Автор: Фёдорова Елена Григорьевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБУ Школа № 75 СП Детский сад
Населённый пункт: г. Тольятти, Самарская область
Наименование материала: конспек занятия по познавательному развитию в средней группе
Тема: "Летят перелетные птицы"
Раздел: дошкольное образование
Интегрированная непосредственно – образовательная деятельность
в средней группе №9
Тема: «Летят перелётные птицы».
Интегрируемые образовательные области: «Познавательное развитие»,
«Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно – эстетическое
развитие», «Социально 0 коммуникативное развитие».
Приоритетная образовательная область: «Познавательное развитие».
Цель
познавательного
развития:
расширить
представление
детей
о
перелётных птицах, их образе жизни и внешнем виде.
Задачи:
ОО «Речевое развитие» - развивать мышление, связную речь; активировать в
речи детей употребление существенных, имен прилагательных, глаголов.
ОО «Физическое развитие» - уметь быть внимательным к командам
воспитателя,
быстро
действовать
в
соответствии
с
командой,
ориентироваться в пространстве, уметь подражать голосам птиц.
ОО
«Художественно
–
эстетическое
развитие»
-
доставить
детям
удовольствие и радость, вызвать яркие эмоции и хорошее настроение,
формировать умение разукрашивать красками оперение птиц, мыть кисточку
перед использованием другой краски.
ОО «Социально – коммуникативное развитие» - воспитывать доброе,
бережное
отношение
к
пернатым
друзьям,
закладывать
основы
экологического воспитания.
Предварительная работа:
Беседа о птицах; рассматривание иллюстраций; чтение рассказов, сказок,
загадок о птицах, пальчиковые игры, подвижные игры: «Птицелов», «Птицы,
гнезда, птенцы», дидактические игры: «Чье гнездо», «Кто лишний», «Поймай
и назови».
Материалы и оборудование:
Звуковое письмо, картинки с изображением перелётных птиц, птицы
оригами, дерево, краски, непроливайки, кисточки, мяч, наголовники птиц,
обручи по количеству детей, медали «Друг птиц».
Методы и приёмы:
Методы мотивации и стимуляции деятельности (звуковое письмо, введение
персонажа); методы организации познавательной деятельности (беседа,
активизирующие вопросы, составление рассказов о птицах, пальчиковая
гимнастика, подвижная игра).
Ход НОД
1 ч. Вступительная.
Дети стоят полукругом на ковре.
В.: - Ребята, нам пришло звуковое письмо. Послушайте, пожалуйста его.
«карр – карр! Беда – беда! Птицы не вернулись с юга. Злая ведьма их
заколдовала. Я решила обратиться за помощью к вам, в детский сад. Ведь
лучшего друга, чем вы, для птичек не найти. Ребята, помогите, пожалуйста,
расколдуйте птиц!
В.: - От кого пришло письмо? Особа всем известная, она крикунья местная
(ворона). Поможем расколдовать птиц? Я думаю, что наши знания и умения
нам помогут.
2 ч. Основная. Беседа «Перелётные птицы».
В.: - Ребята, как называют птиц, которые на зиму улетают в теплые края?
(перелетные). А птиц, которые остаются с нами зимой? (зимующие). В какое
время года птиц больше? (летом) Почему? (и зимующие, и перелётные).
Каких птиц заколдовала ведьма? Кто не вернулся с юга? (перелётные птицы).
В какое время года они возвращаются? (весной).
Пальчиковая гимнастика.
Пришла весна,
Сосульки тают,
Запели первые ручьи,
Медведь берлогу покидает,
А на полях кричат грачи.
(Поочерёдное загибание пальцев на каждое слово, хлопки на каждое слово,
имитация походки медведя всеми пальцами по коленям, ритмичные хлопки
на каждое слово.
В.: - Ребята, давайте поиграем в игру «Поймай и назови». Я вам буду бросать
мяч, возвратить его мне и назвать перелетную птицу. (игра 5 - 6 раз)
Молодцы! Правильно назвали перелётных птиц.
В.: - Следующая игра «Кто лишний». Посмотрите внимательно на магнитную
доску с картинками с изображение птиц. Найдите лишнюю картинку,
объясните почему.
