Напоминание

"Опыт использования современных методов обучения на уроках информатики в условиях перехода на ФГОС"


Автор: Сорокин Вячеслав Викторович
Должность: учитель информатики
Учебное заведение: МАОУ "Лицей № 82 г. Челябинска"
Населённый пункт: Челябинск
Наименование материала: статья
Тема: "Опыт использования современных методов обучения на уроках информатики в условиях перехода на ФГОС"
Раздел: полное образование





Назад




В.В. Сорокин

Россия, г. Челябинск

Опыт использования современных методов обучения на

уроках информатики в условиях перехода на ФГОС

ФГOС

несколько

изменил

вектор

обучения,

так

как

приоритетная роль теперь отводится деятельности обучающихся.

Муниципальное

автономное

общеобразовательное

учреждение

«Лицей

№82

г.Челябинска»

является

учебным

заведением, постоянно находящимся в поиске, эксперименте,

инновационном процессе. Педагогический коллектив лицея чутко

реагирует на все прогрессивные тенденции в современном

образовании, охотно и осмысленно осваивает и использует в

своей деятельности передовые образовательные и педагогические

технологии. В последнее время много внимания уделяется

современным образовательным технологиям.

Содержание курса информатики, как ни одного другого

школьного предмета, зависит от непрерывного развития техники,

программного

обеспечения,

информационных

технологий,

нарастающего лавинообразного объема информации. Учитывая

это, очень важно в процессе обучения не столько обеспечить

обучающихся конечными знаниями, которые ко всему прочему

быстро становятся неактуальными и устаревшими, сколько

научить их самостоятельно извлекать необходимую информацию

и использовать ее для решения поставленных задач.

В лицее создана серьёзная материально - техническая база,

позволяющая осуществлять образовательный процесс на высоком

современном образовательном уровне: создана локальная сеть,

обеспечен выход в Интернет на всех предметных кафедрах и

читальном

зале,

ведется

активная

работа

по

работе

в

автоматизированной системе «Сетевой город. Образование». В

настоящее время кафедра новых информационных технологий

лицея

укомплектована

современным

компьютерным

и

мультимедийным оборудованием. В две смены работают три

компьютерных

класса

с

интерактивными

досками

и

один

компьютерный

кабинет

для

дополнительных

занятий.

Организованная таким образом система работы педагогического

коллектива

лицея

привела

к

пониманию

необходимости

продолжить экспериментальную деятельность по повышению

качества образования и использованию с этой целью новых

информационных технологий.

Формирование предметных, личностных и метапредметных

результатов обучения является не только следствием содержания

обучения, но и в большей степени — методик, форм организации

занятий, используемых в учебном процессе.

Развитие

личности

обучающегося

нельзя

обеспечить

механически

воспроизводимой

предметной

деятельностью.

Обучающийся

должен

осмыслить

всю

важность

учебной

деятельности и включиться в работу, руководствуясь не столько

указаниями учителя, сколько собственной заинтересованностью

разрешения учебных задач, совершая самостоятельный выбор

учебной

траектории.

Включенность

обучающегося

в

образовательный процесс на осознанном уровне позволяет

организовать

эффективное

обучение,

достичь

намеченных

предметных, метапредметных и личностных результатов.

В процессе обучения

информатике

с использованием

компьютеров и информационных технологий у обучающихся

формируется индивидуальный стиль работы, индивидуально-

своеобразные способы действий и скорость формирования

умений и закрепление навыков у учеников одного класса могут

различаться почти на порядок, этот фактор нельзя не учитывать,

определяя

структуру

урока

информатики.

Вследствие

чего

подход,

ориентированный

на

усредненного

школьника,

необходимо сменить на индивидуальный подход в обучении,

позволяя ученикам обучаться и развиваться в удобном для них

ритме работы.

Реализация поставленных задач осуществляется путем

выбора наиболее эффективных методов активного обучения

информатике, предусматривающее использование: диалогового

режима работы; дискуссий; проблемно-поисковых практических

работ;

ситуационного

метода;

метода

проектов

и

исследовательского метода.

