Автор: Кочергина Людмила Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОАУ "Детский сад № 53"
Населённый пункт: г. Орск, Оренбургская область
Наименование материала: Статья
Тема: «Гендерное воспитание дошкольников посредством взаимодействия детского сада и семьи в условиях ФГОС ДО» (из опыта работы)
Раздел: дошкольное образование
«Гендерное воспитание дошкольников посредством взаимодействия
детского сада и семьи в условиях ФГОС ДО»
(из опыта работы).
Слайд 1.
Тема выступления: «Гендерное воспитание дошкольников
посредством взаимодействия детского сада и семьи в условиях ФГОС ДО»
Слайд 2. Что такое «гендер»? «Гендер» (англ. gender) – род, который
обозначает социальный пол, пол как продукт культуры.
Слайд 3. «Гендер» и «пол»- понятия нетождественные.
Пол – это биологическое деление людей на мужчин и женщин,
в котором ребёнок впервые определяет себя как индивидуальность
Гендер – социальный пол человека, формируемый в процессе воспита-
ния личности и включающий в себя психологические, социальные и куль-
турные различия между мужским и женским полом.
Формирование гендерной принадлежности ребенка – одна из задач
образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» ФГОС
дошкольного образования. Целью гендерного подхода в педагогике являет-
ся воспитание детей разного пола, одинаково способных к самореализации
и раскрытию своих потенциалов и возможностей в современном обществе.
Гендерный подход в образовании – это индивидуальный подход к проявле-
нию ребёнком своей идентичности, что даёт в дальнейшем человеку боль-
шую свободу выбора и самореализации, помогает быть достаточно гибким
и уметь использовать разные возможности поведения.
«Нельзя считать один пол совершеннее другого, так нельзя их
уравнивать» Ж.- Ж. Руссо
Гендерное воспитание – целенаправленный процесс педагогического
сопровождения жизнедеятельности детей дошкольного возраста, заключаю-
щийся в содействии накоплению социального опыта, выполнению гендер-
ных ролей, осознания себя как представителя определенного пола с пози-
ции духовно-нравственных ценностей.
Слайд 4. Актуальность.
Проблема гендерного воспитания дошкольников сегодня актуальна
как никогда. Социальные изменения, происходящие в современном
обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и
женского поведения. Демократизация отношений полов повлекла смешение
половых ролей, феминизацию мужчин и омужествление женщин. Сейчас
уже не считается из ряда вон выходящим сквернословие и наличие вредных
привычек у представительниц прекрасного пола, многие из них стали
занимать лидирующие положения среди мужчин, стираются границы
между «женскими» и «мужскими» профессиями. Некоторые мужчины, в
свою очередь, утрачивают способность играть правильную роль в браке, из
«добытчиков» они постепенно превращаются в «потребителей», а все
обязанности по воспитанию детей они перекладывают на женские плечи.
На фоне этих изменений меняется и сознание детей: девочки
становятся агрессивными и грубыми, а мальчики перенимают женский тип
поведения. Многие девочки лишены скромности, нежности, терпения, не
умеют мирно разрешать конфликтные ситуации. Мальчики, наоборот, не
умеют постоять за себя, слабы физически, лишены выносливости и
эмоциональной устойчивости, у них отсутствует культура поведения по
отношению к девочкам. Кроме того, играя, дети не умеют договариваться,
распределять роли, а в процессе трудовой деятельности дети не умеют
самостоятельно распределять обязанности с учетом пола партнера.
Гендерное воспитание в детском саду поможет избежать
подрастающему поколению осложнений, последствий и трагедий, которые
бывают при безнравственном подходе к будущему.
От того, как мы воспитаем наших детей, какие личностные качества
мы в них сможем развить именно с учетом их индивидуальных и гендерных
особенностей, напрямую зависит то, какими женщинами и мужчинами они
в дальнейшем станут, какими родителями будут для своих детей, насколько
крепкими и долговечными будут их семьи.
Слайд 5.
Почему
именно в дошкольном возрасте важно гендерное
воспитание?
