Напоминание

Дневник "Мир моих открытий"


Автор: Богданова Елена Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №8
Населённый пункт: г. Усть-Илимска Иркутской области
Наименование материала: проект
Тема: Дневник "Мир моих открытий"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №8 «Белочка»

Проект

Дневник «Мир моих открытий»

(опытно-экспериментальная деятельность)

Воспитатели:

Богданова Е.А.

Каланова О.В.

Кравцова Е.В.

г. Усть-Илимск,

2017 год

«Расскажи – и я забуду,

покажи – и я запомню,

дай попробовать – и я пойму».

(Китайская народная мудрость)

Наименование проекта «Дневник «Мир моих открытий»

Вид проекта: исследовательский, информационно-практико-ориентированный.

Продолжительность проекта: долгосрочный.

Сроки реализации: 2017-2018 г. г.

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители.

Актуальность

Главным принципом современных преобразований является ориентация

на индивидуализацию обучения. Под индивидуализацией понимается процесс

раскрытия индивидуальности ребенка в специально организованной образова-

тельной среде. Каждый ребенок имеет право на собственный путь развития.

Поэтому необходимо создать условия для воспитания и обучения всех детей, а

также каждому дошкольнику предоставить возможность проявить индивиду-

альность и творчество. И здесь неотъемлемой частью такого обучения и воспи-

тания выступает детское экспериментирование.

Ценность экспериментирования и наблюдения для развития познаватель-

ной активности ребенка давно доказана!

К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности ини-

циативной преобразующей активности ребёнка. Этот возрастной период важен

для развития познавательной потребности, которая находит отражение в форме

поисковой, исследовательской деятельности, направленной на открытие нового,

которая развивает продуктивные формы мышления.

Деятельность, связанная с экспериментированием и наблюдением, играет

большую роль в развитии психической сферы ребенка – в развитии мышления

(операции анализа и синтеза, сравнения, умение обобщать и делать выводы, па-

мяти, воображения, внимания). Кроме того, ребенок приучается к аккуратности,

обращает внимание на детали, не упускает из виду общую картину. Дети испы-

тывают огромный интерес к подобной деятельности, склоняются к самостоя-

тельному наблюдению за объектами живой и не живой природы. Мир природы

многообразен. Каждый внимательный наблюдатель и вдумчивый исследователь

может открыть в нем для себя что-то новое.

Основная задача взрослого не подавлять грузом своих знаний, а создавать

условия для самостоятельного нахождения ответов на свои вопросы «почему» и

«как», что способствует развитию познавательной компетенции детей.

Все вышеизложенное стало основой для разработки проекта «Дневника

«Мир моих открытий», направленный на создание условий для развития позна-

вательной активности детей с помощью экспериментирования.

Цель проекта: Создание условий в группе для развития познавательной актив-

ности детей старшего дошкольного возраста с помощью экспериментирования

для поддержки личностно-развивающего взаимодействия, ориентированного на

интересы и возможности каждого ребёнка.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

Задачи проекта:

Создать развивающую предметно-пространственную среду, создающую

ребенку свободу выбора и обеспечивающую успех в реализации постав-

ленных целей;

Поддержание повышенного интереса детей к образовательной деятельно-

сти, содержащей опыты, эксперименты, исследования, наблюдения;

Создание в группе благоприятного микроклимата, где приветствуется и

поощряется интерес к обследованию, наблюдению, самостоятельному

экспериментированию с предметами окружающей среды;

Создание в группе комфортных условий для детского экспериментирова-

ния, через организацию совместной деятельности со взрослыми и в само-

стоятельной деятельности детей;

Повышение компетентности родителей в организации работы по разви-

тию познавательной активности дошкольников в процессе детского иссле-

дования дома. Переход родителей из статуса пассивных наблюдателей в

статус активных и непосредственных участников.

Гипотезы исследования:

Мы предполагаем, что процесс развития познавательной активности у детей

будет более эффективным в том случае если:

создадим в группе благоприятный микроклимат для поддержки детской

инициативы;

обогатим предметно-развивающую среду оборудование и материалами,

создадим мини-центр «Веселая лаборатория»;

создадим тесное взаимодействие семьи и ДОУ;

познавательно–исследовательскую деятельность осуществляем система-

тически и планомерно.

Новизна

Заключается в выработке новых стратегических подходов по приобщению

ребенка к исследовательской деятельности в условиях ДОУ.

В соответствии с новыми требованиями роль родителей в реализации Фе-

дерального Государственного Образовательного Стандарта (ФГОС ДО) возрас-

тает как на уровне каждого ДОУ, так и на уровне муниципальной системы до-

школьного образования в целом. Задачи, состоящие сегодня перед системой об-

разования, повышают ответственность родителей за результативность учебно-

воспитательного процесса в каждом ДОУ, так как именно родительская обще-

ственность непосредственно заинтересована в повышении качества образова-

ния и развития своих детей (ФГОС ДО ч. 1 п.. 1.6 п.п. 9).

Совместная работа по развитию в детях познавательной активности поз-

волит создать единое образовательное пространство группы и семьи.

Принципы построения общей дидактики:

Принцип детоцентризма в центре творческой деятельности находится

воспитанник, который проявляет свою активность. У него имеются заме-

чательные возможности реализовать себя, ощутить успех, продемонстри-

ровать свои возможности.

