Напоминание

Организация кружка социально – педагогической направленности по обучению дошкольников чтению на основе методики Н. Зайцева «Ступенька к школе»


Автор: Воронова Екатерина Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №2" дошкольое отделение "Матрёшка"
Населённый пункт: город Серпухов, Московская область
Наименование материала: учебная программа
Тема: Организация кружка социально – педагогической направленности по обучению дошкольников чтению на основе методики Н. Зайцева «Ступенька к школе»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Организация кружка социально – педагогической

направленности по обучению дошкольников чтению на основе

методики Н. Зайцева «Ступенька к школе»

Слайд 2 «Чтение – это один из истоков мышления

и умственного развития». (В.А. Сухомлинский)

Слайд 3

В связи с последними изменениями в сфере дошкольного

образования, обучение грамоте детей по альтернативным методикам стали не

актуальны. ФГОС преследует цель создания равенства возможностей для

каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования.

Специфика дошкольного возраста такова, что

достижения детей дошкольного возраста определяется не суммой

конкретных знаний, умений и навыков, а совокупностью личностных

качеств, в том числе обеспечивающих психологическую готовность ребенка

к школе. В стандартах говорится о том, что необходим отказ от учебной

модели в детском саду, т. е. от занятий.

Стандарт требует обращения воспитателей и педагогов к новым формам

работы с детьми, которые бы позволяли педагогам, образно говоря, обучать

дошкольников так, чтобы они об этом даже не догадывались. Отличие

дошкольного образования от общего заключатся и в том, что в детском саду

отсутствует жесткая предметность, основу развития представляет игра.

Научить детей читать- значит подготовить их к самостоятельной работе

с текстом и привить любовь к чтению. Процесс чтения очень сложный,

поскольку в нем участвуют мышление, речь, восприятие, память,

воображение, слуховые и звуковые анализаторы.

Современные программы, основанные на фонетическом методе,

обучают, в первую очередь, звуковому анализу речи, определению звукового

состава слова. Работа со звуком ведет к формированию слуховой доминанты.

Образовательная

программа

дополнительного

образования

«Ступенька к школе» направлена на ознакомление с чтением детей

дошкольного возраста в игровой форме.

Основой данной программы является методика обучения чтению Н. А.

Зайцева, известная как «Кубики Зайцева».

Новизна программы определяется тем, что в её основе лежит зрительно –

логический метод обучения чтению (в противовес традиционному -

фонематическому). В русском языке, как известно, не существует

однозначного соответствия между звучанием слова и его написанием.

Именно поэтому писать на слух, «как слышишь», нельзя. В этом и состоит

сложность обучения грамотному письму, что является одной из актуальных

проблем современности. Данный же метод формирует зрительную

доминанту. Дети привыкают писать в соответствии с тем, что видели.

Педагогическая целесообразность данной программы продиктована

тем, что процесс её реализации построен на ведущем виде деятельности

дошкольного возраста – игровой, так как основан на привычной для детей

игре в кубики. Таким образом, обучение по методике Н. Зайцева поощряет

стремление к чтению, делает его любимым занятием, а не отвращает от него,

что является почти обязательным следствием работы по традиционным

программам.

Программа является личностно ориентированной, так как в процессе

занятий ребёнок достигает всего сам! Раскрепощение позы и поведения (в

разумных

пределах),

столь

необходимые

маленькому

ребёнку,

плюс

постоянно изменяющаяся игровая ситуация, плюс элементы соревнования,

плюс радость от явных и быстрых достижений. И вот он – успех, так

необходимый маленькому человеку! Ребёнок счастлив: у него получается, он

не хуже сверстников!

Слайд 4

Цель

программы:

ознакомление

с

чтением детей

дошкольного

возраста.

Слайд 5

Задачи:

Учить читать по складам.

Учить «писать» слова (выкладывать) с помощью кубиков и по

таблице («прописывать» указкой).

Формировать

зрительную

доминанту

в

процессе

обучения

чтению.

Формировать навык складового синтеза.

Формировать мотивацию к самостоятельной работе.

Формировать слуховые, зрительные и двигательные связи.

Формировать, уточнять, закреплять и систематизировать знания

детей о классификации предметов, различных явлениях в

природе, окружающем мире.

Совершенствоватьнавыки языковой, речевой и коммуникативной

компетенции.

Слайд 6 Автор методики предположил, что именно слог, а не букву следует

считать простейшей частью речи. Педагог исходит из того, что когда ребёнок

лишь начинает осваивать разговорную речь, произносить он пытается слоги:

«ма», «да», «ба», а не отдельные буквы. Поэтому в основе уникальной

методики Зайцева — система чтения по складам, являющаяся, по убеждению

автора, более естественной в сравнении с буквенной. Склад — в русском

языке — представляет собой элементарную единицу чтения и письма. Склад

(он не равен слогу) может состоять: из одной гласной (Е+ДА), одной

согласной (ДО+М) либо их сочетания (РУ+КА). Знакомство же с буквами

происходит лишь после того, как малыш освоил первоначальные навыки

чтения по кубикам. А алфавит ему пригодится позже.

