Автор: Воронова Екатерина Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №2" дошкольое отделение "Матрёшка"
Населённый пункт: город Серпухов, Московская область
Наименование материала: учебная программа
Тема: Организация кружка социально – педагогической направленности по обучению дошкольников чтению на основе методики Н. Зайцева «Ступенька к школе»
Раздел: дошкольное образование
Организация кружка социально – педагогической
направленности по обучению дошкольников чтению на основе
методики Н. Зайцева «Ступенька к школе»
Слайд 2 «Чтение – это один из истоков мышления
и умственного развития». (В.А. Сухомлинский)
Слайд 3
В связи с последними изменениями в сфере дошкольного
образования, обучение грамоте детей по альтернативным методикам стали не
актуальны. ФГОС преследует цель создания равенства возможностей для
каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования.
Специфика дошкольного возраста такова, что
достижения детей дошкольного возраста определяется не суммой
конкретных знаний, умений и навыков, а совокупностью личностных
качеств, в том числе обеспечивающих психологическую готовность ребенка
к школе. В стандартах говорится о том, что необходим отказ от учебной
модели в детском саду, т. е. от занятий.
Стандарт требует обращения воспитателей и педагогов к новым формам
работы с детьми, которые бы позволяли педагогам, образно говоря, обучать
дошкольников так, чтобы они об этом даже не догадывались. Отличие
дошкольного образования от общего заключатся и в том, что в детском саду
отсутствует жесткая предметность, основу развития представляет игра.
Научить детей читать- значит подготовить их к самостоятельной работе
с текстом и привить любовь к чтению. Процесс чтения очень сложный,
поскольку в нем участвуют мышление, речь, восприятие, память,
воображение, слуховые и звуковые анализаторы.
Современные программы, основанные на фонетическом методе,
обучают, в первую очередь, звуковому анализу речи, определению звукового
состава слова. Работа со звуком ведет к формированию слуховой доминанты.
Образовательная
программа
дополнительного
образования
«Ступенька к школе» направлена на ознакомление с чтением детей
дошкольного возраста в игровой форме.
Основой данной программы является методика обучения чтению Н. А.
Зайцева, известная как «Кубики Зайцева».
Новизна программы определяется тем, что в её основе лежит зрительно –
логический метод обучения чтению (в противовес традиционному -
фонематическому). В русском языке, как известно, не существует
однозначного соответствия между звучанием слова и его написанием.
Именно поэтому писать на слух, «как слышишь», нельзя. В этом и состоит
сложность обучения грамотному письму, что является одной из актуальных
проблем современности. Данный же метод формирует зрительную
доминанту. Дети привыкают писать в соответствии с тем, что видели.
Педагогическая целесообразность данной программы продиктована
тем, что процесс её реализации построен на ведущем виде деятельности
дошкольного возраста – игровой, так как основан на привычной для детей
игре в кубики. Таким образом, обучение по методике Н. Зайцева поощряет
стремление к чтению, делает его любимым занятием, а не отвращает от него,
что является почти обязательным следствием работы по традиционным
программам.
Программа является личностно ориентированной, так как в процессе
занятий ребёнок достигает всего сам! Раскрепощение позы и поведения (в
разумных
пределах),
столь
необходимые
маленькому
ребёнку,
плюс
постоянно изменяющаяся игровая ситуация, плюс элементы соревнования,
плюс радость от явных и быстрых достижений. И вот он – успех, так
необходимый маленькому человеку! Ребёнок счастлив: у него получается, он
не хуже сверстников!
Слайд 4
Цель
программы:
ознакомление
с
чтением детей
дошкольного
возраста.
Слайд 5
Задачи:
Учить читать по складам.
Учить «писать» слова (выкладывать) с помощью кубиков и по
таблице («прописывать» указкой).
Формировать
зрительную
доминанту
в
процессе
обучения
чтению.
Формировать навык складового синтеза.
Формировать мотивацию к самостоятельной работе.
Формировать слуховые, зрительные и двигательные связи.
Формировать, уточнять, закреплять и систематизировать знания
детей о классификации предметов, различных явлениях в
природе, окружающем мире.
Совершенствоватьнавыки языковой, речевой и коммуникативной
компетенции.
Слайд 6 Автор методики предположил, что именно слог, а не букву следует
считать простейшей частью речи. Педагог исходит из того, что когда ребёнок
лишь начинает осваивать разговорную речь, произносить он пытается слоги:
«ма», «да», «ба», а не отдельные буквы. Поэтому в основе уникальной
методики Зайцева — система чтения по складам, являющаяся, по убеждению
автора, более естественной в сравнении с буквенной. Склад — в русском
языке — представляет собой элементарную единицу чтения и письма. Склад
(он не равен слогу) может состоять: из одной гласной (Е+ДА), одной
согласной (ДО+М) либо их сочетания (РУ+КА). Знакомство же с буквами
происходит лишь после того, как малыш освоил первоначальные навыки
чтения по кубикам. А алфавит ему пригодится позже.
