Автор: Хасанова Айгуль Камиловна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад "Сказка"
Населённый пункт: с. Архангельское, Архангельский район, Республика Башкортостан
Наименование материала: статья
Тема: Приобщение детей к экологической культуре
Раздел: дошкольное образование
Приобщение детей к экологической культуре
Дошкольный возраст – важный этап в развитии экологической культуры человека. В
этот период закладываются основы личности, в том числе доброе отношение к природе,
окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей
среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему,
формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые
проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней.
Благодаря этому возможны формирование у детей экологических знаний, норм и правил
взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении
некоторых экологических проблем. При этом накопление знаний не является главным.
Они – необходимое условие выработки эмоционально-нравственного и действенного
отношения к миру.
Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования.
В связи с этим можно выделить главные направления работы по этой проблеме:
- воспитание у детей интереса к природе и проблемам ее охраны;
- формирование навыков культурного поведения в природе;
- воспитание у детей осознанно-правильного отношения к явлениям, объектам живой и
неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение в этот период
жизни;
- обогащение их знаниями о живой и неживой природе, необходимыми не только для
того, чтобы быть защитником природы, но и уметь по-хозяйски распоряжаться ее
богатствами;
- воспитание и развитие у детей бережного отношения ко всему живому;
- привлечение детей к экологически ориентированной деятельности – природоохранной.
Для реализации задач экологического воспитания в ДОУ должны быть созданы
необходимые условия.
Это:
зооуголок;
фитозона с различными комнатными растениями;
уголки природы в каждой группе;
участки с зелеными насаждениями;
небольшой огород;
цветники по периметру детского сада;
уголки экспериментирования по группам.
Экологическое воспитание осуществляется через весь педагогический процесс – в
повседневной жизни и на занятиях. Занятия выполняют совершенно определенную и
очень важную функцию: чувственные представления детей, получаемые повседневно,
могут быть качественно преобразованы, - расширены, углублены, объединены,
систематизированы.
На занятиях по экологии знакомят детей с представителями живой и неживой природы,
рассказывают наглядно о взаимосвязи и взаимодействии всех объектов природы, учат
устанавливать причинно-следственные связи, логично рассуждать, делать выводы.
Более продуктивным для усвоения материала будет использование в работе
интегрированных занятий. В них за счет переключения внимания на другие виды
деятельности, будь то музыка или изодеятельность, дети не теряют интерес к теме
занятия. Интересна интеграция экологии с музыкой, экологии с изодеятельностью,
сотрудничество с социальным педагогом. На этих занятиях расширяются каналы ввода
информации, активно используются не только слух и зрение, но и другие чувства –
тактильная чувствительность, невербальное восприятие (музыка, пение, рисование,
лепка, аппликация, инсценировка и другие).
Очень интересна для детей опытно-экспериментальная деятельность. Дошкольники
самостоятельно находят ответы на вопросы: «Что тонет в воде – дерево, металл,
камень или бумага?», «Что происходит с солью, сахаром, песком при их погружении в
воду?», «Что произойдет с зажженной свечой, если ее накрыть банкой?», «Будет ли
расти растение без воды?» и т. д.
В дошкольном возрасте у ребенка бурно развивается воображение, которое ярко
обнаруживает себя в игре и при восприятии художественных произведений. Специфика
литературы дает возможность формировать на основе содержания художественных
произведений любовь к природе. Детям доступны произведения таких писателей, как
В.Бианки, М.Пришвина, Н.Сладкова, К.Паустовского, Е.Шима, Е.Павловой и других.
Дошкольники очень любят сказки. «Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок»
- эти слова мы знаем с детства. И действительно, сказка не только развлекает, она
ненавязчиво воспитывает, знакомит ребенка с окружающим миром, добром и злом. Она
– универсальный учитель. Поэтому в работе со старшими ребятами можно
использовать экологические сказки, которые помогают понять природу,
взаимоотношения с ней человека. Это сказки Н.А.Рыжовой. Они доступны, интересны и
познавательны.
Дети – пытливые исследователи окружающего мира. Поэтому для них будут интересны
экологические задачи-рассказы. Их решение способствует установлению детьми фактов
того или иного отношения человека к природе, установлению связей между явлениями и
процессами в природе.