Дело в том, что именно в период раннего и дошкольного детства у
всех малышей формируется гендерная идентичность.
К двум годам ребёнок узнаёт, что существуют два пола, и начинает
понимать, кто он – девочка или мальчик.
С 4-х до 7 лет формируется гендерная константность (устойчивость):
дети уже осознают, что мальчики становятся мужчинами, а девочки –
женщинами и что принадлежность к полу сохраняется , независимо от
возникающих ситуаций или личных желаний ребёнка.
Становление гендерной идентичности является серьёзной проблемой.
Мальчики больше времени проводят с матерью, чем с отцом. Многие
мальчики воспитываются только мамой и бабушкой, в детском саду их
тоже окружают женщины.
Слайд 6. Задачи гендерного воспитания по взаимодействию детского сада
и семьи.
1.Формирование у родителей целостного представления об особенностях
развития личности девочек, мальчиков дошкольного возраста.
2.Создание предметно-пространственной развивающей среды в детском
саду и дома, способствующей гендерному воспитанию дошкольников в
игровой деятельности.
3.Повышение уровня педагогической культуры родителей , их гендерной
компетентности через различные формы работы.
Необходимым условием успешной полоролевой социализации
дошкольников является взаимодействие с семьёй, так как только единство
дошкольного образовательного учреждения и семьи позволит эффективно
решать задачи полоролевого воспитания.
В ходе бесед с родителями и анкетирования выяснилось, что их
знания по вопросам гендерного воспитания минимальны. Прежде всего,
родители не понимают понятия «полоролевое , гендерное воспитание».
Под понятием «гендерное» они понимают или воспитание с учетом
возрастных особенностей детей или раздельное воспитание мальчиков и
девочек. Поведение самих детей показало, что проблема гендерного
воспитания очень актуальна. Для того, чтобы обеспечить полноценное
развитие ребёнка в семье с учётом его гендерных особенностей, родители
должны быть компетентными в этом направлении, должны быть образцом
для детей, соответствовать своей половой роли. Поэтому задачи воспитате-
ля : подобрать для родителей и донести до них в удобной форме
необходимую информацию, приобщить родителей к работе в этом
направлении, включить их в деятельность детского сада, группы.
Слайд 7.Формы взаимодействия с родителями:
1. Родительские собрания (анкетирование, презентации, обмен опытом по
воспитанию детей в семье).
2.
Консультирование
через
индивидуальные
беседы,
через
информационные стенды в родительском уголке , папки-передвижки.
3. Конкурсы совместного творчества.
4. Организация экскурсий с целью ознакомления с мужскими и женскими
профессиями.
5. Участие в спортивных мероприятиях.
6. Просмотр родителями разных видов
деятельности(занятий, сюжетно-ролевых игр, развлечений, утренников)
Все эти формы с родителями общеизвестны, сложно придумать
оригинальную и универсальную форму, способную донести родителям
информацию о том, что воспитание ребёнка –это целая наука, процесс
длительный и результат сразу увидеть невозможно. А главное –каждый
родитель, если он не педагог, не обладает тем багажом знаний и умений,
который ему необходим при воспитании ребёнка. Поэтому, в своей работе
с родителями я стараюсь концентрироваться не сколько на формах ,они и
так достаточно разнообразные, а на содержании, которыми наполнены
эти формы.
Слайд 8. Направления в работе по гендерному воспитанию дошкольников.
Слайды 9,10, 11,12,13.
«Какую
громадную,
ни
с
чем
не
сравнимую
роль
играет
в
воспитании
детей
обстановка,
среди
которой
они
живут…
Тот
кому
удается
создать
такую
обстановку,
облегчит свой труд в высшей степени» Тихеева Е.И
Одним из ведущих условий для формирования позитивной половой
идентичности ребенка и закрепления у детей положительных стереотипов
поведения выступает предметно-пространственная
развивающая среда,
которая дает возможность ребенку актуализировать и закреплять в деятель-
ности формирующиеся способы полоролевого поведения.
Среда является одним из основных средств развития личности
ребенка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта.
