Автор: Захарова Нина Александровна
Должность: методист
Учебное заведение: Филиал МАДОУ Червишевского детского сада "Сибирячок" в с. Онохино "Солнышко"
Населённый пункт: Тюменский район
Наименование материала: Статья
Тема: Создание условий для развития самостоятельной деятельности детей
Раздел: дошкольное образование
Создание условий для развития самостоятельной деятельности
детей дошкольного возраста
Составитель:
Захарова Нина Александровна,
методист филиала МАДОУ Червишевского детского сада
«Сибирячок» в с. Онохино «Солнышко»
Одной из главных форм в процессе образования и воспитания детей в
детском саду является самостоятельная деятельность детей. Прежде чем
перейти к вопросу организации этой самостоятельной деятельности в условиях
ДОУ, необходимо рассмотреть вопрос о том, что же необходимо понимать под
самостоятельностью.
Самостоятельность
—
важнейшая
характеристика
личности и одновременно условие ее развития. «…субъект в своих деяниях, в
актах своей творческой самодеятельности не только обнаруживается и
проявляется, — отмечал С.Л. Рубинштейн; — он в них созидается и
определяется». Иными словами, полноценное развитие ребенка осуществляется
в результате его самопроявления и самоутверждения в деятельности, через
активность, самостоятельные пробы и ошибки, а успешность ребенка в разных
видах деятельности и общении во многом зависит от способности действовать
самостоятельно. Как направить каждого ребенка на полезную и интересную
игру, не подавляя его активности и инициативы? Как чередовать игры и
распределять детей в групповой комнате, на участке, чтобы им было удобно
играть, не мешая друг другу? Как устранять возникающие между ними
недоразумения и конфликты? Мастерство воспитателя ярче всего проявляется в
организации именно самостоятельной деятельности детей. От умения быстро
решать эти вопросы зависит всестороннее воспитание детей, творческое
развитие каждого ребенка.
Развитие самостоятельности — одна из важнейших задач воспитания
детей
дошкольного
возраста.
Задача
эта
не
новая.
Феномен
детской
самостоятельности обстоятельно изучался отечественной и мировой психолого-
педагогической наукой. В программно-методических материалах разных лет, в
том числе и современных, рассматриваются условия организации и поддержки
детской активности и самостоятельности в дошкольных учреждениях. Однако
на практике организация самостоятельной деятельности детей вызывает у
педагогов дошкольного образования серьезные затруднения. Далеко не всегда
дети имеют возможность проявить свою активность и самостоятельность,
реализовать право на свободу выбора деятельности. Самостоятельность
дошкольника нередко не получает должной педагогической поддержки, а его
самостоятельная деятельность протекает без внимания со стороны взрослых.
Между тем самостоятельная деятельность детей, возможно, как никакая другая,
требует грамотного педагогического сопровождения. Задача воспитателя —
создать эффективные условия для возникновения и развертывания полноценной
самостоятельной деятельности детей в группе с учетом их индивидуальных
1
особенностей, потребностей и интересов.
Организация самостоятельной деятельности детей дошкольного
возраста в соответствии с ФГОС ДО.
Воспитатель должен создать образовательную среду, которая должна
обеспечивать ребенку познавательную активность, должна соответствовать его
интересам и иметь развивающий характер. Образовательная среда должна
предоставлять детям возможность действовать индивидуально или вместе со
сверстниками, не навязывая обязательной совместной деятельности.
Предметно – развивающая среда должна организовываться таким образом,
чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым делом. Такая
среда должна отвечать индивидуальным и возрастным особенностям детей, их
ведущему виду деятельности – игре. При этом она должна способствовать
развитию творческих способностей, будит фантазию, активность действий,
учит общению, яркому выражению своих чувств. Игра в детском саду должна
организовываться, во-первых, как совместная игра воспитателя с детьми, где
взрослый выступает как играющий партнёр и одновременно как носитель
специфического
«языка»
игры.
