Автор: Ворошилова Людмила Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОАУ Детский сад № 109
Населённый пункт: г. Оренбург Оренбургская область
Наименование материала: консультация для педагогов
Тема: "Новые подходы к физическому воспитанию и оздоровлению детей"
Раздел: дошкольное образование
Консультация для педагогов
"Новые подходы
к физическому воспитанию и оздоровлению детей"
Охрана
жизни,
укрепление
здоровья
и
физическое
развитие
дошкольников
остается
приоритетным
направлением
деятельности
дошкольной образовательной организации.
Согласно ФГОС ДО содержание основной образовательной программы
дошкольного
образования
должно
обеспечивать
развитие
личности,
мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и
охватывать основные направления развития и образования (образовательные
области)1, в т. ч. физическое развитие.
Образовательная
область
«физическое
развитие»
включает:
приобретение дошкольниками опыта в двигательной деятельности, в т. ч.
связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких
физических
качеств,
как
координация
и
гибкость;
способствующих
правильному
формированию
опорно-двигательной
системы
организма,
развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики
обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму
выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в
обе стороны);
формирование начальных представлений о некоторых видах спорта;
овладение подвижными играми с правилами;
становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной
сфере;
становление
ценностей
здорового
образа
жизни,
овладение
его
элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме,
закаливании, при формировании полезных привычек и др.).
«Здоровье детей — здоровье нации!». Этот лозунг нашел свое
отражение во многих образовательных документах, в том числе и в
Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного
образования. По ФГОС одним из приоритетных направлений деятельности
детского сада является проведение физкультурно-оздоровительной работы, в
том числе и путем использования здоровьесберегающих технологий в ДОУ.
Технология
-
это
инструмент
профессиональной
деятельности
педагога - набор определенных профессиональных действий, позволяющий
педагогу еще в процессе проектирования предвидеть промежуточные и
итоговые
результаты
собственной
профессионально-педагогической
деятельности.
Таким образом, здоровьесберегающие технологии в дошкольном
образовании - это технологии, направленные на решение задачи сохранения,
поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в
детском
саду:
детей,
педагогов
и
родителей.
Здоровьесберегающие
технологии это один из видов современных инновационных технологий,
которые направлены на сохранение и улучшение здоровья всех участников
образовательного процесса в ДОУ. Использование таких технологий имеет
двустороннюю направленность:
формирование у дошкольников основ валеологической культуры, т.е.
научить их самостоятельно заботиться о своем здоровье;
организация
образовательного
процесса
в
детском
садике
без
негативного влияния на здоровье детей.
Здоровьесберегающие
технологии
в
ДОУ
по
ФГОС
отлично
сочетаются с традиционными формами и методами в педагогике, дополняя
их
различными
способами
осуществления
оздоровительной
работы.
Использование таких технологий решает целый ряд задач:
закладывание фундамента хорошего физического здоровья;
повышение
уровня
психического
и
социального
здоровья
воспитанников;
проведение профилактической оздоровительной работы;
ознакомление дошкольников с принципами ведения здорового образа
жизни;
мотивация детей на здоровый образ жизни;
формирование полезных привычек;
формирование валеологических навыков;
формирование
осознанной
потребности
в
регулярных
занятиях
физкультурой;
воспитание ценностного отношения к своему здоровью.
Для обеспечения комплексного подхода к охране и улучшению
здоровья воспитанников, требуемого по ФГОС, в ДОУ используются
различные виды современных здоровьесберегающих технологий:
медико-профилактические
(проведение
медосмотров,
контроль
состояния здоровья детей, противоэпидемиологическая работа, организация
специализированных
коррекционных
групп,
профилактика
многих
заболеваний,
санитарно-гигиеническая
работа,
контроль
качества
организации питания и т.д.);
физкультурно-оздоровительные
(проведение
подвижных
игр,
спортивные мероприятия, валеологические занятия, процедуры закаливания,
организация прогулок и т.д.)
