Напоминание

Создание условий для развития самостоятельной деятельности детей


Автор: Захарова Нина Александровна
Должность: методист
Учебное заведение: Филиал МАДОУ Червишевского детского сада "Сибирячок" в с. Онохино "Солнышко"
Населённый пункт: Тюменский район
Наименование материала: Статья
Тема: Создание условий для развития самостоятельной деятельности детей
Раздел: дошкольное образование





Назад




Создание условий для развития самостоятельной деятельности

детей дошкольного возраста

Составитель:

Захарова Нина Александровна,

методист филиала МАДОУ Червишевского детского сада

«Сибирячок» в с. Онохино «Солнышко»

Одной из главных форм в процессе образования и воспитания детей в

детском саду является самостоятельная деятельность детей. Прежде чем

перейти к вопросу организации этой самостоятельной деятельности в условиях

ДОУ, необходимо рассмотреть вопрос о том, что же необходимо понимать под

самостоятельностью.

Самостоятельность

важнейшая

характеристика

личности и одновременно условие ее развития. «…субъект в своих деяниях, в

актах своей творческой самодеятельности не только обнаруживается и

проявляется, — отмечал С.Л. Рубинштейн; — он в них созидается и

определяется». Иными словами, полноценное развитие ребенка осуществляется

в результате его самопроявления и самоутверждения в деятельности, через

активность, самостоятельные пробы и ошибки, а успешность ребенка в разных

видах деятельности и общении во многом зависит от способности действовать

самостоятельно. Как направить каждого ребенка на полезную и интересную

игру, не подавляя его активности и инициативы? Как чередовать игры и

распределять детей в групповой комнате, на участке, чтобы им было удобно

играть, не мешая друг другу? Как устранять возникающие между ними

недоразумения и конфликты? Мастерство воспитателя ярче всего проявляется в

организации именно самостоятельной деятельности детей. От умения быстро

решать эти вопросы зависит всестороннее воспитание детей, творческое

развитие каждого ребенка.

Развитие самостоятельности — одна из важнейших задач воспитания

детей

дошкольного

возраста.

Задача

эта

не

новая.

Феномен

детской

самостоятельности обстоятельно изучался отечественной и мировой психолого-

педагогической наукой. В программно-методических материалах разных лет, в

том числе и современных, рассматриваются условия организации и поддержки

детской активности и самостоятельности в дошкольных учреждениях. Однако

на практике организация самостоятельной деятельности детей вызывает у

педагогов дошкольного образования серьезные затруднения. Далеко не всегда

дети имеют возможность проявить свою активность и самостоятельность,

реализовать право на свободу выбора деятельности. Самостоятельность

дошкольника нередко не получает должной педагогической поддержки, а его

самостоятельная деятельность протекает без внимания со стороны взрослых.

Между тем самостоятельная деятельность детей, возможно, как никакая другая,

требует грамотного педагогического сопровождения. Задача воспитателя —

создать эффективные условия для возникновения и развертывания полноценной

самостоятельной деятельности детей в группе с учетом их индивидуальных

1

особенностей, потребностей и интересов.

Организация самостоятельной деятельности детей дошкольного

возраста в соответствии с ФГОС ДО.

Воспитатель должен создать образовательную среду, которая должна

обеспечивать ребенку познавательную активность, должна соответствовать его

интересам и иметь развивающий характер. Образовательная среда должна

предоставлять детям возможность действовать индивидуально или вместе со

сверстниками, не навязывая обязательной совместной деятельности.

Предметно – развивающая среда должна организовываться таким образом,

чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым делом. Такая

среда должна отвечать индивидуальным и возрастным особенностям детей, их

ведущему виду деятельности – игре. При этом она должна способствовать

развитию творческих способностей, будит фантазию, активность действий,

учит общению, яркому выражению своих чувств. Игра в детском саду должна

организовываться, во-первых, как совместная игра воспитателя с детьми, где

взрослый выступает как играющий партнёр и одновременно как носитель

специфического

«языка»

игры.

