Напоминание

Исследование самостоятельности неслышащих детей в процессе обучения географии с применением компьютерных технологий


Автор: Кашапова Альбина Анваровна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: ГБОУ Уфимская КШИ для глухих обучающихся
Населённый пункт: г.Уфа, Республика Башкортостан
Наименование материала: статья
Тема: Исследование самостоятельности неслышащих детей в процессе обучения географии с применением компьютерных технологий
Раздел: среднее образование





Назад




1

Исследование самостоятельности неслышащих детей

в процессе обучения географии

с применением компьютерных технологий.

Выполнила:

Кашапова А.А.

Уфа - 2022г

2

Содержание

Введение

Глава 1. Понятие самостоятельной деятельности детей с дефектами слуха

1.1. Понятие деятельности в онтогенезе (развитие)

1.2. Понятие самостоятельности в отечественных и зарубежных

теориях (психологии, дефектологии и т.д.)

1.3. Понятие «компьютерные технологии»

Глава 2. Исследование самостоятельности неслышащих детей в процессе

обучения географии с применением компьютерных технологий

2.1. Методы и результаты оценки (диагностики) самостоятельности

неслышащих старшеклассников

2.2. Динамика самостоятельности неслышащих детей в процессе

учебной и внеклассной работы с использованием компьютерных

технологий.

Заключение

Литература

Приложения

3

ВВЕДЕНИЕ.

Основополагающим требованием общества к современной школе

является формирование личности, которая умела бы самостоятельно решать

научные, производственные, общественные задачи, критически мыслить,

вырабатывать

и

защищать

свою

точку

зрения,

свои

убеждения,

систематически и непрерывно пополнять и обновлять свои знания путём

самообразования, совершенствовать умения и творчески применять их на

практике.

В этом смысле актуальность проблемы воспитания активности и

самостоятельности учащихся, формирования высококультурной личности

бесспорна, так как только в самостоятельной интеллектуальной и духовной

деятельности развивается человек.

Как показывает анализ литературы, некоторые стороны этой проблемы

были рассмотрены такими авторами, как П.И.Пидкасистый, З.Я.Горностаева,

Л.В.Жарова. Несмотря на всю ценность сделанного этими авторами,

проблема развития самостоятельности требует дальнейшей разработки. И вот

почему.

В начале XXI века человечество вошло в новую стадию своего развития:

ученые и политики, предприниматели и педагоги все чаще говорят о

наступлении новой Информационной эры. Современная школа имеет дело с

детьми, у которых значительный запас знаний сформирован не книгой, а

экраном.

Сказанное позволило сформулировать проблему: как развивать

самостоятельность современного школьника в процессе обучения географии.

Мы пришли к выводу, что реализовать указанное выше требование в

традиционном образовательном процессе представляется невозможным.

Задача

формирования

личности,

способной

к

ответственным

самостоятельным решениям и действиям, приобретает новую значимость и

должна решаться по – новому.

Вот почему

темой нашей работы стала «Исследование

самостоятельности неслышащих детей в процессе обучения с применением

компьютерных технологий на уроках географии». У детей с ограниченным

слухом идет в основном зрительное восприятие

окружающего мира.

Компьютер для них может стать не только дополнительным источником

информации,

но

и

интересным

в

общении,

всезнающим

«другом».

Приобретение

навыков

самостоятельной

работы

с

использованием

компьютерных технологий может в какой-то мере уравнять не слышащих

детей со сверстниками без такого дефекта, дать им веру в свои возможности,

а также поможет в подготовке их к самостоятельной жизни.

4

Объектом нашего исследования является развитие самостоятельности в

процессе обучения географии с применением компьютерных технологий в

условиях коррекционной школы I

вида.

Предметом – компьютерные

технологии как средство развития самостоятельности неслышащих детей в

процессе обучения географии.

Нами

была

поставлена

цель:

выявить

и

путем

опытно-

экспериментальной

работы

проверить

возможности

компьютерных

технологий как средства развития самостоятельности учащихся в процессе

обучения географии в условиях коррекционной школы I вида.