Принцип кооперации в процессе работы над проектом осуществляется

широкое взаимодействие воспитанников с педагогом, с родителями и

между собой.

Принцип опоры на субъективный опыт воспитанников каждый, рабо-

тая над знанием, имеет хорошие возможности применятьуже имеющийся

у него собственный опыт.

Принцип учета индивидуальности воспитанников: их интересов, тем-

па работы, уровня обученности.

Принцип связи исследования с реальной жизнью происходит соеди-

нения знаний и практических действий

Принцип трудной цели легко достижимый результат не является для

многих воспитанников мобилизующим фактором.

Этапы реализации проекта:

1 этап - организационно - диагностический 16.08.2017 - 16.09.2017г.

диагностические исследования и определения перспектив;

установление партнёрских отношений педагогов, родителей, детей;

составление перспективного плана мероприятий, подготовка к проведе-

нию мероприятий;

постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов

исследования;

выбор оборудования, материалов для опытов и экспериментирования;

подбор методического материала и литературы;

обогащение предметно-развивающей среды (создание мини лаборатории

«Веселая лаборатория», создание картотек для самостоятельных опытов и

экспериментов, дневника «Мир моих открытий» для запроса детьми опы-

тов, фиксации их результатов).

2 этап - формирующий: 18.09.17 - 18.05.18 г.

Работа с детьми видеться по перспективному плану (Приложение 4);

Работа с родителями:

- консультации «Организация детского экспериментирования в домашних усло-

виях», «Экспериментирование с водой», «Экспериментируем играя!»;

- буклеты;

- памятки;

- рекомендации;

- дни открытых дверей.

3 этап - заключительный: 21.08.17 - 31.08.17 г.

диагностика уровня сформированности познавательной активности де-

тей;

анализ результатов реализации проекта;

презентация проекта.

Технологии

Личностно-ориентированного обучения и воспитания.

Это такое обучение, где во главу угла ставится личность ребенка, ее самобыт-

ность, самоценность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем

согласовывается с содержанием образования. Личностно ориентированное обу-

чение исходит из признания уникальности субъектного опыта самого воспитан-

ника, как важного источника индивидуальной жизнедеятельности, проявляе-

мой, в частности, и в познании.

Развивающего обучения.

Позволяет выращивать в ребенке творческие способности и потребности в

творчестве, ориентирует ребенка и самоопределение и самоактуализацию, под-

держивает личностное развитие ребенка.

Индивидуального обучения.

Воспитание и обучение с учётом индивидуальных особенностей развития каж-

дого ребёнка позволяет создать комфортные условия для занятий. Дети выпол-

няют работу в удобном для них индивидуальном темпе. Кроме того данная тех-

нология позволяет наиболее эффективно развивать навыки самостоятельной ра-

боты у дошкольников.

Информационно-коммуникативные.

В современном мире при нарастающем потоке информации не обойтись без

применения информационно коммуникационных технологий. На занятиях в

современной деятельности часто применяются мультимедийные презентации,

музыкальное оформление, организуются видеопросмотры.

Проблемно-поисковая.

Предполагает создания под руководством воспитателя проблемных ситуаций и

активную самостоятельную деятельность детей по их разрешению, в результате

чего и происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и раз-

витие мыслительных способностей.

Проектная.

Одна из современных интересных технологий обучения. Формируют у до-

школьников навыки планирования совместной деятельности, проектирования.

Способствует самоорганизации, учит делать выбор и принимать решения. Вме-

сте учиться не только легче, но и интереснее.

Условия необходимые для реализации проекта:

Проект разработан на основной образовательной программе дошкольного об-

разования МБДОУ детского сада №8 «Белочка», учитывая положения федераль-

ного государственного образовательного стандарта ДО.

Психолого-педагогические условия.

Владеем знаниями программного содержания и хода деятельности. В работе

учитываем психологию детей дошкольного возраста, их возможности, соблюда-

ем технику безопасности и гигиенические требования в образовательной дея-

тельности. Учитываем целесообразность размещения материала и эстетику

оформления наглядных пособий.

Предметно-развивающая среда.

Групповое помещение подразделено: на три зоны: активная зона, учебная зона и

зона отдыха. В учебной зоне располагаются центры: экологии, книги, воды и

песка, мини центр «Веселая лаборатория».

Материально-технологические условия.

Наличие ТСО, коллекция учебно-методической литературы и наглядно-дидак-

тических пособий.

Формы работы с детьми:

организованная образовательная деятельность;

образовательные ситуации;

плановые опыты, эксперименты;

дидактические игры;

беседы;

наблюдение и труд;

работа в лаборатории;

экспериментирование на прогулке;

индивидуальная работа с детьми;

групповая работа с детьми;

фронтальная (со всей группой);

самостоятельная экспериментальная деятельность;

труд в природе и в центре природы;

чтение художественной и познавательной литературы;

просмотр видео презентаций;

совместное проведение опытов с детьми подготовительной группы

гр. № 2 «Солнышко».

Формы работы с родителями:

наглядная пропаганда (письменные консультации, буклеты, памятки);

родительские собрания;

индивидуальные беседы и консультации;

анкетирование;

дни открытых дверей;

конкурсы;

презентация опытов;

совместное проведение опытов с детьми в группе

.

Формы работы родителей с детьми:

наблюдения;

беседы;

просматривание познавательных передач;

опыты эксперименты;

совместное заполнение дневников «Мир моих открытий».

