Напоминание

"Русская изба"


Автор: Семенихина Лариса Николаевна
Должность: воспитатель доу
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад "Родничок"
Населённый пункт: рп. Солнечный, Хабаровский край
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Русская изба"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Совместная деятельность воспитателя с детьми

подготовительной группы «Изготовление русской

народной куклы»

Л.Н.Семенихина

Цель:

Познакомить и научить детей технологии изготовления русской традиционной

куклы, развивая мелкую моторику рук и индивидуальные творческие способности.

Задачи:

1. Через игрушку познакомить детей с историей русской культуры.

2. Прививать уважение к традициям семьи.

3. Приобщить детей к русской обрядовой культуре.

4. Приучать к совместному труду со взрослыми.

5. Познакомить детей с новыми словами: «кукла-закрутка», «тулово», «оберег»,

«лоскут».

6. Активизировать словарь: «рукодельница», «льняная», «хлопчатобумажная»,

«нянюшка», «старание», «мастерство», «безликая».

Методы и приёмы:

словесные: беседа с элементами рассказа воспитателем;

наглядные: иллюстративно-демонстративный материал (куклы, схемы т. п.) ;

практический: выполнение куклы-закрутки.

Форма работы: подгрупповая

Предварительная работа:

• Чтение русских народных сказок: «Метелица», «Василиса Прекрасная».

• Чтение сказок Л. Н. Толстого: «Золотой ключик».

• Прослушивание колыбельных, русских народных песен.

• Рассматривание иллюстраций, презентации «Русская народная кукла»,

раскрашивание раскрасок с «народной куклой», дидактическая игра «Сложи

картинку».

• Изучение основных приёмов завязывания узелков.

Оборудование:

для педагога: готовые образцы разных вид кукол; изделия народных ремесел;

для детей: белая ткань размером 20-20 см., белая ткань размером 10-20 см, лоскуты

белой и цветной ткани для платков, юбок, фартуков фурнитура для украшения

(тесьма, ленты, цветные шерстяные и хлопчатобумажные нитки, ножницы.

Наглядный материал:

1) цветные иллюстрации народных ремёсел (вышитые полотенца и посуда, русская

печь, изба)

2) образцы изделий (куклы закрутки, люлечки)

3) схемы изготовления кукол закруток.

4) игровой персонаж: «Бабушка Яга"

Ход занятия.

Организационный момент.

Воспитатель встречает ребят в русском народном костюме с куклой.

Воспитатель:

- Здравствуйте ребята! Бабушка Яга приглашает вас в мастерскую.

Воспитатель: - Посмотрите, в нашей мастерской есть русская печь, изба, посуда,

полотенца. Раньше в давние - давние времена люди украшали своё жильё

вышивали полотенца-рушники, плели коврики, делали деревянную, глиняную

посуду, делали маленьких кукол.

Бабушка Яга приглашает вас детки рассмотреть выставку тряпичных кукол.

- Пойдёмте я вам покажу каких кукол делали в давние времена.

-Сейчас по играем в игру «Назови куклу»

-Посмотрите внимательно каких вы кукол видите?

Дети называют:

- Сонница-бессоница,

- Пеленашка,

- Стригушка,

- Кукла из ниток,

- Зерновушка,

- Кукла веник,

- День и ночь,

-Куклы лихорадки,

-Кукла на здравие,

-Кукла из ниток,

- Парочка

Воспитатель:

-Почему так названы куклы?

Кукла-оберег - пеленашка находилась в люльке до крещения ребёнка (При

крещении младенец приобретал статус человека). Эту куклу хранили в семье

вместе с крестильной рубашкой.

Кукла оберег веник - помогала хозяйке "вымести сор из избы", сор из-за которого

происходили ссоры, разлад в доме.

Кукла оберег День и Ночь - (она относится к двуликим или парным куклам). Как

правило, её делали под Новый год. Она была изготовлена из тканей темных и

светлых тонов. Светлая ткань символизировала день, а темная ткань—ночь. Рано

утром, ежедневно её поворачивали светлой стороной (на день, а вечером- темной

(на ночь). Говорили: «День прошел, и слава Богу, пусть так же пройдет и ночь».

Куклы оберег - лихорадки - Двенадцать куколок, спелёнатые как младенцы,

скрепленные вместе. Их помещали за печкой, чтобы их никто не видел. Лихорадки

спасали от болезней.

Кукла оберег Зернушка - кукла, символизировала достаток в доме, оберегом семьи.

Иногда ее называли «зерновка» или «крупеничка».