Проблемно-поисковые

практические

работы

по

информатике проводятся для иллюстрации и исследованию

информационных процессов, с целью получения необходимых

компетенций в предметной области. Психологи утверждают:

мышление начинается тогда, когда возникает проблема, потому

проблемно-поисковые практические работы носят развивающий

характер, способствуют более осмысленному и самостоятельному

овладению знаниями. Большую роль здесь играет именно

самостоятельная исследовательская, поисковая, аналитическая

деятельность, чем выполнение пошаговой работы, когда процесс

уже полностью описан. В связи с этим степень детализации

содержания

практических

работ

изменяется

от

тщательно

предписаний по выполнению заданий до описания минимальных

сведений, необходимых для успешного разрешения проблемы и

реализации работы.

Наиболее

продуктивными

методами

при

обучении

информатики являются исследовательский и метод проектов. Оба

метода основаны на концепции «учения через деятельность»,

благодаря чему позволяют достигать хороших результатов в

вопросе формирования субъектности учащихся.

Проектная деятельность сама по себе характерна для сферы

использования информационных технологий.

Проекты могут

быть как индивидуальными, так и коллективными. При этом

обучающимся следует предоставить достаточно широкий набор

проектов для реализации возможности выбора.

Участие

в

коллективном

решении

задачи

вовлекает

учащихся в отношения взаимной ответственности, учит их

ставить перед собой и разрешать не только учебные, но и

организационные проблемы. С педагогической точки зрения это

очень важно, ибо современный школьный процесс обучения

нацелен на формирование образованной и социально активной

личности.

Учебная

исследовательская

и

проектная

деятельности

способствует

развитию таких

значимых

способностей,

как

планирование, организация и оптимизация своих действий,

взаимодействие с другими людьми, умение учитывать позиции и

интересы

партнеров

и

конкурентов.

Эти

способности

рассматриваются в настоящее время как важные компоненты

образовательных метапредметных и личностных результатов и

являются основой субъектности личности учащегося.

Для

повышения

эффективности

учебного

процесса

предложенные выше методы активного обучения целесообразно

сочетать с другими, традиционными, например, самостоятельной

работой с книгой, упражнениями, выстроив их в определенную

последовательность. Все перечисленные методы направлены на

формирование субъектности обучающихся. Становясь субъектом

учебной деятельности, у школьника формируется алгоритм

разрешения возникающей перед ним проблемы: поставить перед

собой цель и соответствующие задачи; выполнить ряд операций

по

преобразованию

действительности;

проанализировать

полученный результат с поставленной целью. Все знания, умения,

навыки

и

компетенции,

позволяющие

эффективно

самоорганизоваться

учащимся

и

решить

задачи

учебной

деятельности,

являются

фундаментом

для

становления

способности к саморазвитию и самообразованию учащегося.

Процесс

обучения

постепенно

переводится

в

режим

самоуправления со стороны обучающихся, место внешнего

контроля и оценки достижений учащихся учителем занимают

самоконтроль и самооценка.

Сформированная

активная

субъектная

позиция

обучающихся

в

образовательном

процессе

обеспечивает

реализацию основной задачи образования, регламентированную в

ФГОС: ученики «умеют учиться» и реализовывать свои знания,

умения и навыки в своей жизни

Реализация

профессионально

направленного

обучения

информатике обучающихся связана с решением трех основных

проблем: определение его целей и содержания, отбор средств

организации

усвоения

содержания,

повышение

мотивации

изучения информатике. Решение обозначенных проблем, а,

следовательно, реализация профессиональной направленности

обучения информатике в рамках традиционного обучения в школе

обеспечиваются за счет использования текстовых задач.

Каждый метод обучения содержит в себе свой набор

приемов, которые помогают наиболее эффективно реализовать

метод на практике.



В раздел образования