Естественное
эмоциональное
поведение
воспитателя, принимающего любые детские замыслы, гарантирует свободу и
непринуждённость,
удовольствие
ребёнка
от
игры,
способствует
возникновению у детей стремления самим овладеть игровыми способами. Во-
вторых, на всех возрастных этапах игра должна сохраняться как свободная
самостоятельная деятельность детей, где они используют все доступные им
игровые средства, свободно объединяются и взаимодействуют друг с другом,
где обеспечивается в известной мере независимый от взрослых мир детства.
Наряду с игрой немалое место в жизни ребёнка занимает свободная
продуктивная деятельность детей (конструктивная, изобразительная и т.д.) Так
же как и в игре, здесь обогащаются возможности развития ребёнка.
Чтобы организовать самостоятельную художественную деятельность у
ребенка должен быть сформирован художественный опыт, который ребенок
приобретает на занятиях. Планомерное обучение позволяет постепенно
накапливать и увеличивать объем навыков, умений и уже по своей инициативе
дети могут проявлять себя в различных видах художественной деятельности:
музыкальной, художественно-речевой, изобразительной, театрально-игровой.
Прежде всего, обучение на художественных занятиях мною строится так,
чтобы дети действовали не только по прямому указанию и моему показу, но и
без помощи. Если ребенок научится самостоятельно выполнять задания, то он
сумеет
так
же
действовать
самостоятельно
:
организовывать
игры-
драматизации, по собственному желанию петь, рисовать.
Педагог показывает, как по-разному может быть преподнесена сказка.
Сначала дети ее слушают, потом рассматривают иллюстрации и по ним
составляют
сказку,
затем
инсценируют
ее
в
настольном
театре
или
зарисовывают персонажей и используют фигурки для показа их на коврографе.
Впоследствии они применяют эти приемы совершенно самостоятельно — в
свободное
время
рассматривают
иллюстрации,
пересказывают
сказки,
2
драматизируют их. Большое значение в группе имеют книги, картинки, книжки-
самоделки, детские работы на литературные сюжеты.
В свободном распоряжении детей должно быть достаточное количество
книг. Наряду с книгами можно поместить несколько тематических папок с
картинками, фотографиями, и альбомов для свободного рассматривания детьми.
В группах должен функционировать центр музыкально-театрализованной
деятельности для музыкальной деятельности, театрализованных игр. В данном
центре должно быть все необходимое оборудование — ширма и комплекты
различных видов кукольного театра, театральные костюмы, настольно-печатные
игры, музыкальные инструменты, магнитофон. Все материалы, используемые
для
художественной
самостоятельной
деятельности,
должны
постоянно
обновляться.
Педагог может заранее спланировать самостоятельную деятельность
детей с учетом актуальной на данный день (или неделю) темы, поставленных
целей и задач образовательной работы в режиме дня, т.е должен быть
реализован принцип комплексно – тематического построения образовательного
процесса в ДОУ. Педагог «отталкивается» от этой темы при организации
самостоятельной деятельности детей.
Очевидно, что такая роль требует от педагога большой гибкости, способности к
импровизации и постоянному осмыслению происходящих изменений. Он
должен научиться расти вместе с детьми и с каждым из них в отдельности.
Осознавая всю сложность этой роли, Л. С. Выготский отмечал, что «в процессе
воспитания педагог при новом понимании дела имеет не только не меньшее
значение, чем прежде, но неизмеримо большее. И хотя его роль теряет, видимо,
во внешней активности, так как он меньше учит и воспитывает, однако она
выигрывает во внутренней активности».
Как воспитать в дошкольниках самостоятельность?
Задача взрослых - воспитать ребенка взрослым, самостоятельным
человеком, умеющим принимать решения, отвечающим за свои поступки,
делающим осознанные выборы и строить свою жизнь. Задача взрослых -
помочь ему в этом нелегком деле. Главная сложность в формировании детской
самостоятельности у педагога заключается в затрате его личностных качеств:
терпение, умение осуществить личностно-ориентированный и деятельностный
подход.
