Напоминание

«Гендерное воспитание дошкольников посредством взаимодействия детского сада и семьи в условиях ФГОС ДО» (из опыта работы)


Автор: Кочергина Людмила Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОАУ "Детский сад № 53"
Населённый пункт: г. Орск, Оренбургская область
Наименование материала: Статья
Тема: «Гендерное воспитание дошкольников посредством взаимодействия детского сада и семьи в условиях ФГОС ДО» (из опыта работы)
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Гендерное воспитание дошкольников посредством взаимодействия

детского сада и семьи в условиях ФГОС ДО»

(из опыта работы).

Слайд 1.

Тема выступления: «Гендерное воспитание дошкольников

посредством взаимодействия детского сада и семьи в условиях ФГОС ДО»

Слайд 2. Что такое «гендер»? «Гендер» (англ. gender) – род, который

обозначает социальный пол, пол как продукт культуры.

Слайд 3. «Гендер» и «пол»- понятия нетождественные.

Пол – это биологическое деление людей на мужчин и женщин,

в котором ребёнок впервые определяет себя как индивидуальность

Гендер – социальный пол человека, формируемый в процессе воспита-

ния личности и включающий в себя психологические, социальные и куль-

турные различия между мужским и женским полом.

Формирование гендерной принадлежности ребенка – одна из задач

образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» ФГОС

дошкольного образования. Целью гендерного подхода в педагогике являет-

ся воспитание детей разного пола, одинаково способных к самореализации

и раскрытию своих потенциалов и возможностей в современном обществе.

Гендерный подход в образовании – это индивидуальный подход к проявле-

нию ребёнком своей идентичности, что даёт в дальнейшем человеку боль-

шую свободу выбора и самореализации, помогает быть достаточно гибким

и уметь использовать разные возможности поведения.

«Нельзя считать один пол совершеннее другого, так нельзя их

уравнивать» Ж.- Ж. Руссо

Гендерное воспитание – целенаправленный процесс педагогического

сопровождения жизнедеятельности детей дошкольного возраста, заключаю-

щийся в содействии накоплению социального опыта, выполнению гендер-

ных ролей, осознания себя как представителя определенного пола с пози-

ции духовно-нравственных ценностей.

Слайд 4. Актуальность.

Проблема гендерного воспитания дошкольников сегодня актуальна

как никогда. Социальные изменения, происходящие в современном

обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и

женского поведения. Демократизация отношений полов повлекла смешение

половых ролей, феминизацию мужчин и омужествление женщин. Сейчас

уже не считается из ряда вон выходящим сквернословие и наличие вредных

привычек у представительниц прекрасного пола, многие из них стали

занимать лидирующие положения среди мужчин, стираются границы

между «женскими» и «мужскими» профессиями. Некоторые мужчины, в

свою очередь, утрачивают способность играть правильную роль в браке, из

«добытчиков» они постепенно превращаются в «потребителей», а все

обязанности по воспитанию детей они перекладывают на женские плечи.

На фоне этих изменений меняется и сознание детей: девочки

становятся агрессивными и грубыми, а мальчики перенимают женский тип

поведения. Многие девочки лишены скромности, нежности, терпения, не

умеют мирно разрешать конфликтные ситуации. Мальчики, наоборот, не

умеют постоять за себя, слабы физически, лишены выносливости и

эмоциональной устойчивости, у них отсутствует культура поведения по

отношению к девочкам. Кроме того, играя, дети не умеют договариваться,

распределять роли, а в процессе трудовой деятельности дети не умеют

самостоятельно распределять обязанности с учетом пола партнера.

Гендерное воспитание в детском саду поможет избежать

подрастающему поколению осложнений, последствий и трагедий, которые

бывают при безнравственном подходе к будущему.

От того, как мы воспитаем наших детей, какие личностные качества

мы в них сможем развить именно с учетом их индивидуальных и гендерных

особенностей, напрямую зависит то, какими женщинами и мужчинами они

в дальнейшем станут, какими родителями будут для своих детей, насколько

крепкими и долговечными будут их семьи.

Слайд 5.

