Автор: Фисенко Елена Ивановна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МКОУ - КАЗАНСКАЯ СОШ
Населённый пункт: село Казанка
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Своя игра по рассказу А.П.Чехова "Тоска"
Раздел: среднее образование
СВОЯ ИГРА
по рассказу А.П.Чехова «Тоска»
Цель:
актуализация знаний о жизни и творчестве А.П.Чехова;
развитие познавательного интереса учащихся к творчеству А.П.Чехова,
любознательности.
Оборудование: компьютер, проектор, экран
Викторина построена по типу телевизионной передачи “Своя игра”.
Участие принимают две команды. Проводится игра в один тур. На
экране проецируется игровое поле с темами и ценой вопроса (с увеличением
цены вопроса увеличивается и сложность задания).
Задания выбирают по очереди, выполняют обе команды одновременно,
но первой отвечает та, что делала выбор. Побеждает команда, набравшая
наибольшее количество баллов (далее цифрами обозначаются баллы за
задание от 10 до 50).
Темы и задания.
1.Загадки биографии
10б. Назовите псевдоним А.П.Чехова, которым он подписывал ранние
рассказы? (Антоша Чехонте)
20 б. Кем по происхождению были дед и отец А.П.Чехова? (Отец и дед
писателя были крепостными. Дед вместе с тремя сыновьями выкупился
на волю в 1841 году)
30б. Какому ремеслу учился маленький Чехов? (Маленький Чехов
учился сапожному и портному ремеслу в одном из бесплатных
ремесленных классов таганрогского училища)
40б. С кем из знаменитых художников дружил А.П.Чехов? ( с
И.И.Левитаном)
50б. Кто из русских писателей 19 века сказал: «Чехов – это
Пушкин в прозе» (Л.Н.Толстой)
2.Творческий поиск
10б. В каком произведении Чехова герои Иван Иваныч, Фёдор
Тимофеич, Тётка вовсе не люди? (В рассказе «Каштанка»)
20б. Какая книга Чехова имеет географическое название? («Остров
Сахалин»)
30б. В каких юмористических журналах печатал свои произведения
Антон
Павлович
Чехов?
(«Стрекоза»,
«Будильник»,
«Зритель»,
«Осколки»)
40б. Какое высказывание принадлежат А.П.Чехову:
1.
«В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и
мысли»
2.
«Шутить надо для того, чтобы совершать серьёзные дела»
3.
«Смех – это солнце: оно прогоняет зиму с человеческого лица»
4.
«Красота – это королева, которая правит очень недолго»
50б. Когда было написано первое произведение А.П.Чехова? (В 1880 году
«Письмо учёному соседу» и «Что чаще всего встречается в романах,
повестях»
3.Детали
10б. Назовите время года, в которое происходит действие в рассказе «Тоска»
(зимой)
20б. Куда должен был отвести Иона «военного в шинели с капюшоном»?
(на Выборгскую)
30б. Кому Иона излил душу? Кто всё же его выслушал? (лошади)
40б. Сколько времени понадобилось Ионе, чтобы добраться «до большой,
грязной печки»? (часа полтора)
50б. Как обратился Иона к своей лошади ? (брат кобылочка)
4.Почемучка.
10б. Почему рассказ начинается с пейзажа? (при помощи пейзажа
передаётся внутреннее психологическое состояние человека)
20б. Почему плохо главному герою Ионе? (у него умер сын )
30б.
Почему Иона решил рассказать всё лошади? (видит в ней
родственную душу : как он лишился сына, так это существо лишилось
своего хозяина и корма)
40б. Почему люди проявляют равнодушие? (равнодушие – это лень души;
ведь так мало надо человеку от людей - надо чтобы его выслушали,
сказали доброе слово, улыбнулись; но и этой малости не то чтобы жалко
- просто лень сочувствовать, понимать)
50б. Почему человек, находясь в толпе, чувствует себя одиноким?
5.Общие вопросы.
10б.
Кому пытался Иона рассказать о своём горе? ( военному, горбачу,
дворнику, молодому извозчику)
20б.
Как реагируют слушатели на рассказ Ионы? (его горе никого не
интересует)
30б.
Как вы понимаете смысл эпиграфа? (рассказать некому, знает только
сам человек и Бог)
40б.
Какую вечную проблему человечества поднимает А.П. Чехов в своём
рассказе? (проблему общения друг с другом, равнодушия к горю и
несчастью окружающих, проблему одиночества)
50б.
Чему учит нас история, рассказанная А.П. Чеховым?
(призывает нас быть чуткими, учит нас быть терпимыми друг к другу,
гнать из нашего сердца равнодушие и самоуспокоенность)
6.Тропы. Какие художественные средства использует Чехов, чтобы
передать тоску героя?
10б. «Иона ёрзает на козлах, как на иголках, тыкает в стороны локтями и
водит глазами, как угорелый, словно не понимает, где он и зачем он здесь»
(сравнение)
20б. «Тоска громадная, не знающая границ» (эпитет)
30б.
«Но вот на город спускается вечерняя мгла" ( олицетворение)
40б. «Она (душа) сумела поместиться в такую ничтожную скорлупу, что её
не увидишь днём с огнём …) (метафора)
50б. Вечерние сумерки – вечерняя мгла – потёмки (градация)