Автор: Цуркан Елена Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Золотая рыбка"
Населённый пункт: г. Ноябрьск
Наименование материала: Статья из опыта работы
Тема: Логопедическая ритмика в системе коррекционной работы по развитию речи.
Раздел: дошкольное образование
Логопедической ритмика в системе коррекционной работы по развитию
речи.
1
Психомоторные функции и речевое развитие играют особую роль в
формировании
личности
детей.
На
развитие
речи
прямо
влияет
сформированность интеллекта и психики человека.
Данный вопрос подробно изучали такие ученые, как А.Р. Лурии, Ю.Ш.
Фаусек, П.Я. Гальперина, Е.М. Мастюкова и другие. Каждый исследователь
развития речи убежден в том, что трудности нужно выявлять уже на этапе
дошкольного
возраста,
так
как
это
позволит
вовремя
запустить
коррекционный процесс и по возможности избавить ребенка от проблем в
развитии речи.
К сожалению, сегодня наблюдается тенденция к росту количества
детей, имеющих отклонения в развитии речи и в моторики в той или иной
степени. Становится все больше нуждающихся в посещении специальных
коррекционных классов и групп. Все чаще обращаются к профессиональным
консультантам и в реабилитационные центры.
Эта проблема пускает глубокие корни. Ведь затруднения в речевом и
психомоторном развитии очень негативно сказываются на формировании
всей
личности
человека.
Из-за
трудностей
в
речи
дети
проявляют
замкнутость,
несдержанность
в
чувствах,
не
способны
проявлять
усидчивость, понижается их любознательность, что приводит к развитию
умственной отсталости и плохой успеваемости в школе. Важно, чтобы
ребенок был способен чисто произносить все звуки. Ведь именно это
позволит ему правильно воспринимать грамоту и грамотно писать в
дальнейшем.
Именно поэтому очень остро встает вопрос о том, чтобы уже в
дошкольный возраст начинать коррекцию нарушений речи. Многие считают,
что рост численности таких детей вызван экологическими проблемами,
понижением качества питания и др.
Логопедическая ритмика – это методика работы с людьми, имеющими
недостатки в развитии речевых навыков. В процессе логопедической
ритмики активно используются движение, речь и музыка.
Эта методика входит в состав более широкого явления – лечебной
ритмики. Но в отличии от других направлений ритмики, логопедическая за
свою основу берет именно движения, речь и музыку.
Согласно
Г.А.
Волковой,
логопедическую
ритмику
следует
воспринимать, как один из видов активной терапии. Ее можно использовать в
любые
методики
реабилитационного
воспитания.
Применяют
ее
для
коррекции речевых недостатков у людей, имеющих патологии в развитии
2
речи
1
.
Главная задача этого вида лечения – помочь исправить речевые
аномалии с помощью формирования двигательной активности. Рассмотрим
более
подробно
все
основные
термины,
которые
характеризуют
логопедическую ритмику. Это поможет лучше понять суть методики.
Те понятия, которые мы дальше обсудим, тесно связаны друг с другом.
Они появились на разных этапах развития человеческого общества. Со
временем, когда люди глубже разбираются в науке о человеке, содержание
этих понятий совершенствуется и углубляется. Обсудим наиболее важный
для логопедической ритмики понятия.
Движение – это одна из главных особенностей, характеризующих
живых существ. Движение становится более совершенным по мере развития
живого мира. Считается, что максимальной степени развития движения
достиг именно человек, ведь его организм – это лучшая саморегулирующая
система, взаимодействующая с окружающей средой.
Движение – это уравновешивающий механизм в системе, работающей
по принципу «организм-среда». Человек не просто вступает в гармонию с
окружающей его средой, но умеет приспосабливаться к ней. Причем процесс
приспособления интересен тем, что человек не только совершенствует и
изменяет самого себя, но и вносит коррективы в саму окружающую его среду
в процессе адаптации к ней.
Таким образом, движение человека очень отличается от движения всех
других живых существ. Человек действует сознательно. Его движения
обусловлены не только биологическими потребностями, но и социальными.
