Напоминание

"Характеристика неблагополучной семьи"


Автор: Ахуньянова Альфия Асхатовна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: МБОУ ДО ЦППМСП "Семья" г.Уфы
Населённый пункт: Республики Башкортостан
Наименование материала: статья
Тема: "Характеристика неблагополучной семьи"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Характеристика неблагополучной семьи.

Ахуньянова А.А., г. Уфа

Семья - естественная среда обитания ребенка. Именно здесь

закладываются предпосылки развития физически и духовно здорового

человека. С учетом доминирующих факторов неблагополучные семьи

можно разделить на две большие группы, каждая из которых включает

несколько разновидностей.

Первую группу составляют семьи с явной (открытой) формой

неблагополучия: это так называемые конфликтные, проблемные семьи,

асоциальные,

аморально-криминальные

и

семьи

с

недостатком

воспитательных ресурсов (в частности, неполные).

Вторую группу представляют внешне респектабельные семьи, образ

жизни которых не вызывает беспокойства и нареканий со стороны

общественности. Однако ценностные установки и поведение родителей в

них резко расходятся общечеловеческими моральными ценностями, что не

может не сказаться на нравственном облике воспитывающихся в таких

семьях детей. Отличительной особенностью этих семей является то, что

взаимоотношения их членов на внешнем, социальном уровне производят

благоприятное впечатление, а последствия неправильного воспитания на

первый взгляд незаметны, что иногда вводит окружающих в заблуждение.

Под тяжелой неблагополучной семьей мы понимаем семью, в

которой наблюдается социальная неустроенность родителей и, как

следствие этого, постоянный психологический надрыв, подкрепленный

алкоголем, асоциальным поведением, отчуждением от окружающих,

хулиганством, воровством.

Как правило, в таких семьях дети, родители, дедушки, бабушки

проходили через сильную боль, страдания, переживали физическое или

сексуальное насилие, пренебрежение, жестокость и воспринимают образ

жизни своей семьи как единственно нормальный.

Семьи, переживающие постоянный кризис, находятся в особом

состоянии страдания. Вместо того чтобы становиться уязвимыми и

подвергаться влиянию перемен, семьи группы риска учатся по- своему

защищаться при столкновении с трудностями. Парадокс заключается в

том, что возбуждение, ярость приносят им определенный комфорт как

доказательство того, что сделать ничего нельзя и поэтому их состояние

естественно. Такое состояние семьи группы риска поддерживают с

помощью разных средств: алкоголь, скандалы, аморальное, вызывающее

поведение, хулиганство.

Одна из положительных сторон кризиса состоит в том, что в таком

случае

в сферу

влияния

на неблагополучную семью вовлекаются

социальные педагоги. Этот факт является сам по себе успокаивающим;

подключение к ситуации, в которой оказалась неблагополучная семья,

новых сил, осуществляющих контроль, несколько облегчает состояние

одиночества семьи. Хронически кризисные семьи всячески стремятся к

тому, чтобы их ситуация была под контролем со стороны. Когда они

чувствуют угрозу потери контроля, они прибегают к насилию в отношении

окружающих, усугубляют свое асоциальное поведение, что провоцирует

усиление контроля над ними. В таких семьях растут заброшенные дети,

беспризорные,

грязные,

голодные,

прячущиеся

во

время

прихода

специалиста, как правило, своим видом и поведением отражающие нужду,

пустоту и отчаяние. Во время работы с такой семьей специалист сначала

сталкивается с первичными реакциями противостояния. Это может быть

отрицание,

обвинение,

желание

клеймить

кого-то,

импульсивность

родителей, детей, провоцирование, избегание встреч, неприятие помощи,

сопротивление

социальному

педагогу.

Постороннему

человеку,

вступающему в контакт с неблагополучной семьей, может показаться, что

семья погрязла в трясине ужаса и постыдных трагедий. Но для самой

семьи череда этих трагедий может быть более комфортной, чем реальные

перемены к лучшему или противостояние трудностям жизни. Эти семьи

характеризуются

следующими

чертами

поведения:

не

соблюдают

договоренность о заранее запланированной встрече со специалистом; на

встречу не появляются в назначенное время, но иногда звонят; у них

отсутствует понятие времени ( день, неделя, месяц); неспособны говорить

связно ни о себе, ни о других; постоянно меняют место жительства именно

из- за частых приходов специалиста); постоянно ссорятся, дерутся с

друзьями или близкими родственниками.

Характеристику

таких

семей

можно

дополнить

следующими

проявлениями:

недоверие,

подозрительность,

отрицание

всего,

импульсивность,

нетерпеливость,

постоянная

нужда

в

чем-

то,

взволнованность, быстрая возбуждаемость, недостаток знаний и умений,

непрактичность,

несостоятельность,

состояние

озлобленности

с

припадками жестокости, насилия, причинения физического вреда.

Поведение

родителей

в

таких

семьях

напоминает

поведение

маленьких детей, которые не могут найти контакта с взрослыми. Такие

взрослые остаются на той стадии развития, когда они сами пережили

невосполнимую утрату или тяжелейшую травму. Часто родители в такой

семье - это люди, выбитые из колеи жизни, находящиеся в глубокой

депрессии.

Подобное

состояние

взрослых

делает

невозможным

формирование в семье бережных взаимоотношений между членами семьи

и эмоциональной поддержки. Отсутствие эмоциональной поддержки детей

со стороны родителей имеет глубокие последствия, которые выражаются,

в частности, в снижении уверенности в себе у детей и подростков.

Отсутствие материальных средств отражается на питании семьи, что

снижает сопротивляемость детей болезням, приводит к ослаблению их

организма, истощению. Неблагополучная семья утрачивает всякую веру в

само изменение и продолжает поступательное движение к полному краху.

К проблемным, тяжелым семьям относятся также криминогенные семьи.

Можно условно разделить неблагополучные семьи на три группы: 1)

превентивные – семьи, в которых проблемы имеют незначительное

проявление и находятся на начальной стадии развития неблагополучия;2)

семьи,

в

которых

социальные

и

другие

противоречия

обостряют

взаимоотношения членов семьи друг с другом и окружением до

критического

уровня;3)

семьи,

потерявшие

всякую

жизненную

перспективу,

инертные

по

отношению

к

своей

судьбе

и

судьбе

собственных

детей.

Возможна

и

следующая

квалификация

неблагополучных семей: по количеству родителей - полная, неполная,

опекунская,

приемная,

семья

усыновителей;

по

количеству

детей-

малодетная, многодетная, бездетная; по материальному благополучию –

малообеспеченная,

среднеобеспеченная,

хорошо

обеспеченная;

по

проблемам родителей- семья алкоголиков, наркоманов, безработная,

криминогенная, лишенная родительских прав, социально дезадаптивная.

Особенно выделяются семьи педагогически несостоятельные; чаще всего

они обнаруживаются тогда, когда в них имеются дети подросткового

возраста.



В раздел образования