе. - СПб.:
Детство-Пресс, 1996 г.
11. Е. А. Казинцева, И. В. Померанцева, Т. А. Терпак Формирование математических представлений. Конспекты занятий в старшей
группе.: Учитель.