Форма организации детей:

индивидуальная;

групповая (с подгруппой);

фронтальная (со всей группой).

Методы и приёмы:

1.

Методы, повышающие познавательную активность детей:

элементарный и причинно-следственный анализ;

сравнение;

моделирование и конструирования;

метод проектной деятельности;

метод вопросов

постановка вопросов детям; воспитание умения и по-

требности задавать вопросы, грамотно и четко их формулировать.

метод повторения;

проблемно-поисковый метод;

решение логических задач, исследование.

2.

Методы, направленные на повышение эмоциональной активности

детей при усвоении знаний:

проблемно – игровые приемы;

сюрпризные моменты и элементы новизны.

3.

Методы и приёмы, способствующие установлению связи между

разными видами деятельности:

беседа;

прием предложения и обучения способу.

4.

Методы коррекции и уточнения:

метод обобщенного ответа на вопрос: индивидуальная беседа сравнитель-

ный анализ, оценка, разъяснение, совместный поиск выхода из ситуации,

обсуждение способа действия.

Повторения, упражнения, наблюдения, экспериментирование.

Предполагаемые результаты:

Дети смогут:

Проявлять устойчивый познавательный интерес к экспериментированию;

Проявлять интерес к миру природы, формулировать вопросы и искать на

них ответы (самостоятельно и совместно с взрослыми и другими детьми);

Осуществлять поиск информации (самостоятельно и совместно с взрос-

лыми);

Собирать, обобщать и оценивать факты, формулировать и представлять

собственную точку зрения (самостоятельно и совместно с взрослыми);

Испытывать чувство успешности, удовлетворённости своими результата-

ми;

Возрастет уровень любознательности, наблюдательности;

Повысится активность и инициативность детей;

Разовьются когнитивные навыки общения с взрослыми и детьми;

Активизируется речь детей, пополниться словарный запас многими поня-

тиями.

Родители:

Повысят педагогическую компетентность, заинтересованность в познава-

тельном досуге своего ребенка.

Продукты проекта (результаты детской деятельности):

Дневник «Мир моих открытий»

Итоговое мероприятие:

Фотовыставка «Мои наблюдения»;

Презентация проекта.

Заключение.

Внедряя любой проект, прежде всего, необходимо правильно поставить

цель и найти нужный и безопасный способ его реализации. Важно спланиро-

вать и учебно-воспитательный процесс на основе темы проекта, создать разви-

вающую, познавательную, безопасную предметную среду. Не менее важно,

определить направление поисковой и практической деятельности, организовать

совместную (с педагогами, родителями и детьми) деятельность. Ведь необходи-

мо помнить, что проект - продукт сотрудничества и сотворчества воспитателей,

детей, родителей, а порой и всего персонала детского сада.

Сотрудничество с семьями детей, совместно организованные меропри-

ятия не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогическо-

го процесса, но и вносят в этот процесс необходимую ребенку особую положи-

тельную эмоциональную окраску.

Список литературы:

1.

Общеобразовательная дошкольного образования программа «От рожде-

ния до школы» под редакцией Н.Е. Веракса, Т.С. Комаровой, М.А. Васи-

льевой. М: Мозайка - Синтез, 2010г.- 304с.

2.

Общеобразовательная дошкольного образования «Программа воспитания

и обучения детей в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В.

Гербовой, Т.С. Комаровой. 2005г.;

Программа экологической направленности:

1.

С.Н. Николаева «Юный эколог», 2002г.;

2.

Программа социального развития ребенка: С.А. Козлова «Я -

человек»,2004г.;

3.

Л. Киселева «Проектный метод в деятельности ДОУ», 2006г.;

4.

О.В. Дыбина «Игровые технологии ознакомления дошкольников с пред-

метным миром», 2007г.;

5.

«Природа и этика», Л.П. Анисимова, Г.А. Котова, Л.А. Степанченко

Приложение 1

Таблица 1. Предпочтение детей в самостоятельных видах деятельности

Деятельность детей

Имя

ребен-

ка

двигатель-

ная

игро-

вая

Познавательно-

исследователь-

ская

коммуникатив-

ная

Восприятие ху-

дожественной

литературы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

1. место – познавательно-исследовательская (35%)

2. место – игровая (25%)

3. место – двигательная (15%)

4. место – коммуникативная (15%)

5.место - восприятие художественной литературы (10%)

Результаты на начало учебного года.

Диаграмма результатов

ПИ

Игровая

Двигательная

Коммуник.

худ. лит-ра

Таблица 2. Изучение познавательных интересов.

Анкета В.С.Юркевича «Изучение познавательных интересов»

Вопросы и

ответы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

1.

Как часто

ребёнок

подолгу за-

нимается в

центрах по-

знаватель-

ного разви-

тия, экспе-

риментиро-

вания?

а) часто 5

б) иногда 3

в) очень

редко 1

2.Что пред-

почитает

ребёнок,

когда задан

вопрос на

сообрази-

тельность?

а) рассужда-

ет

самостоя-

тельно 5

б) когда как

3

в) получить

готовый от-

вет от дру-

гих 1

3.Насколько

эмоциональ-

но ребенок

относится к

интересно-

му для него

занятию,

связанному

с умствен-

ной рабо-

той?

а) очень

эмоциональ-

но 5

б) когда как

3

в) эмоции

ярко не вы-

ражены (по

сравнению с

другими си-

туациями) 1

4. Часто ли

задает во-

просы: по-

чему? за-

чем? как?

