Напоминание

Приобщение детей к экологической культуре


Автор: Хасанова Айгуль Камиловна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад "Сказка"
Населённый пункт: с. Архангельское, Архангельский район, Республика Башкортостан
Наименование материала: статья
Тема: Приобщение детей к экологической культуре
Раздел: дошкольное образование





Назад




Приобщение детей к экологической культуре

Дошкольный возраст – важный этап в развитии экологической культуры человека. В

этот период закладываются основы личности, в том числе доброе отношение к природе,

окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей

среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему,

формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые

проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней.

Благодаря этому возможны формирование у детей экологических знаний, норм и правил

взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении

некоторых экологических проблем. При этом накопление знаний не является главным.

Они – необходимое условие выработки эмоционально-нравственного и действенного

отношения к миру.

Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования.

В связи с этим можно выделить главные направления работы по этой проблеме:

- воспитание у детей интереса к природе и проблемам ее охраны;

- формирование навыков культурного поведения в природе;

- воспитание у детей осознанно-правильного отношения к явлениям, объектам живой и

неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение в этот период

жизни;

- обогащение их знаниями о живой и неживой природе, необходимыми не только для

того, чтобы быть защитником природы, но и уметь по-хозяйски распоряжаться ее

богатствами;

- воспитание и развитие у детей бережного отношения ко всему живому;

- привлечение детей к экологически ориентированной деятельности – природоохранной.

Для реализации задач экологического воспитания в ДОУ должны быть созданы

необходимые условия.

Это:

зооуголок;

фитозона с различными комнатными растениями;

уголки природы в каждой группе;

участки с зелеными насаждениями;

небольшой огород;

цветники по периметру детского сада;

уголки экспериментирования по группам.

Экологическое воспитание осуществляется через весь педагогический процесс – в

повседневной жизни и на занятиях. Занятия выполняют совершенно определенную и

очень важную функцию: чувственные представления детей, получаемые повседневно,

могут быть качественно преобразованы, - расширены, углублены, объединены,

систематизированы.

На занятиях по экологии знакомят детей с представителями живой и неживой природы,

рассказывают наглядно о взаимосвязи и взаимодействии всех объектов природы, учат

устанавливать причинно-следственные связи, логично рассуждать, делать выводы.

Более продуктивным для усвоения материала будет использование в работе

интегрированных занятий. В них за счет переключения внимания на другие виды

деятельности, будь то музыка или изодеятельность, дети не теряют интерес к теме

занятия. Интересна интеграция экологии с музыкой, экологии с изодеятельностью,

сотрудничество с социальным педагогом. На этих занятиях расширяются каналы ввода

информации, активно используются не только слух и зрение, но и другие чувства –

тактильная чувствительность, невербальное восприятие (музыка, пение, рисование,

лепка, аппликация, инсценировка и другие).

Очень интересна для детей опытно-экспериментальная деятельность. Дошкольники

самостоятельно находят ответы на вопросы: «Что тонет в воде – дерево, металл,

камень или бумага?», «Что происходит с солью, сахаром, песком при их погружении в

воду?», «Что произойдет с зажженной свечой, если ее накрыть банкой?», «Будет ли

расти растение без воды?» и т. д.

В дошкольном возрасте у ребенка бурно развивается воображение, которое ярко

обнаруживает себя в игре и при восприятии художественных произведений. Специфика

литературы дает возможность формировать на основе содержания художественных

произведений любовь к природе. Детям доступны произведения таких писателей, как

В.Бианки, М.Пришвина, Н.Сладкова, К.Паустовского, Е.Шима, Е.Павловой и других.

Дошкольники очень любят сказки. «Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок»

- эти слова мы знаем с детства. И действительно, сказка не только развлекает, она

ненавязчиво воспитывает, знакомит ребенка с окружающим миром, добром и злом. Она

– универсальный учитель. Поэтому в работе со старшими ребятами можно

использовать экологические сказки, которые помогают понять природу,

взаимоотношения с ней человека. Это сказки Н.А.Рыжовой. Они доступны, интересны и

познавательны.

Дети – пытливые исследователи окружающего мира. Поэтому для них будут интересны

экологические задачи-рассказы. Их решение способствует установлению детьми фактов

того или иного отношения человека к природе, установлению связей между явлениями и

процессами в природе.