Слайд 7

Форма и режим занятий:

групповая форма работы;

наполняемость каждой группы: 7-10 человек;

занятия проводятся 2 раза в неделю;

продолжительность занятия: 30 минут

Каждое занятие кружка имеет чёткую структуру:

Приветствие.

Пропевка.

Игровые упражнения с таблицей.

Упражнения с картинками и кубиками

Двигательная минутка и пальчиковая гимнастика.

Упражнения со словами и кубиками.

Работа в тетради

Слайд 8 В обучении мы используем непосредственно кубики, на которые

нанесены склады и которые классифицируются по наполнителю(звуку),

размеру, весу, цвету. Благодаря разному звуку наполнителя дети после

обучения легче усваивают понятия "глухой и звонкий звук".

Как правило, дети дошкольного возраста ещё не вполне готовы

неподвижно высиживать в течение 30-минутных занятий, сосредоточившись

на словах педагога, слушая абстрактные объяснения и выкладывая звуковые

схемы разных слов. Методика Зайцева — это возможность освоить азы

чтения в постоянном движении. Освоение знаний предполагается в форме

увлекательной и весёлой игры! Размер букв и складов на кубиках и в

таблицах таков, что они отлично видны. И это очень важно, поскольку детям

противопоказаны чрезмерные нагрузки и напряжение зрения.

Вместе с кубиками мы использовали 2 настенные таблицы с

плоскостным изображением кубиков в определенной системе: склады

скомпонованы по признаку "деревянные", "железные", "золотые". Все склады

на таблице разделены на столбцы, которые читаются и поются (по аналогии с

гаммой: от верхней ноты к нижней) по определенной схеме (матрице),

например, ПУ ПО ПА ПЭ ПЫ П, сю, сё ся се си сь. Таблицы, располагаются

на определённой высоте также не случайно, а с целью профилактики

нарушений осанки и зрения. Кубики педагог не рассортировывает, а кладёт в

случайном порядке для формирования у детей способности оперативно

переключаться на новую задачу и находить нужный: «золотой», «железный»,

«деревянный», белый. Для малыша это сложная мыслительная работа. Он

трудится, выставляет кубики, умеет правильно рассортировать их по цвету,

по объёмам, по весу, по вибрации и звучанию наполнителя. Слайд 9

Слайд 10 Методика «Картинки – ассоциации» предложена московским

логопедом Н.В. Пятибратовой. Буква – абстрактное понятие, символ.

Абстрактное мышление у дошкольников еще не развито и поэтому многим

детям запоминание букв дается трудно, дети часто путают, забывают буквы.

У Пятибратовой каждая буква соотносится с картинкой, звукоподражанием и

телодвижением, а потому быстро запоминается за счет ассоциативной связи

между этими элементами.

Слайд 11,12 На каждом этапе использовались разные игры и игровые

упражнения. Такие как: «Засели домик», «Паровоз» - учить работать с

кубиками, выбирая на них сторону с заданной буквой; способствовать

запоминанию и прочтению складов с одной и той же буквой; учить

осмысленно находить нужный кубик; привлечь внимание к работе с

кубиками.

Слайд 13,14 Также другие игры и упражнения «Собери цветок», «Кочки»,

Слайд 15,16 Игра: «Живое слово» - формировать у детей навык складового

синтеза; закрепить навык нахождения и прочтения нужного склада без опоры

на таблицу.

Слайд 17 Игровое упражнение «Задуманное слово»

Слайд 18,19 На следующем этапе начинаем работу по составлению

предложений. Обязательно проговаривается с детьми, три правила

составления предложений. Первое- каждое предложение начинается с

заглавной буквы; второе – между словами ставятся промежутки; третье- в

конце предложения обязательно ставится, точка. После этого предлагаются

игровые упражнения на составление предложения. Слайд 20

Слайд 21

Результатами освоения методики являются:

• чёткость и «чистота» речи благодаря пропеванию-проговариванию

складов;

• коррекция некоторых логопедических дефектов (фонематического слуха);

• появление начальных навыков правильного (грамотного) письма;

• быстрое и значительное расширение словарного запаса;

• формирование логического мышления;

• развитие ассоциативного и образного мышления, способностей к

самостоятельной работе;

• устранение речевых «зажимов».

Слайд 22 Результаты, полученные в ходе реализации программы, позволяют

с уверенностью говорить о том, что с помощью методики Зайцева очень

скоро дети начинают самостоятельно действовать с кубиками и таблицами,

играя, учатся различать гласные и согласные звуки, твердые и мягкие,

звонкие и глухие согласные, осваивают правила русского языка.

Слайд 23 Методика признана здоровьесберегающей, т.к. в процессе освоения

материала дети не только не портят осанку и зрение, но, напротив, возможно

исправление уже имеющихся проблем (сколиоз, близорукость).

Занятия по программе «Ступенька к школе» способствуют развитию

речевых способностей, формируют устойчивые познавательные интересы

ребёнка, а это и повседневное общение, готовность к школе, и залог

успешного обучения в школе, а также овладение будущей профессией.

Слайд 24



В раздел образования