Автор: Кричевцова Светлана Феликсовна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ СОШ №2
Населённый пункт: город Саяногорск Республика Хакасия
Наименование материала: Статья
Тема: ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ КАК АКТУАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Раздел: полное образование
ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ КАК АКТУАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА
РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать все постоянно
приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого
диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных
отношений»
Леонтьев А.А.
В отличие от элементарной грамотности как способности личности читать, понимать, составлять
короткие тексты и осуществлять простейшие арифметические действия, Ф.г. есть уровень знаний,
умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных
отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности
личности в конкретной культурной среде.
Функциональная грамотность сегодня — это базовое образование личности. Ребенок должен обладать:
- готовностью успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром …;
- возможностью решать различные (в том числе нестандартные) учебные и жизненные задачи…;
- способностью строить социальные отношения…;
-совокупностью рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к
дальнейшему образованию.
В соответствии с международными требованиями более половины выпускников основной школы
имеют
только
базовый
уровень
функциональной
грамотности,
т.е.
они
могут
использовать
приобретенные в школе знания в простых знакомых ситуациях, а около пятой части выпускников
основной школы не достигают этого уровня. К продолжению образования хорошо готовы не более 30%
российских
выпускников
школы,
а
высокий
уровень
способности
решать
сложные
задачи
демонстрируют в среднем около 5% учащихся.
По качеству общего образования российская школа уступает десяти странам-лидерам по качеству
образования как по числу выпускников основной школы, демонстрирующих самые высокие результаты
(в этих странах в среднем таких учащихся не менее 11%), так и по числу хорошо подготовленных
учащихся к продолжению образования (в этих странах в среднем таких учащихся около 40%).
Российская система образования, несмотря на возросшие инвестиции, всё ещё ориентирована на
затратную педагогику. Российские учащиеся перегружены домашними заданиями, а значительная доля
учебного процесса направлена на реализацию административных или контрольных функций. В целом,
результаты исследования PISA 2018 свидетельствуют, что российские школьники оказались примерно
на средних позициях в рейтинге стран-участниц по уровню сформированности функциональной
грамотности. Полученные данные указывают на то, что сильной стороной российских школьников
являются предметные знания, но у них возникают трудности в применении этих знаний в ситуациях
незнакомых, приближенных к жизненным . Исследователи отмечают, что задания на развитие
функциональной грамотности в настоящее время попросту не находят широкого применения в практике
российской школы. Все способы оценки результатов образования внутри страны (в частности, ОГЭ и
ЕГЭ) зачастую направлены на оценивание предметных знаний, умений и навыков, которые, в свою
очередь, сводятся и на оценку умения решать типовые (стандартные) задачи. Их минус состоит в том,
что они не оценивают компетентность как умение действовать в определенной ситуации. В целях
повышения конкурентоспособности российского образования в мире возрастает необходимость
разработки учебно-методического обеспечения для сопровождения педагогов российских школ в
подготовке детей к решению задач, приближенных к реальным ситуациям.
Международное исследование PISA рассматривает функциональную грамотность по следующим
ключевым
направлениям:
математическая
грамотность,
читательская
грамотность,
естественнонаучная грамотность. В современную эпоху в исследованиях PISA также рассматриваются
финансовая грамотность (как возможность человека участвовать в экономической жизни страны и
улучшении
своего
финансового
благополучия)
и
креативное
мышление,
развитие
которого
предполагает способность личности участвовать в выработке¸ оценке и совершенствовании идей. Кроме
этих направлений функциональной грамотности выделяется новое направление – глобальные
компетенции (глобальная компетентность). Они раскрываются в способности человека критически
рассматривать, изучать проблемы глобального характера с различных точек зрения; это понимание, как
политические, культурные, религиозные и иные различия влияют на восприятие, суждения и взгляды
людей; уважение к человеческому достоинству.
Рассмотрим каждую из этих грамотностей.
Математическая
грамотность
–
это
способность
индивидуума
проводить
математические
рассуждения и формулировать, применять, интерпретировать математику для решения проблем в
разнообразных контекстах реального мира. Она включает использование математических понятий,
процедур, фактов и инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать явления. Она помогает
людям понять роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать
решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему гражданину.
Для решения проблемы математически грамотный учащийся сначала должен увидеть математическую
природу проблемы, представленной в контексте реального мира, и сформулировать ее на языке
математики. Это преобразование требует математических рассуждений и, возможно, является
центральным компонентом того, что значит быть математически грамотным.
Что делать учителю для формирования математической грамотности?
• помнить о системности формируемых математических знаний, о необходимости теоретической и
практической предметной базы;
• формировать готовность к взаимодействию с математической стороной окружающего мира -
погружать в реальные ситуации (отдельные задания; цепочки заданий, объединенных ситуацией,
проектные работы);
• формировать опыт поиска путей решения жизненных задач, учить математическому моделированию
реальных ситуаций и переносить способы решения учебных задач на реальные;
• развивать когнитивную сферу, учить познавать мир, решать задачи разными способами;
• формировать коммуникативную, читательскую, информационную, социальную компетенции и др.
Читательская грамотность:
• способность человека понимать и использовать письменные тексты; размышлять о них и заниматься
чтением для того, чтобы достигать своих целей; расширять свои знания и возможности; участвовать в
социальной жизни.
