Напоминание

«Организация опытно-экспериментальной деятельности как средство развития естественнонаучных представлений у старших дошкольников»


Автор: Родченкова Ольга Александровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Центр развития ребенка-детский сад №26"
Населённый пункт: г.Гатчина, Ленинградская обл.
Наименование материала: методическая разработка
Тема: «Организация опытно-экспериментальной деятельности как средство развития естественнонаучных представлений у старших дошкольников»
Раздел: дошкольное образование





Назад




МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №26»

Доклад

на педсовете

по теме: «Организация опытно-

экспериментальной деятельности как средство

развития естественнонаучных представлений у

старших дошкольников»

Воспитатель подготовительной к школе

логопедической группы №8

Родченкова О.А

«Для ребёнка нет ничего естественнее,

как развиваться, формироваться,

становиться тем, что он есть в процессе

исследовательской деятельности»

С. Л. Рубинштейн

ФГОС ДО определяет раздел в работе с дошкольниками - формирование

элементарных естественно-научных представлений. Реализация этого

раздела позволяет заложить базовые знания у детей, способствует

формированию целостной картины мира. Кроме того, естественно-научные

представления являются тем содержанием, которое в наибольшей степени

способствует развитию детского мышления. Освоение элементарных

естественно-научных представлений способствует развитию детской

любознательности.

Что такое естественнонаучная грамотность дошкольников?

-Это способность объяснять естественно-научные явления на основе научных

знаний, выявлять проблемы, делать выводы, необходимые для понимания

окружающего мира. Поэтому особенно актуальным представляется освоение

детьми закономерностей окружающего мира через элементарное

экспериментирование и исследовательскую деятельность.

Основной целью опытно-экспериментальной деятельности дошкольников

является развитие свободной творческой личности. В ходе опытно-

экспериментальной деятельности дошкольник учится наблюдать,

размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать

причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности, углублять

представление о живой и неживой природе, явлениях и объектах

окружающего мира.

Знания о физических явлениях позволяют выяснить закономерности и

взаимосвязи различных явлений. Таких как: состояние разных веществ,

свойства воды, воздуха, магнита и т.д. Выявление скрытых свойств явлений

неживой природы положительно влияет на формирование у дошкольников

материалистических представлений о природе. При организации

специального обучения дети могут познавать не только внешнюю сторону

физических явлений, но и некоторые несложные связи и закономерности.

Освоение систематизированных поисково-познавательных знаний детей,

становление опытно-экспериментальных действий формирует основы

логического мышления, обеспечивает максимальную эффективность

интеллектуального развития дошкольников и их полноценную готовность к

обучению в школе.

Работая с детьми старшего дошкольного возраста, отметила для себя, что

детское экспериментирование — является основой поисково-

исследовательской деятельности детей. Дошкольники – прирожденные

исследователи. Важнейшими чертами детского поведения являются

любознательность, наблюдательность, жажда новых открытий и

впечатлений, стремление к экспериментированию и поиску новых сведений

об окружающем ребёнка мире и моя задача помочь детям сохранить эту

исследовательскую активность как основу для таких важных процессов как

самообучение, самовоспитание и саморазвитие.

Цель моей работы: развитие познавательной активности детей дошкольного

возраста посредством опытно-экспериментальной деятельности с объектами

и явлениями окружающей действительности.

С учетом поставленной цели были сформулированы следующие задачи:

Образовательные:

создать условия для экспериментальной деятельности;

углублять представления детей о живой и неживой природе;

расширять представления о физических свойствах окружающего мира

(воздуха, воды, почвы, магнитов, и т.д.);

формировать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать,

делать выводы.

Развивающие:

развивать мышление, внимание, память, речь;

развивать познавательный интерес детей в процессе

экспериментирования.

Воспитательные:

воспитывать интерес к познанию окружающего мира,

любознательность;

вызывать у детей радость от открытий, полученных из опытов;

воспитывать умение работать в коллективе.

Мною была разработана рабочая программа по опытно-экспериментальной

деятельности для старших дошкольников.

Инновационность ее заключается в синтезе пяти взаимосвязанных

направлений познавательного развития (физика, химия, география, биология

и астрономия).

Содержание программы разработала в соответствии с требованиями ФГОС

ДОО. Ее реализация способствует созданию условий для развития у детей

представлений о росте и жизни растений, развитие у детей интереса к

физическим и химическим явлениям; формирование географических

представлений, элементарных знаний о Солнечной системе.

Работа по данной теме происходила поэтапно:

На подготовительном этапе я изучила теоретические аспекты по данной

проблеме в педагогике и дидактике. Ознакомилась с работами ведущих

авторов по данной проблеме исследования и выявила необходимость в

расширении поля деятельности в данном направлении, выделила

актуальность изучения данной проблемы.