а) часто 5

б) иногда 3

в) очень

редко 1

5. Прояв-

ляет ин-

терес к сим-

волическим

"языкам":

пытается

самостоя-

тельно "чи-

тать" схемы,

карты, чер-

тежи и де-

лать что-то

по ним (ле-

пить,

конструиро-

вать);

а) часто 5

б) иногда 3

в) очень

редко 1

6. Прояв-

ляет ин-

терес к по-

знаватель-

ной литера-

туре

а) часто 5

б) иногда 3

в) очень

редко 1

7. Кол-во

баллов

8. Как выра-

жена по-

требность

а) 30-22 баллов – потребность выражена сильно;

б) 21 –18 баллов – потребность выражена умеренно;

в) 17 и меньше баллов – потребность выражена слабо.

Методика оценки интегративного качества «Любознательный, активный».

Для критерия «проявление ребенком интереса к миру, природе, себе» возможны следую-

щие показатели:

задает вопросы познавательной направленности;

с удовольствием исследует, экспериментирует;

любит слушать познавательную и художественную литературу;

умеет использовать разные источники информации;

замечает новое в окружающем (предметы, людей, события).

Для критерия «активно участвует в образовательном процессе» возможны следующие

показатели:

умеет выбрать и начать деятельность без указаний взрослого;

проявляет высокую степень вовлеченности в предпочитаемые виды деятельности;

активен в общении со сверстниками и взрослыми, часто сам инициирует общение.

Воз-

растная

группа

Сопостави-

тельная норма

Оценочные

критерии

Показатели

Методы диагно-

стических изме-

рений

Результаты

мониторин-

га (уровни

сформиро-

ванности ка-

чества)

Стар-

шая

- проявляет

интерес к

1. Прояв-

ляет выра-

- Проявляет

широкий по-

- Включенное

наблюдение за

19–24 б. —

достаточ-

группа

окружающе-

му миру, зада-

ет вопросы

познаватель-

ной направ-

ленности,

стремится

установить

связи зависи-

мости в при-

роде, соци-

альном мире;

- проявляет

интеллекту-

альные эмо-

ции, догадку

и сообрази-

тельность, с

удовольстви-

ем экспери-

ментирует;

- активно

участвует в

образователь-

ном процессе,

быстро вклю-

чается в

разные виды

детской дея-

тельности

женный

интерес к

миру, лю-

дям, приро-

де, себе

знавательный

интерес к

разным сторо-

нам окружаю-

щей действи-

тельности

- С интересом

наблюдает за

опытами взрос-

лого, стремится

эксперименти-

ровать сам

- Любит слу-

шать художе-

ственную и по-

знавательную

литературу,

рассматривать

иллюстрации

- Чутко реаги-

рует на новое в

окружающем,

стремится об-

следовать но-

вые предметы,

задает о них

вопросы взрос-

лому

- Пытается

установить свя-

зи между явле-

ниями и объек-

тами, высказы-

вает предполо-

жения (гипоте-

зы)

детьми в про-

цессе непосред-

ственно органи-

зованной дея-

тельности и

самостоятельной

деятельности

- Диагностиче-

ская ситуация

«внесение ново-

го объекта»

- Фиксация дет-

ских вопросов

-Индивидуаль-

ная беседа с

детьми об экспе-

риментировании

ный уровень

12–18 б. —

допустимый

уровень

7–11 б. —

критиче-

ский уро-

вень

менее 7 б. —

качество от-

сутствует

2. Активно

участвует в

образова-

тельном

процессе

- Умеет вы-

брать себе за-

нятие, не ожи-

дая указаний

взрослого

- Проявляет вы-

сокую степень

вовлеченности

в предпочитае-

мые виды дея-

тельности

- Активно

участвует в ор-

ганизованных

формах образо-

вательного про-

цесса, предла-

гает свои вари-

анты решения

задач.

Низкий уровень – не проявляют инициативности и самостоятельности в процессе выполне-

ния заданий, утрачивают к ним интерес при затруднениях и проявляют отрицательные эмо-

ции (огорчение, раздражение, не задают познавательных вопросов; нуждаются в поэтапном

объяснении условий выполнения задания, в показе способа использования той или иной го-

товой модели, в помощи взрослого.

Средний уровень – большая степень самостоятельности в принятии задачи и поиске способа

её выполнения. Испытывая трудности в решении задачи, дети не утрачивают эмоционального

отношения к ним, а обращаются за помощью к воспитателю. Задают вопросы для уточнения

условий её выполнения и получив подсказку, выполняют задание до конца, что свидетель-

ствует об интересе ребёнка к данной деятельности и о желании искать способы решения за-

дачи, но совместно с взрослым.

Высокий уровень – проявление инициативности, самостоятельности. Интереса и желания ре-

шать познавательные задачи. В случае затруднений дети не отвлекаются, проявляют упорство

и настойчивость в достижении результата, которое приносит им удовлетворение, радость и

гордость.

Приложение 2

Анкета для родителей:

1. Проявляется ли исследовательская активность Вашего ребенка? В чем?

2. С какими предметами и материалами любит экспериментировать Ваш ребенок?

3. Продолжает ли ребенок экспериментирование, начатое в детском саду дома? Если да, то,

как часто?

4. Принимаете ли Вы участие в экспериментальной деятельности Вашего ребенка? Если да,

то, какое?

