Напоминание

"Алгоритм выявления и устранения семейного неблагополучия."


Автор: Ахуньянова Альфия Асхатовна
Должность: Социальный педагог
Учебное заведение: МБОУДО ЦППМСП "Семья" г.Уфы
Населённый пункт: Республики Башкортостан
Наименование материала: статья
Тема: "Алгоритм выявления и устранения семейного неблагополучия."
Раздел: дополнительное образование





Назад




Алгоритм выявления и устранения семейного неблагополучия.

Ахуньянова А.А., г. Уфа

Неблагополучная семья – это семья, полностью или частично

утерявшая свою функцию по воспитанию детей, созданию им нормальных

условий для проживания, негативно влияющая на психическое состояние

ребенка,

создающая

угрозу

его

жизни

и

здоровью.

Семейное

неблагополучие

может

выражаться

как

в

конфликтной

семейной

атмосфере, так и в отсутствии элементарной заботы о ребенке со стороны

законных представителей.

Выявление семьи, нуждающейся в помощи и реабилитации, должно

происходить как можно раньше. За 10 лет жизни в неблагополучной семье

ребенок успевает приобрести огромный опыт асоциального поведения,

психологически сломаться, утвердиться в таком варианте жизненного

самоопределения, которое противоречит нормам общества. Ребенок из

неблагополучной семьи обнаруживает себя внешним видом, одеждой,

манерой

общаться,

набором

нецензурных

выражений,

неуравновешенностью психики, что выражается в неадекватных реакциях,

замкнутости,

агрессивности,

озлобленности,

отсутствии

интереса

к

любому виду обучения. Поведение ребенка и его внешний вид не только

говорят о его проблемах, но и вызывают о помощи. Но вместо помощи

окружение ребенка часто реагирует на него отторжением, разрывом

отношений, подавлением или угнетением его. Ребенок сталкивается с

непониманием окружающих, неприятием и в итоге оказывается в еще

большей изоляции. Возраст ребенка может быть разным, но проблемы

таких детей примерно одинаковы.

Проблемы, с которыми сталкивается подобная семья, касаются

разных сторон жизни: социальной, правовой, материальной, медицинской,

психологической, педагогической и др. При этом только один вид проблем

у семьи встречается довольно редко, поскольку все они взаимосвязаны.

(например, социальная неустроенность приводит к психологическому

напряжению,

что

порождает

семейные

конфликты;

материальная

ограниченность не позволяет удовлетворять насущные потребности,

отрицательно

сказывается

на

физическом

и

психическом

здоровье

взрослых и детей). Из этого можно сделать вывод, что неблагополучная

семья – это семья, в которой нарушена структура, обесцениваются или

игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые

дефекты воспитания, в результате страдают дети.

Раннее выявление семейного неблагополучия возможно лишь при

тесном

сотрудничестве

субъектов

профилактического

пространства.

Деятельность социальных учреждений по ранней профилактике семейного

неблагополучия

не

может

быть

успешной

без

последовательного

взаимодействия всех учреждений и ведомств, причастных к решению этой

проблемы. Поэтому тесное взаимодействие со специалистами данных

учреждений и использование в работе межведомственного подхода

позволяет сформировать единый взгляд на семью и ребенка, их сильные

стороны и проблемы, спланировать реабилитационную деятельность.

Чем раньше будет выявлена неблагополучная семья и чем раньше

будет начата работа по оказанию ей социальной помощи и поддержки, тем

больше шансов у ребенка остаться с родителями и продолжать жить в

своей кровной семье.



В раздел образования