В своем исследовании мы исходили из следующей гипотезы: процесс

развития самостоятельности неслышащих детей в обучении географии с

использованием компьютерных технологий будет протекать более успешно,

если:

1)

уточнена

сущность

понятий

«деятельность»,

«компьютерные

технологии», «самостоятельность» и «самостоятельная работа»;

2)

разработаны критерии развития самостоятельности учащихся и

определены методы оценки (диагностики) самостоятельности;

3)

выявлены педагогические условия (принципы, формы обучения,

этапы организации и виды самостоятельной работы) использования

компьютерных

технологий

для

развития

самостоятельности

учащихся в процессе обучения географии.

Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:

1)

уточнить

сущность

понятий

«деятельность»,

«компьютерные

технологии», «самостоятельность» и «самостоятельная работа»;

2)

разработать критерии развития самостоятельности учащихся и

определить методы оценки (диагностики) самостоятельности;

3)

выявить педагогические условия (принципы, формы обучения, этапы

организации

и

виды

самостоятельной

работы)

использования

компьютерных

технологий

для

развития

самостоятельности

учащихся в процессе обучения географии в условиях коррекционной

школы I вида;

4)

составить

методические

рекомендации

по

организации

самостоятельной

работы

учащихся

в

процессе

обучения

с

применением компьютерных технологий.

Научная новизна и теоретическая значимость

исследования

заключаются в том, что разработаны принципы, формы обучения, виды и

этапы организации самостоятельной работы учащихся с применением

компьютерных технологий, адаптированные для детей с нарушением слуха в

коррекционной школе.

5

Практическая значимость. Разработаны методические рекомендации по

использованию компьютерных технологий для развития самостоятельности

учащихся в процессе обучения географии.

Глава 2. Исследование самостоятельности неслышащих детей в процессе

применения компьютерных технологий.

2.1. Методы и результаты оценки (диагностики) самостоятельности

неслышащих старшеклассников.

Для диагностики уровня самостоятельности можно использовать

следующие методы: экспертная оценка учителя, наблюдение за учащимися

на уроках, анализ продуктов деятельности, тестирование. Существуют

разработанные конкретные диагностические методики: методика «Карта

интересов» А.Е. Голомштока, методика «Отношение к учению» Г.А.

Карповой, тест готовности учащихся к самообразованию.

1) Тест готовности учащихся к самообразованию.

Для определения готовности учащихся к самообразованию было проведено

тестирование. В тестах 14 вопросов по четыре варианта ответа (Приложение

№1)

Ответы на тест расположены таким образом, что:

- ответы А соответствовали очень низкому уровню самообразования,

- ответы Б – низкому уровню самообразования,

- ответы В – среднему уровню самообразования,

- ответы Г – высокому уровню самообразования.

Данные исследования, отображенные в таблице, помогли наглядно

увидеть уровень организации самообразовательной деятельности каждого

ученика.

Таблица 1

Уровни готовности к самообразованию, в %

Уровни

Высокий

Средний

Низкий

Очень низкий

14,3

28,5

42,9

14,3

В итоге мы получили, что высокий уровень готовности к

самообразованию выявлен

у одного ученика (14,3%). Средний уровень

выявлен у двух учеников (28.5%). Больше половины учащихся (4) имеют

низкий и очень низкий уровень готовности к самообразованию.

6

Выявленные уровни готовности к самообразованию дают возможность

понять нам, развитию каких умений следует уделять больше внимания на

уроках географии, чтобы повысить уровень самообразования учеников. В

данном случае большая часть класса не умеет организовать самостоятельную

познавательную деятельность.

2) Экспертная оценка умений самостоятельной работы школьников

Для оценки уровня развития самостоятельности на уроках географии

учащихся была проведена экспертная оценка учителем каждого учащегося.

Была разработана карта оценки.

Таблица 2

Карта экспертной оценки уровня развития умений самостоятельной работы

учащихся на уроках географии

Ф.

И.