Кукла оберег Сонница -бессоница - ещё до рождения ребёнка делали куколку и

укладывали в колыбельку, чтобы кукла "обогрела" её для будущего малыша. Когда

малыш появлялся на свет, кукла и тогда не расставалась с ним. Чтобы малыш

крепко и спокойно спал, приговаривала мать: "Сонница- бессонница, не играй с

моим дитятком, а играй с этой куколкой". Кукла отвлекала на себя злые духи,

оберегая ребёночка. смеяться и плакать.

Кукла Парочка или Неразлучники - У женской и мужской фигуры общая рука —

символ крепкого брачного союза. Куклу дарили молодым на свадьбе, как оберег

семьи и брака.

Кукла Стрегушка- связана с богатым урожаем. Стригушки делали из соломы, лыка,

травы.

Воспитатель: - Мама в поле выходила с маленьким ребёнком для того чтобы

помогать убирать урожай. Ребёнку нечем было играть и поэтому делали куклу

сригушку.

Кукла из ниток - из каких ниток делали кукол? Из шерстяных. А ещё какие бывают

нитки? Хлопчатобумажные нитки.

Воспитатель: -Почему они без лица? (безликие)

Дети - тряпичная кукла безлика. Лицо не обозначалось, оставалось белым. Кукла

без лица предметом неодушевленным, недоступным для вселения в него злых,

недобрых сил, а значит, и безвредным для ребенка. Она должна была принести ему

благополучие, здоровье, радость.

Воспитатель: - давайте дети пойдём к мольберту и посмотрим, как мы с вами будем

делать кукол. У нас есть схемы для их изготовления.

Рассматривая схему последовательности изготовления, уточняем:

• Какой формы лоскуток берём для туловища? Квадратный.

• Какой формы лоскуток берём для ручек? Прямоугольный.

• Какими ниточками перевязываем? Шерстяными.

• Что одеваем? Юбочку, платочек, фартук.

• На сколько узелков завязываем? Три.

• Как мы делаем туловище-тулово и руки кукле? Скручиваем в трубочку

• Каждый выбирает тот материал, который ему необходим для его куколки.

Воспитатель: - Ребята, а вы хотите сделать свою куклу, которая будет украшать ваш

дом, приносить радость, хранить здоровье, достаток и любовь в вашем доме?

А сейчас мы пойдём в мастерскую делать куколки. Подумайте какую куколку вы

хотите сделать. Бабушка Яга будет смотреть как вы будете делать куколку.

Дети изготавливают куколку под тихую музыку (Летел голубь) .

В процессе работы проводится

пальчиковая гимнастика «ДРУЗЬЯ-ПОМОЩНИКИ»:

У людей есть помощники, «други» верные.

А первый друг-то лошадушка.

А второй-то – то коровушка.

А как третий друг-то овечушка.

А четвертый друг - сера кисонька.

А как пятый друг - верный пёс Барбос.

Это наши друзья верные и помощники.

Воспитатель: - Все справились? Помощники были наши руки. Молодцы вы сегодня

хорошо поработали в нашей мастерской.

- А подвести итог нашей работы в мастерской мне хотелось бы притчей.

ПРИТЧА

«О мудреце и хитреце»

Однажды хитрец, прослышав о мудром старце, решил

испытать его, так как был уверен, что он мудрее.

Хитрец поймал бабочку и пришёл к мудрецу.

- Скажи, о мудрейший, что у меня в руке?

- Я не волшебник, не могу видеть сквозь твои пальцы.

- Ладно, правда твоя, там бабочка.

- Тогда ответь мне, живая она или мёртвая? - спросил

хитрец и подумал: «Если мудрец скажет, что бабочка

живая, то я её раздавлю, а если скажет, что она мёртвая, разожму и выпущу её».

Мудрец посмотрел на хитреца и сказал:

- Всё в твоих руках.

Воспитатель: - Действительно всё в ваших руках, которые прекрасно сегодня

потрудились. Пойдемте, сделаем хоровод вокруг бабушки Яги.

Бабушке Яге теперь не грустно - у неё есть подружки.

Дети рассказывают, кто какую куколку сделал.

Воспитатель: - Прежде, чем разойтись у меня есть для вас сюрприз. Я вам принесла

цветочки и предлагаю каждому из вас обозначить свои впечатления, выбрав цветок

и украсить им наряд куколки.

Цветок красного цвета - понравилось всё;

синий - хочу узнать больше;

жёлтый - заинтересовало, хочу сделать другую куколку

Воспитатель: - Вспомним, из каких лоскутиков делали кукол? Туловище (квадрат)

Руки? (прямоугольник) Что мы делали с квадратом и треугольником? (скручивали)

У нас что получилось? (трубочка)

-Молодцы! Хорошо сегодня занимались и Бабушка Яга вам принесла подарок

куколку на счастье, чтобы она вас оберегала и приносила только счастье!

Спасибо!



В раздел образования