Автор: Родченкова Ольга Александровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Центр развития ребенка-детский сад №26"
Населённый пункт: г.Гатчина, Ленинградская обл.
Наименование материала: методическая разработка
Тема: «Организация опытно-экспериментальной деятельности как средство развития естественнонаучных представлений у старших дошкольников»
Раздел: дошкольное образование
МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №26»
Доклад
на педсовете
по теме: «Организация опытно-
экспериментальной деятельности как средство
развития естественнонаучных представлений у
старших дошкольников»
Воспитатель подготовительной к школе
логопедической группы №8
Родченкова О.А
«Для ребёнка нет ничего естественнее,
как развиваться, формироваться,
становиться тем, что он есть в процессе
исследовательской деятельности»
С. Л. Рубинштейн
ФГОС ДО определяет раздел в работе с дошкольниками - формирование
элементарных естественно-научных представлений. Реализация этого
раздела позволяет заложить базовые знания у детей, способствует
формированию целостной картины мира. Кроме того, естественно-научные
представления являются тем содержанием, которое в наибольшей степени
способствует развитию детского мышления. Освоение элементарных
естественно-научных представлений способствует развитию детской
любознательности.
Что такое естественнонаучная грамотность дошкольников?
-Это способность объяснять естественно-научные явления на основе научных
знаний, выявлять проблемы, делать выводы, необходимые для понимания
окружающего мира. Поэтому особенно актуальным представляется освоение
детьми закономерностей окружающего мира через элементарное
экспериментирование и исследовательскую деятельность.
Основной целью опытно-экспериментальной деятельности дошкольников
является развитие свободной творческой личности. В ходе опытно-
экспериментальной деятельности дошкольник учится наблюдать,
размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать
причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности, углублять
представление о живой и неживой природе, явлениях и объектах
окружающего мира.
Знания о физических явлениях позволяют выяснить закономерности и
взаимосвязи различных явлений. Таких как: состояние разных веществ,
свойства воды, воздуха, магнита и т.д. Выявление скрытых свойств явлений
неживой природы положительно влияет на формирование у дошкольников
материалистических представлений о природе. При организации
специального обучения дети могут познавать не только внешнюю сторону
физических явлений, но и некоторые несложные связи и закономерности.
Освоение систематизированных поисково-познавательных знаний детей,
становление опытно-экспериментальных действий формирует основы
логического мышления, обеспечивает максимальную эффективность
интеллектуального развития дошкольников и их полноценную готовность к
обучению в школе.
Работая с детьми старшего дошкольного возраста, отметила для себя, что
детское экспериментирование — является основой поисково-
исследовательской деятельности детей. Дошкольники – прирожденные
исследователи. Важнейшими чертами детского поведения являются
любознательность, наблюдательность, жажда новых открытий и
впечатлений, стремление к экспериментированию и поиску новых сведений
об окружающем ребёнка мире и моя задача помочь детям сохранить эту
исследовательскую активность как основу для таких важных процессов как
самообучение, самовоспитание и саморазвитие.
Цель моей работы: развитие познавательной активности детей дошкольного
возраста посредством опытно-экспериментальной деятельности с объектами
и явлениями окружающей действительности.
С учетом поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
Образовательные:
создать условия для экспериментальной деятельности;
углублять представления детей о живой и неживой природе;
расширять представления о физических свойствах окружающего мира
(воздуха, воды, почвы, магнитов, и т.д.);
формировать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать,
делать выводы.
Развивающие:
развивать мышление, внимание, память, речь;
развивать познавательный интерес детей в процессе
экспериментирования.
Воспитательные:
воспитывать интерес к познанию окружающего мира,
любознательность;
вызывать у детей радость от открытий, полученных из опытов;
воспитывать умение работать в коллективе.
Мною была разработана рабочая программа по опытно-экспериментальной
деятельности для старших дошкольников.
Инновационность ее заключается в синтезе пяти взаимосвязанных
направлений познавательного развития (физика, химия, география, биология
и астрономия).
Содержание программы разработала в соответствии с требованиями ФГОС
ДОО. Ее реализация способствует созданию условий для развития у детей
представлений о росте и жизни растений, развитие у детей интереса к
физическим и химическим явлениям; формирование географических
представлений, элементарных знаний о Солнечной системе.
Работа по данной теме происходила поэтапно:
На подготовительном этапе я изучила теоретические аспекты по данной
проблеме в педагогике и дидактике. Ознакомилась с работами ведущих
авторов по данной проблеме исследования и выявила необходимость в
расширении поля деятельности в данном направлении, выделила
актуальность изучения данной проблемы.
Далее, я провела анкетирование родителей с целью определения значимости
развития исследовательской деятельности для детей и готовности родителей
к сотрудничеству. Анализ результатов показал, что родители понимают
необходимость развития естественнонаучных представлений посредством
опытно – экспериментальной деятельности. Соответственно, при работе я
могла рассчитывать на помощь родителей, но при этом было необходимо
продумать формы сотрудничества.