Как оценить наличие у ученика
читательской грамотности? Он умеет
находить и извлекать
информацию; интегрировать и интерпретировать информацию; осмысливать и оценивать содержание и
форму текста; использовать информацию из текста. Тексты должны быть информационно насыщены;
без «привязки» к содержанию разных образовательных областей, представленных в школьном курсе;
соответствовать возрастным особенностям восприятия ученика; его читательским и жизненным
интересам; должны содержать возможность разработать задания, «готовящие к жизни», на основе
данного текстового материала.
Естественнонаучная грамотность – это способность человека занимать активную гражданскую
позицию по вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться
естественнонаучными идеями. Естественнонаучно грамотный человек стремится участвовать в
аргументированном обсуждении проблем, относящихся к естественным наукам и технологиям, что
требует от него следующих компетентностей:
научно объяснять явления; понимать основные
особенности естественнонаучного исследования; интерпретировать данные и использовать научные
доказательства для получения выводов.
Средство оценки естественнонаучной грамотности – специальные задания, “know how”. Эти задания
направлены
на
оценку
компетенций,
характеризующих
естественнонаучную
грамотность,
и
основываются на реальных жизненных ситуациях.
Финансовая грамотность
– это выработка целесообразных моделей поведения в разнообразных
жизненных ситуациях, связанных с финансами;
формирование представлений о возможных
альтернативных решениях личных и семейных финансовых проблем; развитие умения предвидеть
позитивные и негативные последствия выбранного решения; приобретение опыта использования
полученных знаний в практической деятельности, а также в повседневной жизни.
В фокусе внимания модели поведения личности в сфере финансов
покупка товаров и услуг;
управление семейным бюджетом; планирование финансовых дел и др. Учащиеся должны владеть
информацией, что такое деньги, доход, процент накопления, инвестиции, страховка, риск, пенсия,
банковский счет, инфляция, товары, услуги, права покупателей.
Все задания предъявляются на основе определённой жизненной ситуации, понятной учащимся и
похожей на возникающие в повседневной жизни. В каждой ситуации действуют конкретные люди,
среди которых ровесники учащихся, выполняющих тест, члены их семей, одноклассники, друзья и
соседи. Ситуация и задачи изложены простым, понятным языком, как правило, немногословно. По
каждой ситуации предлагается серия заданий-задач, требующих определённых интеллектуальных
действий разной степени сложности. Ситуации акцентируют вопрос «Как поступить?» и предполагают
определение наиболее целесообразной модели поведения с учётом возможных альтернатив.
Глобальные компетенции - это специфический обособленный ценностно-интегративный компонент
функциональной грамотности, имеющий собственное предметное содержание, ценностную основу и
нацеленный
на
формирование
универсальных
навыков.
Глобальная
компетентность
—
это
многогранная цель обучения на протяжении всей жизни. Глобально компетентная личность способна
изучать местные, глобальные проблемы и вопросы межкультурного взаимодействия, понимать и
оценивать различные точки зрения и мировоззрения, успешно и уважительно взаимодействовать с
другими, а также действовать ответственно для обеспечения устойчивого развития и коллективного
благополучия.
Овладение глобальной компетентностью выражается в способности критически рассматривать с
различных точек зрения вопросы и ситуации глобального характера и межкультурного взаимодействия
и эффективно действовать в этих ситуациях; осознавать, каким образом культурные, религиозные,
политические, расовые и иные различия могут оказывать влияние на восприятие, суждения и взгляды;
вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе
разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству.
Креативное мышление:
способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и
совершенствовании идей, направленных на получение
инновационных (новых, новаторских,
оригинальных,
нестандартных,
непривычных)
и
эффективных
(действенных,
результативных,
экономичных, оптимальных) решений, и/или нового знания, и/или эффектного (впечатляющего,
вдохновляющего, необыкновенного, удивительного и т.п.) выражения воображения.
Что необходимо знать каждому учителю о функциональной грамотности?
Международные сравнительные исследования в области образования показывают, что российские
школьники сильны в области предметных знаний, но у них возникают трудности в применении этих
знаний в ситуациях, приближенных к жизненным реалиям. В связи с этим, одной из задач учительского
профессионального сообщества ставится формирование и оценка способности применять полученные в
процессе
обучения
знания
для
решения
учебных
и
практических
задач
–
формированию
функциональной грамотности.
Чтобы оценить уровень функциональной грамотности своих учеников, учителю нужно дать
обучающимся нетипичные задания, в которых предлагается рассмотреть некоторые проблемы из
реальной жизни.
Наличие контекста является важным условием задания на формирование и оценку функциональной
грамотности.
Контекст
задания
–
это
особенности
и
элементы
окружающей
обстановки,
представленные в задании в рамках предлагаемой ситуации. Эти ситуации связаны с разнообразными
аспектами окружающей жизни.
Повышение уровня функциональной грамотности школьников может быть обеспечена успешной
реализацией ФГОС, т.е. за счет достижения планируемых предметных, метапредметных и личностных
результатов, если в учебном процессе реализован комплексный системно-деятельностный подход, если
процесс обучения идет как процесс решения обучающимися различных классов учебно-познавательных
и учебно-практических задач, задач на применение или перенос тех знаний и тех умений, которые
учитель формирует.
Кричевцова С.Ф.,
учитель английского языка МБОУ СОШ №2