Далее, я провела анкетирование родителей с целью определения значимости

развития исследовательской деятельности для детей и готовности родителей

к сотрудничеству. Анализ результатов показал, что родители понимают

необходимость развития естественнонаучных представлений посредством

опытно – экспериментальной деятельности. Соответственно, при работе я

могла рассчитывать на помощь родителей, но при этом было необходимо

продумать формы сотрудничества.

Разработала перспективный план по внедрению в практическую

повседневную деятельность детей непосредственно опытов и экспериментов,

а также комплекс познавательных занятий, включающий проблемные

ситуации, проведение опытов и экспериментов, поисковую деятельность.

Разработаны конспекты наблюдений за объектами и явлениями природы.

Содержание и темы занятий спланированы по блокам. Блоки программы

можно варьировать.

Блок 1. Вода. Свойства воды: не имеет вкуса, цвета, запаха, жидкость,

поэтому не имеет формы, текучая, приобретает форму сосуда, в котором

находится, имеет вес, в ней растворяются некоторые вещества, вода

приобретает цвет и запах растворившихся веществ. Три состояния воды:

жидкое, твердое и газообразное. Очищающее свойство воды.

Блок 2. Воздух. Свойства воздуха: воздух невидим, он не ощущаем руками,

заполняет собой все пространство, находится в пористых предметах,

предметах с отверстиями, в воде он выходит в виде пузырьков. Воздух не

имеет запаха, но он «умеет» переносить ароматы. Ветер-это движение

воздуха. Как помогает ветер? Как вредит?

Блок 3. Почва. Знакомство с понятием «почва». Для чего нужна почва,

состав почвы, ее основное назначение.

Блок 4. Физические явления: магниты, звук, свет, электричество,

теплопередача

Тема 1. Магнит - металл, тяжелый, твердый, плотный, его нельзя разбить,

согнуть, сломать. Свойство магнитов притягивать металлические предметы

и даже сквозь воду. Размер магнита влияет на его силу.

Тема 2. Звук - колебание, движение воздуха. Звуковые волны. Эхо-это

отраженный звук, который сталкивается с преградой и возвращается назад.

Тема 3. Свет. Свойства света: солнечный свет отражается в зеркале

(солнечный зайчик). Естественные и искусственные источники света. Темное

помещение можно осветить с помощью фонарика. Что такое тень? Радуга-

световые волны разной длины и разного цвета.

Блок 6. Природные явления: выращивание кристаллов соли,

теплопроводность материалов, радуга, мыльные пузыри.

Блок 7. Солнечная система: Солнце и Земля, смена дня и ночи, смена времен

года, затмение Солнца.

Блок 8. Огород на окне: проращивание семян, уход за растениями в

комнатных условиях, посадка лука, зависимость растений от света и воды.

Моя работа с детьми предполагает сотрудничество, сотворчество педагога и

ребёнка и исключает авторитарную модель обучения. Обучающий процесс

организован так, чтобы ребёнок имел возможность сам задавать вопросы,

выдвигать свои гипотезы, не боясь сделать ошибку.

Занимаясь опытно-экспериментальной деятельностью с детьми, я использую

следующие формы работы:

1. Индивидуальную.

2. Групповую.

3. Подгрупповую.

В нашей группе организована предметно – пространственная среда с

использованием мини – лаборатории.

В мини – лаборатории хранятся оборудование и материалы, необходимые

для проведения опытов, материалы, с помощью которых дети опытным

путём познают тайны живой и неживой природы:

Приборы– помощники для экспериментирования: весы, магниты, лупы,

песочные часы;

• Природные материалы: песок, глина, земля, семена, камешки разного цвета

и формы, минералы, глина, разная по составу земля, уголь, соль, ракушки,

шишки, скорлупа орехов, кусочки коры деревьев, семена фруктов и овощей.

• Медицинские материалы: пипетки, колбы, шприцы, мерные ложечки, вата,

бинт, пробирки, шпатели, деревянные палочки, мензурки, воронки,

резиновые груши разного объема.

• Бросовый материал: пластмасса, кусочки ткани, кожи, меха, поролона,

пробирки, проволока,

• Прозрачные и непрозрачные сосуды разной конфигурации и разного

объемы:

Пластиковые бутылки, стаканы, ведерки, воронки.

Дополнительное оборудование и материалы.

- фартуки, шапочки;

- схемы и алгоритмы для проведения опытов.

Лаборатория постоянно пополняется все новыми материалами для

экспериментирования, которые доступны и безопасны для детей. Кроме того,

в экспериментальной деятельности с детьми активно использую комплект

для экспериментирования «Мои первые опыты».

Для фиксирования результатов наблюдений оформляются индивидуальные

«Дневники наблюдений и опытов»

В работе с детьми использую следующие формы педагогической

деятельности:

 прогулки (по экологической тропе, к пруду) .

 опыты («Имеет ли вода форму?», «Имеет ли запах вода?», «Какой цвет

воды?», «Какой вкус воды?», «Что такое вода?», «Снег-это тоже вода»)

 беседы («Что такое природа?», «Кому нужна вода?» «Какие бывают

камешки?», «Как человек использует воду?»)