Умения

Составление

словаря

географичес

ких

терминов

Заполнени

е

тематичес

ких

таблиц

Подгото

вка

реферато

в,

докладов

Поиск и

классификац

ия

иллюстратив

ного

материала

Создание

творчески

х проектов

(кроссворд

ов,

презентац

ий)

Рабо

та с

карт

ой

Наличие сформированного умения (высокий уровень) оценивалось в 2

балла, средний уровень – в 1 балл, отсутствие умения (низкий уровень) – в 0

баллов.

Если совокупная оценка составила от 10 до 12 баллов, то умения

самостоятельной работы оцениваются на высоком уровне, если от 5 до 9

баллов – на среднем уровне, если от 0 до 4 – на низком уровне.

Результаты диагностики умений самостоятельной работы на уроках

географии представлены в таблице.

Таблица 3

Уровни развития умений самостоятельной работы учащихся на уроках

географии, в %

Уровни

Высокий

Средний

Низкий

28,5

57,2

14,3

Как видно из представленных данных, у четырех детей умения

самостоятельной работы сформированы на среднем уровне (57, 2%). Лишь у

двух учеников умения сформированы на высоком уровне (28,5%). Эти

7

школьники обладают всеми перечисленными умениями

-

составление

словаря

географических

терминов,

заполнение

тематических

таблиц,

подготовка рефератов, докладов, поиск и классификация иллюстративного

материала, создание творческих проектов (кроссвордов, презентаций), работа

с картой.

В

результате

исследований

были

выделены

три

уровня

самостоятельности: подражательно-пассивный, репродуктивный (низкий),

частично-поисковый (средний), творческий (высокий). Таким образом,

выявленный

низкий

уровень

самостоятельности

школьников

требует

проведения дополнительных мероприятий, направленных на формирование

самостоятельности у школьников.

Для успешного осуществления самостоятельной работы учащихся

необходимы: комплексный подход организации самостоятельной работы по

всем формам работы; сочетание всех уровней (типов) самостоятельной

работы; обеспечение контроля над качеством усвоения; формирование

навыков самоконтроля учащихся, использование методы проектов.

Структура разрабатываемой системы самостоятельных работ учащихся

должна включать: выполнение заданий на уроках; выполнение домашних

работ; подготовка индивидуальных заданий по текущим темам, разработка

проектов; написание рефератов, докладов; подготовка к контрольным и

практическим работам; выполнение итоговой творческой работы по теме

(разделу).

2.2. Динамика самостоятельности неслышащих детей в процессе учебной и

внеклассной работы с использованием компьютерных технологий.

Развитие уровня самостоятельности школьников в процессе учебной

работы

можно

проиллюстрировать

определенными

практическими

результатами:

-

учащиеся приняли активное участие в районных мероприятиях:

экологическом фестивале «Экология. Творчество. Дети» и заняли 2

место в районе; районных конкурсах «Земля - наш общий дом», «Колесо

фортуны»; районном празднике «День Земли» заняли 1 место в

номинации «Фотоотчет»; конкурсе эрудитов

«Хочу все знать!» в г.

Новосибирске.

- участвуя в Международной предметной интернет-олимпиаде «Родник

знаний 2012» среди школ I и II вида учащиеся Ахтариева Л., и Рахимкулов

А. получили дипломы II cтепени, а Хакимова К. - диплом III степени

8

- школьники участвовали в предметных олимпиадах по линии Министерства

Образования РБ, по плану ШМО предметов естественно-гуманитарного

цикла

«Эрудит»

(на

школьном

этапе

Всероссийской

олимпиады

по

географии добились относительно неплохих результатов: Шайдуллина О.

(10Б класс) –12%, Рахимкулов А. (9 класс) – 19%, Ахтариева Л. (9 класс) –

12%.

- отдельные учащиеся смогли самостоятельно подготовить тематические

буклеты и стенды по различным темам на основе материалов из Интернет.