Предметно-пространственная развивающая среда не только обеспечивает
разные виды активности дошкольников (физической, игровой, умственной),
но и является основой его самостоятельной деятельности с учетом
гендерных особенностей.
Роль взрослого заключается в том, чтобы открыть перед мальчиками
и девочками весь спектр возможностей среды и направить их усилия на
использование отдельных элементов с учетом гендерных и индивидуаль-
ных особенностей и потребностей каждого ребенка.
Игрушки и игры должны быть подобраны таким образом, чтобы
давать возможность девочкам практиковаться в тех видах деятельности,
которые касаются подготовки к материнству и ведению домашнего
хозяйства, развивать умение общаться и навыки сотрудничества. Игрушки
и игры мальчиков должны побуждать их к изобретательству, преобразова-
нию окружающего мира, помогать развить навыки, которые позже лягут в
основу
пространственных
и
интеллектуальных
способностей,
будут
поощрять независимое, соревновательное и лидерское поведение.
В дошкольном возрасте основной вид деятельности –игра. В сюжетно-
ролевых играх происходит усвоение детьми гендерного поведения. Игра
детей отражает традиционный взгляд на роль мужчины и женщины в
обществе. Девочки ежедневно ухаживают за домом, заботятся о детях,
выходят замуж. Мальчики играют в войну, защищая Родину, строят мосты,
ремонтируют автомобили, перевозят грузы. В играх закладываются и
основы нравственности: великодушие, надёжность, уважение к девочкам
(женщинам) – у мальчиков. Доброта,терпеливость, верность, уважение к
мальчикам(мужчинам) –у девочек. Вот почему я стараюсь уделять большое
внимание организации предметно-пространственной развивающей среды.
С учетом гендерного подхода, помимо общепринятых, в группе
введены следующие элементы предметно-развивающей среды:
- Мини-среды мужского и женского труда, содержащие оборудование,
необходимое для формирования мужских и женских умений (мастерских с
наборами простых инструментов, фрагменты кухонного блока, столы для
разделки продуктов, приготовления пищи, доски для глаженья кукольного
белья, тазы для мытья игрушек, шкафы с посудой и др.);
- Куклы-мальчики и куклы-девочки со всеми необходимыми атрибутами и
аксессуарами,
способствующие
выполнению
различных
социальных
ролей);
- Уголки красоты, позволяющие ребёнку самостоятельно навести порядок
во внешнем виде ;
-Мини-среда
светского
этикета,
где
сосредоточены
предметы,
обеспечивающие
возможность
ребёнку
самостоятельно
проигрывать
разнообразные мужские и женские роли.
Большую материальную помощь в организации предметно-
пространственной среды оказывают родители. Они приобретают игры,
игрушки,
изготавливают
атрибуты
для
сюжетно-ролевых
игр,
театрализованной
деятельности,
шьют
замечательные
костюмы
для
праздников и развлечений.
Родителям была предложена консультация «Развивающая среда дома»
(из книги Фесюковой Л.Б. «От трёх до семи»). Вполне естественно, что
ребёнок должен осваивать всё пространство квартиры, иными словами,
действовать, играть и в ванной комнате, и в прихожей, и на кухне. Но у
него должно быть и своё пространство, оборудованное с учётом его
психофизических особенностей и возможностей («Детское зеркало»,
«Мини
картинная
галерея»,
«Мешочек
добрых
дел»,
«Детская
лаборатория»,
«Шкаф
находок»
,
«Уголок
потерянных
вещей»,
«Физкультурный уголок» и т.д.). Родители, после ознакомления с
консультацией, спрашивали: где найти место для всех этих уголков? На что
я всегда отвечала:»Было бы желание – место всегда найдётся! Проверьте?»
Слайд 14.
Активное участие в организации предметно-пространственной
развивающей среды принимают папы. Они устанавливают и ремонтируют
оборудование на участке группы, выполняют ремонт, установку мебели в
группе. Наблюдая за работой пап, мальчики понимают, что для выполнения
этих работ надо быть сильными, здоровыми, умными, многому надо будет
научиться. Вот такие папы- достойный пример подражания для мальчиков
а девочки будут гордиться ими.
