Напоминание

"Новые подходы к физическому воспитанию и оздоровлению детей"


Автор: Ворошилова Людмила Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОАУ Детский сад № 109
Населённый пункт: г. Оренбург Оренбургская область
Наименование материала: консультация для педагогов
Тема: "Новые подходы к физическому воспитанию и оздоровлению детей"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Консультация для педагогов

"Новые подходы

к физическому воспитанию и оздоровлению детей"

Охрана

жизни,

укрепление

здоровья

и

физическое

развитие

дошкольников

остается

приоритетным

направлением

деятельности

дошкольной образовательной организации.

Согласно ФГОС ДО содержание основной образовательной программы

дошкольного

образования

должно

обеспечивать

развитие

личности,

мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и

охватывать основные направления развития и образования (образовательные

области)1, в т. ч. физическое развитие.

Образовательная

область

«физическое

развитие»

включает:

приобретение дошкольниками опыта в двигательной деятельности, в т. ч.

связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких

физических

качеств,

как

координация

и

гибкость;

способствующих

правильному

формированию

опорно-двигательной

системы

организма,

развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики

обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму

выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в

обе стороны);

формирование начальных представлений о некоторых видах спорта;

овладение подвижными играми с правилами;

становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной

сфере;

становление

ценностей

здорового

образа

жизни,

овладение

его

элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме,

закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

«Здоровье детей — здоровье нации!». Этот лозунг нашел свое

отражение во многих образовательных документах, в том числе и в

Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного

образования. По ФГОС одним из приоритетных направлений деятельности

детского сада является проведение физкультурно-оздоровительной работы, в

том числе и путем использования здоровьесберегающих технологий в ДОУ.

Технология

-

это

инструмент

профессиональной

деятельности

педагога - набор определенных профессиональных действий, позволяющий

педагогу еще в процессе проектирования предвидеть промежуточные и

итоговые

результаты

собственной

профессионально-педагогической

деятельности.

Таким образом, здоровьесберегающие технологии в дошкольном

образовании - это технологии, направленные на решение задачи сохранения,

поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в

детском

саду:

детей,

педагогов

и

родителей.

Здоровьесберегающие

технологии это один из видов современных инновационных технологий,

которые направлены на сохранение и улучшение здоровья всех участников

образовательного процесса в ДОУ. Использование таких технологий имеет

двустороннюю направленность:

формирование у дошкольников основ валеологической культуры, т.е.

научить их самостоятельно заботиться о своем здоровье;

организация

образовательного

процесса

в

детском

садике

без

негативного влияния на здоровье детей.

Здоровьесберегающие

технологии

в

ДОУ

по

ФГОС

отлично

сочетаются с традиционными формами и методами в педагогике, дополняя

их

различными

способами

осуществления

оздоровительной

работы.

Использование таких технологий решает целый ряд задач:

закладывание фундамента хорошего физического здоровья;

повышение

уровня

психического

и

социального

здоровья

воспитанников;

проведение профилактической оздоровительной работы;

ознакомление дошкольников с принципами ведения здорового образа

жизни;

мотивация детей на здоровый образ жизни;

формирование полезных привычек;

формирование валеологических навыков;

формирование

осознанной

потребности

в

регулярных

занятиях

физкультурой;

воспитание ценностного отношения к своему здоровью.

Для обеспечения комплексного подхода к охране и улучшению

здоровья воспитанников, требуемого по ФГОС, в ДОУ используются

различные виды современных здоровьесберегающих технологий:

медико-профилактические

(проведение

медосмотров,

контроль

состояния здоровья детей, противоэпидемиологическая работа, организация

специализированных

коррекционных

групп,

профилактика

многих

заболеваний,

санитарно-гигиеническая

работа,

контроль

качества

организации питания и т.д.);

физкультурно-оздоровительные

(проведение

подвижных

игр,

спортивные мероприятия, валеологические занятия, процедуры закаливания,

организация прогулок и т.д.)

