Автор: Гаврилова Екатерина Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад №10" Радуга"
Населённый пункт: Владимирская область .г. Кольчугино
Наименование материала: статья
Тема: Духовно-нравственное воспитание в детском возрасте .
Раздел: дошкольное образование
Духовно-нравственное воспитание в детском возрасте.
С первых дней своей жизни человек окружен другими людьми. Первый опыт
общения ребенок приобретает еще до того, как научится говорить. С самого
начала своей жизни он включен в социальное взаимодействие. Человек
развивается и совершенствуется под влиянием других людей,
приспосабливается к выполнению в обществе конкретных обязанностей,
несёт за своё поведение, действия и поступки определённую
ответственность. В процессе взаимодействия с другими людьми ребенок
получает определенный социальный опыт, который, будучи индивидуально
усвоенным, становится неотъемлемой частью его личности. Этот процесс
получил название социализации, основным содержанием которого является
передача обществом социально-исторического опыта, культуры, правил и
норм поведения, ценностных ориентаций, кроме того, усвоение их
индивидом.
Младший дошкольный возраст – это особенный возрастной период,
«святой», «хрупкий», самый чувствительный к разнообразным влияниям.
Ребенок впитывает всё новое, как «губка», а значит, все, что он в себя
вбирает, оно становится его частью и начинает определенным образом
влиять на его психическое и духовное развитие.
Ребенок развивается физически, интенсивно развивается и его внутренняя
жизнь, он активно включается в систему поведения, способов общения.
Духовно-нравственное воспитание в детском возрасте является
неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребёнка, необходимой
предпосылкой возрождения отечественной культуры. Качественно новой
ступенью духовно-нравственного воспитания в детском саду является
интеграция его содержания в повседневную жизнь детей, во все виды
детской деятельности и традиционные методики дошкольного образования.
Систематическое духовно-нравственное воспитание ребёнка с первых лет
жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное
формирование личности.
Во все времена нравственная воспитанность считалась огромной ценностью.
В современной России, на фоне социально-экономических изменений, мы
видим, что нравственные ориентиры размыты, подрастающее поколение
можно обвинить в без духовности, безверии, агрессивности. Некоторые
социологи упорно говорят о неизбежности приближающегося духовного
кризиса человечества. Это очень опасно, потому что человек усваивает
нормы и ценности, принятые в обществе. А что усвоит ребенок, которого
часто окружает цинизм, стремление к наживе, насилие и безжалостность к
окружающим? Как избежать этого? Известно, что основные понятия о добре
и зле, сострадании и милосердии, любви и жертвенности, патриотизма
закладываются у каждого человека с раннего детства.
Дети дошкольного возраста должны иметь возможность практически
осваивать и закреплять нравственно-этические нормы, ведущие к овладению
механизмами социальных и нравственно-гражданских отношений между
людьми через активное взаимодействие семьи с дошкольным
образовательным учреждением.
Образовательные учреждения – основное звено в системе воспитания
подрастающего поколения. Перед учреждениями образования и воспитания
ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного
самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в
соответствии с интересами окружающих его людей.