Автор: Хандархаева Светлана Борисовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №35
Населённый пункт: г. Ангарск
Наименование материала: НАРОДЫЕ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ
Тема: НАРОДЫЕ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ
Раздел: дошкольное образование
НАРОДЫЕ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ
Всесторонне
развитие
ребёнка
невозможно
без
правильно
организованной и достаточной двигательной активности. Растущий организм
ребёнка нуждается в движении, и удовлетворение этой потребности является
важнейшим условием его жизнедеятельности и развития.
Сегодня мы всё чаще обращаемся к опыту наших предков, к истокам народного
образования и воспитания.
Норма и правила, выработанные народной
педагогикой, проверены временем. Одним из таких средств является народная
подвижная
игра.
Она
–
уникальный
феномен
человеческой
культуры,
поскольку у каждой эпохи у каждого конкретного этноса, у любого поколения
есть свои любимые игры. К сожалению, мы должны констатировать, что
народная игра уходит из жизни ребёнка.
Мы
являемся начальным
звеном
образовательной системы.
Один из принципов дошкольного образования
ФГОС ДО направлен на приобщение детей к традициям в различных видах
деятельности. Именно народная игра формирует уважительное отношение к
культуре, создается эмоционально положительная основа для создания и
развития взаимоотношений между детьми. Испокон времен в народных играх
ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, устои, традиции.
Народная подвижная игра выполняет различные функции:
развивающую,
познавательную,
развлекательную,
диагностическую,
корректирующую и служит средством приобщения детей к народной культуре.
К сожалению, кумиры нынешних детей – это Бэтмен, человек-паук, свинка
Пеппа, утка-нос, майнкрафт, хлебоутки, ХаггиВагги. А мы должны вернуть
популярность наших легендарных русских богатырей (Илья Муромец, Добрыня
Никитич, Святогор- Богатырь, сестрица Аленушка, братец Иванушка, Золушка,
крошечка Хаврошечка), которые намного превосходят по своим нравственным
и духовным качествам нынешних киногероев. Поражает разнообразие игр с
мячом у разных народов: у тофалар «стрельба в мишень» (кары адары),
народные игры татар «мяч по кругу» (Теенчекуены), Якутские народные игры
«игра в мяч», «летящий диск» (тэлэрик)
Передовые русские учёные Лесгафт,
Покровский, Гориневский уделяли много внимания сбору и изучению
народных подвижных игр.
Е. А. Покровский горячо отстаивал идею о
национальном характере детских подвижных игр. Он писал, что народные
подвижные игры дают первый толчок дальнейшему направлению характера,
складу ума и призвания отдельных лиц и даже целого народа; именно
национальные
детские
игры
представляют
важнейшее
воспитательное
средство, согласное с духом народа, по подобию того, как того же самого
достигают народная речь, народная поэзия, сказки, поговорки, загадки.
К
сожалению, потенциал русских народных подвижных игр в образовательных
учреждениях используется не в полной мере.
Мы живем в Сибири – крае,
воспетом поэтами. «Нам по сердцу твои метели, морозы лютые зимой,
любимый край берёз и елей, Сибирь мы рождены тобой».
Но
из-за
«этих
самых лютых морозов», очень часто мы сокращаем время прогулок.
Поэтому педагогам необходимо создать условия, чтобы ребёнок чувствовал
себя комфортно и искать новые возможности для оптимизации двигательной
активности. В связи с этим, у нас возникла потребность разработки
мероприятий
по
повышению
двигательной
активности
детей
через
организацию народных подвижных игр
Нами
велась работа по
определению, выбору тематики народных
подвижных игр, отражающих возрастной, тематический, этнопедагогический
подходы.
Этнопедагогический
подход
заключался
в
использовании
адаптированных для младшего возраста народных игр Прибайкалья. Наряду с
двигательными задачами дети закрепляют знания о временах года, растениях,
животных, природных явлениях, также развивается телесно-двигательная
память, мышление, воображение.
Как пишет в своей книге «Сказки народов
Сибири» Г.А. Смирнова «наукой жизни называют бурятские сказки и мифы о
животных, птицах, насекомых».
В русских народных играх очень много
включено потешного фольклора. Тофаларские игры сопровождаются пением,
танцевальными движениями. Можно изобразить танцевальные движения
животных и птиц (танец скакуна, подражание птице – танец лебедей).
Эмоциональный
отклик
у
ребёнка
вызывают
звукоподражательные
и
звукоизобразительные упражнения, игра со звуками.
У
малышей великолепно развито воображение, они могут с удовольствием летать,
как «воробушки», взмахивать руками, как «бабочки крылышками», и т.д. Это
стремление к одухотворению предметов объясняется желанием ребенка
придать изображаемому образу живой характер. В этот момент у него активно
включаются механизмы симпатии, формируя ценнейшие личностные качества:
сопереживание, соучастие, сопричастность к игровым событиям.
За основу мы использовали учебное пособие Л.А.Кананчук, Т.О.
Смолевой, Е. А. и др. «Народные игры Прибайкалья», где представлены
самобытные игры «Зайцы в огороде», «Пастушок», «Гуси», «Кот и мышь»,
«Верблюжонка верблюд ловит», «Ищем палочку», «Игры с рукавицей»,
«Олени и пастухи», «Куропатки и охотники», «Попади снежком в нерпу»,
«Валенок».
Основным условием успешного внедрения народных игр это свободное
владение обширным игровым репертуаром и методикой педагогического
руководства. Необходимо творчески использовать игру как эмоционально-
образное средство влияния на детей.
За время нашей работы по просвещению родителей в вопросах нашей
культуры мы отмечаем, что семейные традиции, в любой форме, и том числе
при использовании народной подвижной игры, сближает всех родных, делает
семью настоящей семьей, препятствует отдалению детей от родителей.
Кроме этого семейные народные традиции позволяют ребенку ощутить
стабильность
жизненного
уклада,
уверенности
в
окружающем
мире.
Формируют знания о народной культуре, пополняют неповторимый, ценный
багаж детских воспоминаний, о которых малыш сможет рассказать своим
детям,
и
возможно
любая
конкретная
семья
будет
использовать,
и
пропагандировать богатство культуры и истории на несколько поколений.
Проведённая работа позволила нам создать картотеку подвижных игр,
народных игр, мотивировать родителей на организацию совместного отдыха с
детьми. Так как, семья была и будет основой воспитания подрастающего
поколения, развивает в себе опыт прошлого и настоящего, а так же служит
мостиком в будущее.
Список литература:
1. Горохова И.В. Народная игра – вид игровой деятельности дошкольника. – 2015 г.
2. Кананчук Л.А., Смолева Т.О. Народные игры Прибайкалья, Иркутск, 2013.
3. Осокина Т.И., Тимофеева Е.А., Фурмина Л.С. Игра и развлечения детей на воздухе.
М.,2013.
4. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка.
М.,2001.
5. Тимофеева Е.А. Подвижные игры с детьми младшего дошкольного возраста. М., 2010.