Автор: Ахуньянова Альфия Асхатовна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: МБОУ ДО ЦППМСП "Семья" г.Уфы
Населённый пункт: Республики Башкортостан
Наименование материала: статья
Тема: "Характеристика неблагополучной семьи"
Раздел: дополнительное образование
Характеристика неблагополучной семьи.
Ахуньянова А.А., г. Уфа
Семья - естественная среда обитания ребенка. Именно здесь
закладываются предпосылки развития физически и духовно здорового
человека. С учетом доминирующих факторов неблагополучные семьи
можно разделить на две большие группы, каждая из которых включает
несколько разновидностей.
Первую группу составляют семьи с явной (открытой) формой
неблагополучия: это так называемые конфликтные, проблемные семьи,
асоциальные,
аморально-криминальные
и
семьи
с
недостатком
воспитательных ресурсов (в частности, неполные).
Вторую группу представляют внешне респектабельные семьи, образ
жизни которых не вызывает беспокойства и нареканий со стороны
общественности. Однако ценностные установки и поведение родителей в
них резко расходятся общечеловеческими моральными ценностями, что не
может не сказаться на нравственном облике воспитывающихся в таких
семьях детей. Отличительной особенностью этих семей является то, что
взаимоотношения их членов на внешнем, социальном уровне производят
благоприятное впечатление, а последствия неправильного воспитания на
первый взгляд незаметны, что иногда вводит окружающих в заблуждение.
Под тяжелой неблагополучной семьей мы понимаем семью, в
которой наблюдается социальная неустроенность родителей и, как
следствие этого, постоянный психологический надрыв, подкрепленный
алкоголем, асоциальным поведением, отчуждением от окружающих,
хулиганством, воровством.
Как правило, в таких семьях дети, родители, дедушки, бабушки
проходили через сильную боль, страдания, переживали физическое или
сексуальное насилие, пренебрежение, жестокость и воспринимают образ
жизни своей семьи как единственно нормальный.
Семьи, переживающие постоянный кризис, находятся в особом
состоянии страдания. Вместо того чтобы становиться уязвимыми и
подвергаться влиянию перемен, семьи группы риска учатся по- своему
защищаться при столкновении с трудностями. Парадокс заключается в
том, что возбуждение, ярость приносят им определенный комфорт как
доказательство того, что сделать ничего нельзя и поэтому их состояние
естественно. Такое состояние семьи группы риска поддерживают с
помощью разных средств: алкоголь, скандалы, аморальное, вызывающее
поведение, хулиганство.
Одна из положительных сторон кризиса состоит в том, что в таком
случае
в сферу
влияния
на неблагополучную семью вовлекаются
социальные педагоги. Этот факт является сам по себе успокаивающим;
подключение к ситуации, в которой оказалась неблагополучная семья,
новых сил, осуществляющих контроль, несколько облегчает состояние
одиночества семьи. Хронически кризисные семьи всячески стремятся к
тому, чтобы их ситуация была под контролем со стороны. Когда они
чувствуют угрозу потери контроля, они прибегают к насилию в отношении
окружающих, усугубляют свое асоциальное поведение, что провоцирует
усиление контроля над ними. В таких семьях растут заброшенные дети,
беспризорные,
грязные,
голодные,
прячущиеся
во
время
прихода
специалиста, как правило, своим видом и поведением отражающие нужду,
пустоту и отчаяние. Во время работы с такой семьей специалист сначала
сталкивается с первичными реакциями противостояния. Это может быть
отрицание,
обвинение,
желание
клеймить
кого-то,
импульсивность
родителей, детей, провоцирование, избегание встреч, неприятие помощи,
сопротивление
социальному
педагогу.
Постороннему
человеку,
вступающему в контакт с неблагополучной семьей, может показаться, что
семья погрязла в трясине ужаса и постыдных трагедий. Но для самой
семьи череда этих трагедий может быть более комфортной, чем реальные
перемены к лучшему или противостояние трудностям жизни. Эти семьи
характеризуются
следующими
чертами
поведения:
не
соблюдают
договоренность о заранее запланированной встрече со специалистом; на
встречу не появляются в назначенное время, но иногда звонят; у них
отсутствует понятие времени ( день, неделя, месяц); неспособны говорить
связно ни о себе, ни о других; постоянно меняют место жительства именно
из- за частых приходов специалиста); постоянно ссорятся, дерутся с
друзьями или близкими родственниками.
Характеристику
таких
семей
можно
дополнить
следующими
проявлениями:
недоверие,
подозрительность,
отрицание
всего,
импульсивность,
нетерпеливость,
постоянная
нужда
в
чем-
то,
взволнованность, быстрая возбуждаемость, недостаток знаний и умений,
непрактичность,
несостоятельность,
состояние
озлобленности
с
припадками жестокости, насилия, причинения физического вреда.
Поведение
родителей
в
таких
семьях
напоминает
поведение
маленьких детей, которые не могут найти контакта с взрослыми. Такие
взрослые остаются на той стадии развития, когда они сами пережили
невосполнимую утрату или тяжелейшую травму. Часто родители в такой
семье - это люди, выбитые из колеи жизни, находящиеся в глубокой
депрессии.
Подобное
состояние
взрослых
делает
невозможным
формирование в семье бережных взаимоотношений между членами семьи
и эмоциональной поддержки. Отсутствие эмоциональной поддержки детей
со стороны родителей имеет глубокие последствия, которые выражаются,
в частности, в снижении уверенности в себе у детей и подростков.
Отсутствие материальных средств отражается на питании семьи, что
снижает сопротивляемость детей болезням, приводит к ослаблению их
организма, истощению. Неблагополучная семья утрачивает всякую веру в
само изменение и продолжает поступательное движение к полному краху.
К проблемным, тяжелым семьям относятся также криминогенные семьи.
Можно условно разделить неблагополучные семьи на три группы: 1)
превентивные – семьи, в которых проблемы имеют незначительное
проявление и находятся на начальной стадии развития неблагополучия;2)
семьи,
в
которых
социальные
и
другие
противоречия
обостряют
взаимоотношения членов семьи друг с другом и окружением до
критического
уровня;3)
семьи,
потерявшие
всякую
жизненную
перспективу,
инертные
по
отношению
к
своей
судьбе
и
судьбе
собственных
детей.
Возможна
и
следующая
квалификация
неблагополучных семей: по количеству родителей - полная, неполная,
опекунская,
приемная,
семья
усыновителей;
по
количеству
детей-
малодетная, многодетная, бездетная; по материальному благополучию –
малообеспеченная,
среднеобеспеченная,
хорошо
обеспеченная;
по
проблемам родителей- семья алкоголиков, наркоманов, безработная,
криминогенная, лишенная родительских прав, социально дезадаптивная.
Особенно выделяются семьи педагогически несостоятельные; чаще всего
они обнаруживаются тогда, когда в них имеются дети подросткового
возраста.