Внеклассная работа в основном носит эпизодический характер и состоит

в оформлении стендов, проведении отдельных разовых мероприятий. На

подготовительном этапе к некоторым из них учащиеся получали отдельные

задания для самостоятельного выполнения, с которыми школьники успешно

справлялись. В этом случае к ним на помощь снова приходил компьютер.

Можно представить некоторые мероприятия подробнее.

1.

«Час географических игр» по теме «Географическое положение и

рельеф Африки» в 7 классе, 2012-2013 учебный год. К этому

мероприятию были подготовлены различные конкурсные задания.

Ученики 11 класса помогли составить и оформить некоторые из них,

используя компьютер (географический кроссворд,

географический

рисунок, конкурс «закончи предложение»)

2.

Интеллектуальная игра «Крестики-нолики» 9-е классы, 2012-2013

учебный год. Данное мероприятие проводилось в рамках недели

предметов

естественно-гуманитарного

цикла.

Предлагались

конкурсные задания по различным предметам, в том числе по

географии – «Географическая уха», конкурс «Заморочки из бочки».

Для

последнего

конкурса

карточки

с

вопросами

напечатали

одиннадцатиклассники (Приложение №2)

3.

Работа в кабинете географии. С привлечением учащихся 11 класса был

оформлен стенд «Республика Башкортостан». Имеющиеся навыки

использования ресурсов

Интернета

позволили ребятам собрать

материал по административно - территориальному устройству РБ.

Аналогичным образом, с участием ребят из 11 класса был подготовлен

и оформлен общешкольный стенд «Знаете ли вы …», «2013 год – Год

охраны окружающей среды» (Приложение №3).

Развитие самостоятельности неслышащих детей проходит эффективнее,

если

организация

самостоятельной

работы

осуществляется

поэтапно.

Целесообразно выделить следующие примерные этапы работы по развитию

самостоятельности учащихся в обучении географии:

1.

Постановка учителем цели и задач перед учащимися;

9

2.

Самостоятельная

работа

учащихся

с

учебником

и

Интернет

(составление

словаря

географических

терминов,

заполнение

тематических таблиц, подготовка докладов, поиск и классификация

иллюстративного материала);

3.

Аналитическая и коррекционная работа;

4.

Индивидуальные консультации «учитель-ученик»;

5.

Создание индивидуальных и коллективных творческих проектов (в том

числе кроссвордов, презентаций и т. д.);

6.

Использование творческих проектов на уроках географии.

Таким образом, компьютерные технологии позволяют привлекать

учащихся к более активному участию в учебной работе и во внеклассных

мероприятиях, способствуя дальнейшему развитию самостоятельности.

Работа по представленной теме позволяет составить некоторые

методические рекомендации учителю по организации самостоятельной

работы и развитию самостоятельности неслышащих детей в процессе

обучения с применением компьютерных технологий:

1. Самостоятельная работа должна носить целенаправленный характер.

Учащиеся должны ясно представлять, в чем заключается задача, и каким

образом будет проверяться ее выполнение.

2. Работу по развитию самостоятельности неслышащих детей в процессе

обучения целесообразно осуществлять поэтапно:

1) постановка учителем цели и задач перед учащимися;

2) самостоятельная работа учащихся с учебником и Интернет;

3) аналитическая и коррекционная работа;

4) индивидуальные консультации «учитель-ученик»;

5) создание индивидуальных и коллективных творческих проектов (в

том числе кроссвордов, презентаций и т. д.);

6) использование творческих проектов на уроках.

3.

В качестве критериев развития самостоятельности и навыков

самостоятельной работы

неслышащих детей могут быть использованы

следующие показатели:

-

способность к отбору учебного материала в соответствии с

полученным заданием;

- умение пользоваться различными способами сбора информации и

материала;

- умение систематизировать накопленный по теме материал;

- способность к интерпретации полученных знаний;

- интерес к самообразованию.