Движение также становится для него средством профилактики заболеваний,
их излечения и реабилитации после них.
Существует также понятие «двигательное умение». Это такая степень
овладения определенным движением, при которой человек сосредоточен на
правильном выполнении всех элементов данного движения.
Двигательный навык – это такая степень овладения определенным
движением, при котором все действия выполняются в автоматическом
режиме и осуществляются при этом правильно. Несмотря на то, что человек
овладел каким-то двигательным навыком, он в состоянии осознанно
совершать это двигательное действие. Сознание при этом задействуется для
того, чтобы добиться поставленной задачи, для того, чтобы контролировать
совершаемые движения, для того, чтобы избавиться от автоматизации в
случае, если изменились условия выполнения поставленной задачи.
Формирование двигательного навыка – развитие стереотипа во время
1
3
взаимодействия первой сигнальной системы со второй. Причем вторая
система преобладает. Исследования показали, что существует неразрывная
связь между формированием психомоторики и моторики. Между этими
составляющими личности человека существует такое огромное количество
взаимосвязей,
что
психомоторное
развитие
стало
использоваться
по
отношению как к нормальному развитию, так и к патологическому.
На первом этапе своего развития человек познает мир с помощью
совершаемых телом движений и восприятия получаемых ощущений. Человек
исследует слуховые, вкусовые, зрительные и другие ощущения, что
формирует его первые представления о мире. Этот уровень познания
является более простым, чем интеллектуальный уровень
1
.
Для каждого движения существует свой ритм. Например, работа
сердца, дыхания, бег или ходьба – все это подчинено ритму. Ритм настолько
естественен для человека, что перекочевал из разряда физического мира в
мир интеллектуальный. Умственный труд, стихотворения, чередования
отдыха и работы – все это также подчинено определенным ритмам.
Ритм пронизывает все космическое пространство. Для каждого явления
имеется свое определение понятию «ритм». Но можно смело сказать, что
ритму подчинено все живое. И человек перенял это свойство: он вложил
ритм в различные жанры искусства: везде есть ритм в той или иной форме.
Основной
особенностью
ритма
являются
повторения,
которые
соблюдаются более или мене строго. Однако в искусстве часто ритм не
характеризуется тем, что повторения возникают периодично.
Ритм можно воспринимать, как определенный порядок, существующий
в явлениях, процессах или в предметах. Порядок этот может быть
пространственным либо временным.
Согласно Б.М. Теплову под ритмом нужно воспринимать любую
организацию по времени
2
.
Ритм проявляется в том, что существует ряд раздражений, которые
следуют друг за другом равномерно и распределяются на группы, которые
могут быть одинаковыми или разными. Однако стоит учесть, что не всегда
группа и распределение по группам в течении времени является ритмом.
Очень важно для образования ритма существование так называемых
акцентов. Под акцентами мы подразумеваем те раздражения, которые более
сильные и выделяются на фоне остальных. Если нет акцентов, то нет и ритма.
Получается, что для образования ритма необходимо выполнение двух
условий: распределение последовательно размещенных во времени или
1
2
4
пространстве
раздражителей,
которые
формируются
вокруг
акцентов.
Психологическая и педагогическая науки по-разному рассматривают понятие
ритма. С точки зрения психологии ритм – это метрортим. Ритмика
проявляется в своем широком значении.
С точки же зрения педагогики ритмика – это система, состоящая из
набора физических упражнений, которые связывают движения с музыкой.
Ритмика – это обязательное составляющее воспитания детей. Особенно
это касается раннего возраста. С помощью ритмики можно достичь гармонии
в физическом развитии детей, помочь приобрести музыкальные слух и
память, добиться выразительности в движениях ребенка. Ритмика помогает
детям понимать музыку, осваивать искусство танцев и разучивать песни.
Занятия ритмикой содержат такие упражнения, как прыжки, бег,
гимнастика, танцы, имитация в движениях. Таким образом, оказывается
воздействие на чувство ритма, что активизирует моторные реакции человека.
