Напоминание

Педагогический совет Тема: «От разнообразия форм работы по экологическому воспитанию к качеству дошкольного образования»


Авторы: Ушакова Светлана Алексеевна, Яковлева Лариса Николаевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное казённое дошкооьное образовательное учреждение "Новоозёрский детский сад"
Населённый пункт: ст.Озёрки Тальменский район Алтайский край
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Педагогический совет Тема: «От разнообразия форм работы по экологическому воспитанию к качеству дошкольного образования»
Раздел: дошкольное образование





Назад




ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ

Тема: «От разнообразия форм работы по экологическому

воспитанию к качеству дошкольного образования»

ФЕВРАЛЬ 2022

Тема: «От разнообразия форм работы по экологическому

воспитанию к качеству дошкольного образования»

Цель:

Совершенствовать профессиональное мастерство педагогов по экологическому

воспитанию дошкольников путем внедрения в педагогический процесс инновационных

технологий.

Дата проведения: 25.02.2022г.

План проведения:

Повестка дня

Ответственные

1

Аналитическая

справка по итогам тематического

контроля

по

теме:

«Организация

работы

по

экологическому воспитанию детей в ДОУ»

Ст. воспитатель

Ушакова С.А.

2

Инновационные формы работы с дошкольниками по

экологическому воспитанию

Ст. воспитатель

Ушакова С.А.

3

Из опыта работы: «Экологическое воспитание в

ДОУ»

Сотикова ЛО.

4

Доклады воспитателей: Грохотова Н.Н..; Зибарева Т.А.;

Назарова Л.С.; Сечкарь Г.Ю.

Воспитатели

5

Формы

организации

работы

с

детьми

по

экологическому воспитанию. «Экологическая тропа в

ДОУ» Презентация.

Сечкарь Г.Ю.

6

Решение педагогического совета №3

Ст. воспитатель

Ушакова С..А.

ХОД ПЕДСОВЕТА:

2

Сегодня я приглашаю вас поговорить о проблемах, которые возникают в процессе

экологического воспитания детей,

поделиться

опытом и идеями для повышения

эффективности образовательного процесса.

Для начала давайте разгадаем кроссворд.

Именно

на

этапе

дошкольного

детства

ребенок

получает

эмоциональные

впечатления о природе, накапливает представления о разных

формах жизни, т. е. у него

формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные

элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии, если

взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой, понимают

общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому

человеку взрослый мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним. Как донести

до детей основы экологических знаний? Об этом пойдет речь на педагогическом совете. За

вашими плечами, уважаемые педагоги, опыт, позволяющий высказывать свои суждения по

обсуждаемым вопросам. Как сформировать интерес и бережное отношение к природе?

I.

По первому вопросу выступит старший воспитатель Ушакова С.А. с аналитической

справкой тематического контроля в ДОУ.

3

II.

С темой выступления:

«Экологическое воспитание дошкольников в системе

планирования образовательной деятельности в соответствии с ФГОС».-

Ушакова С.А.

III. Из опыта работы: ««Экологическое воспитание детей в ДОУ» - Сотикова Л.О.

IV. Доклады воспитателей. (Грохотова Н.Н.; Зибарева Т.С.; Назарова Л.С.)

V.

Формы

организации

работы

с

детьми

по

экологическому

воспитанию.

«Экологическая тропа в ДОУ» Презентация.- Сечкарь Г.Ю.

IV.

Деловая игра

Цель игры: активизировать мыслительную деятельность педагогов ДОУ;

закрепление знаний педагогов по теме экологического воспитания детей дошкольного

возраста; сплочение коллектива; установление эмоциональной благоприятной обстановки в

педагогической среде дошкольного учреждения.

Ход игры

Звучит музыка. Ведущий на фоне музыки читает стихотворение.

Есть одна планета - сад

В этом космосе холодном.

Только здесь леса шумят,

Птиц скликая перелетных.

Лишь на ней одной увидишь

Ландыши в траве зеленой

И стрекозы только тут

В реку смотрят удивленно.

Береги свою планету,

Ведь другой на свете нету!

Наших детей надо учить любить природу. Наша природа – таинственная книга жизни –

содержит в себе ещё очень много интересного. Сегодня мы собрались здесь поговорить,

поделиться опытом.

Начинаем нашу деловую игру.

