Автор: Умнова Наталья Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ МО г.Краснодар "Детский сад 162"
Населённый пункт: г. Краснодар
Наименование материала: Статья
Тема: Воспитание дошкольников на основе традиций русского народа
Раздел: дошкольное образование
Воспитание дошкольников на основе традиций
русского народа
«
Духовная жизнь ребёнка полноценна лишь тогда, когда он живёт в мире
игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он засушенный
цветок»
В.А. Сухомлинский
Народные традиции – это исторически сложившиеся совокупности
воспитательного и социального опыта, норм поведения, общественных
традиций, передаваемых из поколения в поколение. Именно народные
традиции играют важную роль в духовно-нравственном воспитании ребенка.
Частью культурного национального наследия являются народные игрушки. У
каждого народа игрушки имеют свои характерные особенности, которые
зависят от национально-психологических черт и культуры народа. Вековой
опыт народной педагогики показывает, что игрушки становились первыми
средствами воспитания.
Одной из любимых игрушек детей всегда была кукла. Кукла — одна из
самых древних игрушек. Сколько существует мир, столько существует и
кукла. Народные куклы являются частью традиционной культуры. Они несут
в себе определенные образы, а именно, представления о семье, семейном
укладе, о женских и мужских ролях, о материнстве. С точки зрения
воспитания целесообразно вводить традиционные куклы в жизнь
современных детей. В играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать,
творить, проявлять милосердие, тренируют память, так как народная
традиционная кукла выполняет не только игровую функцию, но играет
познавательную и образовательную роль.
В русских семьях к куклам относились бережно, передавали их по
наследству. Игрушки никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по
избе, а берегли в корзинах, коробах, запирали в ларчики. Брали на жатву и на
посиделки. Кукол разрешалось брать в гости, их клали в приданое. Известно,
что девочки, не игравшие в куклы, впоследствии менее женственны. Между
тем строгое разграничение по полу, когда мальчикам дарят только машинки,
а девочкам только кукол — тоже заблуждение. Замечено, что если мальчики
играют в куклы, то это расширяет их кругозор и развивает эмпатию —
способность легко воспринимать точку зрения другого человека. Поэтому
играть в куклы полезно и современным мальчикам, тем более что
воспитательный момент, содержащийся в этих играх, напрямую касается и
мальчиков. В деревенской кукле предпочитали женский образ, даже в
детских играх, если нужна была кукла-жених или мужик, брали просто
щепочку. Чтобы современным мальчикам не было обидно, можно создавать
не только куклу в традиционном обличье, но и придавать ей мужской образ.
Народная кукла способствует передаче ребенку нравственных,
символических и мифологических знаний. Эта категория игрушек, по-своему
уникальная, содержит символические знания предыдущих поколений. Таким
образом, если ребенок в игре научится вести себя гуманно, милосердно,
заботливо, то у него сформируется и некий образец того, как следует
поступать в жизни. И наоборот, если в игре ребенок вынужден быть
агрессивным, грубым, жестоким, это обязательно воспроизведет само себя
когда-нибудь в той или иной ситуации. Игрушка, таким образом, способна
«программировать» поведение ребенка. Ребенок рождается не злым и не
добрым, не нравственным, не безнравственным. То, какие качества у него
развиваются, зависит, прежде всего, от отношения к нему окружающих, от
того, как они его воспитывают.
Приобщение к народному творчеству приведет нашу педагогику к
значительным успехам в деле нравственно-патриотического, духовного и
эстетического воспитания детей, поможет привить им интерес и любовь к
играм танцам, фольклору. Наша основная цель - как можно раньше
пробудить в ребёнке любовь к родной земле, заложить важнейшие черты
русского национального характера: порядочность, совестливость,
способность к состраданию и др.
Литература:
1. Аникин, В.П. Русское народное творчество/ В.П, Аникин - М.: Высш. шк.,
2004.
2.Гришина, Г. Н. Приобщение детей к народной игровой культуре / Г. Н.
Гришина // Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2005.
3. «Народная кукла как средство приобщения к родной культуре». Аскарова
А.// Дошкольное воспитание. 2011. № 7.