5. Если ребенок достигает какого-либо результата эксперимента, делится ли он с вами своими

открытиями?

Спасибо за сотрудничество!

Приложение 3

Материалы и оборудование мини центр «Веселая лаборатория»

образцы песка, глины, чернозёма

образцы минералов

камни – галька, гравий, керамзит

семена цветов, деревьев

хлопок, лён, шерсть, пух, мел, кожа, войлок, перья, кора, луковая шелуха

соль, сахар, лимонная кислота, крахмал

измерительные приборы (градусники, весы, песочные часы, термометр, линейка…)

увеличительные стёкла, лупы

компас, бинокль, микроскоп, телескоп

губка, пенопласт, поролон, вата

разнообразные ёмкости

микроскоп

различные материалы (стекло, дерево, металл, железо, ткани, различные виды бумаги,

магниты)

оборудование:

Приложение 4

Календарно-тематический план

месяц

неделя

тема

Сентябрь

3-4

«Экспериментирование с

деревом»

Октябрь

1-4

«Экспериментирование с

почвой»

ноябрь

1-4

«Экспериментирование с

водой»

декабрь

1-4

«Экспериментирование с

воздухом»

январь

2-4

«Экспериментирование с

воздухом»

февраль

1-4

«Человек»

март

1-4

«Экспериментирование с

песком и глиной»

апрель

1-4

«Экспериментирование с

песком и глиной»

май

1-4

«Магнит и его свойства.

Экспериментирование с

магнитом»

Планирование с учетом темы недели

Сентябрь

«Экспериментирование с деревом»

Цель: Познакомить детей со свойствами дерева. Овладеть средствами познавательной деятельности,

способами обследования объекта. Развивать умение определять существенные признаки и свойства

(структура поверхности, твёрдость, прочность, не тонет, лёгкое). Стимулировать желание детей для

самостоятельного эстетического преобразования предметов. Учить наблюдать и различать объекты.

Оборудование: кора разных деревьев, большая миска, вода комнатные растения, целлофановые паке-

ты, земля, лупы, стека.

Тема эксперименталь-

ной деятельности

Задачи эксперименталь-

ной деятельности

Интеграция образова-

тельных областей

Взаимодействие с

родителями

Тема 1: Есть ли у расте-

ния органы дыхания?

Помочь определить, что

все части растения участ-

вуют в дыхании.

Художественное творче-

ство: «Мое любимое де-

рево»

Создание дневника:

«Мир моих откры-

тий»

Подбор с родителями

стихов и примет об

осени.

Тема 2: Деревья

Дать детям понятие - что

растение добывает воду че-

рез корневую систему

Художественное творче-

ство Лепка из солёного

теста «Волшебное дере-

во» чтение художествен-

ной литературы: Инсце-

нировка произведения:

«Чудо-дерево»

Подбор с родителями

стихов о любимом

дереве ребенка.

Коллекция «Золотые

листочки» Апплика-

ции с листочками

любимого дерева.

Тема 3: Почему осенью

опадают листья?

Помочь установить зависи-

мость роста растений от

температуры и поступае-

мой влаги.

Художественное творче-

ство: «Пейзаж» (рисова-

ние на коре деревьев)

Худ.слово: В.Нирович

«Листопад», В Шульжик

«Листоход», Белозеров

«Осень».

Сбор и оформление

гербария.

Тема 4: Летающие се-

мена

Показать детям семена

разных растений. Объяс-

нить понятие - что некото-

рые семена летают, а

остальные нет.

Зарисовка схемы.

Сбор разных семян.

Октябрь

Экспериментирование с почвой.

Цель: Обогатить знания детей о свойствах почвы. Установить необходимость почвы для жизни расте-

ний, влияние качества почвы на рост и развитие растений.

Оборудование: Почва; плоский лоток; маленькие лотки (тарелочки, сито, вода, лупы, ящик для расса-

ды, глина, песок, лук севок, лейка, совок, палочки для рыхления).

Тема эксперимен-

тальной деятельно-

сти

Задачи экспериментальной

деятельности

Интеграция образо-

вательных областей

Взаимодействие с

родителями

Тема1: Где лучше рас-

ти

Знакомство со свойствами

почвы. Расширять экологи-

ческие знания детей. Зна-

комить со способами посад-

ки лука (почва и опилки).

Учить наблюдать за ростом

растений в различных усло-

виях (свет, тень, полив и его

отсутствие) и заносить на-

блюдения в дневник.

Труд: Посадка лука и

замачивание гороха.

Коммуникация: Обо-

гащение словаря де-

тей.

Сбор природного

материала для по-

делок, эксперимен-

тов.

Тема 2: Домашняя за-

суха

Дать представление о том,

что в земле есть вода.

Труд в уголке приро-

ды. Рыхление почвы

разными способами.

Социализация: Фор-

мирование умения со-

гласовывать свои дей-

ствия с действиями

партнера.

Сшить халаты

«ученых», для экс-

периментирования,

сделать эмблемы.

Тема 3: Мы вырастим

горох

Помочь установить зависи-

мость роста растений от зем-

ли и воды.

Труд: Посадка горо-

ха.

Коммуникация: Обо-

гащение словаря де-

тей.