Рассказы - задачи помогают приобрести навыки выявления элементарных противоречий,
встречающихся в окружающем мире, умения разрешать найденные и сформулированные
противоречия и делать выводы на основе полученных решений и результатов.
В приобщении детей к экологической культуре эффективен проектный метод, цель
которого – помочь детям сформировать основы активной жизненной позиции,
воспитывать умение сопереживать всему живому, что в дальнейшем
трансформируется в сочувствие, затем - в содействие. Например, долгосрочный проект:
«Если бы я был собакой…» знакомит детей с жизнью собак, их важными
«профессиями», породами, подвигами этих животных, их преданностью хозяевам. О
собаках детям читают книги, рисуют и лепят их, сочиняют о них рассказы, любуются
фотографиями. Можно создать в группе музей с экспозицией об этих друзьях человека,
посмотреть которую посетят дети из других групп. Еще с помощью родителей уместно
сделать фотовыставку на тему «Собаки – наши друзья» и выставку детских рисунков,
посвященную собакам. Эффективны беседы о правильном отношении к бездомным
животным. Хорошо предложить детям попробовать представить себя на месте таких
собак.
Помимо долгосрочных проектов используются экологические акции, которые понятны
детям, затрагивают их интересы, жизнедеятельность. К ним относятся, например,
«Елочка - зеленая иголочка» - акция по сбережению живого дерева, против
бессмысленной массовой их вырубки к Новому году. Акция «Покормите птиц зимой!»
говорит сама за себя. Акция «Берегите воду!» помогает детям понять ценность воды, ее
значение для жизни всех живых существ, призывает бережно и экономно расходовать
ее.
Интерес у детей вызывают тематические дни. Такие, как «День моря», «День осеннего
дерева», «День цветов», «День птиц». В такие дни более эмоционально и глубоко ребята
знакомятся с предметом темы, формируется заботливое отношение к тематическому
объекту.
Важно систематически проводить с детьми наблюдения за окружающей природой на
прогулке с использованием поэтического слова, загадок, народных примет и поговорок.
Природа – это первый эстетический воспитатель ребенка. Наблюдая природу, дети
учатся видеть, понимать и ценить ее красоту.
Совместно с музыкальным руководителем интересно провести праздники: «Синичкины
именины», «Сороки» и другие.
Большие возможности в воспитании экологических чувств по отношению к
окружающему миру заложены в играх, прежде всего дидактических. Удовлетворить
детскую любознательность, вовлечь ребенка в активное освоение окружающего мира
позволит именно игра. Полезны и интересны для детей выходы на природу в ближайшее
окружение. С малышами проводят тематические прогулки, а со старшими поход,
который готовят и проводят совместно с физкультурным руководителем, заранее
обдумывая, какие наблюдения можно провести в это время года, как разнообразить виды
деятельности, в какие игры играть. Походы и экскурсии с детьми в природу дают ни с
чем несравнимые живые и яркие впечатления о красоте и аромате цветов, травы,
осенней листвы, о разноголосом пении птиц, о причудливой форме кучевых облаков, о
сверкающих на солнце капельках дождя и т.д.
Еще более интересны детям экскурсии на станцию юных натуралистов и в зооуголки.
Дети зачарованно рассматривают живых обитателей, слушают познавательные
рассказы об их жизни. Такие мероприятия оставляют глубокий эмоциональный след у
каждого участника.
Работа с детьми по приобщению к экологической культуре невозможна без помощи и
поддержки семьи. Можно привлекать родителей к участию в различных выставках:
«Выставка кормушек для птиц», «Осенняя фантазия», «Необычная елка»,
фотовыставкам по разным темам, к участию в конкурсах рисунков. Родители не
останутся равнодушными, если в группе заранее вывесить яркое, красочное объявление о
проведении мероприятия. Дети будут счастливы, а взрослые, помогая им, проявляя
заинтересованность, поднимут свой авторитет.
Чтобы привлечь в союзники родителей, уместны выпуски стенгазеты, фото отчеты о
проведенных мероприятиях с детьми, консультации на экологические темы, подборки
интересных фактов из жизни животных, о которых они могут рассказать детям дома
или по дороге в детский сад.
Таким образом, используя разные формы и методы в комплексе, правильно сочетая их
между собой, можно приобщить детей к экологической культуре.