Естественное

эмоциональное

поведение

воспитателя, принимающего любые детские замыслы, гарантирует свободу и

непринуждённость,

удовольствие

ребёнка

от

игры,

способствует

возникновению у детей стремления самим овладеть игровыми способами. Во-

вторых, на всех возрастных этапах игра должна сохраняться как свободная

самостоятельная деятельность детей, где они используют все доступные им

игровые средства, свободно объединяются и взаимодействуют друг с другом,

где обеспечивается в известной мере независимый от взрослых мир детства.

Наряду с игрой немалое место в жизни ребёнка занимает свободная

продуктивная деятельность детей (конструктивная, изобразительная и т.д.) Так

же как и в игре, здесь обогащаются возможности развития ребёнка.

Чтобы организовать самостоятельную художественную деятельность у

ребенка должен быть сформирован художественный опыт, который ребенок

приобретает на занятиях. Планомерное обучение позволяет постепенно

накапливать и увеличивать объем навыков, умений и уже по своей инициативе

дети могут проявлять себя в различных видах художественной деятельности:

музыкальной, художественно-речевой, изобразительной, театрально-игровой.

Прежде всего, обучение на художественных занятиях мною строится так,

чтобы дети действовали не только по прямому указанию и моему показу, но и

без помощи. Если ребенок научится самостоятельно выполнять задания, то он

сумеет

так

же

действовать

самостоятельно

:

организовывать

игры-

драматизации, по собственному желанию петь, рисовать.

Педагог показывает, как по-разному может быть преподнесена сказка.

Сначала дети ее слушают, потом рассматривают иллюстрации и по ним

составляют

сказку,

затем

инсценируют

ее

в

настольном

театре

или

зарисовывают персонажей и используют фигурки для показа их на коврографе.

Впоследствии они применяют эти приемы совершенно самостоятельно — в

свободное

время

рассматривают

иллюстрации,

пересказывают

сказки,

2

драматизируют их. Большое значение в группе имеют книги, картинки, книжки-

самоделки, детские работы на литературные сюжеты.

В свободном распоряжении детей должно быть достаточное количество

книг. Наряду с книгами можно поместить несколько тематических папок с

картинками, фотографиями, и альбомов для свободного рассматривания детьми.

В группах должен функционировать центр музыкально-театрализованной

деятельности для музыкальной деятельности, театрализованных игр. В данном

центре должно быть все необходимое оборудование — ширма и комплекты

различных видов кукольного театра, театральные костюмы, настольно-печатные

игры, музыкальные инструменты, магнитофон. Все материалы, используемые

для

художественной

самостоятельной

деятельности,

должны

постоянно

обновляться.

Педагог может заранее спланировать самостоятельную деятельность

детей с учетом актуальной на данный день (или неделю) темы, поставленных

целей и задач образовательной работы в режиме дня, т.е должен быть

реализован принцип комплексно – тематического построения образовательного

процесса в ДОУ. Педагог «отталкивается» от этой темы при организации

самостоятельной деятельности детей.

Очевидно, что такая роль требует от педагога большой гибкости, способности к

импровизации и постоянному осмыслению происходящих изменений. Он

должен научиться расти вместе с детьми и с каждым из них в отдельности.

Осознавая всю сложность этой роли, Л. С. Выготский отмечал, что «в процессе

воспитания педагог при новом понимании дела имеет не только не меньшее

значение, чем прежде, но неизмеримо большее. И хотя его роль теряет, видимо,

во внешней активности, так как он меньше учит и воспитывает, однако она

выигрывает во внутренней активности».

Как воспитать в дошкольниках самостоятельность?