валеологическое образование родителей (мотивация родителей к
ведению
здорового
образа
жизни,
обучение
родителей
способам
взаимодействия с детьми по формированию у них валеологической
культуры);
валеологическое просвещение педагогов (ознакомление воспитателей с
инновационными здоровьесберегающими технологиями и способами их
внедрения, мотивация к здоровому образу жизни, расширение знаний о
возрастных и психологических особенностях дошкольников);
здоровьесберегающее
образование
детей
(формирование
валеологических знаний и навыков).
Только реализуя все указанные виды здоровьесберегающих технологий
можно достигнуть тесного взаимодействия основных факторов, влияющих на
здоровье дошкольников.
Существует
много
эффективных
разновидностей
современных
здоровьесберегающих технологий, которые должны находиться в картотеке
воспитателя детского сада.
Физкультминутки.
Одним
из
наиболее
простых
и
распространенных
видов
здоровьесберегающих технологий в ДОУ являются физкультурные минутки.
Их еще называют динамичными паузами. Это кратковременные перерывы в
интеллектуальной или практической деятельности, во время которых дети
выполняют несложные физические упражнения.
Цель таких физкультминуток заключается в:
смене вида деятельности;
предупреждении утомляемости;
снятии мышечного, нервного и мозгового напряжения;
активизации кровообращения;
активизации мышления;
повышении интереса детей к ходу занятия;
создании положительного эмоционального фона.
Проведение динамичных пауз имеет некоторые особенности. Они
предназначены для выполнения условиях ограниченного пространства (возле
парты или стола, в центре комнаты и т.п.). Большинство физкультминуток
сопровождаются стихотворным текстом или же выполняются под музыку.
Длятся
такие
динамичные
паузы
1-2
минуты.
К
выполнению
физкультминуток привлекаются все дети. Для этого не требуется спортивная
форма или инвентарь. Время для проведения выбирается произвольно в
зависимости от степени утомляемости ребят. Физкультминутка может
включать отдельные элементы других здоровьесберегающих технологий.
Дыхательная гимнастика
Изучение опыта работы многих воспитателей дошкольных учреждений
показывает,
что
к
самым
популярным
видам
здоровьесберегающих
технологий в ДОУ относится дыхательная гимнастика. Она представляет
собой систему дыхательных упражнений, которые входят в комплекс
коррекционной работы по укреплению общего здоровья ребенка.
Использование дыхательной гимнастики помогает:
улучшить работу внутренних органов;
активизировать
мозговое
кровообращение,
повысить
насыщение
организма кислородом;
тренировать дыхательный аппарата;
осуществлять профилактику заболеваний органов дыхания;
повысить защитные механизмы организма;
восстановить душевное равновесие, успокоиться;
развивать речевое дыхание.
На занятиях по дыхательной гимнастике нужно соблюдать следующие
правила. Проводить ее рекомендуется в хорошо проветренной комнате и до
приема пищи. Такие занятия должны быть ежедневными и длиться 3-6
минут. Для выполнения дыхательной гимнастики не требуется особая форма
одежды, однако надо проследить, чтобы она не стесняла движения ребенка. В
ходе выполнения упражнений нужно особое внимание уделять характеру
производимых вдохов и выдохов. Следует учить детей вдыхать через нос
(вдохи должны быть короткими и легкими), а выдыхать через рот (выдох
долгий). Также дыхательная гимнастика включает упражнения на задержку
дыхания. Важно, чтобы у детей при выполнении упражнений на развитие
речевого дыхания не напрягались мышцы тела, не двигались плечи.
Пальчиковая гимнастика
Пальчиковая гимнастика — это вид здоровьесберегающих технологий,
который применяется не только для развития мелкой моторики рук (что
важно для подготовки ребенка к рисованию, лепке и письму), но и для
решения проблем с речевым развитием у детей. Помимо этого такая
гимнастика способствует развитию:
осязательных ощущений;
координации движений пальцев и рук;
творческих способностей дошкольников.
Пальчиковая
гимнастика
проводится
в
форме
инсценировки
стихотворных
текстов
с
помощь
пальцев.
Это
чуть
ли
не
первая
разновидность гимнастики, которую можно выполнять с детьми. В ходе
проведения пальчиковой гимнастики дети производят активные и пассивные
движения пальцами. Используются такие виды упражнений:
массаж;
действия с предметами или материалами;
пальчиковые игры.
