Автор: Семенихина Лариса Николаевна
Должность: воспитатель доу
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад "Родничок"
Населённый пункт: рп. Солнечный, Хабаровский край
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Русская изба"
Раздел: дошкольное образование
Совместная деятельность воспитателя с детьми
подготовительной группы «Изготовление русской
народной куклы»
Л.Н.Семенихина
Цель:
Познакомить и научить детей технологии изготовления русской традиционной
куклы, развивая мелкую моторику рук и индивидуальные творческие способности.
Задачи:
1. Через игрушку познакомить детей с историей русской культуры.
2. Прививать уважение к традициям семьи.
3. Приобщить детей к русской обрядовой культуре.
4. Приучать к совместному труду со взрослыми.
5. Познакомить детей с новыми словами: «кукла-закрутка», «тулово», «оберег»,
«лоскут».
6. Активизировать словарь: «рукодельница», «льняная», «хлопчатобумажная»,
«нянюшка», «старание», «мастерство», «безликая».
Методы и приёмы:
словесные: беседа с элементами рассказа воспитателем;
наглядные: иллюстративно-демонстративный материал (куклы, схемы т. п.) ;
практический: выполнение куклы-закрутки.
Форма работы: подгрупповая
Предварительная работа:
• Чтение русских народных сказок: «Метелица», «Василиса Прекрасная».
• Чтение сказок Л. Н. Толстого: «Золотой ключик».
• Прослушивание колыбельных, русских народных песен.
• Рассматривание иллюстраций, презентации «Русская народная кукла»,
раскрашивание раскрасок с «народной куклой», дидактическая игра «Сложи
картинку».
• Изучение основных приёмов завязывания узелков.
Оборудование:
для педагога: готовые образцы разных вид кукол; изделия народных ремесел;
для детей: белая ткань размером 20-20 см., белая ткань размером 10-20 см, лоскуты
белой и цветной ткани для платков, юбок, фартуков фурнитура для украшения
(тесьма, ленты, цветные шерстяные и хлопчатобумажные нитки, ножницы.
Наглядный материал:
1) цветные иллюстрации народных ремёсел (вышитые полотенца и посуда, русская
печь, изба)
2) образцы изделий (куклы закрутки, люлечки)
3) схемы изготовления кукол закруток.
4) игровой персонаж: «Бабушка Яга"
Ход занятия.
Организационный момент.
Воспитатель встречает ребят в русском народном костюме с куклой.
Воспитатель:
- Здравствуйте ребята! Бабушка Яга приглашает вас в мастерскую.
Воспитатель: - Посмотрите, в нашей мастерской есть русская печь, изба, посуда,
полотенца. Раньше в давние - давние времена люди украшали своё жильё
вышивали полотенца-рушники, плели коврики, делали деревянную, глиняную
посуду, делали маленьких кукол.
Бабушка Яга приглашает вас детки рассмотреть выставку тряпичных кукол.
- Пойдёмте я вам покажу каких кукол делали в давние времена.
-Сейчас по играем в игру «Назови куклу»
-Посмотрите внимательно каких вы кукол видите?
Дети называют:
- Сонница-бессоница,
- Пеленашка,
- Стригушка,
- Кукла из ниток,
- Зерновушка,
- Кукла веник,
- День и ночь,
-Куклы лихорадки,
-Кукла на здравие,
-Кукла из ниток,
- Парочка
Воспитатель:
-Почему так названы куклы?
Кукла-оберег - пеленашка находилась в люльке до крещения ребёнка (При
крещении младенец приобретал статус человека). Эту куклу хранили в семье
вместе с крестильной рубашкой.
Кукла оберег веник - помогала хозяйке "вымести сор из избы", сор из-за которого
происходили ссоры, разлад в доме.
Кукла оберег День и Ночь - (она относится к двуликим или парным куклам). Как
правило, её делали под Новый год. Она была изготовлена из тканей темных и
светлых тонов. Светлая ткань символизировала день, а темная ткань—ночь. Рано
утром, ежедневно её поворачивали светлой стороной (на день, а вечером- темной
(на ночь). Говорили: «День прошел, и слава Богу, пусть так же пройдет и ночь».
Куклы оберег - лихорадки - Двенадцать куколок, спелёнатые как младенцы,
скрепленные вместе. Их помещали за печкой, чтобы их никто не видел. Лихорадки
спасали от болезней.
Кукла оберег Зернушка - кукла, символизировала достаток в доме, оберегом семьи.
Иногда ее называли «зерновка» или «крупеничка».