1.Разминка («Экологическое лукошко»)

Набор вопросов для каждой команды, за 2 минуты ответить на большее количество

вопросов:

У какой птицы самый длинный язык? (У дятла)

Кого называют листопадничками? (Зайчат, родившихся осенью)

Наука о животных. (Зоология)

Кто такой ихтиолог? (Учёный, изучающий рыб)

Что ест зимой жаба? (Ничего не ест, она спит

Какое дерево называют прадедом прадедов? (Дуб)

Какая нить в природе самая тонкая? (Паутина)

Какую траву любят кошки? (Валериана)

Самая высока трава? (Бамбук)

Где гнездятся скворцы, кроме скворечников? (В дупле)

Где у кузнечика уши? (На ногах)

Лесной петух. (Глухарь)

Что означает «плач» берёзы весной? (Сокодвижение)

Наука о растениях. (Ботаника)

Почему лиственницу называют «добрым деревом»? (Не колется)

Трава от 99 болезней. (Зверобой)

4

Пингвин птица или животное? (Птица)

Какое дерево самое толстое на земле? (Баобаб)

Какая охота разрешена в лесу в любое время года? (Фотоохота)

Почему Красную Книгу называют красной, а не зелёной? (Красный цвет –

сигнал опасности)

2.Теоретическая часть

1.

Что Вы понимаете под термином «экология»? Каково значение этого слова?

(Само слово «экология» образовано от греческих «экос» «дом» и «логос» - наука. То есть

экология в широком смысле - наука о Доме, в котором мы живем. В более узком смысле

экологией называют науку «об отношениях растительных и животных организмов и

образуемых ими сообществ между собой и окружающей средой»)

2.

Как, по Вашему мнению, следует сформулировать цель экологического

воспитания детей дошкольного возраста?

(Становление у детей научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практически

- деятельностного отношения к окружающей среде и к своему здоровью)

3.

На ком, по Вашему мнению, лежит основная нагрузка и ответственность в

экологическом воспитании детей?

(На

воспитателе,

который,

не

ограничиваясь

непосредственно-образовательной

деятельностью, вводит элементы экологического воспитания во все виды деятельности

детей)

4.

Условия необходимые для экологического воспитания детей?

(Экологическая комната, уголок природы в группе, участок)

5.

Формы организации с детьми по экологическому воспитанию?

(Экскурсии в природу, НОД, прогулки, праздники и развлечения, труд в уголке природы,

цветниках,

элементарная

поисковая

деятельность,

экологическое

воспитание

в

повседневной жизни)

6.

Назовите основные компоненты, которые включает в себя экологическая

культура.

(Экологические знания и умения, экологическое мышление; ценностные ориентации;

экологически оправданное поведение)

7.

Назовите практические методы экологического воспитания дошкольников.

( Игра, элементарные опыты и моделирование)

*По определению скажите, что это такое: целенаправленное, планомерное, активное

восприятие детьми предметов и явлений окружающего мира. В экологическом воспитании

этот прием является ведущим. 8. (Наблюдение)

*Назовите 3 объекта неживой природы, за которым проводится наблюдение в ДОУ. 9.

(Облака, ветер, солнце)

*Писатель-природовед, перу которого принадлежит рассказ “Лисичкин хлеб”. 10.

(М.М.Пришвин)

*Писатель и художник, творчество которого посвящено природе. 11. (Е. Чарушин.)

3.Педагогические задачи (ситуации)

Решение экологических проблем надо начинать с дошкольного возраста, потому что это

начальный этап формирования позитивного отношения к природе, «рукотворному миру»

культуры природопользования. Мы должны иметь высокий уровень экологических знаний,

умений, чтобы применять их на практике, в работе с детьми. Задачи для каждого участника,

например:

1. На лесной поляне играют четверо детей от пяти до семи лет. Самый маленький кричит:

«Давайте поймаем бабочку и подожжем ей крылья!» Мужчина, идущий мимо и слышащий

этот призыв, останавливает мальчика и спрашивает:

«Зачем же вам поджигать бабочке крылышки?» Тот, немного помолчав, и отвечает:

«Просто так…»

5

*Чем можно объяснить такую жестокость детей? Каковы методы и приемы воспитания у

дошкольников бережного отношения к природе?

2. Ира шла домой из детского сада через парк, засаженный кустами смородины, и громко

рассказывала маме, как они всей группой поливали их здесь. Но мать была занята

собственными мыслями.