Почему

именно в дошкольном возрасте важно гендерное

воспитание?

Дело в том, что именно в период раннего и дошкольного детства у

всех малышей формируется гендерная идентичность.

К двум годам ребёнок узнаёт, что существуют два пола, и начинает

понимать, кто он – девочка или мальчик.

С 4-х до 7 лет формируется гендерная константность (устойчивость):

дети уже осознают, что мальчики становятся мужчинами, а девочки –

женщинами и что принадлежность к полу сохраняется , независимо от

возникающих ситуаций или личных желаний ребёнка.

Становление гендерной идентичности является серьёзной проблемой.

Мальчики больше времени проводят с матерью, чем с отцом. Многие

мальчики воспитываются только мамой и бабушкой, в детском саду их

тоже окружают женщины.

Слайд 6. Задачи гендерного воспитания по взаимодействию детского сада

и семьи.

1.Формирование у родителей целостного представления об особенностях

развития личности девочек, мальчиков дошкольного возраста.

2.Создание предметно-пространственной развивающей среды в детском

саду и дома, способствующей гендерному воспитанию дошкольников в

игровой деятельности.

3.Повышение уровня педагогической культуры родителей , их гендерной

компетентности через различные формы работы.

Необходимым условием успешной полоролевой социализации

дошкольников является взаимодействие с семьёй, так как только единство

дошкольного образовательного учреждения и семьи позволит эффективно

решать задачи полоролевого воспитания.

В ходе бесед с родителями и анкетирования выяснилось, что их

знания по вопросам гендерного воспитания минимальны. Прежде всего,

родители не понимают понятия «полоролевое , гендерное воспитание».

Под понятием «гендерное» они понимают или воспитание с учетом

возрастных особенностей детей или раздельное воспитание мальчиков и

девочек. Поведение самих детей показало, что проблема гендерного

воспитания очень актуальна. Для того, чтобы обеспечить полноценное

развитие ребёнка в семье с учётом его гендерных особенностей, родители

должны быть компетентными в этом направлении, должны быть образцом

для детей, соответствовать своей половой роли. Поэтому задачи воспитате-

ля : подобрать для родителей и донести до них в удобной форме

необходимую информацию, приобщить родителей к работе в этом

направлении, включить их в деятельность детского сада, группы.

Слайд 7.Формы взаимодействия с родителями:

1. Родительские собрания (анкетирование, презентации, обмен опытом по

воспитанию детей в семье).

2.

Консультирование

через

индивидуальные

беседы,

через

информационные стенды в родительском уголке , папки-передвижки.

3. Конкурсы совместного творчества.

4. Организация экскурсий с целью ознакомления с мужскими и женскими

профессиями.

5. Участие в спортивных мероприятиях.

6. Просмотр родителями разных видов

деятельности(занятий, сюжетно-ролевых игр, развлечений, утренников)

Все эти формы с родителями общеизвестны, сложно придумать

оригинальную и универсальную форму, способную донести родителям

информацию о том, что воспитание ребёнка –это целая наука, процесс

длительный и результат сразу увидеть невозможно. А главное –каждый

родитель, если он не педагог, не обладает тем багажом знаний и умений,

который ему необходим при воспитании ребёнка. Поэтому, в своей работе

с родителями я стараюсь концентрироваться не сколько на формах ,они и

так достаточно разнообразные, а на содержании, которыми наполнены

эти формы.

Слайд 8. Направления в работе по гендерному воспитанию дошкольников.

Слайды 9,10, 11,12,13.

«Какую

громадную,

ни

с

чем

не

сравнимую

роль

играет

в

воспитании

детей

обстановка,

среди

которой

они

живут…

Тот

кому

удается

создать

такую

обстановку,

облегчит свой труд в высшей степени» Тихеева Е.И

Одним из ведущих условий для формирования позитивной половой

идентичности ребенка и закрепления у детей положительных стереотипов

поведения выступает предметно-пространственная

развивающая среда,

которая дает возможность ребенку актуализировать и закреплять в деятель-

ности формирующиеся способы полоролевого поведения.