 эксперименты («Создаем вулкан», «Что нужно для роста растений?»,

«Воздух и его свойства», «Где быстрее испаряется вода», «Превращение пара

в капельки воды», «Где быстрее прорастёт зёрнышко в земле или песке?»)

 проведение серии регулярных занятий естественнонаучного цикла:

«Откуда берутся облака?», «Где же спряталась вода?», «Секреты воды в

твёрдом состоянии».

 игры («Плавает-тонет», «Чей мыльный пузырь дольше не лопнет?»)

 коллективные проекты («Неделя Радуги», «Путешествие капельки»,

«Земля – наш общий дом»)

В работе с дошкольниками я стараюсь создать атмосферу доверия, дети

могут задавать интересующие их вопросы: почему ломается лёд на луже, и

посмотреть, как расцветает цветок; почему сухой песок сыпется, а мокрый

лепится, и наблюдать, как плывут облака; рассмотреть божью коровку и

сосчитать её чёрные точечки. Первоначальным детским вопросом является

«почему?». Почему тает снег? Почему идёт дождь? Откуда солнышко

приходит и куда уходит?

При организации опытно-экспериментальной деятельности наряду с

традиционными методами и приемами, использую инновационные

технологии воспитания и обучения дошкольников. В процессе

экспериментирования применяю компьютерные и мультимедийные средства

обучения. Намного интереснее не просто послушать рассказ воспитателя о

каких-то объектах или явлениях, а посмотреть на них собственными глазами.

В совместной работе с дошкольниками исследуем свойства песка, воды, льда,

снега, глины, камней. Экспериментируем с водой: меняем цвет,

замораживаем, нагреваем воду. Например, для того чтобы узнать есть ли

воздух вокруг нас предлагаю детям поймать его с помощью пакетов, а затем

определить какого он цвета? Набрав воздух в пакеты, дети рассуждают, что

его можно поймать, значит, он находится вокруг нас и что не имеет цвета.

Так знакомлю детей со свойствами воздуха.

Из опыта "Волшебница - вода" при взаимодействии воды и красок узнали о

её свойстве изменять цвет, опыт «Волшебная рукавичка» помог выяснить

способность магнита притягивать металлические предметы через рукавичку.

При проведении опыта с песком детям было предложено пропустить через

ситечко мокрый песок, а затем сухой – малыши пришли к выводу, что сухой

песок может сыпаться.

Так в опытно-экспериментальной работе «Огород на окне» дети

самостоятельно смогли вырастить из маленьких зернышек зеленые всходы.

Помещая луковицы в разные условия, ограничивая опытные образцы в

свете, тепле, воде, дети наблюдали за их развитием, зарисовывали этапы

роста, скорость выбрасывания перьев лука, их окраску. В итоге был сделан

вывод: корень достаёт из почвы воду и минеральные вещества, для роста

растениям необходимы: вода, тепло и свет.

Дети схематично зарисовали изменения в развитии растений в «Дневнике

наблюдений», что дало им возможность закрепить полученные знания о

росте, развитии растений, понять, как важен уход за ними.

Если ребёнок нуждается в помощи, то я пытаюсь оказать её незаметно, шаг

за шагом подталкивая его к правильному ответу, осторожно поправляя его,

если он делает неправильные выводы, потому что критика или недовольство

воспитателя снижает интерес детей к любой деятельности.

Для успешной реализации поставленных задач, осуществляю тесное

взаимодействие с родителями. Такое сотрудничество определяет творческий

и познавательный характер процесса, развитие творческих способностей

детей, обуславливается его результативность.

Оформляю для них информационные стенды, создаю буклеты, разрабатываю

памятки, провожу индивидуальные беседы, консультации на тему:

«Организация детского экспериментирования в домашних условиях»,

анкетирование для родителей с целью выявления отношения их к поисково -

исследовательской активности детей.

Родители принимают активное участие в конкурсах «Эксперименты дома», в

проектах «Земля – наш общий дом», «Путешествие капельки». Стараюсь

привлечь родителей к активной помощи в решении проблем, связанных с

развитием познавательно-исследовательской активности дошкольников.

Активная совместная работа способствует усилению взаимоотношений

между всеми участниками образовательного процесса.

В любом виде деятельности можно найти много интересного,

занимательного, неизведанного. Благодаря исследовательской деятельности

дети становятся более открытыми, в общем, познают окружающий мир

благодаря собственным ощущениям. Открывают новые ощущения вместе со

мной, с воспитателем. Поэтому хочу отметить, что знания, полученные в

результате познавательно-исследовательской деятельности, переносятся в

дальнейшем, во все виды деятельности и повышают познавательную

активность детей. А значит, это достижение и моего результата. Значит и я,

живя сегодня в настоящем, делаю вклад в наше будущее.

Приобретенный в дошкольном возрасте опыт познавательно -

исследовательской деятельности помогает успешно развивать естественно-

научную функциональную грамотность в школьные годы.



В раздел образования