Коллекция семян

«Волшебные сена»

Тема 4: «Вулканы»

Познакомит с явлением при-

«Цунами»

Просмотр открыто-

роды – вулкан. На примере

макета вулкана показать ме-

ханизм его действия

Познакомить с профессиями

вулканолога, метеоролога,

геолога. Закреплять знания

безопасности при проведе-

нии опытов

Беседа с показом ви-

деофильма

«Торнадо. Ветер»

Беседа с показом ви-

деофильма

Цель: Закреплять зна-

ния о явлениях при-

роды. Познакомить

детей с необычными

явлениями природы.

Показ презентации о

явлениях природы

го занятия «Вулка-

ны».

Ноябрь

«Экспериментирование с водой»

Цель: Формировать у детей знания о значении воды в жизни человека; ознакомить со свойствами

воды: отсутствие собственной формы, прозрачность, вода – растворитель; значение воды в жизни че-

ловека: круговорот воды в природе, источник питьевой воды, жизнь и болезни водоёмов. Развивать на-

выки проведения лабораторных опытов:

Закреплять умение работать с прозрачной стеклянной посудой: стеклянными стаканчиками, палочка -

ми;

Закреплять умение работать с незнакомыми растворами, соблюдать при этом необходимые меры без-

опасности.

Оборудование: Прозрачные, стеклянные стаканы разной формы, фильтровальная бумага, вещества

(соль, сахар, мука, крахмал, краски, травяной настой ромашки или календулы, растительное масло,

воздушный шар, мерные стаканчики, камешки, мелкие игрушки (киндер).

Тема эксперимен-

тальной деятельно-

сти

Задачи экспериментальной

деятельности

Интеграция образо-

вательных областей

Взаимодействие с

родителями

Тема 1: Пар - это тоже

вода

Дать детям понятие о том,

что пар - это тоже вода. По-

знакомить с некоторыми

свойствами воды. Обратить

внимание на то, что вода

таит в себе много неиз-

вестного.

Художественное твор-

чество «Волшебная

вода» (колорит). Без-

опасность: формиро-

вать аккуратность во

время работы со стек-

лянным оборудовани-

ем.

Буклеты для роди-

телей: «Соблюде-

ние правил для

проведения опы-

тов дома»

Тема 2: С водой и без

воды

Познакомить с некоторыми

свойствами воды. Помочь

выделить факторы внешней

среды, необходимые для ро-

ста и развития растений

(вода, свет, тепло)

Художественное твор-

чество «Волшебная

вода» («Красочные

брызги»).

Консультация для

родителей по экс-

периментирова-

нию с водой. Цель:

предложить неко-

торые опыты, ко-

торые можно про-

вести со своими

детьми дома.

Тема 3: Замораживаем

воду

Дать детям понятие о том,

что снег - это замерзшая

вода.

Художественное твор-

чество Аппликация

«Снежинка». Социа-

лизация: формировать

старание и дружеское

отношение между

детьми во время вы-

полнения опытов и за-

даний.

Предложить роди-

телям провести

эксперимент с

цветными льдин-

ками дома вместе

с детьми.

Тема 4: Вода не имеет

формы

Дать представление о том,

что вода принимает форму

сосуда.

Художественное твор-

чество «Путешествие

капельки» (рисование

по - мокрому). Комму-

никация: активизиро-

вать речь детей, бога-

тить словарь новыми

словами.

Родительское со-

брание. «Поможем

воде стать чистой»

Декабрь - Январь

«Экспериментирование с воздухом»

Цель: Развивать познавательную активность детей, инициативность; развивать способность устанавли-

вать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы; уточнить

понятие детей о том, что воздух – это не «невидимка», а реально существующий газ; расширять пред-

ставления детей о значимости воздуха в жизни человека, совершенствовать опыт детей в соблюдении

правил безопасности при проведении экспериментов.

Оборудование: Воздушные шары, целлофановые пакеты, трубочки, прозрачные пластиковые стаканы,

вертушки, ленточки, ёмкость с водой, салфетки, свеча, банка, готовые открытки, сырые картофелины.

Тема эксперименталь-

ной деятельности

Задачи эксперименталь-

ной деятельности

Интеграция образова-

тельных областей

Взаимодействие с

родителями

Тема 1: Этот удиви-

тельный воздух

Дать представления об ис-

точниках загрязнения воз-

духа; формировать жела-

ние заботиться о чистоте

воздуха

Художественное творче-

ство Ручной труд Смеша-

рики» (нитяные работы,

изготовленные способом

обмотки клеевой нитью

воздушного шара) Комму-

никация:Упражнять детей

в выражении своих зна-

ний, воспоминаний, пред-

положений с помощью

правильно оформленных

монологических высказы-

ваний.

Памятка: «Практи-

ческие советы и ре-

комендации по сов-

местному с детьми

экспериментирова-

нию»

Тема 2: Парусные гон-

ки

Показать возможности

преобразования предметов,

участвовать в коллектив-

ном преобразовании

Художественное творче-

ство «Забавная клякса»

(раздувание краски через

соломинку) Здоровье: физ-

минутка «Ветер»

Изготовление кора-

бликов из бумаги

способом оригами

по схеме.

Художественное творче-

Тема 3: Вдох - выдох

Расширить представления

о воздухе, способах его об-

наружения, об объеме воз-

духа в зависимости от тем-

пературы, времени, в тече-

ние которого человек мо-

жет находиться без возду-

ха.

ство «Рисование мыльны-

ми пузырями»

Здоровье:

Закреплять знания детей о

здоровом образе жизни

Консультация «Экс-

периментируем

вместе с папой».

