Напоминание

Контроль качества знаний и умений посредством использования индивидуально-дифференцированного подхода на уроках математики


Авторы: Курганова Елена Васильевна, Елена Васильевна Курганова
Должность: учитель математики
Учебное заведение: КОУ "Специальная учебно-воспитательная школа №1" г.Сургут
Населённый пункт: г. Сургут
Наименование материала: Доклад
Тема: Контроль качества знаний и умений посредством использования индивидуально-дифференцированного подхода на уроках математики
Раздел: полное образование





Назад




Контроль качества знаний и умений посредством использования

индивидуально-дифференцированного подхода

на уроках математики

КОУ ХМАО-ЮГРА"Специальная учебно-воспитательная школа №1"

Курганова Е.В.

Математика объективно является наиболее сложным школьным предметом,

требующим более интенсивной мыслительной работы, более высокого уровня обобщений

и

абстрагирующей

деятельности.

Поэтому

невозможно

добиться

усвоения

математического материала всеми учащимися на одинаково высоком уровне. Даже

ориентировка на «среднего» ученика в обучении приводит к снижению успеваемости в

классе, к издержкам воспитательного характера у ряда школьников (потеря интереса к

математике, порождение безответственности, нежелание учиться и др.). Нынешнее

отношение учащихся к математике характеризуется снижением её популярности среди

школьников.

Важным звеном процесса обучения математике является контроль качества

знаний и умений с использованием индивидуально – дифференцированного подхода. От

того, как он организован, на что нацелен, существенно зависит эффективность учебной

работы. Именно поэтому в школьной практике уделяется серьезное внимание способам

организации контроля качества. Эта работа всегда связана со стремлением более полно

реализовать цели и задачи школьного математического образования, она отражает те или

иные изменения, которые происходят в системе образования.

Индивидуально – дифференцированный подход становится необходимым не

только для повышения успеваемости сильных учеников, причем его понимание не должно

сводиться лишь к эпизодическому добавлению в процесс обучения слабо успевающих

учащихся тренировочных задач, а более подготовленным – задач повышенной трудности.

Чтобы получить сведения не только о правильности или неправильности конечного

результата выполненной деятельности, но и о самой деятельности, необходимо

организовать проверку знаний, умений и навыков учащихся.

Получив информацию о качестве усвоения учебного материала, учитель строит

дальнейшее обучение, своевременно его корректирует, с учетом достижений каждого

учащегося. Школьная программа не должна сдерживать учащихся, но и не должна

предъявлять им завышенные требования. Одним учащимся математика в дальнейшем не

понадобится, для других она будет основой будущей профессии. При таком обучении

одни учащиеся усваивают базовый минимум знаний, другие готовятся к поступлению в

вуз и сдаче ЕГЭ. Поэтому дифференциация должна осуществляться не за счет того, что

одним дают меньший объем учебного материала, а другим больший, а в силу того что,

предлагая учащимся одинаковый объем знаний, ориентируют их на различные требования

к его усвоению.

Важнейшей

особенностью

традиционных

методов

контроля

и

оценки

математической подготовки школьников являлось то, что они полностью ориентированы

на

некоторый

максимальный

уровень

усвоения

материала.

В

этом

состояло

принципиальное достоинство традиционной системы контроля: она задавала высокий

уровень требований и обеспечивала тем самым высокий уровень подготовки хорошо

успевающих учащихся. Однако такая система была довольно жёсткой для тех, кто шёл

ниже этого уровня. Многие из них не справлялись с предъявляемыми требованиями,

отсеивались на различных этапах обучения. Это было, если и не оправданным, то вполне

естественным в условиях, когда среднее образование служило лишь целям подготовки к

высшему образованию.

В настоящее время получение базового образования стало необходимым для

каждого

члена

общества.

В

соответствии

с

этим

вся

методическая

система

перестраивается в плане обеспечения глубокой дифференциации обучения, учитывающей

интересы всех групп школьников. Поэтому традиционный подход к контролю становится

педагогически неоправданным.

В процессе реализации проекта разработаны общие требования к контролю

качества знаний учащихся с использованием индивидуально – дифференцированного

подхода, памятка по организации работы с карточками, тестами, система оценивания (см.

приложение 2).

В основе реализации задач проекта лежит внедрение в практику методической

системы, содержащей формы и методы контроля знаний и умений с использованием

индивидуально – дифференцированного подхода в обучении математике.

Методы контроля: устный, письменный, практический, машинный.

Формы контроля: индивидуальный и дифференцированный

Устный опрос осуществляется в индивидуальной и фронтальной формах.

Цель устного индивидуального контроля — выявление учителем знаний, умений и

навыков отдельных учащихся. Ученику предлагается ответить на общий вопрос, который

в последующем разбивается на ряд более конкретных, уточняющих. Дополнительные

вопросы при индивидуальном контроле задаются при неполном ответе, если необходимо

уточнить детали, проверить глубину знаний или в случае сомнения при выставлении

отметки.