Разработала перспективный план по внедрению в практическую
повседневную деятельность детей непосредственно опытов и экспериментов,
а также комплекс познавательных занятий, включающий проблемные
ситуации, проведение опытов и экспериментов, поисковую деятельность.
Разработаны конспекты наблюдений за объектами и явлениями природы.
Содержание и темы занятий спланированы по блокам. Блоки программы
можно варьировать.
Блок 1. Вода. Свойства воды: не имеет вкуса, цвета, запаха, жидкость,
поэтому не имеет формы, текучая, приобретает форму сосуда, в котором
находится, имеет вес, в ней растворяются некоторые вещества, вода
приобретает цвет и запах растворившихся веществ. Три состояния воды:
жидкое, твердое и газообразное. Очищающее свойство воды.
Блок 2. Воздух. Свойства воздуха: воздух невидим, он не ощущаем руками,
заполняет собой все пространство, находится в пористых предметах,
предметах с отверстиями, в воде он выходит в виде пузырьков. Воздух не
имеет запаха, но он «умеет» переносить ароматы. Ветер-это движение
воздуха. Как помогает ветер? Как вредит?
Блок 3. Почва. Знакомство с понятием «почва». Для чего нужна почва,
состав почвы, ее основное назначение.
Блок 4. Физические явления: магниты, звук, свет, электричество,
теплопередача
Тема 1. Магнит - металл, тяжелый, твердый, плотный, его нельзя разбить,
согнуть, сломать. Свойство магнитов притягивать металлические предметы
и даже сквозь воду. Размер магнита влияет на его силу.
Тема 2. Звук - колебание, движение воздуха. Звуковые волны. Эхо-это
отраженный звук, который сталкивается с преградой и возвращается назад.
Тема 3. Свет. Свойства света: солнечный свет отражается в зеркале
(солнечный зайчик). Естественные и искусственные источники света. Темное
помещение можно осветить с помощью фонарика. Что такое тень? Радуга-
световые волны разной длины и разного цвета.
Блок 6. Природные явления: выращивание кристаллов соли,
теплопроводность материалов, радуга, мыльные пузыри.
Блок 7. Солнечная система: Солнце и Земля, смена дня и ночи, смена времен
года, затмение Солнца.
Блок 8. Огород на окне: проращивание семян, уход за растениями в
комнатных условиях, посадка лука, зависимость растений от света и воды.
Моя работа с детьми предполагает сотрудничество, сотворчество педагога и
ребёнка и исключает авторитарную модель обучения. Обучающий процесс
организован так, чтобы ребёнок имел возможность сам задавать вопросы,
выдвигать свои гипотезы, не боясь сделать ошибку.
Занимаясь опытно-экспериментальной деятельностью с детьми, я использую
следующие формы работы:
1. Индивидуальную.
2. Групповую.
3. Подгрупповую.
В нашей группе организована предметно – пространственная среда с
использованием мини – лаборатории.
В мини – лаборатории хранятся оборудование и материалы, необходимые
для проведения опытов, материалы, с помощью которых дети опытным
путём познают тайны живой и неживой природы:
Приборы– помощники для экспериментирования: весы, магниты, лупы,
песочные часы;
• Природные материалы: песок, глина, земля, семена, камешки разного цвета
и формы, минералы, глина, разная по составу земля, уголь, соль, ракушки,
шишки, скорлупа орехов, кусочки коры деревьев, семена фруктов и овощей.
• Медицинские материалы: пипетки, колбы, шприцы, мерные ложечки, вата,
бинт, пробирки, шпатели, деревянные палочки, мензурки, воронки,
резиновые груши разного объема.
• Бросовый материал: пластмасса, кусочки ткани, кожи, меха, поролона,
пробирки, проволока,
• Прозрачные и непрозрачные сосуды разной конфигурации и разного
объемы:
Пластиковые бутылки, стаканы, ведерки, воронки.
Дополнительное оборудование и материалы.
- фартуки, шапочки;
- схемы и алгоритмы для проведения опытов.
Лаборатория постоянно пополняется все новыми материалами для
экспериментирования, которые доступны и безопасны для детей. Кроме того,
в экспериментальной деятельности с детьми активно использую комплект
для экспериментирования «Мои первые опыты».
Для фиксирования результатов наблюдений оформляются индивидуальные
«Дневники наблюдений и опытов»
В работе с детьми использую следующие формы педагогической
деятельности:
прогулки (по экологической тропе, к пруду) .
опыты («Имеет ли вода форму?», «Имеет ли запах вода?», «Какой цвет
воды?», «Какой вкус воды?», «Что такое вода?», «Снег-это тоже вода»)
беседы («Что такое природа?», «Кому нужна вода?» «Какие бывают
камешки?», «Как человек использует воду?»)