Задача взрослых - воспитать ребенка взрослым, самостоятельным

человеком, умеющим принимать решения, отвечающим за свои поступки,

делающим осознанные выборы и строить свою жизнь. Задача взрослых -

помочь ему в этом нелегком деле. Главная сложность в формировании детской

самостоятельности у педагога заключается в затрате его личностных качеств:

терпение, умение осуществить личностно-ориентированный и деятельностный

подход.

Самостоятельность

и

ответственность

в

детях

закладывается

постепенно, и начинать это дело следует как можно раньше.

Наиболее эффективны в развитии самостоятельности следующие методы

обучения:

- Проблемно-диалогическое обучение;

- методы ТРИЗ;

- игровые технологии;

здоровьесберегающие технологии.

Работу по развитию навыков самостоятельности необходимо проводить в

тесном сотрудничестве с родителями. Родителям можно предложить игры с

детьми. (Приложение №1.)

3

Каждый ребенок – уникальная личность, развивается индивидуально.

Темперамент, его врожденные способности, сфера интересов, даже семейная

практика поощрения и наказания – все существенно влияет на темпы

становления детской самостоятельности.

В результате проводимой работы в данном направлении дети станут более

самостоятельными и активными, повысится их уровень самоконтроля.

Подводя итог, можно сказать, что такую черту личности ребёнка как

самостоятельность необходимо развивать на протяжении всего периода

дошкольного возраста.

В заключении хотелось бы вспомнить слова Ш.А. Амонашвили

«Если хочешь

воспитать в детях самостоятельность, смелость ума, вселить в них радость со-

творчества, то создай такие условия, чтобы искорки их мыслей образовывали

царство мысли, дай им возможность почувствовать себя в нём властелином».

Приложение №1

Игры с детьми

Я сам

Вместе с ребенком составьте список, что он умеет делать сам, и что — с

помощью взрослых. Постарайтесь не подсказывать ребенку, пусть составит

список самостоятельно, а вы запишите его комментарии. Если список ребенка

слишком мал, и вы уверены, что он может быть дополнен, тогда можно будет

задать наводящие вопросы: «А ты умеешь сам (а)..?», «А кто помогает тебе..?»

Обсудите полученные ответы и поинтересуйтесь, что из списка «Умею, но с

помощью взрослых» ребенок сможет научиться делать самостоятельно.

Например, ребенок умеет с помощью взрослого застилать постель. Как только

он научиться застилать постель самостоятельно, фраза «застилать постель»

сразу же будет перенесена в графу «Я сам».

Помощник(ца)

На карточках надо написать задания для участников игры и нарисовать к

каждой

из

них

иллюстрацию,

которая

поможет

сориентироваться,

что

необходимо сделать:

♦ полить цветок,

♦ подмести порог,

♦ вытереть пыль с полки,

♦ помыть чашку,

♦ налить в чашку воду из кувшина,

♦ постирать носовой платок,

♦ нарисовать картинку,

♦ исполнить танец,

♦ спеть песню,

♦ надеть шапку, шарф и перчатки,

застегнуть все пуговицы на рубашке (подобрать рубашку или блузку с

большим количеством пуговиц),

♦ завязать бантик,

4

♦ сложить брюки и повесить их на вешалку и т. д.

По очереди вытаскивайте карточки с заданием и выполняйте их. За правильно

выполненное задание игрок получает очко в виде печенья, конфеты или другого

приза. Тот, у кого окажется больше очков, становится победителем и получает

титул Умнички.

На прогулку

Прежде чем отправиться на прогулку, обсудите с ребенком маршрут: куда

пойдете сначала, куда потом и т. д. Пусть он сам попробует выбрать и

определить маршрут. Если его вариант вами полностью неприемлем, то

объясните, что маршрут должен проходить по следующим пунктам: площадка,

парк, магазин, а их последовательность определит ребенок. Даже если вам не

совсем удобно, то согласитесь с ним, а после того, как вернетесь домой,

обсудите, что было неудобно вам. Например: «Если бы мы зашли в магазин

после прогулки в парке и игры на площадке, то я смогла бы поиграть там с

тобой, а не стоять возле сумок с продуктами, и мы бы погуляли гораздо

дольше»:

Расписание на час

Помогите ребенку составить расписание дел на ближайший час. Будильник или

электронные

часы

могут

быть

ориентиром

для

начала

и

завершения

запланированного мероприятия. Например:

10.00 — подготовка к рисованию (альбом и карандаши, бумага, краски,

кисточка, вода)

10.10 — рисование

10.40 — семейное чтение (сказка про...)