Среда является одним из основных средств развития личности

ребенка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта.

Предметно-пространственная развивающая среда не только обеспечивает

разные виды активности дошкольников (физической, игровой, умственной),

но и является основой его самостоятельной деятельности с учетом

гендерных особенностей.

Роль взрослого заключается в том, чтобы открыть перед мальчиками

и девочками весь спектр возможностей среды и направить их усилия на

использование отдельных элементов с учетом гендерных и индивидуаль-

ных особенностей и потребностей каждого ребенка.

Игрушки и игры должны быть подобраны таким образом, чтобы

давать возможность девочкам практиковаться в тех видах деятельности,

которые касаются подготовки к материнству и ведению домашнего

хозяйства, развивать умение общаться и навыки сотрудничества. Игрушки

и игры мальчиков должны побуждать их к изобретательству, преобразова-

нию окружающего мира, помогать развить навыки, которые позже лягут в

основу

пространственных

и

интеллектуальных

способностей,

будут

поощрять независимое, соревновательное и лидерское поведение.

В дошкольном возрасте основной вид деятельности –игра. В сюжетно-

ролевых играх происходит усвоение детьми гендерного поведения. Игра

детей отражает традиционный взгляд на роль мужчины и женщины в

обществе. Девочки ежедневно ухаживают за домом, заботятся о детях,

выходят замуж. Мальчики играют в войну, защищая Родину, строят мосты,

ремонтируют автомобили, перевозят грузы. В играх закладываются и

основы нравственности: великодушие, надёжность, уважение к девочкам

(женщинам) – у мальчиков. Доброта,терпеливость, верность, уважение к

мальчикам(мужчинам) –у девочек. Вот почему я стараюсь уделять большое

внимание организации предметно-пространственной развивающей среды.

С учетом гендерного подхода, помимо общепринятых, в группе

введены следующие элементы предметно-развивающей среды:

- Мини-среды мужского и женского труда, содержащие оборудование,

необходимое для формирования мужских и женских умений (мастерских с

наборами простых инструментов, фрагменты кухонного блока, столы для

разделки продуктов, приготовления пищи, доски для глаженья кукольного

белья, тазы для мытья игрушек, шкафы с посудой и др.);

- Куклы-мальчики и куклы-девочки со всеми необходимыми атрибутами и

аксессуарами,

способствующие

выполнению

различных

социальных

ролей);

- Уголки красоты, позволяющие ребёнку самостоятельно навести порядок

во внешнем виде ;

-Мини-среда

светского

этикета,

где

сосредоточены

предметы,

обеспечивающие

возможность

ребёнку

самостоятельно

проигрывать

разнообразные мужские и женские роли.

Большую материальную помощь в организации предметно-

пространственной среды оказывают родители. Они приобретают игры,

игрушки,

изготавливают

атрибуты

для

сюжетно-ролевых

игр,

театрализованной

деятельности,

шьют

замечательные

костюмы

для

праздников и развлечений.

Родителям была предложена консультация «Развивающая среда дома»

(из книги Фесюковой Л.Б. «От трёх до семи»). Вполне естественно, что

ребёнок должен осваивать всё пространство квартиры, иными словами,

действовать, играть и в ванной комнате, и в прихожей, и на кухне. Но у

него должно быть и своё пространство, оборудованное с учётом его

психофизических особенностей и возможностей («Детское зеркало»,

«Мини

картинная

галерея»,

«Мешочек

добрых

дел»,

«Детская

лаборатория»,

«Шкаф

находок»

,

«Уголок

потерянных

вещей»,

«Физкультурный уголок» и т.д.). Родители, после ознакомления с

консультацией, спрашивали: где найти место для всех этих уголков? На что

я всегда отвечала:»Было бы желание – место всегда найдётся! Проверьте?»

Слайд 14.

Активное участие в организации предметно-пространственной

развивающей среды принимают папы. Они устанавливают и ремонтируют

оборудование на участке группы, выполняют ремонт, установку мебели в

группе. Наблюдая за работой пап, мальчики понимают, что для выполнения

этих работ надо быть сильными, здоровыми, умными, многому надо будет

научиться. Вот такие папы- достойный пример подражания для мальчиков

а девочки будут гордиться ими.