эксперименты («Создаем вулкан», «Что нужно для роста растений?»,
«Воздух и его свойства», «Где быстрее испаряется вода», «Превращение пара
в капельки воды», «Где быстрее прорастёт зёрнышко в земле или песке?»)
проведение серии регулярных занятий естественнонаучного цикла:
«Откуда берутся облака?», «Где же спряталась вода?», «Секреты воды в
твёрдом состоянии».
игры («Плавает-тонет», «Чей мыльный пузырь дольше не лопнет?»)
коллективные проекты («Неделя Радуги», «Путешествие капельки»,
«Земля – наш общий дом»)
В работе с дошкольниками я стараюсь создать атмосферу доверия, дети
могут задавать интересующие их вопросы: почему ломается лёд на луже, и
посмотреть, как расцветает цветок; почему сухой песок сыпется, а мокрый
лепится, и наблюдать, как плывут облака; рассмотреть божью коровку и
сосчитать её чёрные точечки. Первоначальным детским вопросом является
«почему?». Почему тает снег? Почему идёт дождь? Откуда солнышко
приходит и куда уходит?
При организации опытно-экспериментальной деятельности наряду с
традиционными методами и приемами, использую инновационные
технологии воспитания и обучения дошкольников. В процессе
экспериментирования применяю компьютерные и мультимедийные средства
обучения. Намного интереснее не просто послушать рассказ воспитателя о
каких-то объектах или явлениях, а посмотреть на них собственными глазами.
В совместной работе с дошкольниками исследуем свойства песка, воды, льда,
снега, глины, камней. Экспериментируем с водой: меняем цвет,
замораживаем, нагреваем воду. Например, для того чтобы узнать есть ли
воздух вокруг нас предлагаю детям поймать его с помощью пакетов, а затем
определить какого он цвета? Набрав воздух в пакеты, дети рассуждают, что
его можно поймать, значит, он находится вокруг нас и что не имеет цвета.
Так знакомлю детей со свойствами воздуха.
Из опыта "Волшебница - вода" при взаимодействии воды и красок узнали о
её свойстве изменять цвет, опыт «Волшебная рукавичка» помог выяснить
способность магнита притягивать металлические предметы через рукавичку.
При проведении опыта с песком детям было предложено пропустить через
ситечко мокрый песок, а затем сухой – малыши пришли к выводу, что сухой
песок может сыпаться.
Так в опытно-экспериментальной работе «Огород на окне» дети
самостоятельно смогли вырастить из маленьких зернышек зеленые всходы.
Помещая луковицы в разные условия, ограничивая опытные образцы в
свете, тепле, воде, дети наблюдали за их развитием, зарисовывали этапы
роста, скорость выбрасывания перьев лука, их окраску. В итоге был сделан
вывод: корень достаёт из почвы воду и минеральные вещества, для роста
растениям необходимы: вода, тепло и свет.
Дети схематично зарисовали изменения в развитии растений в «Дневнике
наблюдений», что дало им возможность закрепить полученные знания о
росте, развитии растений, понять, как важен уход за ними.
Если ребёнок нуждается в помощи, то я пытаюсь оказать её незаметно, шаг
за шагом подталкивая его к правильному ответу, осторожно поправляя его,
если он делает неправильные выводы, потому что критика или недовольство
воспитателя снижает интерес детей к любой деятельности.
Для успешной реализации поставленных задач, осуществляю тесное
взаимодействие с родителями. Такое сотрудничество определяет творческий
и познавательный характер процесса, развитие творческих способностей
детей, обуславливается его результативность.
Оформляю для них информационные стенды, создаю буклеты, разрабатываю
памятки, провожу индивидуальные беседы, консультации на тему:
«Организация детского экспериментирования в домашних условиях»,
анкетирование для родителей с целью выявления отношения их к поисково -
исследовательской активности детей.
Родители принимают активное участие в конкурсах «Эксперименты дома», в
проектах «Земля – наш общий дом», «Путешествие капельки». Стараюсь
привлечь родителей к активной помощи в решении проблем, связанных с
развитием познавательно-исследовательской активности дошкольников.
Активная совместная работа способствует усилению взаимоотношений
между всеми участниками образовательного процесса.
В любом виде деятельности можно найти много интересного,
занимательного, неизведанного. Благодаря исследовательской деятельности
дети становятся более открытыми, в общем, познают окружающий мир
благодаря собственным ощущениям. Открывают новые ощущения вместе со
мной, с воспитателем. Поэтому хочу отметить, что знания, полученные в
результате познавательно-исследовательской деятельности, переносятся в
дальнейшем, во все виды деятельности и повышают познавательную
активность детей. А значит, это достижение и моего результата. Значит и я,
живя сегодня в настоящем, делаю вклад в наше будущее.
Приобретенный в дошкольном возрасте опыт познавательно -
исследовательской деятельности помогает успешно развивать естественно-
научную функциональную грамотность в школьные годы.