Автор: Паршина Светлана Николаевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: Филиал «Созвездие» Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада №143 "Вишенка".
Населённый пункт: Пензенская область г. Пенза
Наименование материала: НОД по развитию речи в средней группе
Тема: «Путешествие по сказкам»
Раздел: дошкольное образование
НОД по развитию речи в средней группе
«Путешествие по сказкам»
Цель:
-учить узнавать знакомые русские народные сказки с помощью
различных заданий;
-закрепить с детьми названия и персонажей знакомых детям сказок,
уточнить и обогатить знания детей о русских народных сказках;
-развивать речь детей, обогащать словарный запас, активизировать
устную речь, учить подбирать слова антонимы, определяющие героев,
прививать интерес и любовь к устному народному творчеству.
Задачи:
-развивать внимание, логическое мышление, память, умение
передавать характерные черты сказочного героя,
- развивать творческое воображение,
-воспитывать самостоятельность мышления ребёнка, активность
настойчивость.
Материалы и оборудование: письмо от бабы Яги, картинки с
иллюстрациями сказок, игрушки в чудесном мешочке.
Методические приёмы: игровые, наглядные, словесные, практические.
Воспитатель:
Ребята, вы с самого раннего детства слышали сказки.
Пока вы еще маленькие, вам рассказывают сказки мамы, папы,
бабушки, дедушки, в садике воспитатели читают вам сказки. А потом,
когда вы подрастете и пойдете в школу, то сами научитесь их читать.
Читая сказки, мы попадаем в чудесный, загадочный, волшебный мир.
Воспитатель:
: - Ребята, а скажите мне пожалуйста, что такое сказка?
Д: Это чудеса, волшебство.
Воспитатель:
: -А как сказки заканчиваются?
Д: Добро побеждает зло.
Воспитатель:
Дети, а вы любите сказки?
Д: Да.
Воспитатель:
а какие сказки вы знаете? (ответы детей).
Воспитатель:
: Ребята, а давайте возьмем с вами сейчас какую-
нибудь книгу со сказками и почитаем ее? (ответы детей).
Воспитатель:
ой, ребята, а где же наши книги? Куда они
пропали? (воспитатель смотрит на полку с книгами, но их там
нет) Так, так, так, здесь лежит какая-то шкатулка , давайте откроем ее и
посмотрим, что в ней? (открываем коробку и смотрим что в ней).
Письмо? От кого оно может быть? Давайте прочтем его? (ответы
детей).
Письмо:
«Скучно мне стало в дремучем лесу: книжек нет, телевизора тоже,
вчера, когда вы ушли все по домам, я прилетела к вам в группу и
собрала все ваши сказки к себе в дремучий лес. Чтобы их вернуть
выполните мои задания. Оставляю вам волшебный клубок, куда он
покатится , туда и вы за ним идите! Если сделаете все верно- сказки к
вам вернутся, но если хоть раз ошибетесь, не видать вам ваших сказок
никогда!» Баба Яга.
Воспитатель:
Ну что, ребята, надо возвращать наши сказки
обратно! Вы согласны со мной? (ответы детей).
Воспитатель: - «Ты, клубочек, покатись, побеги, нас за сказками
приведи, приведи!»
Воспитатель:
: Вот первое задание от Бабы Яги.
1 задание
:
«Узнай
сказку по картинкам
»
.
Воспитатель:
. : Баба Яга оставила нам картинки со сказками мы
должны их отгадать. Я буду вам показывать картинки, а вы мне будете
говорить название сказки. Но еще Баба Яга приготовила к этим
картинкам вопросы, на которые вы тоже должны ответить. Вы
готовы? (ответы детей).
1.
«Теремок» (кто сломал зверям теремок)
2.
«Курочка Ряба» (кто разбил золотое яичко)
3.
«Три медведя». (как звали самого маленького медвежонка)
4.
«Колобок» (кто съел Колобка)
5.
«Репка» (назовите всех героев сказки)
Воспитатель:
: молодцы, ребята, теперь можно отправляться дальше:
Воспитатель: - «Ты, клубочек, покатись, побеги, нас за сказками
приведи, приведи!»
2 задание
:
«Узнай
сказку по загадке
»
.
(читает загадки, дети отгадывают названия сказок, если правильно,
то появляются картинки – отгадки).