В детском саду работают мужчины: электрик, плотник, дворник. Так

как не у всех детей есть папы, я стала чаще приглашать в группу этих

сотрудников для общения с детьми. Дети наблюдали за их работой,

задавали вопросы , знакомились с различными инструментами, узнавали

много интерессного о данных профессиях..

Слайд

15.

На

стендах

в

родительских

уголках

была

предложена

информация для родителей по темам: «Что такое гендерное воспитание»,

«Воспитываем мальчиков и девочек», «Будущий мужчина», «Будущая

женщина», «Роль отца в воспитании детей»», «Зачем детям нужна мама?»,

«Дидактические игры по гендерному воспитанию», «Развивающая среда

дома».

Для повышения педагогической компетентности родителей, я создаю

возможности для ознакомления родителей с работой детского сада по

выполнению программных требований на открытых занятиях, в различных

общих

мероприятиях,

стараюсь

проводить

в

интересной

форме

родительские собрания, которые носят содержательный характер и это

позволяет сделать их более привлекательными. Перед каждым собранием

провожу анкетирование родителей . На каждом собрании

предлагаю

родителям поделиться опытом семейного воспитания (Семьи Сучковых и

Косьяненко). Самая распространенная форма работы с родителями – это

индивидуальные беседы и консультации.

Часто приходится решать проблемные ситуации, связанные с

неадекватным, агрессивным поведением детей.

Вова Д. обижал детей, дрался, отнимал игрушки.Он жаловался

родителям что не хочет ходить в детский сад, потому что дети с ним не

играют, воспитатель ругает .Я стала наблюдать за ним и увидела, что дети

не хотят играть с ним , потому что он отбирал игрушки у детей, а если не

отдавали, то дрался. Это происходило постоянно. Я стала беседовать с

родителями и поняла, что ребёнком в семье не занимаются, а просто делают

для него всё, что он захочет. Для него нет никаких запретов, никаких

правил в семье. А в детском саду дети живут по определённым правилам,

которые необходимо выполнять, чтобы научиться общению с другими

детьми. Это противоречие между вседозволенностью дома и выполнением

правил поведения и общения в детском саду и стало причиной такого

поведения ребёнка. А во время бесед с папой стало понятно, откуда у Вовы

такое агрессивное поведение: папа вёл себя нагло, грубо, считал, что наши

гуманные методы воспитания не нужны, ребёнок должен научиться себя

защищать, поэтому он должен драться, давать сдачи. С одной стороны,

папу можно понять, он недавно освободился из мест лишения свободы, а

там, как известно, свои законы. Отец – это ролевая модель для мальчика на

всю дальнейшую жизнь.

Мальчик не становится настоящим мужчиной

только потому, что он родился с мужским телом. Он осознает себя

мужчиной и ведет себя, как мужчина, благодаря возможности наследовать

поведение и привычки своего отца или старшего брата или более взрослого

мальчика, с которым общается и проводит время. Он может подражать

человеку, к которому испытывают симпатию. Вова видит и слышит как

ведёт себя папа, и понимает ,что папа поддерживает его агрессивное

поведение. И, если не предпринять никаких воспитательных мер, то

ребёнок повторит судьбу и жизнь своего отца. Поэтому, целый год мне

приходилось с беседовать с родителями, убеждать , что их бездействие в

вопросах воспитания сына ни к чему хорошему не приведёт.

Маме я посоветовала научиться говорить Вове слова «нет» и «нельзя»

и обязательно объяснять, почему; стараться терпимее относиться к

истерикам

Вовы,

когда

он

что-то

требует;

переключать

его

внимание ,например, на его любимую игру; привлекать к домашнему труду.

Папе я предложила больше с ним общаться, заниматься вместе

спортом.

В результате, родители всё-таки стали требовать с Вовы выполнения

определённых

правил,

убеждали

его

,

что

драться

нельзя,

надо

договариваться с детьми.