- Почему ты меня не слушаешь? – спросила Ира и вырвала руку.

- Это что еще за капризы?! – вспыхнула мать и, сломав молодую ветку смородины,

хлестнула ею девочку. А потом зло бросила: - Кому нужны твои хлопоты, это же просто

детская игра! Без тебя хватит охранников природы.

*Какие негативные последствия могут быть у поступка матери?

3. Вы идете на работу. На дорожке мирно беседуют две мамы. В это время их дети

неподалеку ломают ветки молодого деревца. У обеих в руках уже по большой охапке.

Как вы думаете, дети просто непослушны или им никто не говорил о том, что нельзя

приносить вред растениям? Вы молча пройдете мимо, в душе осуждая матерей (детей), или

остановитесь и поговорите с матерями (с детьми)?

4. Идут по лесу два мальчика. У дороги им повстречался ручеёк. Вода в нём мутная,

грязная. Один мальчик решил привести ручеёк в порядок. Другой посмеялся над ним. И

всё- таки первый мальчик очистил ручеёк, расчистил дно, убрал упавшие в него ветки. А

потом сказал:

- Пусть этот ручеёк будет служить и людям, и животным.

*Чем можно объяснить возникшее у первого мальчика желание привести в порядок ручеёк?

5. Как-то у берега реки целая ватага мальчишек «охотилась» на нырка, которого волны

гнали к берегу. Едва только птица появлялась, в неё летели камни. Нырок быстро

скрывался под водой, а едва всплывал, повторялось то же самое.

Проходивший мимо мужчина пристыдил и прогнал их от берега. И мальчишки досадовали,

что он появился не вовремя. А один мальчик украдкой даже пытался ещё раз бросить

камень в обессилевшего, вероятно, подбитого нырка.

*Чем можно объяснить такую жестокость мальчишек? Как бы вы поступили, если бы

оказались рядом?

6. Все мы знаем, что дети любят ловить майских жуков: сажают их в коробку,

привязывают к ногам нитки, отрывают крылья.

*О чём нужно говорить с детьми?

7. Девочка принесла в детский сад котёнка. Воспитатель в ответ: «Зачем принесла такого

доходягу? Выбрось его сейчас же! » Девочка плачет, умоляет оставить котёнка.

*Ваши действия?

8. В детском саду произошёл случай: группа детей увидели кузнечика, кричали

«саранча», прыгали, играли с ним. Один ребёнок раздавил ногой кузнечика

на глазах у остальных. Дети в недоумении.

*Ваша реакция на действия детей?

Как вы считаете, если ребенок будет принимать участие в трудовой деятельности

вместе с взрослыми на огороде и цветнике, сможет ли он проявлять жестокость по

отношению к растениям и животным, людям?

4.«Как растения и животные предсказывают погоду».

Я напоминаю вам начало приметы будущей погоды в поведении растений и животных, а вы

заканчиваете строчку.

1. Паук усиленно плетет паутину – (к сухой погоде).

2. Уж на дороге греется – (перед дождем).

6

3. Стрижи, ласточки низко летают – (дождь предвещают).

4. Когда цветет черемуха – (к холоду, заморозкам).

5. Если утром трава сухая – (к вечеру ожидай дождя).

6. Из березы течет много сока – (к дождливому лету).

7. С утра мокрица распустилась и осталась раскрытой весь день – (к хорошей погоде).

8. Цветы перед дождем – (пахнут сильнее).

5. Музыкальный калейдоскоп.

Используя данные слова, попробуйте вспомнить и спеть хотя бы один куплет песни, в

которых они присутствуют:

· Ромашки, лес

· птицы, вода

· береза, сопки

Уважаемые педагоги! Предлагаем вам посмотреть презентацию

На этом наша встреча закончилась, надеюсь, что тема нашей игры была для Вас полезна и

интересна.

Желаю всем творческого успеха в такой важной и нужной для детей работе!

Решение:

1.Рзнообразить

использование

различных

форм

работы

с

детьми

родителями

по

экологическому воспитанию.

Дата: постоянно

2. Усилить контроль за повышением уровня развития детей дошкольного возраста по

ознакомлению с природой.

Дата: постоянно

3. Признать работу по экологическому воспитанию удовлетворительной.

7



В раздел образования