В детском саду работают мужчины: электрик, плотник, дворник. Так
как не у всех детей есть папы, я стала чаще приглашать в группу этих
сотрудников для общения с детьми. Дети наблюдали за их работой,
задавали вопросы , знакомились с различными инструментами, узнавали
много интерессного о данных профессиях..
Слайд
15.
На
стендах
в
родительских
уголках
была
предложена
информация для родителей по темам: «Что такое гендерное воспитание»,
«Воспитываем мальчиков и девочек», «Будущий мужчина», «Будущая
женщина», «Роль отца в воспитании детей»», «Зачем детям нужна мама?»,
«Дидактические игры по гендерному воспитанию», «Развивающая среда
дома».
Для повышения педагогической компетентности родителей, я создаю
возможности для ознакомления родителей с работой детского сада по
выполнению программных требований на открытых занятиях, в различных
общих
мероприятиях,
стараюсь
проводить
в
интересной
форме
родительские собрания, которые носят содержательный характер и это
позволяет сделать их более привлекательными. Перед каждым собранием
провожу анкетирование родителей . На каждом собрании
предлагаю
родителям поделиться опытом семейного воспитания (Семьи Сучковых и
Косьяненко). Самая распространенная форма работы с родителями – это
индивидуальные беседы и консультации.
Часто приходится решать проблемные ситуации, связанные с
неадекватным, агрессивным поведением детей.
Вова Д. обижал детей, дрался, отнимал игрушки.Он жаловался
родителям что не хочет ходить в детский сад, потому что дети с ним не
играют, воспитатель ругает .Я стала наблюдать за ним и увидела, что дети
не хотят играть с ним , потому что он отбирал игрушки у детей, а если не
отдавали, то дрался. Это происходило постоянно. Я стала беседовать с
родителями и поняла, что ребёнком в семье не занимаются, а просто делают
для него всё, что он захочет. Для него нет никаких запретов, никаких
правил в семье. А в детском саду дети живут по определённым правилам,
которые необходимо выполнять, чтобы научиться общению с другими
детьми. Это противоречие между вседозволенностью дома и выполнением
правил поведения и общения в детском саду и стало причиной такого
поведения ребёнка. А во время бесед с папой стало понятно, откуда у Вовы
такое агрессивное поведение: папа вёл себя нагло, грубо, считал, что наши
гуманные методы воспитания не нужны, ребёнок должен научиться себя
защищать, поэтому он должен драться, давать сдачи. С одной стороны,
папу можно понять, он недавно освободился из мест лишения свободы, а
там, как известно, свои законы. Отец – это ролевая модель для мальчика на
всю дальнейшую жизнь.
Мальчик не становится настоящим мужчиной
только потому, что он родился с мужским телом. Он осознает себя
мужчиной и ведет себя, как мужчина, благодаря возможности наследовать
поведение и привычки своего отца или старшего брата или более взрослого
мальчика, с которым общается и проводит время. Он может подражать
человеку, к которому испытывают симпатию. Вова видит и слышит как
ведёт себя папа, и понимает ,что папа поддерживает его агрессивное
поведение. И, если не предпринять никаких воспитательных мер, то
ребёнок повторит судьбу и жизнь своего отца. Поэтому, целый год мне
приходилось с беседовать с родителями, убеждать , что их бездействие в
вопросах воспитания сына ни к чему хорошему не приведёт.
Маме я посоветовала научиться говорить Вове слова «нет» и «нельзя»
и обязательно объяснять, почему; стараться терпимее относиться к
истерикам
Вовы,
когда
он
что-то
требует;
переключать
его
внимание ,например, на его любимую игру; привлекать к домашнему труду.
Папе я предложила больше с ним общаться, заниматься вместе
спортом.
В результате, родители всё-таки стали требовать с Вовы выполнения
определённых
правил,
убеждали
его
,
что
драться
нельзя,
надо
договариваться с детьми.