Тема 4: Сухой из воды

Помочь определить, что

воздух занимает важноеме-

сто в жизни человека.

Здоровье: Дыхательная

гимнастика. Познание: За-

крепить знания о том, как

сохранить и укрепить здо-

ровье.

Фотовыставка:

«Как мы экспери-

ментируем»

Тема 5: Поиск воздуха

Уточнить понятия детей о

том, что воздух - это не

«невидимка», а реально су-

ществующий газ.

Коммуникация: Придумать

с родителями сказку «О

воздухе» Здоровье: Фор-

мировать понимание необ-

ходимости сохранять воз-

дух чистым, знать источ-

ники загрязнения воздуха,

понимать опасность за-

грязненного воздуха для

здоровья.

Практикум: «Вари-

анты совместной

исследовательской

деятельности детей

и родителей в ходе

использования

естественных ситу-

аций дома»

Тема 6: Муха – цокоту-

ха

Уточнить знания детей о

воздухе, о его значении для

насекомых.

Художественное творче-

ство Конструирование

«Жуки» (из природного

материала).

Чтение художественной

литературы: «Муха-цоко-

туха» К.И. Чуковского

Консультация

«Соблюдение пра-

вил безопасности».

Цель: познакомить

с правилами без-

опасности при ор-

ганизации и прове-

дении эксперимен-

тов и игр дома.

Тема 7: Воздух при на-

гревании расширяется

Сформировать у детей

представление о теплом и

холодном воздухе.

Здоровье Закаливание с

помощью воздушных

ванн.

Безопасность: Соблюдать

правила безопасности при

работе.

Совместное детско-

взрослое творче-

ство: изготовление

книжек-малышек.

Тема 8: В воде есть воз-

дух

Дать представление о том,

что в воде тоже есть воз-

дух, как можно увидеть

воздух в воде.

Чтение художественной

литературы. «Что ты зна-

ешь о рыбах» Автор: За-

плетная С., Курникова Т.

Коммуникация: формиро-

вание умений работать во

взаимодействии

Совместное развле-

чение детей и роди-

телей «Моя семья».

Цель: формировать

желание сделать

близким и дорогим

людям приятное

Февраль

«Человек».

Цель: Формировать у детей знания о собственном теле, о способах реагирования человека на окружаю-

щий мир, значении каждого органа в жизни человека. Закреплять знания детей о соблюдении личной

гигиены и сохранении здоровья.

Оборудование: стетоскоп, фанендоскоп, линзы разных размеров, фонарики, музыкальные инструменты,

продукты питания, поднос, вата, духи, веер.

Тема эксперименталь-

ной деятельности

Задачи эксперименталь-

ной деятельности

Интеграция образова-

тельных областей

Взаимодействие с

родителями

Тема 1: Проверим слух

Познакомить детей с ор-

ганом слуха – ухом, как

частью тела. Рассказать

детям об этом важном ор-

гане человека, для чего

нам нужны уши, как надо

заботиться об ушах. По-

казать - как человек слы-

шит звук.

Дидактические игры:

«Узнай по голосу» «Музы-

кант» Здоровье: Беседа

«Зачем нужно беречь

уши»

Памятка: «Береги

уши»

Тема 2: Наши помощ-

ники - глаза

Познакомить детей с ор-

ганом зрения как частью

тела. Рассказать детям об

этом важном органе чело-

века, для чего нам нужны

глаза, как надо заботиться

о глазах. Помочь опреде-

лить, для чего человеку

нужны глаза.

Художественное творче-

ство «Братья близнецы».

(Рисование глаз способом

монотипия предметная)

Познание: создание

проблемной ситуации

«Найти дорогу закрытыми

глазами»

Заучивание стихо-

творения А.П.Мар-

тынова «Для чего

нужны глаза»

Тема 3: Взаимосвязь

органов вкуса и запаха

Показать взаимосвязь ор-

ганов вкуса и запаха.

Дидактическая игра:

«Определи на вкус»,

«Определи по запаху»

Приобщить роди-

телей к созданию,

оформлению уголка

«Ароматерапии».

Март - Апрель

«Экспериментирование с песком и глиной»

Познакомить детей со свойствами песка, развивать умение сосредоточиться, планомерно

и последовательно рассматривать объекты, умение подмечать малозаметные компоненты,

развивать наблюдательность детей, умение сравнивать, анализировать, обобщать.

Устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы.

Познакомить с правилами безопасности при проведении экспериментов.

Оборудование: Сухой, чистый песок; большой, плоский лоток; маленькие лотки

(тарелочки, сито, вода, глина, песочные часы, лупы, дощечки, изделия из керамики,

мерные стаканчики, прозрачные ёмкости, трубочки из бумаги, полиэтиленовые бутылки,

банка, карандаш.

Тема эксперимен-

тальной деятельно-

сти

Задачи

экспериментальной деятель-

ности

Интеграция образова-

тельных областей

Взаимодействие с

родителями

Тема 1: Песочная

страна

Закрепить знания детей о

свойствах песка.

Познание (математика):

измерение сыпучих пред-

метов с помощью услов-

ной мерки. Социализация:

Создавать эмоциональный

настрой в группе на сов-

Консультация

«Опытно –

экспериментальная

деятельность

местную деятельность,

формировать у детей до-

брожелательного отноше-

ния друг к другу.

в жизни старших

дошкольников».