1. Дорога далека, а корзинка – нелегка,
Сесть бы на пенёк, съесть бы пирожок (маша и медведь).
2 Носик – круглым пятачком,
Им в земле удобно рыться,
Хвостик маленький крючком,
Вместо туфелек – копытца.
Трое их и до чего же
Братья дружные похожи!
Отгадайте без подсказки
Вы названье этой сказки (Три поросенка)
3 Уходя, просила мать
Никому не открывать,
Но открыли дети дверь!
Обманул зубастый зверь-
Песню мамину пропел,
А потом козляток съел.
Кто из вас догадается,
Как сказка называется? (Волк и семеро козлят)
4 Румяный круглый паренёк,
Сбежал из дому на денёк.
С весёлой песенкой бродил
И все напасти обходил
До той поры, пока в лесу
Не встретил хитрую лису. (Колобок)
5 Уговаривала братца
Старшая сестрица:
«Ты из лужицы не пей
Мутную водицу».
Не послушался мальчонка -
Превратился он в козлёнка (Сестрица Аленушка и братец Иванушка)
Воспитатель:
: молодцы, ребята, и с этим заданием справились!
Отправляемся дальше.
Воспитатель: - «Ты, клубочек, покатись, побеги, нас за сказками
приведи, приведи!»
3 задание
:
«Узнай
сказку по отрывку
»
.
Жили-были лиса да заяц. У лисицы была избенка ледяная, а у зайчика
лубяная; пришла весна красна — у лисицы растаяла, а у зайчика стоит по-
старому.
Лиса попросилась у зайчика погреться, да зайчика-то и выгнала.
(Заюшкина избушка)
Воспитатель: А что же было дальше? Посмотрите на картинку
подсказку и продолжите сказку.
Воспитатель:
молодцы, ребята, и с этим заданием справились!
Вы немножечко устали, предлагаю отдохнуть,
Поиграть всем можно с зайкой, и опять пуститься в путь.
Отправляемся дальше.
Воспитатель: - «Ты, клубочек, покатись, побеги, нас за сказками
приведи, приведи!»
4 задание
: «Послушайте и отгадайте, из какой
сказки эти фразы
:
1.
По сусекам скребён,
На сметане мешен,
В печку сажён,
На окошке стужён.
Я от дедушки ушёл,
Я от бабушки ушёл,
Найдите героя из этой сказки в чудесном мешочке
Дети: Сказка «Колобок» слова колобка.
2. Полез в домик. Лез-лез, лез-лез — никак не мог влезть и говорит:
— А я лучше у вас на крыше буду жить.
Влез на крышу и только уселся — бах! — развалился домик.
Дети: Сказка «Теремок», слова медведя.
Найдите героя из этой сказки в чудесном мешочке
3. Взглянул на свой сломанный стульчик и пропищал:
- Кто сидел на моём стуле и сломал его?
Дети: Сказка «Три медведя», слова Мишутки.
Найдите героя из этой сказки в чудесном мешочке
Воспитатель:
Молодцы ребята, вы хорошо знаете сказки.!
Закрываем глазки и произносим такие слова:
«сказка, сказка появись, к нам ты в сад опять
вернись!» (открываем глаза). Видим красивый сундучок
Воспитатель:
а вот и наши сказки!
Своими знаниями, вы вернули их обратно
Ой , да здесь еще одно письмо
Письмо Бабы- Яги : «Простите меня ребята, я больше никогда не буду
без спроса брать у вас книжки.»
Воспитатель:
Ну что, ребята, простим? (Ответы детей).
Конечно ,Баба –Яга, мы тебя простим ,ты лучше приходи в гости и
слушай сказки вместе с детьми.
Заключительная беседа:
Воспитатель:
: ребята, вам понравилось наше
сегодняшнее путешествие? (ответы детей).
Воспитатель:
: какие сказки мы сегодня с вами угадывали? (ответы
детей).
Воспитатель:
а кто у нас украл сказки? (ответы детей)
Воспитатель:
: а Баба Яга хорошо поступила, что украла у
нас сказки? Почему? (ответы детей).
В мире много сказок грустных и смешных,
И прожить на свете нам нельзя без них.
Пусть герои сказок дарят нам тепло
И добро всегда пусть побеждает зло!