Со своей стороны, я объясняла Вове, что играть и общаться он
будет только с воспитателями, пока не будет выполнять определённые
правила. Мы играли с ним и в игры с правилами, сюжетно-ролевые игры,
коммуникативные игры: «Зеркало», «Любимая игрушка», «Хорошие
слова»;
выполняли разные постройки из строительного материала,
конструктора «лего». Потом постепенно стала приглашать других детей в
наши совместные игры. Привлекала Вову к трудовой деятельности. Ему
очень нравилось дежурить по столовой, по занятиям, помогать ухаживать
за растениями в уголке природы и на участке детского сада. Дети стали с
ним общаться, играть вместе.
Сейчас Вова изменился в лучшую сторону. Он уже более спокойно
играет с детьми, делится с ними своими игрушками, т.е , научился
договариваться с ними. Родители приобрели для Вовы « физкультурный
уголок», где он занимается физкультурой вместе с папой . Мама стала
рассказывать, что Вова стал помогать её по дому, выполнять её поручения.
Вика К. – доброжелательная, общительная девочка. Но я стала
обращать внимание на то, что она ходит всегда в шортах и футболках и
совсем не носит платьев, играет часто с мальчиками, самые любимые
игрушки у неё – это машины. Было понятно, что у девочки есть проблемы с
гендерной идентичностью. Мама обьяснила, что Вика не хочет одевать
платья, и она не заставляет, просит купить ей машину, она её покупает.
Сама мама тоже ходит, в основном, в брюках и у мамы мужской стиль
поведения. Я стала убеждать маму, что Вика всё-таки девочка, в будущем,
у неё будут проблемы в общении и с мальчиками и с девочками. Я стала
обращать внимание Вики на платья кукол, девочек в группе. Предлагала
ей поиграть в игры «Одень куклу», «Чьи вещи» «Игры с зеркалами»,
рассматривали вместе с ней образцы тканей, иллюстрации к сказкам:
«Красная шапочка», «Хаврошечка», «Василиса Прекрасная», «Аленький
цветочек» и другие сказки, журналы с детскими моделями платьев.
Наблюдала за ней, спрашивала какие платья ей больше всего нравится,
какая ткань ей нравится. Рассказывала маме о своих наблюдениях и мама
старалась
покупать
ей
платья
по
выбору
Вики.
Постепенно,
к
подготовительной группе она стала носить платья, хотя иногда и одевает
шорты с футболкой.
Стала чаще предлагать Вике поиграть в «Семью», где она была и
«дочкой» и «мамой» и «сестрой». Но, чтобы заинтересовать её, я просила
покатать кукол на машине, привезти «продукты» для семьи, т.е., не стала
разлучать её с машинами. Вика ухаживала за куклами, катала их на
машине, привозила из «магазина» «продукты», готовила еду, кормила
куклу. Просила девочек из группы, чтобы они приглашали её играть вместе
с ними в различные игры. Мне нужно было добиться большего общения
Вики с девочками. Мама тоже стала меняться, стала надевать более
женственную одежду. Я её убедила, что это очень важно для девочки. Вика
изменилась, стала мягче, стала больше играть с девочками, но и мальчиков
тоже не забывает.
Слайды 16,17,18. С целью привлечения родителей к решению задач по
воспитанию у детей дружеских взаимоотношений между полами регулярно
проводятся совместные с родителями праздники и развлечения к «Дню 8
марта», к «Дню защитника Отечества», к «Дню матери». На праздниках и
развлечениях мамы и папы присутствуют не только как гости, но и
являются непосредственными участниками.
Слайд 19. К праздникам пап и мам дети готовят подарки.
Слайды 20,21. Конкурс совместного творчества детей и родителей.
Уже традиционно, каждый год, осенью, в нашем детском саду
проводится конкурс совместного творчества детей и родителей «Осенняя
фантазия». Цель этого конкурса: привлекать родителей к совместной
деятельности с детьми по изготовлению поделок и композиций из
природного
материала.
Совместное
творчество
детей
и
родителей
оказывает положительное влияние на
развитие ребёнка, формирует
доверительные
отношения
между
детьми
и
родителями,
развивает
художественный
вкус
и
фантазию
ребёнка.