Со своей стороны, я объясняла Вове, что играть и общаться он

будет только с воспитателями, пока не будет выполнять определённые

правила. Мы играли с ним и в игры с правилами, сюжетно-ролевые игры,

коммуникативные игры: «Зеркало», «Любимая игрушка», «Хорошие

слова»;

выполняли разные постройки из строительного материала,

конструктора «лего». Потом постепенно стала приглашать других детей в

наши совместные игры. Привлекала Вову к трудовой деятельности. Ему

очень нравилось дежурить по столовой, по занятиям, помогать ухаживать

за растениями в уголке природы и на участке детского сада. Дети стали с

ним общаться, играть вместе.

Сейчас Вова изменился в лучшую сторону. Он уже более спокойно

играет с детьми, делится с ними своими игрушками, т.е , научился

договариваться с ними. Родители приобрели для Вовы « физкультурный

уголок», где он занимается физкультурой вместе с папой . Мама стала

рассказывать, что Вова стал помогать её по дому, выполнять её поручения.

Вика К. – доброжелательная, общительная девочка. Но я стала

обращать внимание на то, что она ходит всегда в шортах и футболках и

совсем не носит платьев, играет часто с мальчиками, самые любимые

игрушки у неё – это машины. Было понятно, что у девочки есть проблемы с

гендерной идентичностью. Мама обьяснила, что Вика не хочет одевать

платья, и она не заставляет, просит купить ей машину, она её покупает.

Сама мама тоже ходит, в основном, в брюках и у мамы мужской стиль

поведения. Я стала убеждать маму, что Вика всё-таки девочка, в будущем,

у неё будут проблемы в общении и с мальчиками и с девочками. Я стала

обращать внимание Вики на платья кукол, девочек в группе. Предлагала

ей поиграть в игры «Одень куклу», «Чьи вещи» «Игры с зеркалами»,

рассматривали вместе с ней образцы тканей, иллюстрации к сказкам:

«Красная шапочка», «Хаврошечка», «Василиса Прекрасная», «Аленький

цветочек» и другие сказки, журналы с детскими моделями платьев.

Наблюдала за ней, спрашивала какие платья ей больше всего нравится,

какая ткань ей нравится. Рассказывала маме о своих наблюдениях и мама

старалась

покупать

ей

платья

по

выбору

Вики.

Постепенно,

к

подготовительной группе она стала носить платья, хотя иногда и одевает

шорты с футболкой.

Стала чаще предлагать Вике поиграть в «Семью», где она была и

«дочкой» и «мамой» и «сестрой». Но, чтобы заинтересовать её, я просила

покатать кукол на машине, привезти «продукты» для семьи, т.е., не стала

разлучать её с машинами. Вика ухаживала за куклами, катала их на

машине, привозила из «магазина» «продукты», готовила еду, кормила

куклу. Просила девочек из группы, чтобы они приглашали её играть вместе

с ними в различные игры. Мне нужно было добиться большего общения

Вики с девочками. Мама тоже стала меняться, стала надевать более

женственную одежду. Я её убедила, что это очень важно для девочки. Вика

изменилась, стала мягче, стала больше играть с девочками, но и мальчиков

тоже не забывает.

Слайды 16,17,18. С целью привлечения родителей к решению задач по

воспитанию у детей дружеских взаимоотношений между полами регулярно

проводятся совместные с родителями праздники и развлечения к «Дню 8

марта», к «Дню защитника Отечества», к «Дню матери». На праздниках и

развлечениях мамы и папы присутствуют не только как гости, но и

являются непосредственными участниками.

Слайд 19. К праздникам пап и мам дети готовят подарки.

Слайды 20,21. Конкурс совместного творчества детей и родителей.

Уже традиционно, каждый год, осенью, в нашем детском саду

проводится конкурс совместного творчества детей и родителей «Осенняя

фантазия». Цель этого конкурса: привлекать родителей к совместной

деятельности с детьми по изготовлению поделок и композиций из

природного

материала.

Совместное

творчество

детей

и

родителей

оказывает положительное влияние на

развитие ребёнка, формирует

доверительные

отношения

между

детьми

и

родителями,

развивает

художественный

вкус

и

фантазию

ребёнка.