Самостоятельность
и
ответственность
в
детях
закладывается
постепенно, и начинать это дело следует как можно раньше.
Наиболее эффективны в развитии самостоятельности следующие методы
обучения:
- Проблемно-диалогическое обучение;
- методы ТРИЗ;
- игровые технологии;
здоровьесберегающие технологии.
Работу по развитию навыков самостоятельности необходимо проводить в
тесном сотрудничестве с родителями. Родителям можно предложить игры с
детьми. (Приложение №1.)
3
Каждый ребенок – уникальная личность, развивается индивидуально.
Темперамент, его врожденные способности, сфера интересов, даже семейная
практика поощрения и наказания – все существенно влияет на темпы
становления детской самостоятельности.
В результате проводимой работы в данном направлении дети станут более
самостоятельными и активными, повысится их уровень самоконтроля.
Подводя итог, можно сказать, что такую черту личности ребёнка как
самостоятельность необходимо развивать на протяжении всего периода
дошкольного возраста.
В заключении хотелось бы вспомнить слова Ш.А. Амонашвили
«Если хочешь
воспитать в детях самостоятельность, смелость ума, вселить в них радость со-
творчества, то создай такие условия, чтобы искорки их мыслей образовывали
царство мысли, дай им возможность почувствовать себя в нём властелином».
Приложение №1
Игры с детьми
Я сам
Вместе с ребенком составьте список, что он умеет делать сам, и что — с
помощью взрослых. Постарайтесь не подсказывать ребенку, пусть составит
список самостоятельно, а вы запишите его комментарии. Если список ребенка
слишком мал, и вы уверены, что он может быть дополнен, тогда можно будет
задать наводящие вопросы: «А ты умеешь сам (а)..?», «А кто помогает тебе..?»
Обсудите полученные ответы и поинтересуйтесь, что из списка «Умею, но с
помощью взрослых» ребенок сможет научиться делать самостоятельно.
Например, ребенок умеет с помощью взрослого застилать постель. Как только
он научиться застилать постель самостоятельно, фраза «застилать постель»
сразу же будет перенесена в графу «Я сам».
Помощник(ца)
На карточках надо написать задания для участников игры и нарисовать к
каждой
из
них
иллюстрацию,
которая
поможет
сориентироваться,
что
необходимо сделать:
♦ полить цветок,
♦ подмести порог,
♦ вытереть пыль с полки,
♦ помыть чашку,
♦ налить в чашку воду из кувшина,
♦ постирать носовой платок,
♦ нарисовать картинку,
♦ исполнить танец,
♦ спеть песню,
♦ надеть шапку, шарф и перчатки,
♦
застегнуть все пуговицы на рубашке (подобрать рубашку или блузку с
большим количеством пуговиц),
♦ завязать бантик,
4
♦ сложить брюки и повесить их на вешалку и т. д.
По очереди вытаскивайте карточки с заданием и выполняйте их. За правильно
выполненное задание игрок получает очко в виде печенья, конфеты или другого
приза. Тот, у кого окажется больше очков, становится победителем и получает
титул Умнички.
На прогулку
Прежде чем отправиться на прогулку, обсудите с ребенком маршрут: куда
пойдете сначала, куда потом и т. д. Пусть он сам попробует выбрать и
определить маршрут. Если его вариант вами полностью неприемлем, то
объясните, что маршрут должен проходить по следующим пунктам: площадка,
парк, магазин, а их последовательность определит ребенок. Даже если вам не
совсем удобно, то согласитесь с ним, а после того, как вернетесь домой,
обсудите, что было неудобно вам. Например: «Если бы мы зашли в магазин
после прогулки в парке и игры на площадке, то я смогла бы поиграть там с
тобой, а не стоять возле сумок с продуктами, и мы бы погуляли гораздо
дольше»:
Расписание на час
Помогите ребенку составить расписание дел на ближайший час. Будильник или
электронные
часы
могут
быть
ориентиром
для
начала
и
завершения
запланированного мероприятия. Например:
10.00 — подготовка к рисованию (альбом и карандаши, бумага, краски,
кисточка, вода)
10.10 — рисование
10.40 — семейное чтение (сказка про...)