валеологическое образование родителей (мотивация родителей к

ведению

здорового

образа

жизни,

обучение

родителей

способам

взаимодействия с детьми по формированию у них валеологической

культуры);

валеологическое просвещение педагогов (ознакомление воспитателей с

инновационными здоровьесберегающими технологиями и способами их

внедрения, мотивация к здоровому образу жизни, расширение знаний о

возрастных и психологических особенностях дошкольников);

здоровьесберегающее

образование

детей

(формирование

валеологических знаний и навыков).

Только реализуя все указанные виды здоровьесберегающих технологий

можно достигнуть тесного взаимодействия основных факторов, влияющих на

здоровье дошкольников.

Существует

много

эффективных

разновидностей

современных

здоровьесберегающих технологий, которые должны находиться в картотеке

воспитателя детского сада.

Физкультминутки.

Одним

из

наиболее

простых

и

распространенных

видов

здоровьесберегающих технологий в ДОУ являются физкультурные минутки.

Их еще называют динамичными паузами. Это кратковременные перерывы в

интеллектуальной или практической деятельности, во время которых дети

выполняют несложные физические упражнения.

Цель таких физкультминуток заключается в:

смене вида деятельности;

предупреждении утомляемости;

снятии мышечного, нервного и мозгового напряжения;

активизации кровообращения;

активизации мышления;

повышении интереса детей к ходу занятия;

создании положительного эмоционального фона.

Проведение динамичных пауз имеет некоторые особенности. Они

предназначены для выполнения условиях ограниченного пространства (возле

парты или стола, в центре комнаты и т.п.). Большинство физкультминуток

сопровождаются стихотворным текстом или же выполняются под музыку.

Длятся

такие

динамичные

паузы

1-2

минуты.

К

выполнению

физкультминуток привлекаются все дети. Для этого не требуется спортивная

форма или инвентарь. Время для проведения выбирается произвольно в

зависимости от степени утомляемости ребят. Физкультминутка может

включать отдельные элементы других здоровьесберегающих технологий.

Дыхательная гимнастика

Изучение опыта работы многих воспитателей дошкольных учреждений

показывает,

что

к

самым

популярным

видам

здоровьесберегающих

технологий в ДОУ относится дыхательная гимнастика. Она представляет

собой систему дыхательных упражнений, которые входят в комплекс

коррекционной работы по укреплению общего здоровья ребенка.

Использование дыхательной гимнастики помогает:

улучшить работу внутренних органов;

активизировать

мозговое

кровообращение,

повысить

насыщение

организма кислородом;

тренировать дыхательный аппарата;

осуществлять профилактику заболеваний органов дыхания;

повысить защитные механизмы организма;

восстановить душевное равновесие, успокоиться;

развивать речевое дыхание.

На занятиях по дыхательной гимнастике нужно соблюдать следующие

правила. Проводить ее рекомендуется в хорошо проветренной комнате и до

приема пищи. Такие занятия должны быть ежедневными и длиться 3-6

минут. Для выполнения дыхательной гимнастики не требуется особая форма

одежды, однако надо проследить, чтобы она не стесняла движения ребенка. В

ходе выполнения упражнений нужно особое внимание уделять характеру

производимых вдохов и выдохов. Следует учить детей вдыхать через нос

(вдохи должны быть короткими и легкими), а выдыхать через рот (выдох

долгий). Также дыхательная гимнастика включает упражнения на задержку

дыхания. Важно, чтобы у детей при выполнении упражнений на развитие

речевого дыхания не напрягались мышцы тела, не двигались плечи.

Пальчиковая гимнастика

Пальчиковая гимнастика — это вид здоровьесберегающих технологий,

который применяется не только для развития мелкой моторики рук (что

важно для подготовки ребенка к рисованию, лепке и письму), но и для

решения проблем с речевым развитием у детей. Помимо этого такая

гимнастика способствует развитию:

осязательных ощущений;

координации движений пальцев и рук;

творческих способностей дошкольников.

Пальчиковая

гимнастика

проводится

в

форме

инсценировки

стихотворных

текстов

с

помощь

пальцев.

Это

чуть

ли

не

первая

разновидность гимнастики, которую можно выполнять с детьми. В ходе

проведения пальчиковой гимнастики дети производят активные и пассивные

движения пальцами. Используются такие виды упражнений:

массаж;

действия с предметами или материалами;

пальчиковые игры.