Применение с целью повторения и закрепления учебного материала за короткий

промежуток времени устный фронтальный контроль (опрос) требует серии логически

связанных между собой вопросов по небольшому объему материала.

Письменный контроль редко бывает индивидуальным, когда отдельным учащимся

предлагаются контрольные задания по карточкам. Обычно это фронтальные контрольные

работы. Все учащиеся должны уметь выполнять задания базового уровня. Для этого,

начиная изучать тему, подготавливаются уровневые контрольные, практические работы,

тесты на несколько вариантов, которыми ребёнок может воспользоваться при письменной

итоговой работе по теме.

Применение письменных работ используется для: проверки знания теоретического

материала; умения применять его для решения задач;

контроля сформированных

навыков.

Практический контроль применяется в основном в старших классах, с этой целью

проводятся лабораторные работы. На уроках математики проводят измерительные

работы, с целью получения данных об умении учащихся применять полученные знания

при решении практических задач, пользоваться различными таблицами, формулами,

чертежными и измерительными инструментами, приборами.

С развитием информационных технологий в обучении все шире используется

машинный контроль. Компьютерное тестирование, как и любое тестирование, также даёт

возможность индивидуализировать и дифференцировать задания путём разноуровневых

вопросов. К тому же, тесты на компьютере позволяют вернуться к неотработанным

вопросам и сделать работу над ошибками.

Вместе с тем этот метод не выявляет способа получения результата, затруднений,

типичных ошибок и других нюансов, которые не проходят мимо внимания педагога при

устном и письменном контроле. Для контроля знаний учащихся удобно применять

типовые расчеты, которые включают наиболее характерные задания базового курса

математики.

Общее назначение всех этих методов заключается в том, чтобы наилучшим

образом провести контроль, вместе с тем каждый метод контроля имеет свои

дидактические возможности для выявления тех или иных показателей усвоения учебного

материала. Поэтому, контролируя результаты учебного процесса, необходимо учитывать

и преимущества, и ограниченность применения этих методов.

При

разработке

содержания

методов

контроля

необходимо

учитывать

индивидуально – дифференцированный подход, с учётом возможно большей проверки на

обязательном

уровне

обученности.

Именно

полная

информация

об

овладении

обязательными результатами обучения даёт возможность судить о готовности или

неготовности ученика к продвижению по курсу, о выполнении или невыполнении им

программных требований.

Результаты контроля качества знаний и умений с использованием индивидуально

– дифференцированного подхода ученика зависят от его возрастных и индивидуальных

особенностей, развития мыслительных особенностей, мотивации учения и развитие

познавательных интересов, владения культурой умственного труда, учебными умениями

и

навыками,

перехода

обучения

в

самообучение,

самообразование,

умственное

самовоспитание, творческой деятельности по развитию и применению учащимися своих

способностей.

Необходимость учета индивидуальных особенностей учащихся влечет за собой

вопрос: как все это осуществить организационно. Для современного школьного обучения

все гораздо сложнее: учеников много, а учитель один,

поэтому

сложно построить

учебный процесс в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ученика.

Очень часто используется такой выход: выделяются отдельные группы учащихся,

обучение которых строится по-разному. Каждая группа учеников, имеющая сходные

индивидуальные особенности,

идет своим

путем.

В

этом

случае речь идет

о

дифференцированном обучении.

Чтобы урок был интересным, а результат контроля качественным с использованием

индивидуально – дифференцированного подхода, в нем должно быть предварительная

организация работы в несколько этапов:

1.

Проведение диагностики.

2.

Распределение учащихся по группам с учетом диагностики.

3.

Определение способов дифференциации, разработка дифференцированных

заданий.

4.

Реализация дифференцированного подхода к учащимся на различных этапах урока.

5.

Диагностический контроль результатов.

Следуя поэтапному алгоритму, обучающихся можно условно разделить на группы,

каждая из которых овладевает программным материалом на разных уровнях: первый

уровень – минимальный (в соответствии с минимумом содержания образования), второй –

базовый,

третий

– вариативный (творческий). В процессе обучения состав групп может

меняться, но всегда будет стоять задача организовывать обучение так, чтобы каждый

учащийся на конкретном этапе максимально реализовывал

свои интеллектуальные

возможности. При этом должен чётко сохраняться принцип доступности.

Таким образом, в первую группу объединяются учащихся, которые различают и

запоминают содержание учебного материала и могут воспроизвести его в объёме

стандартных требований к его усвоению. Доступность может рассматриваться учителем

как один из основополагающих принципов, но она должна опираться в каждый момент

обучения на максимально высокий уровень, заставляющий включать в поиск решения

поставленной познавательной задачи весь запас знаний (пусть небольшой), все

интеллектуальные возможности (пусть ограниченные).