10.55 — подготовка к чаепитию
11.00 — чаепитие.
Постепенно такую игру можно изменять, увеличивая промежуток времени для
четкого соблюдения запланированных дел. Но все же не стоит превращать
жизнь ребенка в строго регламентированный график.
Смена ролей
Предложите ребенку поменяться с ним ролями хотя бы на полчаса. Он будет
взрослым (папой или мамой), а вы — ребенком. Вы можете захотеть рисовать
или играть, а может быть, попросите его прочитать вам книжку (по картинкам).
Но «взрослому» помимо занятий с вами обязательно надо будет выполнить
какую-либо несложную работу по дому (например, вытереть пыль или сложить
книги на полку). Проигрывая роль ребенка, просите «взрослого» попить или
обращайтесь к нему с другими подобными просьбами. Задавайте вопросы: «А
что мы будем делать?» и т. д. Пусть он почувствует ответственность за вас и
ощутит себя действительно самостоятельным человеком.
Собираемся гулять
Эта игра может стать продолжением предыдущей. Вам надо снова превратиться
в ребенка (очень маленького), а ребенку — во взрослого. «Взрослый» должен
будет помочь вам собраться на прогулку и при этом самостоятельно одеться.
Ему нужно продумать, что он возьмет на улицу, не забыть взять ключи,
5
проверить выключен ли свет, выключена ли вода и, по возможности, закрыть
дверь на ключ. Как только он соберет вас на прогулку, и вы выйдете из
квартиры, игра завершается, и вы проверяете, все ли вы взяли и дополняете
список того, что еще следовало бы сделать «взрослому». И, конечно же, стоит
поощрить старание ребенка!
Подготовка к празднику
Если у вас в ближайшее время намечается праздник, обсудите с ребенком, что
вам
необходимо
подготовить
для
его
проведения.
Например,
сделать
пригласительные билеты, оформить комнату, сходить в магазин, составить
меню, подготовить конкурсную программу и т. д. Учитывайте советы ребенка
или подводите его к тому, чтобы он проявил инициативу в организации
праздника. Например, обратитесь к нему с просьбой: «Женечка, у нас скоро
праздник,
давай
подумаем,
кого
мы
сможем
пригласить
и
какие
пригласительные билеты нам надо будет сделать» или «Какое меню нам
составить?», «Мне очень понадобится твоя помощь, чтобы испечь пирог».
Готовлю сам(а)
Приготовьте ребенку несколько карточек с рецептами. Рецепт можно составить
графически, то есть вместо слов «ломтик хлеба», можно нарисовать хлеб и
рядом написать количество требуемого продукта. Малышу предстоит готовить
самостоятельно (под вашим присмотром). Итак, что же он сможет приготовить?
Использованная литература:
1. Ежкова II. С. Руководство самостоятельной деятельностью старших
дошкольников. СПб.: Детство-Пресс, 2015
2. В.А. Непоседова. Растем, играя: средний и старший дошкольный возраст:
Пособие для воспитателей и родителей/–М.: Просвещение, 2003.
3. О.Г. Тавстуха, Т.Н. Колисниченко, Е.В. Михеева, А.А. Муратова
Развитие
самостоятельной
деятельности
ребенка
в
дошкольном
образовательном учреждении, Издательство «ФЛИНТА», 2014
4.
Образовательный
процесс
в
группах
детей
старшего
дошкольного
возраста/Н.А. Короткова. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2007.
6