Рекомендуется делать пальчиковую гимнастику ежедневно. В ходе ее
выполнения нужно следить, чтобы нагрузка на обе руки была одинаковой.
Кроме
этого
необходимо
помнить,
что
каждый
сеанс
пальчиковой
гимнастики должен оканчиваться расслабляющими упражнениями. Такие
занятия можно проводить коллективно, в группах или индивидуально с
каждым ребенком.
Гимнастика для глаз
Также
к
здоровьесберегающим
технологиям
в
ДОУ
относится
гимнастика для глаз. Она подразумевает проведение системы упражнений,
направленных на коррекцию и профилактику нарушений зрения. Гимнастика
для глаз необходима для:
снятия напряжения;
предупреждения утомления;
тренировки глазных мышц;
укрепления глазного аппарата.
Для выполнения такой гимнастики достаточно 2-4 минуты. Главное
правило данной гимнастики состоит в том, что двигаться должны только
глаза, а голова остается в неподвижном состоянии (кроме случаев, где
предусмотрены наклоны головы). Все упражнения нужно делать стоя.
Обычно образец выполнения каждого действия показывает воспитатель, а
дети повторяют за ним. Часто такая гимнастика имеет стихотворное
сопровождение.
Она
может
включать
упражнения
с
предметами,
специальными таблицами или ИКТ.
Психогимнастика
Психогимнастика относится к инновационным здоровьесберегающим
технологиям,
которые
используются
в
детском
саду
для
развития
эмоциональной сферы ребенка, укрепления его психического здоровья. Цель
психогимнастики заключается в следующем:
проведение психофизической разрядки;
развитие познавательных психических процессов;
нормализация состояния у детей с неврозами или нервно-психическими
расстройствами;
коррекция отклонений в поведении или характере.
Психогиснастика представляет собой курс из 20 специальных занятий,
которые проводятся в игровой форме. Они организовываются два раза в
неделю и длятся от 25 до 90 минут. Каждое занятие состоит из четырех
этапов, которые предполагают разыгрывание:
этюдов с использованием мимики и пантомимы;
этюдов на изображение эмоций или качеств характера;
этюдов с психотерапевтической направленностью.
Оканчивается занятие психомышечной тренировкой. В ходе занятия
проводится «минутка шалости», когда дети могут выполнять любые
действия, которые им захочется.
Ритмопластика
Ритмопластика это инновационный метод работы с детьми, который
основан на выполнении ими под музыку специальных пластичных движений,
имеющих оздоровительный характер. Цель ритмопластики:
восполнение «двигательного дефицита»;
развитие двигательной сферы детей;
укрепление мышечного корсета;
совершенствование познавательных процессов;
формирование эстетических понятий.
Ритмопластика организовывается в форме специальных музыкальных
занятий. Физические упражнения должны выполняться в медленном темпе с
широкой амплитудой. Эти занятия нужно проводить дважды в неделю по 30
минут каждое. Рекомендуется заниматься ритмопластикой не раньше, чем
через полчаса после приема пищи.
Игротерапия
В
ФГОС
указывается,
что
у
дошкольников
ведущим
видом
деятельности
является
игра.
Поэтому
обязательным
видом
здоровьесберегающих технологий в ДОУ должна являться игротерапия. Эта
технология подразумевает привлечение детей к участию в разнообразных
играх, в ходе которых у них будет возможность:
проявить эмоции, переживания, фантазию;
самовыразиться;
снять психоэмоциональное напряжение;
избавиться от страхов;
стать увереннее в себе.
Игротерапия считается отличным средством для борьбы с детскими
неврозами.
Помимо описанных здоровьесберегающих технологий в ДОУ можно
использовать и другие их виды:
цветотерапию;
музыкотерапию;
физиотерапию;
песочную терапию.
Суть таких технологий понятна исходя из их названий. Конечная цель
использования здоровьесберегающих технологий в детском саду по ФГОС —
сохранение и укрепление здоровья детей, что служит обязательным условием
повышения результативности учебно-воспитательного процесса. Только
здоровый ребенок может стать хорошим учеником и успешной личностью.