Напоминание

Современные образовательные технологии


Автор: Симонова Алена Анатольевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МАУДО "Дом детского творчества №15"
Населённый пункт: город Набережные Челны
Наименование материала: статья
Тема: Современные образовательные технологии
Раздел: дополнительное образование





Назад





Современные образовательные технологии
Симонова Алена Анатольевна Педагог дополнительного образования, высшей квалификационной категории МАУДО г. Набережные Челны «Дом детского творчества №15» Для реализации познавательной и творческой активности обучаемого в учебном процессе используются современные образовательные технологии, дающие возможность повышать качество образования. В дополнительном образовании представлен широкий спектр образовательных педагогических технологий, которые применяются в учебном процессе. Из всего многообразия инновационных направлений в развитии современной дидактики мы сегодня будем говорить о педагогических, т.е. образовательных технологиях. В научно-педагогической литературе имеются различные трактовки понятия «педагогическая (образовательная) технология». «Технология» - это детально прописанный путь осуществления той или иной деятельности в рамках выбранного метода. «Педагогическая технология» - это такое построение деятельности педагога, в котором входящие в него действия представлены в определенной последовательности и предполагают достижения прогнозируемого результата. В педагогике неизбежно возникают вопросы: «Чему учить?», «Зачем учить?», «Как учить?», но вместе с тем появляется еще один вопрос: «Как учить результативно?». Традиционные педагогические технологии имеют свои положительные стороны, например, четкая организация учебного процесса, систематический характер обучения, воздействие личности педагога на учащихся в процессе общения на занятии. Огромное значение имеют также широко применяемые наглядные пособия, таблицы, технические средства обучения. Современное информационное общество ставит перед всеми типами учебных заведений и прежде всего перед дополнительным образованием задачу подготовки подростков, способных: - ориентироваться в меняющих жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, применяя их на практике для решения возникающих проблем; - самостоятельно критически мыслить, заранее предвидеть возникающие проблемы и искать пути их рационального решения, используя современные технологии; четко осознавать, где и каким образом приобретаемые ими знания могут быть применены; - грамотно работать с информацией, уметь анализировать, делать необходимые обобщения и аргументированные выводы; - быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах, уметь работать сообща в различных ситуациях, предотвращая или умело выходя из любых конфликтных ситуациях. Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий наиболее адекватными поставленным целям и наиболее универсальными являются: 1. Дифференцированный подход к обучению. 2. Игровые технологии. 3. Метод проектов. Дифференцированный подход к обучению способствует осуществлению личностного развития учащихся. Основная задача дифференцированной организации
учебной деятельности – раскрыть индивидуальность, помочь ей развиться, проявиться, обре сти избирательно сть и устойчиво сть к социальным в о зд е й с т в и я м . Дифференцированное обучение сводится к выявлению и к максимальному развитию способностей каждого учащегося. Существенно, что применение дифференцированного подхода на различных этапах учебного процесса в конечном итоге направленно на овладение всеми учащимися определенным программным минимумом знаний, умений и навыков. Дифференцированный подход к обучению тоже может быть реализован с использованием современных информационных технологий и мультимедийных проектов. Педагог формулирует тему проекта с учетом индивидуальных интересов и возможностей учащихся, его творческому труду. Компьютерное тестирование, как и любое тестирование, также дает возможность индивидуализировать и дифференцировать задания путем разно уровневых вопросов. К тому же тесты на компьютере позволяют вернуться к неотработанным вопросам и сделать работу над ошибками. Игровые технологии основаны на игровых приемах. Игра является, пожалуй, самым древним приемом обучения. В отличие от игры вообще, педагогические игры обладают существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, учебно-познавательной направленностью. Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, которые позволяют активизировать познавательную деятельность учащихся. А познавательная деятельность активизируется, так как: при планировании игры дидактическая цель превращается в игровую задачу; учебная деятельность подчиняется правилами игры; учебный материал используется как средство для игры; в учебную деятельность вводится элемент соревнования; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом. Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник в самом начале 20 века. Но суть ее остается прежней – стимулировать интерес ребят к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний и умений практически применять полученные знания, развитие критического мышления. Этот метод позволяет строить учебный процесс, исходя из интересов учащихся. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся, индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течении определенного отрезка времени. Метод проектов полностью реализуется в мультимедийных презентациях и компьютерных проектах. Подобные проекты могут быть выполнены с помощью информационных технологий, таких как Интернет. Быстрый доступ к разнообразной информации позволяет реализовать самые смелые и неожиданные идеи. Работа над проектом побуждает учащегося не только к глубокому изучению какой- либо темы, но освоению новых программ и программных продуктов, использованию новейших информационных и коммуникационных технологий. Несомненно, что здесь решаются задачи развития познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Таким образом, современные педагогические технологии в сочетании с современными информационными технологиями могут существенно повысить
эффективность образовательного процесса, решить стоящие перед образовательным учреждением задачи воспитания всесторонне развитой, творчески свободной личности. Использование широкого спектра технологий дает возможность педагогическому коллективу продуктивно использовать учебное время и добиваться высоких результатов обучения учащихся.


В раздел образования