Напоминание

Воспитание дошкольников на основе традиций русского народа


Автор: Умнова Наталья Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ МО г.Краснодар "Детский сад 162"
Населённый пункт: г. Краснодар
Наименование материала: Статья
Тема: Воспитание дошкольников на основе традиций русского народа
Раздел: дошкольное образование





Назад




Воспитание дошкольников на основе традиций

русского народа

«

Духовная жизнь ребёнка полноценна лишь тогда, когда он живёт в мире

игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он засушенный

цветок»

В.А. Сухомлинский

Народные традиции – это исторически сложившиеся совокупности

воспитательного и социального опыта, норм поведения, общественных

традиций, передаваемых из поколения в поколение. Именно народные

традиции играют важную роль в духовно-нравственном воспитании ребенка.

Частью культурного национального наследия являются народные игрушки. У

каждого народа игрушки имеют свои характерные особенности, которые

зависят от национально-психологических черт и культуры народа. Вековой

опыт народной педагогики показывает, что игрушки становились первыми

средствами воспитания.

Одной из любимых игрушек детей всегда была кукла. Кукла — одна из

самых древних игрушек. Сколько существует мир, столько существует и

кукла. Народные куклы являются частью традиционной культуры. Они несут

в себе определенные образы, а именно, представления о семье, семейном

укладе, о женских и мужских ролях, о материнстве. С точки зрения

воспитания целесообразно вводить традиционные куклы в жизнь

современных детей. В играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать,

творить, проявлять милосердие, тренируют память, так как народная

традиционная кукла выполняет не только игровую функцию, но играет

познавательную и образовательную роль.

В русских семьях к куклам относились бережно, передавали их по

наследству. Игрушки никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по

избе, а берегли в корзинах, коробах, запирали в ларчики. Брали на жатву и на

посиделки. Кукол разрешалось брать в гости, их клали в приданое. Известно,

что девочки, не игравшие в куклы, впоследствии менее женственны. Между

тем строгое разграничение по полу, когда мальчикам дарят только машинки,

а девочкам только кукол — тоже заблуждение. Замечено, что если мальчики

играют в куклы, то это расширяет их кругозор и развивает эмпатию —

способность легко воспринимать точку зрения другого человека. Поэтому

играть в куклы полезно и современным мальчикам, тем более что

воспитательный момент, содержащийся в этих играх, напрямую касается и

мальчиков. В деревенской кукле предпочитали женский образ, даже в

детских играх, если нужна была кукла-жених или мужик, брали просто

щепочку. Чтобы современным мальчикам не было обидно, можно создавать

не только куклу в традиционном обличье, но и придавать ей мужской образ.

Народная кукла способствует передаче ребенку нравственных,

символических и мифологических знаний. Эта категория игрушек, по-своему

уникальная, содержит символические знания предыдущих поколений. Таким

образом, если ребенок в игре научится вести себя гуманно, милосердно,

заботливо, то у него сформируется и некий образец того, как следует

поступать в жизни. И наоборот, если в игре ребенок вынужден быть

агрессивным, грубым, жестоким, это обязательно воспроизведет само себя

когда-нибудь в той или иной ситуации. Игрушка, таким образом, способна

«программировать» поведение ребенка. Ребенок рождается не злым и не

добрым, не нравственным, не безнравственным. То, какие качества у него

развиваются, зависит, прежде всего, от отношения к нему окружающих, от

того, как они его воспитывают.

Приобщение к народному творчеству приведет нашу педагогику к

значительным успехам в деле нравственно-патриотического, духовного и

эстетического воспитания детей, поможет привить им интерес и любовь к

играм танцам, фольклору. Наша основная цель - как можно раньше

пробудить в ребёнке любовь к родной земле, заложить важнейшие черты

русского национального характера: порядочность, совестливость,

способность к состраданию и др.

Литература:

1. Аникин, В.П. Русское народное творчество/ В.П, Аникин - М.: Высш. шк.,

2004.

2.Гришина, Г. Н. Приобщение детей к народной игровой культуре / Г. Н.

Гришина // Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2005.

3. «Народная кукла как средство приобщения к родной культуре». Аскарова

А.// Дошкольное воспитание. 2011. № 7.



В раздел образования