Вашему
вниманию
предлагаются фотографии поделок и композиций детей средней группы и
награждение грамотами за участие в конкурсе.
Слайды 22,23. Награждение участников конкурса «Осенняя фантазия».
Слайд 24. Экскурсия в пожарную часть. Цель: ознакомление с профессией
пожарного. Экскурсия была организована и проведена с помощью
родителей.
Также для детей была организована экскурсия в швейную мастерскую.
Цель: ознакомление с профессией швеи. Дети рассматривали ткани,
выкройки. Увидели, как раскраивают ткань для шитья , как потом шьют на
машинках шорты, футболки, костюмы, халаты.
Слайд 25. Конкурс на «Лучший плакат по пожарной безопасности».
Слайд 26. Участие родителей в спортивных соревнованиях «Весёлые
старты»
Слайды 27,28,29,30,31,32. Игры по гендерному воспитанию.
Работу с родителями следует вести систематически, активно
приобщать
их
к
педагогическому
процессу;
подготавливать
информационные материалы, выставки детского творчества, совместного
творчества – детей и родителей. Вся работа должна строится на
добровольном сотрудничестве и расширении поля позитивного общения в
семье. Главная цель всех совместных мероприятий –дать родителям знания
о воспитании их собственного ребёнка, заинтересовать проблемами
гендерного воспитания, стимулировать к пересмотру своей воспитательной
позиции.
Проводимая работа дала положительные результаты: родители
стали
проявлять больший интерес к проблемам воспитания своих детей. Если
раньше их волновал в основном вопрос взаимоотношения с детьми (не
обижают ли его), то теперь они стали интересоваться проблемами
гендерного воспитания детей, физического состояния и здорового образа
жизни ребёнка,
культуры
поведения и приобщения
к
культурным
ценностям.
У детей работа по гендерному воспитанию показала положительные
изменения – дети осознанно относятся к своему гендерному полу и
старают-
ся соответствовать стереотипам, принятым в семье и обществе.
Основная цель всех форм и видов взаимодействия с семьёй - установ-
ление доверительных отношений между детьми, педагогами и родителями;
воспитание потребности делится друг с другом своими проблемами и
совместно их решать.
Слайд 33. Пословицы и поговорки о семье.
Слайд 34. Спасибо за внимание!
Список литературы:
1. Взаимодействие ДОУ и семьи. / Сост. Бочкарева, О. И. – Волгоград: ИТД
«Корифей», 2008. – 112 с.
2. Детский сад – семья: аспекты взаимодействия. / Глебова, С. В. –
Воронеж: ЧП Лакоценин С. С., 2007. – 111 с.
3. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект. / Зверева,
О. Л., Кротова Т. В. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 80 с.
4. Педагогика взаимопонимания: занятия с родителями. / Москалюк, О. В.,
Погонцева, Л. В. - Волгоград: Учитель, 2010. – 123 с.
5. Работа с детьми и родителями в ДОУ. / Елжова, Н. В. – Ростов н/Д.:
Феникс, 2008. – 282 с.
6. Родительские собрания в ДОУ. / Зверева, О. Л., Кротова, Т. В. – М.:
Айрис-пресс, 2008. – 128 с.
7. Система работы детского сада по предупреждению и преодолению
трудностей семейного воспитания. / Горшенина, В. В., Самошкина, И. В.,
Черкасова, Н. П. – М.: Глобус; Волгоград: Панорама, 2009. – 192 с.
8. Справочник дошкольного психолога. /Широкова, Г. А. – Ростов н/Д.:
Феникс, 2003. – 384 с.
9. Мальчики и девочки: Дифференцированный подход к воспитанию детей
дошкольного возраста./Шелухина И.П.: - Издательство: "ТЦ Сфера", 2008.
10. Полоролевое развитие детей 5-7 лет: Методическое пособие./Щетинина
А.М.: - Издательство: "ТЦ Сфера", 2010.
11.Практикум по гендерной психологии / Под ред. И. С. Клециной. –
СПб. : Питер, 2003.