4. Методами диагностики развития самостоятельности у неслышащих детей

могут

быть -

анкетирование,

оценочные результаты

индивидуальной

10

проектной деятельности, педагогическое наблюдение работы учащегося в

группе.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Поставленные в начале исследования задачи решены. Во-первых, была

проанализирована

психолого-педагогическая

литература

по

проблеме

формирования самостоятельности школьников. Была уточнена сущность

важнейших

понятий

самостоятельность

и

самостоятельная

работа,

деятельность, компьютерные технологии.

Самостоятельность школьника, понимаемая как стремление и умение

ученика настойчиво решать задачи деятельности, относительно независимые

от взрослого, мобилизуя имеющийся опыт, знания, используя поисковые

действия, является значимым фактором социально-личностного созревания и

готовности к обучению.

Внешними признаками самостоятельности учащихся являются

планирование

ими

своей

деятельности,

выполнение

заданий

без

непосредственного участия педагога, систематический самоконтроль за

ходом

и

результатом

выполняемой

работы,

ее

корректирование

и

совершенствование. Внутреннюю сторону самостоятельности образуют

потребностно-мотивационная сфера, усилия воспитанников, направленные

на достижение цели без посторонней помощи.

В-вторых, разработаны критерии развития самостоятельности и

навыков самостоятельной работы учащихся, к ним относятся следующие:

- способность к отбору учебного материала в соответствии с

полученным заданием;

- умение пользоваться различными способами сбора информации и

материала;

- умение систематизировать накопленный по теме материал;

- способность к интерпретации полученных знаний;

- интерес к самообразованию.

В качестве методик диагностики уровня самостоятельности школьников

на уроках географии были использованы экспертная оценка учителя,

наблюдение

за учащимися

на

уроках,

тест

готовности

учащихся

к

самообразованию.

В-третьих, работа по повышению уровня самостоятельности,

использование различных видов самостоятельных работ способствовала

повышению интереса к предмету, стремлению к получению новых знаний,

самообразованию, что привело к повышению качества успеваемости.

Положительная динамика качества успеваемости (в %) учащихся отражена в

следующей таблице.

11

Таблица 4

Изменение качества успеваемости учащихся (в %)

2011-2012 учебный год

2012-2013 учебный год

10 класс

11 класс

1 чет

2 чет

3 чет

4 чет

Год.

1 чет

2 чет

3 чет

4 чет

Год.

57%

71%

71%

71%

71%

71%

85%

85%

85%

85%

Развитие самостоятельности учащихся можно считать необходимым

условием формирования личности с активной жизненной позицией.

ЛИТЕРАТУРА.

1.

Громцева А. К. Формирование у школьников готовности к

самообразованию. - М.: Просвещение, 2008.

2.

Жарова Л.В. «Управление самостоятельной деятельностью учащихся»

- Л.,1992.

3.

Золотова

С.

И.

Методические

подходы

к

использованию

информационных

и

телекоммуникационных

технологий

в

курсе

«География для общеобразовательных средних школ» // География в

школе.- 2007,№3.

4.

Кукушкина

О.И.

Внутренний

мир

человека

и…

компьютер?!

/О.И.Кукушкина//Дефектология. - 2009. - №3.

5.

Кукушкина

О.И.

Компьютерная

поддержка

взаимодействия

специального психолога и педагога. /О.И.Кукушкина//Дефектология. -

2004. - №2.

6.

Пидкасистый П.И. «Самостоятельная познавательная деятельность

школьников в обучении». – М, 1990.

7.

Полад Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в

системе образования. — М.,2009.

8.

Селевко

Г.К.

Современные

образовательные

технологии.

М:

Народное образование, 1998.

9.

Смирнова Н.М. Развитие навыков самостоятельной деятельности

учащихся. - М.: Просвещение, 2008.

10.Сурдопедагогика /Под ред. И.Г.Багровой и др.- М.,2004.

11.Таможня

Е.

А.

Компьютерные

технологии:

возможности

использования. // География в школе.-2006, № 4.

12.Чернявская А.П. Развитие самостоятельности учащихся в процессе

индивидуально-ориентированного

обучения.

-

Ярославль,

Издательство ЯГПУ, 2008.



В раздел образования