Тема 2: Песчаный ко-

нус.

Помочь определить, может ли

песок двигаться

Художественное творче-

ство: «Сюрприз для гно-

ма» (рисование цветным

песком) Здоровье: Физми-

нутка «Ладонь в ладонь»

Беседа дома с

детьми: кто такие

учёные;

что такое экспери-

мент

Тема 3: Глина, какая

она?

Закрепить знания детей о гли-

не. Выявить свойства глины

(вязкая, влажная)

Художественное творче-

ство: моделирование изде-

лий из глины.

Социализация: Создавать

эмоциональный настрой в

группе на совместную дея-

тельность, формировать у

детей доброжелательного

отношения друг к другу.

Памятка: «Чего не-

льзя и что

нужно делать для

поддержания ин-

тереса

детей к познава-

тельному

экспериментирова-

нию».

Тема 4: Песок и глина

– наши помощники.

Уточнить представления о

свойствах песка и глины,

определить отличия

Художественное творче-

ство: Ленка из глины по

замыслу Здоровье: физми-

нутка. «По дорожке ты ша-

гай»

Анкетирование ро-

дителей. Цель: вы-

явить отношение

родителей к поис-

ково – исследова-

тельской активно-

сти детей.

Тема 5: Ветер и песок

Предложить детям выяснить,

почему при сильном ветре

неудобно играть с песком

Художественное творче-

ство «Песчаные художни-

ки» (сдувание песка на

лист бумаги) Игра-рефлек-

сия «Цветок для Винни-

Пуха»

Предложить роди-

телям приобрести

для опытов: соло-

минки, пипетки,

марлю, сосуды раз-

ной формы, клеён-

ку, сетку для опы-

тов и эксперимен-

тов.

Тема 6: Свойства мо-

крого песка

Познакомить со свойствами

мокрого песка

Коммуникация: развитие

речи: «Что произойдёт,

если…» Художественное

Обновление карто-

теки условных

обозначений

творчество «Куличики из

песка»

«Свойства»

Тема 7: Песочные

часы.

Знакомство с песочными часа-

ми.

Художественное творче-

ство «Песчаные художни-

ки» Познание: «Что было

до…» (О.В.Дыбина) Тема:

«Часы».

Оформление днев-

ника «Мир моих

открытий».

Тема 8: Песок и глина

Дать детям представление о

влиянии высоких температур

на песок и глину.

Художественное творче-

ство Моделирование из

глины «Олешек» Безопас-

ность:Формировать пред-

ставления о вреде грязи

для человека и способах

борьбы с нею

Буклет «Экспери-

ментируем дома».

Цель: познакомить

родителей с играми

- экспериментами,

которые они могут

провести дома вме-

сте с детьми.

Май

«Магнит и его свойства. Экспериментирование с магнитом»

Цель: Познакомить детей с понятием магнит. Сформировать представление о свойствах магнита. Акти-

визировать знания детей об использовании свойств магнита человеком. Развивать познавательную ак-

тивность детей, любознательность при проведении опытов; умение делать выводы. Воспитывать пра-

вильные взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.

Оборудование: Магниты разных размеров, металлические предметы, деревянные и пластмассовые

предметы, вода, магнит на палочке, верёвочка, различные пуговицы.

Тема эксперименталь-

ной деятельности

Задачи эксперименталь-

ной деятельности

Интеграция образова-

тельных областей

Взаимодействие с

родителями

Тема 1: Парящий само-

лет

Помогать накоплению у де-

тей конкретных представле-

ний о магните и его свой-

ствах притягивать предме-

ты; выявить материалы, ко-

торые могут стать магнети-

ческими; отделять магнети-

ческие предметы от немаг-

нетических, используя маг-

нит; Познакомить с физиче-

ским явлением «магнетизм»

Познание: Определение

частей света с помощью

компаса на прогулке.по-

могать накоплению у де-

тей конкретных представ-

лений о магните и его

свойстве притягивать

предметы; выявить мате-

риалы, которые могут

стать магнетическими, че-

рез какие материалы и ве-

щества может воздейство-

вать магнит;

Создание мини-

лаборатории «Мир

магнитов»

Тема 2: Притягивает - не

притягивает

Помогать накоплению у де-

тей конкретных представле-

ний о магните и его свой-

ствах притягивать предме-

ты; выявить материалы, ко-

торые могут стать магнети-

ческими; отделять магнети-

ческие предметы от немаг-

нетических, используя маг-

нит; Изучить влияние магне-

тизма на разные предметы.

Художественное творче-

ство: «Помоги зайчонку»

(рисование при помощи

магнита и металлической

пластинки, которая в

краске) Физическая

культура: Развитие двига-

тельной активности по

средствам танцевальных

движений.

Предложить роди-

телям провести

дома вместе с

детьми опыты с

магнитами.

Тема 3: «Как достать

скрепку из воды, не за-

мочив рук»

Помочь определить, какими

свойствами магнит обладает

в воде и на воздухе. Воспи-

тывать интерес к экспери-

ментальной деятельности и

желание заниматься ею

Дидактическая – магнит-

ная игра «Оденем куклу

на прогулку» Магнитный

конструктор и поделки из

него.

Совместное созда-

ние кукольного те-

атра на магнитах.

Тема 4:

Итоговое

(занятие проводится с

учётом пожеланий детей-

.Можно провести КВН, вик-

торину)

Мониторинг



В раздел образования