Слайд 7
Форма и режим занятий:
групповая форма работы;
наполняемость каждой группы: 7-10 человек;
занятия проводятся 2 раза в неделю;
продолжительность занятия: 30 минут
Каждое занятие кружка имеет чёткую структуру:
•
Приветствие.
•
Пропевка.
•
Игровые упражнения с таблицей.
•
Упражнения с картинками и кубиками
•
Двигательная минутка и пальчиковая гимнастика.
•
Упражнения со словами и кубиками.
•
Работа в тетради
Слайд 8 В обучении мы используем непосредственно кубики, на которые
нанесены склады и которые классифицируются по наполнителю(звуку),
размеру, весу, цвету. Благодаря разному звуку наполнителя дети после
обучения легче усваивают понятия "глухой и звонкий звук".
Как правило, дети дошкольного возраста ещё не вполне готовы
неподвижно высиживать в течение 30-минутных занятий, сосредоточившись
на словах педагога, слушая абстрактные объяснения и выкладывая звуковые
схемы разных слов. Методика Зайцева — это возможность освоить азы
чтения в постоянном движении. Освоение знаний предполагается в форме
увлекательной и весёлой игры! Размер букв и складов на кубиках и в
таблицах таков, что они отлично видны. И это очень важно, поскольку детям
противопоказаны чрезмерные нагрузки и напряжение зрения.
Вместе с кубиками мы использовали 2 настенные таблицы с
плоскостным изображением кубиков в определенной системе: склады
скомпонованы по признаку "деревянные", "железные", "золотые". Все склады
на таблице разделены на столбцы, которые читаются и поются (по аналогии с
гаммой: от верхней ноты к нижней) по определенной схеме (матрице),
например, ПУ ПО ПА ПЭ ПЫ П, сю, сё ся се си сь. Таблицы, располагаются
на определённой высоте также не случайно, а с целью профилактики
нарушений осанки и зрения. Кубики педагог не рассортировывает, а кладёт в
случайном порядке для формирования у детей способности оперативно
переключаться на новую задачу и находить нужный: «золотой», «железный»,
«деревянный», белый. Для малыша это сложная мыслительная работа. Он
трудится, выставляет кубики, умеет правильно рассортировать их по цвету,
по объёмам, по весу, по вибрации и звучанию наполнителя. Слайд 9
Слайд 10 Методика «Картинки – ассоциации» предложена московским
логопедом Н.В. Пятибратовой. Буква – абстрактное понятие, символ.
Абстрактное мышление у дошкольников еще не развито и поэтому многим
детям запоминание букв дается трудно, дети часто путают, забывают буквы.
У Пятибратовой каждая буква соотносится с картинкой, звукоподражанием и
телодвижением, а потому быстро запоминается за счет ассоциативной связи
между этими элементами.
Слайд 11,12 На каждом этапе использовались разные игры и игровые
упражнения. Такие как: «Засели домик», «Паровоз» - учить работать с
кубиками, выбирая на них сторону с заданной буквой; способствовать
запоминанию и прочтению складов с одной и той же буквой; учить
осмысленно находить нужный кубик; привлечь внимание к работе с
кубиками.
Слайд 13,14 Также другие игры и упражнения «Собери цветок», «Кочки»,
Слайд 15,16 Игра: «Живое слово» - формировать у детей навык складового
синтеза; закрепить навык нахождения и прочтения нужного склада без опоры
на таблицу.
Слайд 17 Игровое упражнение «Задуманное слово»
Слайд 18,19 На следующем этапе начинаем работу по составлению
предложений. Обязательно проговаривается с детьми, три правила
составления предложений. Первое- каждое предложение начинается с
заглавной буквы; второе – между словами ставятся промежутки; третье- в
конце предложения обязательно ставится, точка. После этого предлагаются
игровые упражнения на составление предложения. Слайд 20
Слайд 21
Результатами освоения методики являются:
• чёткость и «чистота» речи благодаря пропеванию-проговариванию
складов;
• коррекция некоторых логопедических дефектов (фонематического слуха);
• появление начальных навыков правильного (грамотного) письма;
• быстрое и значительное расширение словарного запаса;
• формирование логического мышления;
• развитие ассоциативного и образного мышления, способностей к
самостоятельной работе;
• устранение речевых «зажимов».
Слайд 22 Результаты, полученные в ходе реализации программы, позволяют
с уверенностью говорить о том, что с помощью методики Зайцева очень
скоро дети начинают самостоятельно действовать с кубиками и таблицами,
играя, учатся различать гласные и согласные звуки, твердые и мягкие,
звонкие и глухие согласные, осваивают правила русского языка.
Слайд 23 Методика признана здоровьесберегающей, т.к. в процессе освоения
материала дети не только не портят осанку и зрение, но, напротив, возможно
исправление уже имеющихся проблем (сколиоз, близорукость).
Занятия по программе «Ступенька к школе» способствуют развитию
речевых способностей, формируют устойчивые познавательные интересы
ребёнка, а это и повседневное общение, готовность к школе, и залог
успешного обучения в школе, а также овладение будущей профессией.
Слайд 24