Автор: Вайнбергер Оксана Александровна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: НРМДОБУ "Д/с "Ручеек"
Населённый пункт: ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ- ЮГРА, НЕФТЕЮГАНСКИЙ РАЙОН, п. СИНГАПАЙ
Наименование материала: статья
Тема: "Тико - моделирование, как современная технология речевых навыков детей с нарушениями речи"
Раздел: дошкольное образование
Конструктор-уникальное средство для развития мелкой моторики и речи.
Он способствует творческой активности, формированию мышления,
развитию мелкой моторики рук, а также выработке ловкости, умения
управлять своими движениями, концентрация внимания.
Учитывая, что современные дети перенасыщены информацией,
необходимо строить процесс обучения так, чтобы он был занимательным,
развивающим, деятельным, работал на зону ближайшего развития ребенка,
но не превышал его возможностей.
Организация образовательного процесса в группах для детей с НР
требует от нас поиска новых образовательных технологий.
На сегодняшний день инновационной разработкой, которая
соответствует требованиям ФГОС ДО является конструктор ТИКО. Его
можно использовать для совместной деятельности с детьми с нарушением
речи.
СЛАЙД
Что такое же такое ТИКО?
Трансформируемый
Игровой
Конструктор для
Обучения
«ТИКО» – это набор ярких плоскостных фигур из пластмассы, которые
шарнирно соединяются между собой. В результате для ребенка становится
наглядным процесс перехода из плоскости в пространство, от развертки – к
объемной фигуре и обратно. Внутри больших фигур конструктора есть
отверстия, которые при сборе игровых форм выступают в роли «окошка»,
«двери», «глазок». Сконструировать можно бесконечное множество
игровых фигур: от дорожки и забора до мебели, коттеджа, ракеты, корабля,
осьминога, снеговика и т.д.
Использование конструктора ТИКО
может быть в детском саду в рамках:
коллективной образовательной деятельности,
проектной деятельности,
игры-драматизации,
свободной деятельности,
сюжетно-ролевой игры
и во всех видах деятельности.
1
СЛАЙД
В игре с конструктором ребенок выучивает не только названия и облик
плоскостных фигур (треугольники равносторонние, равнобедренные и
прямоугольные, квадраты, прямоугольники, ромбы, параллелограммы,
трапеции, пятиугольники, шестиугольники и восьмиугольники).
Малышу открывается мир призм, пирамид, звезд Кеплера и становится
посильным выговорить не каждому взрослому знакомые слова «икосаэдр»,
«додекаэдр» и др. Дети играют со всем, что попадается им в руки, поэтому
им нужны для игр безопасные и прочные вещи, и конструкторы ТИКО дают
им возможность для экспериментирования и самовыражения.
СЛАЙД
Слайд
Задачи конструкторов «ТИКО»:
Образовательные:
- систематизируют знания детей о геометрических представлениях (за счёт
целостного видения фигуры);
- способствуют лучшему восприятию информации (за счёт интеграции
зрительного и тактильного восприятия);
- формируют навыки пространственного, абстрактного и логического
мышления.
Развивающие:
- улучшают моторику рук (за счёт постоянной работы с деталями
конструктора);
- развивают творческие способности (возможность создавать оригинальные
конструкции);
- прививают художественный вкус и эстетическое восприятие (за счёт
яркости и многообразия получаемых цветовых решений).
Воспитательные:
- воспитывают интерес к предмету (за счёт необычной формы задания);
- тренируют дисциплину (за счёт сильной вовлечённости в создание
проекта).
- стремясь добиться определенного результата, ребенок ставится
настойчивым и целеустремленным.
СЛАЙД
Конструирование:
1 Возьмите один равносторонний треугольник и расположите его уголком
вниз.
2 К первому равностороннему треугольнику справа прикрепите второй
равносторонний треугольник.
2
3 Ко второму треугольнику справа прикрепите третий треугольник.
4 К полученной фигуре (трапеция) снизу короткой стороной прикрепите
остроугольный треугольник.
Что у нас с вами получилось? (Морковка) смотри приложение схем
Это плоская или объёмная фигура? (Плоская).
Но мы с Вами можем сделать её объёмной.
Для этого, нам нужно сконструировать ещё 2 точно таких же фигуры
(морковки) и соединить фигуры боковыми сторонами до получения
объёмной конструкции. Обращаем внимание, что в процессе игры
обязательно называйте ребенку все фигуры. Так вы обогащаете его
словарный запас и помогаете ему в будущем легче овладеть геометрией.
СЛАЙД
СЛАЙД ПРИЛОЖЕНИЕ
Таким образом, игры с конструктором ТИКО позволяют создать
своеобразный микроклимат для развития творческих сторон интеллекта
ребенка.
Развивают разные интеллектуальные качества: внимание, память, умение
находить зависимости и закономерности, классифицировать и
систематизировать материал, способность к комбинированию деталей и
предметов, умение находить ошибки и недостатки, пространственное
представление и воображение, способность предвидеть результаты своих
действий.
В совокупности эти качества и составляют то, что называется
сообразительностью, изобретательностью, творческим и техническим
складом мышления. Использование обучающих конструкторов ТИКО –
эффективная инновационная технология работы с детьми дошкольного
возраста.
3