Автор: Синькова Галина Ивановна
Должность: преподаватель-организатор ОБЖ
Учебное заведение: МКОУ СОШ №10
Населённый пункт: СТАВРОПОЛЬСКИЙ КРАЙ, ПЕТРОВСКИЙ РАЙОН, ДОНСКАЯ БАЛКА
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Первая медицинская помощь при остановке сердца
Раздел: среднее образование
Методическая разработка урока
по ОБЖ для обучающихся 10 класса «Первая медицинская помощь при
остановке сердца»
Преподаватель –организатор ОБЖ Синькова Галина Ивановна
Тема: «Первая медицинская помощь при остановке сердца»
Цель
урока
:
дать представление о работе сердца, научить учащихся правильному
выполнению сердечно-легочной реанимацииразвивать умение
ориентироваться в экстремальных ситуациях;
воспитывать у учащихся бережное отношение к своему здоровью,
стремление оказать помощь кому-либо в трудную минуту, чувство
товарищества.
Задачи:
1. Развивать умение ориентироваться в экстремальных ситуациях,
принимать верное решение в ЧС;
2. Воспитывать у учащихся бережное отношение к своему здоровью,
стремление оказать помощь кому-либо в ЧС.
Оборудование:
• мультимедийная установка, набор ЦОР.
• экран, ноутбук;
• информационные листы для закрепления изученного материала;
• видеоролик.
Ход урока
Здравствуйте ребята! Меня зовут Галина Ивановна. Буду проводить с
вами учебное занятие по основам безопасности жизнедеятельности. Я
надеюсь, что на занятии мы будем работать единой командой. И хорошего
вам настроения.
(Звучит ритм бьющегося сердца и останавливается)
Слайд 2
Учитель: В человеческой жизни бывают такие моменты, когда случаются
несчастные случаи, связанные с остановкой сердца на улице, на работе, в
транспорте с близкими вам и незнакомыми людьми. Вы можете оказаться
рядом и ничего при этом не сможете предпринять. Почему? (ответы
учеников) Согласна., потому, что не каждый из нас знает, что делать, как
поступить в той или иной ситуации. А время, отведенное для сохранения
жизни пострадавшего, неумолимо уменьшается. Чтобы помочь человеку в
таких экстренных ситуациях, мы должны уметь оказывать ПП.
Прежде чем приступить к изучению новой темы, давайте посмотрим
видеоролик и попытаемся сформулировать тему нашего урока.
Слайд 3 Видеоролик (демонстрация)
Какая трагедия произошла с героем данного видеоролика?
Это произошло в Португалии 24 января 2004 года. 24 летний нападающий
Миклош Фехер игрок национальной сборной Венгрии. В одной из острых
атак он нарушил правила, получив от судьи желтую карточку, улыбнувшись,
сделал 2 шага и упал на землю, поджав колени. Врачи зафиксировали
диагноз» остановка сердца». 3 раза удавалось запустить работу сердца, но, к
сожалению после третьей остановки медики оказались бессильны. Но, тем
не менее надежду на лучший исход никогда терять нельзя и до последней
секунды бороться за жизнь человека.
Итак, какова же тема нашего урока?
Учитель: да, вы правильно определили тему урока, тема нашего урока:
Первая медицинская помощь при остановке сердца
Скажите, какую вы поставите цель: Научиться оказывать
Слайд 4
Реальность
сегодняшнего
дня такова:
среди
общей
смертности
в
России сердечно-сосудистые
заболевания составляют
57%.
Такого
высокого показателя нет ни в одной развитой стране мира!
От того, как поведет себя человек в той или иной ситуации, часто зависит
его здоровье, а порой и жизнь самого человека и того, кто рядом с ним.
Итак, проблема состоит в том, что 70%-очевидцев, не способны или не
хотят спасти пострадавшего (т.е равнодушны к судьбе человека).
И на
занятии мы попытаемся ответить на вопрос:
СЛАЙД
№
5.