В.: - пришло время расколдовать наших птиц. Для этого надо назвать птицу,
описать её размер, характерные особенности, окрас, чем питается, где строит
гнезда.
Например, «Грач – большая чёрная птица с мощным белым клювом, хвост
короткий, похож на лопатку, питается толстыми лохматыми гусеницами.
Строит гнездо из веток высоко на деревьях. Грач – перелётная птица».
«Ласточка – небольшая птичка. Спинка – чёрная, а грудка розовая с белым.
Клюв очень маленький, а хвост длинный раздвоенный. Ласточки ловят на
лету мошек, комаров. Строят гнёзда из глины и травы под карнизами и
крышами домов. Ласточка – перелётная птица».
«Скворец – птица среднего размера с перьями черного цвета с фиолетовым
оттенком. Клюв маленький, острый. Питается червяками, гусеницами.
Гнездится или в старых дуплах, или в скворечниках. Скворец – перелётная
птица».
«Жаворонок – маленькая птичка с тонкими высокими ножками. Оперение
коричневое,
жёлтое.
Благодаря
ему
птица
незаметна
среди
клочков
прошлогодней травы. Гнездом служит обычная ямка в земле среди травы.
Питается мелкими насекомыми. Жаворонок перелетная птица».
«Дикая утка – большая водоплавающая птица. Клюв у утки широкий, как
гребенка, а лапки с перепонками. Оперение пёстрое, у селезня ярче. Пищу
ищет в воде и прибрежной тине. Гнездо строит возле воды. Утка –
перелётная птица».
В.: - Молодцы, ребята. Очень интересно рассказали про птиц. Скажите мне,
пожалуйста, почему аиста называют длинноногим? (у него длинные ноги).
Чем он питается? (мелкими грызунами). Для чего нужны утке перепонки на
ногах? (утка – водоплавающая птица). Где откладывает яйца жаворонок? (в
ямке, в земле, среди травы). А для чего птице нужно гнездо? Правильно,
откладывать яйца, из которых вылупятся птенцы. Ребята, мы с вами птиц
расколдовали? (да). А вы слышите пение птиц? (нет). Что же делать? Кто нам
поможет?
Звучит музыка. Появляется учёная птица, машет крыльями, в руке портфель.
Птица: - Здравствуйте дети! Я слышал о вашей проблеме и могу вам помочь.
В.: - Кто Вы такой?
Птица: - Я профессор птичьих наук. Воспитываю детёнышей птиц в птичьей
школе. Кстати, а вы знаете как называют детёнышей птиц?
Дети: - Птенцами!
Птица: - Правильно, я их называю желторотыми птенцами. А почему?
Дети: - Когда птенцы рождаются у них жёлтые клювики.
Птица: - Кстати, когда рождаются птенцы? Правильно, весной. Когда я узнал,
что вы говорите о перелётных птицах и что злая колдунья их заколдовала,
тогда я поспешил к вам на помощь. Если вы разукрасите птиц, то они запоют.
Дети разукрашивают птиц, сделанных заранее оригами и вешают их на
дерево.
Птица: - Молодцы, ребята, а сейчас я превращу вас в птиц и поиграю с вами.
Игра «Птенцы, гнёзда, птицы».
По команде «Птицы» дети передвигаются на носочках под музыку,
взмахивая руками. По команде «Гнёзда» - собираются в круг, взявшись за
руки. По команде «Птенцы» - находят свой обруч, присаживаются и по
просьбе воспитателя подражают голосу нужной птицы. (Кукушка: ку – ку,
утка: кря – кря, грач: крак – крак, ласточка: фьють – фьють, журавль: курлы –
курлы, гусь: га – га).
3 ч. Заключительная.
В.: - много радостей получают птицы, когда возвращаются к себе на родину и
селятся в своих жилищах. Но прошлогодние домики к прилету птиц нужно
проверять и чинить. Ведь птицы приносят большую пользу человеку. Что
они делают? (уничтожают вредных насекомых, радуют своим пением). Как
надо относиться к птицам? (птиц надо беречь, помогать им, не ломать гнезда,
не
обижать).
Вы
молодцы!
Справились
со
всеми
заданиями.
Вы
награждаетесь медалями «Друг птиц». Любите природу, берегите природу,
заботьтесь о ней.
Птица: - До свидания, ребята. Мне пора возвращаться в лес.