Во вторую группу объединяются учащиеся с репродуктивным характером

мышления и действий при решении той же задачи. Они запоминают учебный материал,

понимают его и умеют использовать в знакомой учебной ситуации. Главный метод их

работы – опора на прошлый опыт, ясно просматривается желание перенести его в

качестве шаблона на новую ситуацию.

В третью группу входят учащиеся, характеризующиеся в определённой мере

творческим подходом к решению поставленной задачи. Они понимают учебный материал,

умеют его воспроизводить, использовать в знакомой и изменённой учебной ситуации и

выполнять самостоятельные работы творческого характера. Их объединяют высокая

степень активности и многогранность вариантов усвоения и воспроизведения, поиск

наиболее рациональных приёмов решения для задачи данного типа. Особое место у них

занимает углубленный анализ содержания задачи, её внутренней логики. Учащиеся этой

группы способны воспринимать материал и шире, и глубже по сравнению с учащимися

первой и второй групп.

Контроль качества знаний и умений осуществляется в каждой группе следующим

образом (см. приложение 3):

№п/п

Группа

Осуществляемый контроль

Оценка

1

Первая

1.Самостоятельная

работа

содержит

задания

на

воспроизведение действий по образцу.

2.Контрольная работа

содержит задания обязательного

минимума.

3.Домашнее задание содержит задания на выполнение по

образцу;

с

содержанием

алгоритма

выполнения;

на

продолжение решения с опорой на классную работу.

4.Математический

диктант

содержит

задания

следующего

характера:

продолжи

запись

(на

знание

теоретического материала-определения, теоремы и т.д.).

5.Тестирование

содержит задания с выбором варианта

ответа.

6.Открытый зачёт содержит задания, соответствующие

обязательному уровню подготовки учащихся.

3

2

Вторая

1.Самостоятельная

работа

содержит

задания

на

узнавание объектов путем их сравнения с известным

образцом.

2.Контрольная работа

содержит задания обязательного

минимума и требует переноса знаний в новые, более

сложные условия, установление новых связей.

3.Домашнее

задание

содержит

задания,

включающие

задания первой группы с использованием более глубоких

тематических знаний.

4.Математический диктант содержит задания первой

группы

плюс

задания,

включающие

в

себя

умение

применить знание теоретического материала на практике.

5.Тестирование

содержит

задания

на

установление

истинности (ложности) утверждения.

6.Открытый

зачёт содержит

задания

повышенного

уровня с включением заданий обязательного уровня.

4

3

Третья

1.Самостоятельная работа содержит задания составления

модели и алгоритма действий в нестандартных ситуациях.

2.Контрольная работа

содержит задания обязательного

минимума, переноса знаний в новые, более сложные

условия

и

установления

новых

связей

проявления

творческой инициативы, достаточно глубокого знания.

3.Домашнее

задание

содержит

задания

творческого

характера,

исследовательского,

задания

поиска

новой

информации.

4.Математический

диктант

содержит

задания

предыдущих групп плюс задания логического характера.

5.Тестирование

содержит

задания

на

заполнение

истинного утверждения (проверка качества формирования

речевой математической культуры учащихся и уровня

овладения математическим аппаратом).

5

6.Зачёт

содержит

задания

повышенного

исследовательского, творческого характера.

Такой контроль знаний и умений даёт возможность составления индивидуальных

карточек – заданий, разноуровневых карточек

Для осуществления контроля качества знаний и умений с использованием

индивидуально – дифференцированного подхода способствуют следующие методические

приёмы: приём недописанная фраза; приём незавершённой задачи; приём «трехуровневое

домашнее задание»; приём «найди ошибку»; приём игровой деятельности при устном

контроле.

Применение в практической деятельности методов, форм и видов контроля учебной

деятельности учащихся, учитель учитывает цели обучения и его содержание. Таким

образом, выбор методов педагогической деятельности не произвольный акт. Он

подчиняется ряду закономерностей, среди которых первостепенное значение имеют цели

и конкретные образовательно-воспитательные задачи, содержание и принципы, уровень

подготовленности класса и его развитие как коллектива, особенности личности самого

педагога. Индивидуализация и дифференциация контроля знаний - это дифференциация

по содержанию. Она предполагает обучение разных групп учащихся по программам,

отличающимся глубиной и широтой изложения материала. Дифференциация этого вида,

как правило, осуществляется через курсы по выбору и профильное обучение. Такой

контроль позволил выбрать формы работы (см. приложение 5): факультативные

(элективные) курсы; научно – исследовательская работа; олимпиады различного уровня;

индивидуальная работа со слабоуспевающими учащимися



В раздел образования