ОЧЕВИДЕЦ
ПРОИСШЕСТВИЯ
–
СПАСИТЕЛЬ
ПОСТРАДАВШЕГО?
Учитель:
Сегодня на уроке мы рассмотрим Правила проведения
сердечно-легочной реанимации.
Учитель: Для того чтобы нам научиться оказывать ПМП при остановке
сердца, давайте вспомним из курса биологии - строение сердца.
СЛАЙД № 6
(Что собой представляет Сердце человека? ( вызвать к доске) полый
мышечный орган, разделенный на четыре камеры: два предсердия и два
желудочка. Оно находится в левой половине грудной полости, на уровне 2-5
ребер.
СЛАЙД №7
Частота сердцебиения- это… (читает ученик)? (Ответы учащихся)
«Пульс – это ритмическое колебание артериальной стенки, возникающее
при каждом сокращении сердца» По пульсу можно узнать количество
сокращений сердца в минуту).
-Где чаще всего определяем пульс? (на запястье, на сонной артерии)
- Что можно узнать по пульсу? (количество сокращений сердца в
минуту).
Задание классу: «Определите пульс на сонной артерии»
Работа в парах: «Определите пульс на сонной артерии и запястье друг у
друга».
СЛАЙД №8
Итак, мы вспомнили с вами основные моменты работы сердца. Но
возникают ситуации, когда сердце прекращает свою деятельность.
После прекращения работы сердца и лёгких клетки головного мозга
живут около 5 мин. Этот короткий период называется клинической смертью.
Если пострадавший находится в состоянии КС более 3 минут, вероятность
спасения-75 %, до 5 минут- 25%. Свыше 10 минут – шансов спасти, почти
нет.
Скажите, какие бывают признаки клинической смерти ?
• отсутствие сознания;
• отсутствие пульса на сонных артериях;
• отсутствует реакция зрачка на свет;
• отсутствие дыхания.
Вопрос классу: «Что же нужно делать, когда человек находится в
состоянии клинической смерти?»
(При клинической смерти необходимо немедленное проведение сердечно-
легочной реанимации).
Учитель: Попробуйте сформулировать определение понятию
реанимация.
СЛАЙД 9
Реанимация – комплекс неотложных мероприятий, направленных на
восстановление жизнедеятельности организма и выведение его из
состояния клинической смерти.
Сейчас я группам раздаю задания и после просмотра видофрагмента вы
приступаете к работе
1 группа: составить алгоритм действий при СЛР.
2 группа: провести СЛР на манекене «Максим»
3 группа: провести после реанимационные действия
ВИДЕОРОЛИК «Правила проведения сердечно-легочной реанимации»
А теперь приступаем к работе.
Итак, все хорошо справились с заданиями
Учитель:
Реанимационные
действия
сопровождаются
большими
физически нагрузками со стороны тех, кто оказывает помощь. Поэтому даже
при желании оказать помощь, справиться с этой задачей сможет далеко не
каждый человек, а лишь тот, кто физически крепок и подготовлен. Молодой
человек с сигаретой и бутылкой пива в руках вряд ли продержится минут
пять или десять, оказывая подобную помощь. Чтобы быть готовым к любым
чрезвычайным ситуациям необходимо еще и активно заниматься физической
культурой. Я полагаю, что реанимационные действия можно отнести к
героическому поступку, когда речь идёт о спасении жизни человека.
Итак, ребята, можем ли мы теперь ответить на вопрос поставленный в
начале занятия?
СЛАЙД №10
ОЧЕВИДЕЦ ПРОИСШЕСТВИЯ – СПАСИТЕЛЬ ПОСТРАДАВШЕГО?
Да,
мы
научились
оказывать первую
медицинскую
помощь
при
остановке сердца, но этих умений не совсем достаточно. Нужно еще иметь
душу, способную сопереживать, готовую принять на себя чужую боль.
Для спасения жизни наибольшее значение имеет своевременность
оказания помощи, а не степень технического оснащения
Оценки за урок. Вы все сегодня были на занятии внимательны,
ответственны и активны. Спасибо вам за урок.