Вашему

вниманию

предлагаются фотографии поделок и композиций детей средней группы и

награждение грамотами за участие в конкурсе.

Слайды 22,23. Награждение участников конкурса «Осенняя фантазия».

Слайд 24. Экскурсия в пожарную часть. Цель: ознакомление с профессией

пожарного. Экскурсия была организована и проведена с помощью

родителей.

Также для детей была организована экскурсия в швейную мастерскую.

Цель: ознакомление с профессией швеи. Дети рассматривали ткани,

выкройки. Увидели, как раскраивают ткань для шитья , как потом шьют на

машинках шорты, футболки, костюмы, халаты.

Слайд 25. Конкурс на «Лучший плакат по пожарной безопасности».

Слайд 26. Участие родителей в спортивных соревнованиях «Весёлые

старты»

Слайды 27,28,29,30,31,32. Игры по гендерному воспитанию.

Работу с родителями следует вести систематически, активно

приобщать

их

к

педагогическому

процессу;

подготавливать

информационные материалы, выставки детского творчества, совместного

творчества – детей и родителей. Вся работа должна строится на

добровольном сотрудничестве и расширении поля позитивного общения в

семье. Главная цель всех совместных мероприятий –дать родителям знания

о воспитании их собственного ребёнка, заинтересовать проблемами

гендерного воспитания, стимулировать к пересмотру своей воспитательной

позиции.

Проводимая работа дала положительные результаты: родители

стали

проявлять больший интерес к проблемам воспитания своих детей. Если

раньше их волновал в основном вопрос взаимоотношения с детьми (не

обижают ли его), то теперь они стали интересоваться проблемами

гендерного воспитания детей, физического состояния и здорового образа

жизни ребёнка,

культуры

поведения и приобщения

к

культурным

ценностям.

У детей работа по гендерному воспитанию показала положительные

изменения – дети осознанно относятся к своему гендерному полу и

старают-

ся соответствовать стереотипам, принятым в семье и обществе.

Основная цель всех форм и видов взаимодействия с семьёй - установ-

ление доверительных отношений между детьми, педагогами и родителями;

воспитание потребности делится друг с другом своими проблемами и

совместно их решать.

Слайд 33. Пословицы и поговорки о семье.

Слайд 34. Спасибо за внимание!

Список литературы:

1. Взаимодействие ДОУ и семьи. / Сост. Бочкарева, О. И. – Волгоград: ИТД

«Корифей», 2008. – 112 с.

2. Детский сад – семья: аспекты взаимодействия. / Глебова, С. В. –

Воронеж: ЧП Лакоценин С. С., 2007. – 111 с.

3. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект. / Зверева,

О. Л., Кротова Т. В. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 80 с.

4. Педагогика взаимопонимания: занятия с родителями. / Москалюк, О. В.,

Погонцева, Л. В. - Волгоград: Учитель, 2010. – 123 с.

5. Работа с детьми и родителями в ДОУ. / Елжова, Н. В. – Ростов н/Д.:

Феникс, 2008. – 282 с.

6. Родительские собрания в ДОУ. / Зверева, О. Л., Кротова, Т. В. – М.:

Айрис-пресс, 2008. – 128 с.

7. Система работы детского сада по предупреждению и преодолению

трудностей семейного воспитания. / Горшенина, В. В., Самошкина, И. В.,

Черкасова, Н. П. – М.: Глобус; Волгоград: Панорама, 2009. – 192 с.

8. Справочник дошкольного психолога. /Широкова, Г. А. – Ростов н/Д.:

Феникс, 2003. – 384 с.

9. Мальчики и девочки: Дифференцированный подход к воспитанию детей

дошкольного возраста./Шелухина И.П.: - Издательство: "ТЦ Сфера", 2008.

10. Полоролевое развитие детей 5-7 лет: Методическое пособие./Щетинина

А.М.: - Издательство: "ТЦ Сфера", 2010.

11.Практикум по гендерной психологии / Под ред. И. С. Клециной. –

СПб. : Питер, 2003.



В раздел образования