Рассказы - задачи помогают приобрести навыки выявления элементарных противоречий,

встречающихся в окружающем мире, умения разрешать найденные и сформулированные

противоречия и делать выводы на основе полученных решений и результатов.

В приобщении детей к экологической культуре эффективен проектный метод, цель

которого – помочь детям сформировать основы активной жизненной позиции,

воспитывать умение сопереживать всему живому, что в дальнейшем

трансформируется в сочувствие, затем - в содействие. Например, долгосрочный проект:

«Если бы я был собакой…» знакомит детей с жизнью собак, их важными

«профессиями», породами, подвигами этих животных, их преданностью хозяевам. О

собаках детям читают книги, рисуют и лепят их, сочиняют о них рассказы, любуются

фотографиями. Можно создать в группе музей с экспозицией об этих друзьях человека,

посмотреть которую посетят дети из других групп. Еще с помощью родителей уместно

сделать фотовыставку на тему «Собаки – наши друзья» и выставку детских рисунков,

посвященную собакам. Эффективны беседы о правильном отношении к бездомным

животным. Хорошо предложить детям попробовать представить себя на месте таких

собак.

Помимо долгосрочных проектов используются экологические акции, которые понятны

детям, затрагивают их интересы, жизнедеятельность. К ним относятся, например,

«Елочка - зеленая иголочка» - акция по сбережению живого дерева, против

бессмысленной массовой их вырубки к Новому году. Акция «Покормите птиц зимой!»

говорит сама за себя. Акция «Берегите воду!» помогает детям понять ценность воды, ее

значение для жизни всех живых существ, призывает бережно и экономно расходовать

ее.

Интерес у детей вызывают тематические дни. Такие, как «День моря», «День осеннего

дерева», «День цветов», «День птиц». В такие дни более эмоционально и глубоко ребята

знакомятся с предметом темы, формируется заботливое отношение к тематическому

объекту.

Важно систематически проводить с детьми наблюдения за окружающей природой на

прогулке с использованием поэтического слова, загадок, народных примет и поговорок.

Природа – это первый эстетический воспитатель ребенка. Наблюдая природу, дети

учатся видеть, понимать и ценить ее красоту.

Совместно с музыкальным руководителем интересно провести праздники: «Синичкины

именины», «Сороки» и другие.

Большие возможности в воспитании экологических чувств по отношению к

окружающему миру заложены в играх, прежде всего дидактических. Удовлетворить

детскую любознательность, вовлечь ребенка в активное освоение окружающего мира

позволит именно игра. Полезны и интересны для детей выходы на природу в ближайшее

окружение. С малышами проводят тематические прогулки, а со старшими поход,

который готовят и проводят совместно с физкультурным руководителем, заранее

обдумывая, какие наблюдения можно провести в это время года, как разнообразить виды

деятельности, в какие игры играть. Походы и экскурсии с детьми в природу дают ни с

чем несравнимые живые и яркие впечатления о красоте и аромате цветов, травы,

осенней листвы, о разноголосом пении птиц, о причудливой форме кучевых облаков, о

сверкающих на солнце капельках дождя и т.д.

Еще более интересны детям экскурсии на станцию юных натуралистов и в зооуголки.

Дети зачарованно рассматривают живых обитателей, слушают познавательные

рассказы об их жизни. Такие мероприятия оставляют глубокий эмоциональный след у

каждого участника.

Работа с детьми по приобщению к экологической культуре невозможна без помощи и

поддержки семьи. Можно привлекать родителей к участию в различных выставках:

«Выставка кормушек для птиц», «Осенняя фантазия», «Необычная елка»,

фотовыставкам по разным темам, к участию в конкурсах рисунков. Родители не

останутся равнодушными, если в группе заранее вывесить яркое, красочное объявление о

проведении мероприятия. Дети будут счастливы, а взрослые, помогая им, проявляя

заинтересованность, поднимут свой авторитет.

Чтобы привлечь в союзники родителей, уместны выпуски стенгазеты, фото отчеты о

проведенных мероприятиях с детьми, консультации на экологические темы, подборки

интересных фактов из жизни животных, о которых они могут рассказать детям дома

или по дороге в детский сад.

Таким образом, используя разные формы и методы в комплексе, правильно сочетая их

между собой, можно приобщить детей к экологической культуре.



В раздел образования