Рекомендуется делать пальчиковую гимнастику ежедневно. В ходе ее

выполнения нужно следить, чтобы нагрузка на обе руки была одинаковой.

Кроме

этого

необходимо

помнить,

что

каждый

сеанс

пальчиковой

гимнастики должен оканчиваться расслабляющими упражнениями. Такие

занятия можно проводить коллективно, в группах или индивидуально с

каждым ребенком.

Гимнастика для глаз

Также

к

здоровьесберегающим

технологиям

в

ДОУ

относится

гимнастика для глаз. Она подразумевает проведение системы упражнений,

направленных на коррекцию и профилактику нарушений зрения. Гимнастика

для глаз необходима для:

снятия напряжения;

предупреждения утомления;

тренировки глазных мышц;

укрепления глазного аппарата.

Для выполнения такой гимнастики достаточно 2-4 минуты. Главное

правило данной гимнастики состоит в том, что двигаться должны только

глаза, а голова остается в неподвижном состоянии (кроме случаев, где

предусмотрены наклоны головы). Все упражнения нужно делать стоя.

Обычно образец выполнения каждого действия показывает воспитатель, а

дети повторяют за ним. Часто такая гимнастика имеет стихотворное

сопровождение.

Она

может

включать

упражнения

с

предметами,

специальными таблицами или ИКТ.

Психогимнастика

Психогимнастика относится к инновационным здоровьесберегающим

технологиям,

которые

используются

в

детском

саду

для

развития

эмоциональной сферы ребенка, укрепления его психического здоровья. Цель

психогимнастики заключается в следующем:

проведение психофизической разрядки;

развитие познавательных психических процессов;

нормализация состояния у детей с неврозами или нервно-психическими

расстройствами;

коррекция отклонений в поведении или характере.

Психогиснастика представляет собой курс из 20 специальных занятий,

которые проводятся в игровой форме. Они организовываются два раза в

неделю и длятся от 25 до 90 минут. Каждое занятие состоит из четырех

этапов, которые предполагают разыгрывание:

этюдов с использованием мимики и пантомимы;

этюдов на изображение эмоций или качеств характера;

этюдов с психотерапевтической направленностью.

Оканчивается занятие психомышечной тренировкой. В ходе занятия

проводится «минутка шалости», когда дети могут выполнять любые

действия, которые им захочется.

Ритмопластика

Ритмопластика это инновационный метод работы с детьми, который

основан на выполнении ими под музыку специальных пластичных движений,

имеющих оздоровительный характер. Цель ритмопластики:

восполнение «двигательного дефицита»;

развитие двигательной сферы детей;

укрепление мышечного корсета;

совершенствование познавательных процессов;

формирование эстетических понятий.

Ритмопластика организовывается в форме специальных музыкальных

занятий. Физические упражнения должны выполняться в медленном темпе с

широкой амплитудой. Эти занятия нужно проводить дважды в неделю по 30

минут каждое. Рекомендуется заниматься ритмопластикой не раньше, чем

через полчаса после приема пищи.

Игротерапия

В

ФГОС

указывается,

что

у

дошкольников

ведущим

видом

деятельности

является

игра.

Поэтому

обязательным

видом

здоровьесберегающих технологий в ДОУ должна являться игротерапия. Эта

технология подразумевает привлечение детей к участию в разнообразных

играх, в ходе которых у них будет возможность:

проявить эмоции, переживания, фантазию;

самовыразиться;

снять психоэмоциональное напряжение;

избавиться от страхов;

стать увереннее в себе.

Игротерапия считается отличным средством для борьбы с детскими

неврозами.

Помимо описанных здоровьесберегающих технологий в ДОУ можно

использовать и другие их виды:

цветотерапию;

музыкотерапию;

физиотерапию;

песочную терапию.

Суть таких технологий понятна исходя из их названий. Конечная цель

использования здоровьесберегающих технологий в детском саду по ФГОС —

сохранение и укрепление здоровья детей, что служит обязательным условием

повышения результативности учебно-воспитательного процесса. Только

здоровый ребенок может стать хорошим учеником и успешной личностью.



В раздел образования