Кукла оберег Сонница -бессоница - ещё до рождения ребёнка делали куколку и
укладывали в колыбельку, чтобы кукла "обогрела" её для будущего малыша. Когда
малыш появлялся на свет, кукла и тогда не расставалась с ним. Чтобы малыш
крепко и спокойно спал, приговаривала мать: "Сонница- бессонница, не играй с
моим дитятком, а играй с этой куколкой". Кукла отвлекала на себя злые духи,
оберегая ребёночка. смеяться и плакать.
Кукла Парочка или Неразлучники - У женской и мужской фигуры общая рука —
символ крепкого брачного союза. Куклу дарили молодым на свадьбе, как оберег
семьи и брака.
Кукла Стрегушка- связана с богатым урожаем. Стригушки делали из соломы, лыка,
травы.
Воспитатель: - Мама в поле выходила с маленьким ребёнком для того чтобы
помогать убирать урожай. Ребёнку нечем было играть и поэтому делали куклу
сригушку.
Кукла из ниток - из каких ниток делали кукол? Из шерстяных. А ещё какие бывают
нитки? Хлопчатобумажные нитки.
Воспитатель: -Почему они без лица? (безликие)
Дети - тряпичная кукла безлика. Лицо не обозначалось, оставалось белым. Кукла
без лица предметом неодушевленным, недоступным для вселения в него злых,
недобрых сил, а значит, и безвредным для ребенка. Она должна была принести ему
благополучие, здоровье, радость.
Воспитатель: - давайте дети пойдём к мольберту и посмотрим, как мы с вами будем
делать кукол. У нас есть схемы для их изготовления.
Рассматривая схему последовательности изготовления, уточняем:
• Какой формы лоскуток берём для туловища? Квадратный.
• Какой формы лоскуток берём для ручек? Прямоугольный.
• Какими ниточками перевязываем? Шерстяными.
• Что одеваем? Юбочку, платочек, фартук.
• На сколько узелков завязываем? Три.
• Как мы делаем туловище-тулово и руки кукле? Скручиваем в трубочку
• Каждый выбирает тот материал, который ему необходим для его куколки.
Воспитатель: - Ребята, а вы хотите сделать свою куклу, которая будет украшать ваш
дом, приносить радость, хранить здоровье, достаток и любовь в вашем доме?
А сейчас мы пойдём в мастерскую делать куколки. Подумайте какую куколку вы
хотите сделать. Бабушка Яга будет смотреть как вы будете делать куколку.
Дети изготавливают куколку под тихую музыку (Летел голубь) .
В процессе работы проводится
пальчиковая гимнастика «ДРУЗЬЯ-ПОМОЩНИКИ»:
У людей есть помощники, «други» верные.
А первый друг-то лошадушка.
А второй-то – то коровушка.
А как третий друг-то овечушка.
А четвертый друг - сера кисонька.
А как пятый друг - верный пёс Барбос.
Это наши друзья верные и помощники.
Воспитатель: - Все справились? Помощники были наши руки. Молодцы вы сегодня
хорошо поработали в нашей мастерской.
- А подвести итог нашей работы в мастерской мне хотелось бы притчей.
ПРИТЧА
«О мудреце и хитреце»
Однажды хитрец, прослышав о мудром старце, решил
испытать его, так как был уверен, что он мудрее.
Хитрец поймал бабочку и пришёл к мудрецу.
- Скажи, о мудрейший, что у меня в руке?
- Я не волшебник, не могу видеть сквозь твои пальцы.
- Ладно, правда твоя, там бабочка.
- Тогда ответь мне, живая она или мёртвая? - спросил
хитрец и подумал: «Если мудрец скажет, что бабочка
живая, то я её раздавлю, а если скажет, что она мёртвая, разожму и выпущу её».
Мудрец посмотрел на хитреца и сказал:
- Всё в твоих руках.
Воспитатель: - Действительно всё в ваших руках, которые прекрасно сегодня
потрудились. Пойдемте, сделаем хоровод вокруг бабушки Яги.
Бабушке Яге теперь не грустно - у неё есть подружки.
Дети рассказывают, кто какую куколку сделал.
Воспитатель: - Прежде, чем разойтись у меня есть для вас сюрприз. Я вам принесла
цветочки и предлагаю каждому из вас обозначить свои впечатления, выбрав цветок
и украсить им наряд куколки.
Цветок красного цвета - понравилось всё;
синий - хочу узнать больше;
жёлтый - заинтересовало, хочу сделать другую куколку
Воспитатель: - Вспомним, из каких лоскутиков делали кукол? Туловище (квадрат)
Руки? (прямоугольник) Что мы делали с квадратом и треугольником? (скручивали)
У нас что получилось? (трубочка)
-Молодцы! Хорошо сегодня занимались и Бабушка Яга вам принесла подарок
куколку на счастье, чтобы она вас оберегала и приносила только счастье!
Спасибо!