Благодаря восприятию ритма человек начинает испытывать множество
кинестетических чувств. Активизируется одновременное напряжение мышц
разгибателей и сгибателей, чем достигается периодическое расслабление и
напряжение без физического изменения положения органов. Особенно
эффективны упражнения, когда ребенок хорошо воспринимает акценты.
Существует два типа движений: это могут быть реальные движения, а
могут быть воображаемые.
Реальные движения также можно разделить на две условные группы.
Это зачаточные действительные движения и полные действительные
движения. Зачаточные появляются в результате взаимодействия голосовых
мышц и вспомогательных элементов речевой системы с Центральной
нервной системой. Иннервация существует также и у губных мышц, мышц
пальцев и у многих других групп мышц. Полные движения носят
законченный характер и легко определяются внешне. Например, человек
ритмично качает ногой или головой, а также размахивает руками.
Разные ученые по-разному определяют логоритмику. Например, для Э.
Килинской-Эвертовской более близко широкое понимание этого термина,
которое
включает
в
себя
всю
систему
музыкальных
упражнений
двигательного характера, применяемую для коррекции речевых нарушений.
Важно понимать, что логоритмика – это лишь отдельный раздел гораздо
более широкой сферы – логопедии.
А. Розенталь пишет о том, что под логоритмикой нужно понимать те
методы коррекционной работы, которые основываются на музыкальных
ритмах с помощью слов. Он говорит о том, что логоритмическое влияние
очень
мощно
и
способно
эффективно
справляться
со
многими
5
логопедическими патологиями.
В.М. Бехтеров также активно изучал эту методику. Он выделил
главные цели логоритмических занятий: определить, какие есть у человека
ритмические рефлексы, научить ребенка правильно реагировать на те или
иные слуховые или зрительные раздражители; привести к гармонии работу
ЦНС; снять излишнее возбуждение у некоторых детей; активизировать
двигательную активность у детей, склонных к заторможенности; избавить
ребенка от неэффективных и лишних движений.
Согласно исследованиям В.А. Гиляровского занятия по логоритмике
положительно влияют на общий тонус ребенка, на формирование его
моторики, улучшают настроение, активизируют полноценное развитие
центральной нервной системы, помогают активировать кору
1
.
Согласно работам Е.В. Коноровой занятия логопедической ритмикой
помогают
развить
внимание
человека.
Улучшается
способность
к
концентрации на чем-то одном, ребенок способен усваивать больший объем
информации, его внимание становится более устойчивым и более грамотно
распределяется. Также заметно хорошее влияние на память человека. Причем
логопедическая ритмика способствует формированию как зрительной, так и
слуховой и моторной видам памяти. Также заметно влияние на логическую
память и комплексную.
Многочисленные немецкие исследователи заявляют, что логоритмию
можно успешно задействовать, как один из эффективных методов работы по
психотерапии. Например, активно сегодня используется так называемая
музыкотерапия.
Ритм оказывает огромное влияние на всю педагогическую систему.
Упражнения, включающие в себя логоритмию, положительно влияют на
многие отклонения в психическом и физическом здоровье человека.
Благодаря грамотному использованию логоритмических методик можно
улучшить физическое состояние ребенка, помочь ему приобрести моральное
равновесие,
усилить
его
интеллектуальные
способности
и
даже
сформировать у него устойчивое эстетическое восприятие мира.
Итак, можно сделать вывод, что ритмика сегодня очень широко
используется
в
самых
разных
реабилитационных
методах
работы
с
патологиями.
Это
направление
уже
превратилось
в
самостоятельное
коррекционное средство воздействия на людей, которое можно также
использовать и совместно с музыкальными ритмическими занятиями
2
.
1
2
Народная педагогика и воспитание [Текст]/Авт. -сост.: Широкова Е.Ф., Филиппова Ж.Т.,
Лейко М.М., Шувалова М.Н. Барнаул: БГПУ, 2012. –49с.
6
Таким образом, логопедическая ритмика все более широко стала
использоваться в различных реабилитационных методиках как одно из
самостоятельных средств коррекционного воздействия, а также в сочетании с
музыкально-ритмическими упражнениями.
7