10.55 — подготовка к чаепитию

11.00 — чаепитие.

Постепенно такую игру можно изменять, увеличивая промежуток времени для

четкого соблюдения запланированных дел. Но все же не стоит превращать

жизнь ребенка в строго регламентированный график.

Смена ролей

Предложите ребенку поменяться с ним ролями хотя бы на полчаса. Он будет

взрослым (папой или мамой), а вы — ребенком. Вы можете захотеть рисовать

или играть, а может быть, попросите его прочитать вам книжку (по картинкам).

Но «взрослому» помимо занятий с вами обязательно надо будет выполнить

какую-либо несложную работу по дому (например, вытереть пыль или сложить

книги на полку). Проигрывая роль ребенка, просите «взрослого» попить или

обращайтесь к нему с другими подобными просьбами. Задавайте вопросы: «А

что мы будем делать?» и т. д. Пусть он почувствует ответственность за вас и

ощутит себя действительно самостоятельным человеком.

Собираемся гулять

Эта игра может стать продолжением предыдущей. Вам надо снова превратиться

в ребенка (очень маленького), а ребенку — во взрослого. «Взрослый» должен

будет помочь вам собраться на прогулку и при этом самостоятельно одеться.

Ему нужно продумать, что он возьмет на улицу, не забыть взять ключи,

5

проверить выключен ли свет, выключена ли вода и, по возможности, закрыть

дверь на ключ. Как только он соберет вас на прогулку, и вы выйдете из

квартиры, игра завершается, и вы проверяете, все ли вы взяли и дополняете

список того, что еще следовало бы сделать «взрослому». И, конечно же, стоит

поощрить старание ребенка!

Подготовка к празднику

Если у вас в ближайшее время намечается праздник, обсудите с ребенком, что

вам

необходимо

подготовить

для

его

проведения.

Например,

сделать

пригласительные билеты, оформить комнату, сходить в магазин, составить

меню, подготовить конкурсную программу и т. д. Учитывайте советы ребенка

или подводите его к тому, чтобы он проявил инициативу в организации

праздника. Например, обратитесь к нему с просьбой: «Женечка, у нас скоро

праздник,

давай

подумаем,

кого

мы

сможем

пригласить

и

какие

пригласительные билеты нам надо будет сделать» или «Какое меню нам

составить?», «Мне очень понадобится твоя помощь, чтобы испечь пирог».

Готовлю сам(а)

Приготовьте ребенку несколько карточек с рецептами. Рецепт можно составить

графически, то есть вместо слов «ломтик хлеба», можно нарисовать хлеб и

рядом написать количество требуемого продукта. Малышу предстоит готовить

самостоятельно (под вашим присмотром). Итак, что же он сможет приготовить?

Использованная литература:

1. Ежкова II. С. Руководство самостоятельной деятельностью старших

дошкольников. СПб.: Детство-Пресс, 2015

2. В.А. Непоседова. Растем, играя: средний и старший дошкольный возраст:

Пособие для воспитателей и родителей/–М.: Просвещение, 2003.

3. О.Г. Тавстуха, Т.Н. Колисниченко, Е.В. Михеева, А.А. Муратова

Развитие

самостоятельной

деятельности

ребенка

в

дошкольном

образовательном учреждении, Издательство «ФЛИНТА», 2014

4.

Образовательный

процесс

в

группах

детей

старшего

дошкольного

возраста/Н.А. Короткова. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2007.

6



В раздел образования